Возрастные особенностей детей 10-12 лет
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

                                       Физические:

-очень энергичны;

- больший самоконтроль;

- физические навыки, ловкость и сила оказывают огромное влияние на статус среди сверстников и на собственное мнение о себе;

- у девочек резкий рывок в росте: они выше, тяжелее, часто сильнее мальчиков, часто превосходят мальчиков в спортивном мастерстве: у девочек начинают разви­ваться вторичные половые признаки;

- у мальчиков период замедления роста;

- непропорциональное развитие вызывает чувство неуклюжести, неловкости.

                           Умственные:

- бойки;

- любят устанавливать и систематические факты;

- любят учить наизусть;

- обожают рассказы;

- жадный интерес к людям, текущим событиям, природе;

- начинается формирование независимого критического мышления.

                          Эмоциональные:

-настроение подвержено колебаниям, но младшие обычно веселы, беззаботны; -нацелены более на действие, чем на размышление;

- сильные чувства симпатии и антипатии;

- старшие чувствительны к обидам и критике; подвержены ревности;

- время от времени непродолжительные взрывы гнева и агрессии;

- снимают напряжение с помощью физической активности.

                             Социальные:

- хотят иметь много друзей, но и хотят иметь и одного лучшего друга своего пола;

- девочки предпочитают небольшие тесные группы сверстниц; мальчики образу­ют    

 более крупные и менее спаянные группы;

- делятся с друзьями «тайными» и многими личными сведениями;

- часто дерутся и спорят со сверстниками;

- с восторгом участвуют в командных играх;

- уважают учителей, их мнение ценят выше, чем мнение родителей;

- любят дразнить друг друга, гоняться друг за другом, возиться, толкаться и т.п.

                                 Духовные:

- способны выносить ценностные суждения о собственных поступках;

- их часто ставит в тупик проблема добра и зла;

- элементарное понимание этических понятий.

Возрастные особенностей детей 13-15 лет

                                     Физические:

- девочки на 2,5 года опережают в развитии мальчиков; -улучшается координация;

- самооценка мальчиков связана с их физическим развитием;

- интересы мальчиков и девочек различны;

- обычно неуклюжи;

- изменение сердечно-сосудистой системы вызывает недостаточное снабже­ние

мозга кровью, из-за чего повышается утомляемость;

- чувство неуклюжести, повышенная возбудимость.

                             Умственные:

- имеют цепкую память;

- мыслят в основном конкретно;

- независимое, критическое мышление;

- ярко выражены познавательные интересы;

- умственное восприятие;

- часто подвергают сомнению авторитеты.

                         Эмоциональные:

- недостаточная уверенность в себе;

- подвержены интересам и непредсказуемы; -нуждаются в возможности побыть одному;

- часто чувствуют непонимание со стороны взрослых и сверстников;

- испытывают потребность в общении «на равных» по отношению к взрослым.

                                     Социальные:

- более независимы;

- формируется чувство «взрослости»;

- подчиняются группе;

- повышенная приспособляемость подростков по отношению к подростко­вым

компаниям;

- интерес к чему-либо определяется возможностью общения со сверстниками;

- сильные связи со сверстниками.

                            Духовные:

- бьются над трудными вопросами;

- начинают думать, что значит любить других, не только применительно к себе;

- начинают формировать мировоззрение;

- начинают рассматривать свои таланты.

72

Декларация прав ребенка

 Генеральная Ассамблея ОНН провозглашает настоящую Декларацию прав ре­бенка с целью обеспечить детям счастливое детство и пользование, на их собствен­ное благо и на благо общества, правами и свободами, которые здесь предусмотрены, и призывает родителей, мужчин и женщин как отдельных лиц, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства к тому, чтобы они при­знали и старались соблюдать эти права путем законодательных и других мер, посте­пенно принимаемых в соответствии со следующими принципами:

          Принцип 1

Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без раз­личия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, по­литических или иных убеждений....

          Принцип 2

Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная за­щита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства.

        Принцип 3

Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

       Принцип 6

Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании...

      Принцип 7

Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, кото­рые были бы направлены на цели, преследуемые образованием и воспитанием....

      Принцин 8

Ребенок должен при всех обстоятельств быть среди тех, кто первым получат за­щиту и помощь.

     Принцип 9

Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестоко­сти и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме...

       Принцип 10

Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять рассовую, ре­лигиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвя­щаться служению на пользу других людей.

Отрядное дело – это важно

Детей в лагере обязательно нужно занимать. Незанятый ребенок - это источ­ник повышенной опасности. Как для самого себя, так и для окружающих. Он в любой момент может выбежать, сломать, залезть, свалиться, поджечь, застрять, порезать, уронить, перепачкаться, заплакать и т.д. Устранить эти опасности за­претами под угрозой наказания еще некому и никогда не удавалось. Поэтому не стоит и пытаться: проверено - ничего не выйдет. Лучше сразу подумать, а чем, собственно, их можно занять?

Как показывает опыт вожатых, чьи дети не ломают ног и не взрывают корпу­сов, самый оптимальный выход - это отрядные дела. В большом количестве и в ассортименте. Правда, дело делу рознь.

Итак, не забывайте, что в огромном море-океане отрядных дел есть следую­щие:

1. Если вашему отряду захотелось подумать, вы можете провести «Что? Где? Когда?», «Сыскное бюро», «Верю-не верю», «Блеф-турнир» или просто тест «Насколько вы гениальны».

2. Если захотелось поиграть в коллективные игры: «Поступление в театраль­ное училище», «Гиннес-шоу», «Любовь с первого взгляда», или устроить целое цирковое шоу с подготовкой и визитки каждой комнаты. А можно провести те­матический день (День Сурка, День шпиона, Шишкин день).

3. Если вам взгрустнулось и захотелось подумать о вечном. Во-первых, по­думайте лучше о сладком. А если не помогло, вы можете провести «Подводную лодку», «В созвездии лебедя», «Сириус», «Города», а также дебаты, суды, тема­тические вечера пр. и пр.

4. Если вы готовы узнать получше ваш отряд, испытайте его «Сказочными шахматами», «Шашками», попробуйте провести «Гость с Марса», «Кельтское колесо», «Стратегическое эстафеты», «веревочный» курс. Если у вас не много времени ограничьтесь играми «Акула», «Следователь», «Солнце и планеты», «Семейное фото», «Пишущая машинка».

5. Есть еще также такие зачуцительные игры, как «Гномики и великаны» («Мой лучший друг»), «Мафия», «Ночь Триффидов», «Спасатели».

6. Не забывайте и о простых двигательных радостях. «Веселые старты», со­ревнования по самым невозможным видам спорта, «Казаки-разбойники», «Цепи кованные», «Вышибала» («Снайпер») и т.д.

Главное начать... И не забывайте, что все дела это части вашей отрядной идеи, ступеньки в реализации отрядной программы и достижения определенной цели.

Утро вечера...

Настроение отряда полностью зависит от внутреннего состояния вожатого.

                     Утро.

Действие 1. Услышав звонок будильника, постарайся улыбнуться над этой шуткой: три часа сна так быстро пролетели, что осталось только ощущение, ты просто медленно моргнул.

Действие 2. Если ты не понял штуки, подойти к зеркалу и улыбнись увиден­ному.

Действие 3. Если 1-е и 2-е действие не помогай, и ты не заулыбался, значит улыбнись над тем, что у тебя абсолютно отсутствует чувство юмора.

Действие 4. Полностью приведи себя в порядок (ты же по утрам не выходишь на лестничную площадку в халате или пижаме), дети не готовы смотреть по утрам фильм ужасов с вами в главной роли.

Правило. Когда собираешься по утрам, постарайся не разбудить своего напар­ника, не говоря уже о детях. Громко не разговаривай и не пой песен.

Действие 5. Выйди из вожатской, сделай глубокий вздох и подумай, что до конца рабочего дня осталось всего 18 часов, а потом ты снова сможешь лечь спать.

О детях серьезно.

Зайдя в комнату, не кричи «Подъем!», «Полундра!» и т.п.

Желая ребенку доброго утра, не буди спящего рядом.

Пожелай каждому ребенку доброго утра.

Обязательно улыбайся и говори тихим, нежными, ласковым голосом (незави­симо от того, как этот ребенок вчера засыпал).

73

У природы нет плохой погоды. Открой шторы и скажи, что погода классная, даже если на улице дождь или снег.

Не повышай голоса на тех, кто сразу не встал.

Перед тем, как отправиться с отрядом на зарядку, собери всех в холле. Посмо­три на них, покажи себя и еще раз пожелай доброго утра. Удачи тебе в сегодняшнем дне.

                             Вечер.

На тихой ноте закончи огонек. Чем тише в отряде, тем спокойней отбой.

Сам пройди и выключи свет в палатах, когда дети улягутся.

Удели внимание каждому ребенку. Пожелай спокойной ночи, поправь одеяло, накрой поплотнее, повесь раскиданную одежду, сложи красиво покрывало. Не ру­гай за беспорядок (скоро его не будет).

Выходя из комнаты и закрывая дверь, скажи «До завтра, малыши, солнышки, ребятишки...»

Не уходи в вожатскую, пока не уснул последний ребенок.

 

 Традиционные конструктивные обращения педагогов с детьми

Не шумите Громко не разговаривайте Не смейтесь Не уходи один Не груби Не плачь Не переживай Не ссорьтесь Не прыгай, не крутись Не отвлекайся Не мешай другим Не молчи Никуда не уходите Не деритесь Не шалите Не перебивайте Не сорите Не выходите за территорию Не спорьте Не упади Не отказывайтесь участвовать Не трогайте Не опаздывайте Не брызгайтесь Не бегите ведите себя тихо говорите шепотом отнеситесь к этому серьёзно подожди нас пойдём все вместе будь вежлив успокойся, вытри глазки забудь об этом играйте мирно, дружно, помиритесь сиди спокойно будь внимателен займись делом ответь, скажи оставайтесь на месте решайте проблемы мирно ведите себя спокойно дослушай, сначала послушай мусор выбросите в урну, убери за собой находитесь только на территории придите к единому мнению будь осторожнее, держись крепче будьте коллективом положите на место приходите вовремя умывайтесь аккуратнее идите рядом с вожатым

Примерные ежедневные планы анализа и самоанализа

Выполнены ли задачи, поставленные в этот день? Что удалось выполнить, а что нет?

Какое дело или событие было наиболее важным в плане реализации отрядной программы:

- основные этапы этого дела;

- как действовали в этом деле ребята, отношения ребят к делу;

- приходилось ли вам вносить корректировки в ходе дела, чем это было

- обосновано, что это дало.

Анализ ситуации (при наличии такой в дне):

- краткое содержание ситуации и ее участники;

- в связи с чем возникла эта ситуация;

- как проявили себя участники ситуации, их поступки;

- итог и выход из ситуации.

Общая характеристика прожитого дня:

- был ли отряд собран;

- произошли ли изменения в отряде;

- кто обратил на себя внимания;

- как изменились ребята, внимание на которых раньше не обращали;

- удался ли день в целом;

- что дал нового этот день вам как вожатому;

- мысли и задачи на день завтрашний.

Общие выводы (цель = результату?).

Примерный ежедневный план анализа и самоанализа

 Анализ собственной педагогической деятельности осуществляется ежедневно и является основной для совершенствования текущей работы с детьми, позволяет вскрыть недостатки в этой работе их возникновения

Что анализировать?

Отдельные отрядные дела, их эффективность, изменение позиции и настроение детей, состояние межличностных отношений в отряде, вы­полнение единых норм и педагогических требований, активность вклю­чения детей в те или иные виды деятельности, состояние здоровья детей.

74

На основе чего?

Постоянные личные наблюдения, беседы с детьми, обмен мнениями с напарниками, спортинструкторами и другими педагогами, диагностика (анкеты, цветопись).

Предполагаемая схема анализа\самоанализа дня.

Выполнены ли задачи, поставленные в этот день? Выполнен ли план работы на день? Что удалось выполнить, а что нет?

Какое дело или событие было наиболее важным в плане реализации отрядной программы:

- основные этапы этого дела;

- как действовали в этом деле ребята, отношения ребят к делу;

- приходилось ли вам вносить корректировки в ходе дела, чем это было

- обосновано, что это дало.

Анализ ситуации (при наличии такой в дне):

- краткое содержание ситуации и ее участники;

- в связи с чем возникла эта ситуация;

- как проявили себя участники ситуации, их поступки;

- итог и выход из ситуации.

Общая характеристика прожитого дня:

- был ли отряд собран; произошли ли изменения в отряде;

- кто обратил на себя внимания;

- как изменились ребята, внимание на которых раньше не обращали;

- удался ли день в целом;

- что дал нового этот день вам как вожатому;

- мысли и задачи на день завтрашний.

Общие выводы.

Шпаргалка «Итоги дня»

1. Удалось ли выполнить поставленную задачу?

2. Какие события дня в отряде переживались как эмоционально положительные?

3. Какие взаимоотношения выстраиваются между детьми?

4. Что мешает сплочению отряда?

5. Кто из детей сегодня обратил на себя внимание? Почему?

6. Правильно ли была выбрана моя позиция? Почему у меня не все получилось?

7.   Мое решение на завтра: какую позицию избрать, на кого из детей надо обратить особое внимание.                            

Ежедневный анализ и самоанализ деятельности студента-практиканта

 Анализ собственной педагогической деятельности осуществляется ежедневно и является основной для совершенствования текущей работы с детьми, позволяет вскрыть недостатки в этой работе.

Что анализировать?

Отдельные отрядные дела, их эффективность, изменение позиции и настроение детей, состояние межличностных отношений в отряде, вы­полнение единых норм и педагогических требований, активность вклю­чения детей в те или иные виды деятельности, состояние здоровья детей.

На основе чего?

Постоянные личные наблюдения, беседы с детьми, обмен мнениями с напарниками, спортинструкторами и другими педагогами, диагностика (анкеты, цветопись).

Примерный план отчета по практике обучающегося

Первая часть носит вводный характер. Описывается структура лагеря, отражаются режимные моменты и психологическая атмосфера в ДОЛ.

1 Место прохождения практики. Ведомственная принадлежность ДОЛ.

2 Календарные сроки практики.

3 Структура лагеря.

4 Руководство лагеря, педагогический коллектив,.

5 Психологическая атмосфера.

6 Режим лагеря.

7 План-сетка (график) обще лагерных мероприятий.

Вторая часть состоит из индивидуального графика работы обучающегося , в котором перечислены самостоятельные занятия с детьми, лагерные мероприятия и какой личный вклад в данное мероприятие в качестве вожатого отряда внёс обучающийся, зачётное мероприятие, какие конкретные выводы сделаны.

1. Цели, задачи, виды деятельности обучающегося, план-сетка отрядных мероприятий или календарно-тематический план творческого объединения (кружка), если студент работал в качестве руководителя творческого объединения (кружка).

2. Реализация задач, особенности и содержание организационного периода смены через конкретные мероприятия, результаты. Первые впечатления от знакомства с детьми.

3. Реализация задач, особенности и содержание основного периода смены через конкретные мероприятия, результаты.

4. Реализация задач, особенности и содержание заключительного периода смены через конкретные мероприятия, результаты.

5. Особенности общения практиканта с детьми, их родителями, руководством ДОЛ, сотрудниками, коллегами: наличие контакта.

6. Методы и приёмы, эффективно-используемые обучающимся     для достижения цели практики.

7. Особенности профессиональной подготовки педагогов, которые произвели на обучающегося наиболее сильное впечатление.

8. Уровень подготовки обучающегося к реализации цели практики: 

- определение путей решения задач практики;

- самоанализ педагогической деятельности, трудности, возникшие в ходе практики , пути их преодоления;

- характер помощи, оказанной обучающемуся  преподавателями колледжа, руководством ДОЛ;

- уровень освоения обучающимся  ОК и ПК.

75

9. Оценка роли практики в профессиональном росте обучающегося .

В третьей части – основной представлены социально – психологические портреты детей одного из трех возрастов:

- второй период детства – 6-10 лет

- подростки – 11-15 лет

- юношество – 16-20 лет

            В этом помогут ежедневные: наблюдения, общение, мероприятия, игры с детьми.  

Четвертая часть – выводы по итогам практики (цель = результату?).

           Отчёт обучающегося должен быть в сопровождении мультимедийной презентации как иллюстрации выступления обучающегося на итоговых аналитических мероприятиях (в соответствии с требованиями).

 

 

76

Дата: 2019-07-24, просмотров: 167.