- Уважай каждого человека!
- Относись к другому добро
желательно – не говори и ближнем плохо.
- Старайся даже в самом плохом найти что-нибудь хорошее.
- Думай хорошо о всех – плохо не думай ни о ком.
- Всегда делай первый шаг к примирению.
- Не вноси разлада в отношения между людьми.
- Не обижай.
- Прощай все и всем.
- Попроси прощения, если обидишь словом.
- Не держи в сердце обиду.
- Не повышай голоса.
- Не сквернословь.
- Не будь причиной слез.
- Успокаивай и будь добрым.
- Всегда действуй на пользу ближнему.
- Всегда спеши с помощью, советом, искренним сочувствием, утешением.
- Трудись добросовестно, ведь плодами твоего руда пользуются другие, так же как и ты сам пользуешься трудом других.
67
Отрядные огоньки в ДОЛ
«… Огонь – мыслитель и союзник
Святого духа, что почует
Благую жажду – воспылать
И миру Жар любви отдать…»
З. Душкова
Нет более важного дела в смене, чем правильно проведённый вечерний огонёк. Никакой, даже самый насыщенный день не имеет ни смысла, ни пользы, если он со всех сторон, самым тщательным образом не оценён, не разобран по косточкам и из всего не сделано обобщающих выводов.
Вечерний огонёк-это почти семейное, домашнее дело. На огоньке должно быть тепло, уютно и душевно. Отряд общается.
Быть может в течение дня кто-то из ребят не смог себя проявить, побыть в центре внимания, но дать свою оценку и быть внимательно выслушанным он имеет полное право. Не жалеете времени и сил на огоньки!
День, не завершившийся огоньком, можно выбрасывать на свалку!
Педагогический смысл огонька - научить детей осмыслению жизни, привить навыки коллективного анализа и, наконец, воспитать в них культуру общения научить искусству разговора.
Огонёк - это конкретное воплощение в жизнь принципов самоуправления: сами планируем, сами организуем, сами проводим, сами обсуждаем. На «огоньке» идут самые важные разговоры о семейных делах, трудностях, конфликтах. Здесь мечтают, спорят, поют любимые песни.
Огонёк - это тесный круг друзей. Каждый может сесть, где ему нравится, с кем ему хочется. В круге каждый видит глаза и лица своих товарищей. У круга нет начала и нет конца - одна непрерывная цепь, по которой проходят токи духовного напряжения, общей мысли, чувства, тепла.
Для вечернего огонька существуют правила:
· Дети должны быть заранее настроены и готовы к огоньку.
· Все: и дети, и взрослые располагаются на одном уровне вокруг огня, который находится в центре.
· Дети и вожатые должны выполнять законы (они могут формироваться по мере надобности):
ü «Когда говорит один - все молчат»
ü «Никого не осуждаем. Нет плохих людей, есть плохие поступки»
ü «Закон свободного микрофона»
ü «Всё сказанное на огоньке не должно «выноситься» за его пределы»
ü «Огонёк-это не встреча в кафе, здесь не едят и не танцуют»
ü «Через центр круга переходить нельзя»
Огонёк проводится в располагающей обстановке, у костра или при свечах. Пока не все собрались, поют тихие, спокойные песни.
Основной, самый главный элемент огонька - анализ прожитого дня
Огонек – это один из способов работы вожатого с отрядом, позволяющий создать единый сплоченный коллектив среди ребят, настроить его на решение определенных задач, помочь ребятам научиться сотрудничеству и почувствовать силу единения.
На огоньке формируются ценности отношений подростков к себе, к другим, к окружающему миру, проходит обсуждение и анализ прожитого дня, и многое другое. Проходит он в специально организованной, продуманной и располагающей к душевному общению атмосфере. Прекрасно и незабываемо время, проведенное летним вечером у костра. Кто не любит глядеть на огонь на его удивительные и неповторимые движения пламени? Надолго запоминаются тепло у костра и те неторопливые разговоры, собиравшихся в круг друзей, песни и, конечно, ночное небо, все в крупных и ярких звездах. Уходит суета, приходит покой и что-то прекрасное и светлое оживает в сердце каждого сидящего у костра. Создается особая атмосфера дружбы, единения и любви друг к другу, в которой есть что-то таинственное и сказочно-прекрасное.
При проведении огоньков важно:
1. Образовать круг общения (желательно присутствие всего отряда).
В круге нет первых и последних, все равны между собой. В круг входят по доброй воле. Он помогает ощутить единение, защиту, тепло, получить энергию добра, радости и всего того, чем будет наполнен ваш круг.
2. Выбрать место проведения – оно должно быть удобным, безопасным, любимым своим отрядом.
3. Определить время проведения. Проводится, как правило, вечером (желательно у костра либо в центре круга ставится свеча).
4. Выбрать символ круга, дающий право говорить. Символом может быть любой предмет 9хорошо, если он устремлен к высшему, красоте, добру, свету, любви, миру). Символ идет по кругу по часовой стрелке.
5. Вожатый ведет Огонек, начинает и заканчивает его. В заключительном слове он обобщает услышанное и дает пищу для размышлений.
6. Разговоры ведутся негромко (в полголоса). Один говорит, а все молча слушают. Нельзя заставлять или запрещать говорить (время может быть ограничено для 1 говорящего, не более 1 минуты или по решению отряда больше). Если не хочешь говорить, можешь промолчать, передав символ огонька рядом сидящему. Откровенность – норам разговора.
7. Песни исполняются тихие, лирические.
8. Благо-дарение – это великий акт дара благодати друг другу.
9. Вводить правила поведения на огоньке можно через традиции и ритуалы.
10. Не должно быть подмены огонька пением песен, чтением стихов, хотя начать им или закончить – только приветствуется.
11. После огонька все разговаривают вполголоса.
Формы Огоньков:
1. Огонек знакомств: «Расскажи нам о себе», Он определяет эмоциональный настрой и содержание взаимоотношений в первые дни жизни отряда. Это сев: «Что посеешь, то пожнешь». Цель: сформировать у каждого ребенка представлений об отряде, вожатом. О себе в этом отряде.
2. Огонек прощания: «С любимым не расставайтесь» или «Встречи нам суждены». Это итоговый огонек, это мечты о прекрасном будущем, это все самое лучшее, что вы можете подарить друг другу (слова, стихи, песни, подарки изготовленные своими руками, символы смены и т.д.)
3. Огонек тематический, посвященный определенной теме связанной с планами лагеря или отряда, или в соответствии с назревшей ситуацией:
- «Мы на свете родились, чтобы радостно жить!» - анализ прошедшего дня.
- «Все начинаются с любви…» - разрешение конфликтных ситуаций.
68
В общем формы и темы, как правило, вам подскажет жизнь в отряде, если нет – есть методист, старший педагог, зам. директора по УВР.
Какие бы ни были цели и задачи Огоньков, их формы, они всегда должны создавать гармонию, оптимизм, устремлять в будущее, устранять печаль и дарить всем ожидание чего-то прекрасного.
Деловые советы бывалых вожатых
Помни, каждый 7-й день в смене является необычным (особенным), позволяющим решить любые задачи, возникшие к этому времени в коллективе. Именно в этом дне заложены вес возможности, помогающие перевести, при правильном подходе, любые взаимоотношения в коллективе на новый, более высокий, уровень.
В эти дни необходимо проявлять особую внимательность и осторожность, быть предельно тактичными доброжелательными.
Основой всех напряженных ситуаций, касающихся взаимоотношений, является фиксация внимания участников ситуации на личных переживаниях, на себе, что проявляется, как правило, в обидах. В связи с этим самое главное, в любых подобных ситуациях, это необходимо изменить фокусировку внимания. Для этого можно воспользоваться различными приемами, например:
- Попросить помолчать;
- спеть общую песню;
- Сделать «Дорогу добра» для того, кто вошел в состояние конфликта;
- Провести игру «Приз-сюрприз» и др.
Пожалуйста, обрати на это внимание и для улаживания конфликтных ситуаций используй неожиданные приемы, помогающие разрядить обстановку.
Качество вожатого, способствующие развитию конфликта: обида, осуждение, подозрительность, сомнение, раздражение, злопамятство, неисполнение своих обязанностей, равнодушие, жесткость.
Помни:
1. В лагере главное:
- ребенок в деле;
- его поступки;
- его отношение к делу, к товарищам по отряду, к взрослым людям;
2. Сделай так, что бы каждый был нужен всем.
3. Главное достоинство вожатого- чувство справедливости.
4. У нас вожатых всегда должна быть активная позиция добра!
5. Не играй в друзья с детьми. Будь им другом.
6. Не делай ничего за ребят, делай с ними.
7. Знай, скучная жизнь у ребят в отряде бывает только у скучного вожатого.
8. Если находишься рядом с детьми – пусть у тебя будут
- приветливое лицо;
- доброе сердце.
9. Если дети вместе с тобой трудятся, играют, поют, смеются, ты – победитель.
10. Если ребенку плохо – поставь себя на его место.
11. Если ребенку добиться успеха – советуйся с ребятами.
12. Если хочешь рассердиться на ребят – сосчитай до десяти.
13. Если детей подбадривать и одобрять, они научаться верить в себя.
14. Добрый вожатый – это тот, кто умеет делать добрые дела.
15. Никогда не делай в помещении того, что можно сделать на воздухе.
16. Будь вежлив. Как можно чаще употребляй в разговоре с ребятами слова: спасибо, пожалуйста, будь добр.
17. Трудись над своими качествами и у тебя будет авторитет.
1 Зн А ние
2 Спра В едливость
3 Ин Т уиция
4 Труд О любие
5 Благода Р ность
6 Д И сциплина
7 Чу Т кость
8 Цел Е устремленность
9 Так Т ичность
18. Привлекая ребенка к любому делу, опирайся на его стремление к развитию, взрослению и к свободе.
Вожатый – призвание!
Но больше – искусство!
Дата: 2019-07-24, просмотров: 189.