Пояснительная записка
Данный сборник содержит задания коррекционной направленности по предмету математика по таким разделам как: «Нумерация», «Единицы измерения и их соотношения», «Арифметические действия», «Доли и дроби», «Арифметические задачи» для обучающихся 5 класса.
Задания составлены в соответствии с программой Бгажноковой И.М. для специальных (коррекционных) ОУ 8 вида, рабочей программой учителя по предмету, ориентированы на учебник Перова М. Н., Яковлева И. М. Математика 5 класс, для специальных (коррекционных) ОУ 8 вида, с учетом математических способностей каждого класса и отдельного обучающегося. В 5 классе – устный счет в пределах 100 и 1000.
Цель – создать условия для развития памяти, внимания, логического мышления, воображения, навыка счета.
Задания составлены с учетом развития и коррекции по направлениям:
- развития основных мыслительных операций;
- развития различных видов мышления;
- развития речи;
- расширение представлений об окружающем мире и обогащении словаря.
Тема: Все действия в пределах 100
Игра « Назови число».
Назови числа на 1 больше чисел 25,29,40, 67.
Назови «соседей» чисел 80,43,59,13,6.
Какие числа «живут» между 49 и 51, 93 и 95, 17 и 19.
Какие числа «потерялись»: 47,48,49,52,53,55,57,59,62.
Назови числа, которые на один десяток больше чисел 27, 70, 83, 14, 90.
Назови все числа первой сотни, которые оканчиваются цифрой 5. Сколько таких чисел?
Прочитать ряд чисел: 9,8,7,6,5,4,3,2,1.
Что можно сказать об этом ряде чисел?
(эти числа однозначные, они записаны в порядке убывания).
Прочитать ряд чисел: 71,72,73,75,76,7.
Какое число «лишнее»? Почему? Какое число пропущено? Что общего у этих чисел?
На какие две группы можно разделить эти числа? (четные или нечетные).
Соотнесите число 10 с единицами счета
(10 единиц = 1 десяток)
(10 десятков = 1 сотня)
Отнесите это число с единицами длины.
(10 мм =1 см)
(10 см =1 дм)
(10 дм = 1 м)
5.Двум лошадям по норме выдали 6 кг овса в день.
Сколько килограммов овса потребуется 18 лошадям при той же норме выдачи?
Тема: Все действия в пределах 100
1.Счет цепочкой 39 + 9 54- 4
- 10 : 5
+ 2 х 3
: 4 + 8
х 5 - 10
2. В автобусе едут 4 майора, 9 капитанов и столько солдат, сколько офицеров. Сколько военных едет в автобусе?
3. Какие двузначные числа можно записать цифрами 1 и 2; 0 и 1.
4. Считайте единицами от 15 до 25; от 42 до 53; от 68 до 72.
5. Прочитайте числа 81, 49, 36, 72, 30. Назовите наибольшее число, наименьшее. Назвать предыдущее и последующее число.
Тема: Нумерация в пределах 1000
1. Найдите сумму 48 и 7; 35 и 9.
Чему равна разность 53 и 7; 62 и 9?
На сколько 30 больше 20; 8 меньше 18?
Во сколько раз 24 больше 8; 45 меньше 90?
2. Пакет молока стоит 4 р. 50 к., а пакет сметаны дороже на 3 рубля. Сколько стоят молоко и сметана вместе?
3. Считайте десятками до 100. Сколько в одной сотне единиц? Сколько десятков?
Сколько единиц в 2 сотнях? Сколько десятков?
Сколько единиц в 3 сотнях? Сколько десятков?
Сколько единиц в 4 сотнях? Сколько десятков?
4. Считайте сотнями до 1000. Сколько единиц в 1000? Сколько десятков? Сколько сотен?
5. Считайте десятками от 200 до 300 и обратно, от 400 до 500 и обратно.
6. В 1р содержится 100к. Сколько копеек в 2 р, 3 р, 5 р, 10 р.?
7. Сколько см в 1 м, в 2 м, в 3м, 10 м.?
Тема: Нумерация в пределах 1000
1. Прочитать числа и набрать на наборном полотне их: 3,30,300,5,50,500, 4,40,400.
2. Сколько в числе 572 единиц, десятков, сотен; в числе 602?
3. Считайте единицами от 593 до 602 и обратно. Назвать предыдущее и последующее числа числу 600.
4. В букете 3 красных гвоздики, а белых в 2 раза больше. Поставить вопрос так, чтобы задача решалась в одно действие, в два действия.
Тема: Нумерация в пределах 1000
1. Считайте единицами от 365 до 372 и обратно, от 877 до 887, от 495 до 510, от 993 до 1000.
2. Назвать соседей, следующих чисел:…350… …851… …750.. …299… …600… …999…
3. Сколько см в 1 м; 2 м; 3 дм; 5 м; 9 дм; в 1м 10 см; 4 м 20см; 7м 85 см.
4. Вставь пропущенные числа.
564=? + 60 + 4
971= 900 + ? + 1
211=200 + 10 + ?
5. Отложить числа из текста на наборном полотне.
Комнатная муха взмахивает крылышками 352 раза в секунду, шмель 220 раз, пчела- 440 раз, а комар - 550 раз.
Тема: Нумерация в пределах 1000
1. Сравни числа: 589…598 607…670
504…514 438…428
311…301 302…203
2. Реши примеры.
410+1 300-1 599+1
529+1 998+1 711-1
400-1 801-1 700+1
707-1 909+1 101+1
3. Назвать самое маленькое трехзначное число,
самое большое трехзначное число,
число, предшествующее числу 500,
число, следующее за числом 799,
число, стоящее между числами 299 и 301.
4. Тигры достигают 290 см длины. Сколько метров и дециметров составляет длина тигра?
5. Размах крыльев у кондора 275 см. Сколько это метров, дц, и см?
Тема: Мера длины: километр
1. Измерьте длину тетради. Какими мерами вы будете пользоваться?
2. Найдите длину парты. Какими мерами вы будете пользоваться?
3. Найдите длину класса. Какими мерами вы будете пользоваться?
4. Какими мерами пользуются для измерения расстояния от нашего города до столицы нашей Родины, города Москвы?
5. Сравнить: 1 км и 890 м 530 см и 5 м
i. 1000 м и 1км 740 см и 7 м
ii. 450 м и 600 м 9 м и 9 км
Тема: Мера длины: километр
1. Сравнить: 1см 1дм 10см 1дм
1дм 1 м 10дм 1м
1м 1км 1000м 1км
Река Москва протекает в черте города 70 км, а за городом на 40 км меньше. Сколько км течет река за пределами города?
Поставьте другой вопрос к задаче, чтобы она решалась в два действия.
3 . Вырази в более мелких единицах измерения.
5м 30см
6дм 7см
4см 5мм
4.Вырази в более крупных единицах измерения 70 мм, 200 см, 60 дм, 1000 м
5.Бригада рабочих должна была отремонтировать 800 м дороги, а отремонтировала на 200м больше. Сколько метров дороги отремонтировала бригада? Сколько это километров?
Тема: Образование дробей
1.Найти закономерность в двух первых треугольниках. Как связаны между собой числа? Вместо знаков вопроса назвать нужные числа.
2. Все слагаемые из первого здания записать в порядке возрастания. Ответы записать в порядке убывания.
3. Разделить квадраты на 2 равные части, каждое деление должно быть отлично от предыдущих.
Повторить свойства квадрата.
Он давно знакомый мой.
Каждый угол в нем - прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад:
А зовут его квадрат.
Тема: Образование дробей
1. Квадраты разделены на равные части.
Обозначить каждую часть. Какие части (доли) получили? Назвать дроби и в них числители и знаменатели. Что показывает знаменатель, что - числитель?
2.Сколько дециметров в 1м, в 1/2м, в 1/5 м.
Сколько секунд в 1мин., в 1/3 мин, в 1/20 мин.?
3.У маленького Миши было 4 бумажных самолетиков. Одну четвертую часть этого количества он уже запустил с балкона. Сколько самолетиков ему осталось запустить?
Тема: Образование дробей
1. Прочитать дроби: 1/7; 3/8; 11/2; 1/9; ¾
Назвать числители, знаменатели этих дробей.
Что показываем числитель второй дроби? Знаменатель четвертой дроби?
2. Сколько часов в 1 сутках? В 1/6 сут? В ½ сут?
3. Шарик в Простоквашине создал ферму. Там он выращивает телят и козлят. Сейчас у него на ферме 36 телят, а козлята составляют ¾ количества телят. Сколько козлят на ферме у Шарика?
Тема. Сравнение дробей
1. Как называются числа 6,2,3.?
Как называются числа 1/3; ¾; 5/8; ½?
Как можно назвать дробь ½?
Назвать числитель и знаменатель каждой дроби?
Что они показывают?
2. Рассмотрите рисунок
Какая часть квадрата закрашена? Какая часть квадрата не закрашена? Сравнить закрашенную часть с не закрашенной.
3.У Пятачка был день рождения. И вот в свой день рождения он ждет гостей, но кто именно придет он точно не знает. Первым пришел ини-Пух. Пятачок подумал, что торт придется делить на две части – тогда сколько получит каждый? Но тут появилась…
(Дети помогают рассказывать сказку до конца. Они рассказывают, что появилась Сова, и торт придется делить на три части. Но тут приходит Кролик (1/4), а затем Ослик (1/5). Сравнить полученные дроби: ½ и 1/3; 1/3 и ¼; ¼ и 1/5.
4. Назвать дроби в порядке возрастания 9/12. 3/12, 4\12, 8/12, 2/12, 11/12
Не тот арифметик,
Кто в целых ответчик,
А в долях ничтоже
Отвечать возможе.
(русский математик Магницкий)
Тема. Сравнение дробей
1. Расположите частные в порядке убывания и узнайте имя русского путешественника ХV века, который первым из россиян побывал в Индии. В какой книге он описал свое путешествие?
А | Ф | А | Н | А | С | И | Й |
Н | И | К | И | Т | И | Н |
Тверский купец отправился в 1466 году в Индию через Иран по торговым делам, по пути был ограблен. В Индии пробыл три года. Записывал впечатления о городах, людях, природе. По пути домой умер в Смоленске. Товарищи отвезли его записи Ивану III. Они вошли в летопись и известны как книга “Хождение за три моря”.
2. Назвать частные в виде дробей и расположить их в порядке возрастания. Тогда можно узнать имя древнегреческой музы – покровительницы астрономии, путешествий географии (Урания).
Греки изображали ее в виде женщины с глобусом в руке.
А 15 : 34 Р 8 : 24
Я 33: 34 Н 21: 34
У 2 : 34 И 30 : 34
3.Скорость автобуса 54 км/ч, а скорость пешехода составляет 1/9 скорости автобуса. Найти скорость пешехода.
Тема. Сравнение дробей
1. Сравнить дроби 2/11 и 5/11, 8/17 и 2/17 , ¾ и ¼, 11/3 и 11/5, 19/2 и 19/8, 10/3 и 10/7
2. Назвать дроби: 2/7, 3/7, 5/7, 7/7, 6/7, 1/7, 4/7 - в порядке
а) возрастания
б) в порядке убывания.
Объяснить, как получить самую маленькую и самую большую дроби из данных.
3. Разделить квадрат на 4 равные части. Какие доли получили? Сколько четвертых долей в единице?
Сколько в единице третьих, пятых, двадцатых, седьмых долей? Как записать ответы в виде равенств?
4.Известно, что скорость гепарда 110 км/ч, а скорость жирафа составляет ½ скорости гепарда. Найти скорость жирафа.
Тема: Римская нумерация
Современные цифры 1, 2…9, 0, которыми пользуются большинство народов мира, были приняты в Индии, потом ее переняли арабы, и от арабов она уже перешла к нам. Поэтому мы называем наши цифры арабскими. Есть еще цифры римской нумерации, которые произошли от палочек, показывающих количество предметов 1- I 2- II и т.д. Со временем некоторые знаки видоизменились.
1. Заполни пропуски римскими цифрами.
2. Переложить по одной палочке, чтобы равенства стали верными.
VI – IV = IX [ V + IV = IX ]
VI – IV = XI [ VI + V = XI ]
X + X = I [ X – IX = I ]
Тема. Меры времени. Год.
1.Назвать какой месяц в году является пятым, третьим, первым, седьмым, десятым, восьмым.
2.Назовите:
а) летние месяцы,
б) зимние месяцы.
3.Поставить порядковые номера дней недели арабскими и римскими цифрами.
Вторник –
Суббота –
Среда –
Понедельник –
Четверг –
Воскресенье –
Пятница –
4.Сколько часов составляют: ½ сут., ¼ сут., 1/6 сут., 1/8 сут.
5.Заполни пропуски.
Мы живем в ____ веке. Сейчас _______ год, _____месяц, ______число. Часы показывают _____ часов ______ минут. Через ______ минут начнется новый час. Через _____ часов______минут начнутся новые сутки. До следующего ________ года осталось_______ дней.
Тема. Проверка умножения
1.Сравнить ответы.
24 х 2 и 2 х 24; 13 х 3 и 3 х 13; 42 х 2 и 2 х 42.
Дополнить высказывание.
Чтобы умножение проверить умножением, надо …
2.Решить примеры и проверить умножением.
122 х 2; 312 х 3; 233 х 3; 5 х 111; 4 х 222.
3.Найти произведение удобным способом.
2 х 2 х 3 х 3 х 5 х 5 2 х 3 х 5 х 7 х 5
2 х 2 х 5 х 2 х 2 х 5 2 х 5 х 3 х 7 х 2
4.На две пары варежек пошло 242 грамма шерсти. Сколько граммов шерсти пошло на одну пару варежек?
5.Книга меньше, чем тетрадь. Альбом меньше, чем книга. Что больше всего?
Тема. Проверка умножения
1.Реши примеры по образцу.
12 х 3 = 36 22 х 2; 132 х 3; 222 х 4
36 : 3 = 12
36 : 12 = 3.
2.Дополнить высказывание.
Чтобы умножение проверить делением, надо …
3.Решить примеры и проверить делением.
124 х 2; 321 х 3; 111 х 9; 0 х 243.
4.Составить задачу по краткой записи.
Плотники за 4 дня получили 844 рубля
Каменщики за 3 дня 693 рубля
1плотник
на ?
1каменщик
Тема. Проверка умножения
1.Беглый счет.
848 122 424
: 2 х 3 х 8
- 4 : 6 : 2
х 2 х 2 : 4
+ 20 : 2 х 0
: 2 х 3 : 5
2.Выполнить умножение и решение проверить.
322 х 3; 111 х 5; 211 х 4; 324 х 2
3.Решить задачу с проверкой.
Завод изготовил за один месяц 124 станка, а за второй в 2 раза больше?
Сколько станков изготовил завод во втором месяце?
Тема. Проверка деления
1.Сравнить выражения.
248 : 2 = 124 и 124 х 2 = 248
Решить примеры по данному образцу.
484 : 2; 969 : 3; 555 : 5; 248 : 2.
2.Дополни высказывание.
Чтобы проверить деление умножением, надо …
3.Решить и проверить умножением.
624 : 2; 884 : 2; 936 : 3; 844 : 4.
4.В 4 шкафах 484 книги. Сколько книг в одном шкафу?
Составить обратную задачу.
Тема. Проверка деления
1.Выполнить действия.
484 : 4 х 3; 999 : 9 х 5; 121 х 4 : 2;
322 х 2 х 0; 848 : 4 х 2; 122 х 2 : 1.
2.Решить примеры по образцу.
24 : 6 = 4 24 : 4 = 6
12 : 3; 48 : 6; 36 : 9; 70 : 7.
3.Дополнить высказывание.
Чтобы деление проверить делением, надо …
4.Решить примеры и проверить делением.
48 : 4; 32 : 8; 36 : 3; 50 : 5.
5.На ярмарку привезли 124 кг винограда, а слив в 2 раза больше. Сколько кг слив привезли на ярмарку?
Литература
1. Козлова М.А. Я иду на урок.
2. Игнатьев В.А. Сборник задач по арифметике для устных упражнений.
3. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей.
4. Н.Г. Уткина и др. Дидактический материал по математике
5. Перова М.Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе
6. Хилько А.А. Изучение математики во вспомогательной школе.
7. Журнал «Дефектология» № 5, 1994 г.; № 2, 1995 г.
8. Журнал «Начальная школа» № 4, 1994 г.
Пояснительная записка
Данный сборник содержит задания коррекционной направленности по предмету математика по таким разделам как: «Нумерация», «Единицы измерения и их соотношения», «Арифметические действия», «Доли и дроби», «Арифметические задачи» для обучающихся 5 класса.
Задания составлены в соответствии с программой Бгажноковой И.М. для специальных (коррекционных) ОУ 8 вида, рабочей программой учителя по предмету, ориентированы на учебник Перова М. Н., Яковлева И. М. Математика 5 класс, для специальных (коррекционных) ОУ 8 вида, с учетом математических способностей каждого класса и отдельного обучающегося. В 5 классе – устный счет в пределах 100 и 1000.
Цель – создать условия для развития памяти, внимания, логического мышления, воображения, навыка счета.
Задания составлены с учетом развития и коррекции по направлениям:
- развития основных мыслительных операций;
- развития различных видов мышления;
- развития речи;
- расширение представлений об окружающем мире и обогащении словаря.
Тема: Все действия в пределах 100
Игра « Назови число».
Назови числа на 1 больше чисел 25,29,40, 67.
Назови «соседей» чисел 80,43,59,13,6.
Какие числа «живут» между 49 и 51, 93 и 95, 17 и 19.
Какие числа «потерялись»: 47,48,49,52,53,55,57,59,62.
Назови числа, которые на один десяток больше чисел 27, 70, 83, 14, 90.
Назови все числа первой сотни, которые оканчиваются цифрой 5. Сколько таких чисел?
Дата: 2019-07-24, просмотров: 225.