Основы построения взаимоотношений в коллективе ДОЛ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

- Уважай каждого человека!

- Относись к другому добро

желательно – не говори и ближнем плохо.

- Старайся даже в самом плохом найти что-нибудь хорошее.

- Думай хорошо о всех – плохо не думай ни о ком.

- Всегда делай первый шаг к примирению.

- Не вноси разлада в отношения между людьми.

- Не обижай.

- Прощай все и всем.

- Попроси прощения, если обидишь словом.

- Не держи в сердце обиду.

- Не повышай голоса.

- Не сквернословь.

- Не будь причиной слез.

- Успокаивай и будь добрым.

- Всегда действуй на пользу ближнему.

- Всегда спеши с помощью, советом, искренним сочувствием, утешением.

- Трудись добросовестно, ведь плодами твоего руда пользуются другие, так же как и ты сам пользуешься трудом других.

 

67

 

Отрядные огоньки в ДОЛ

                                                                                 «… Огонь – мыслитель и союзник

                                                                Святого духа, что почует

                                                                     Благую жажду – воспылать

                                                                                 И миру Жар любви отдать…»         

 З. Душкова

           Нет более важного дела в смене, чем правильно проведённый вечерний огонёк. Никакой, даже самый насыщенный день не имеет ни смысла, ни пользы, если он со всех сторон, самым тщательным образом не оценён, не разобран по косточкам и из всего не сделано обобщающих выводов.  

 

Вечерний огонёк-это почти семейное, домашнее дело. На огоньке должно быть тепло, уютно и душевно. Отряд общается.

Быть может в течение дня кто-то из ребят не смог себя проявить, побыть в центре внимания, но дать свою оценку и быть внимательно выслушанным он имеет полное право. Не жалеете времени и сил на огоньки!

День, не завершившийся огоньком, можно выбрасывать на свалку!

Педагогический смысл огонька - научить детей осмыслению жизни, привить навыки коллективного анализа и, наконец, воспитать в них культуру общения научить искусству разговора.

Огонёк - это конкретное воплощение в жизнь принципов самоуправления: сами планируем, сами организуем, сами проводим, сами обсуждаем. На «огонь­ке» идут самые важные разговоры о семейных делах, трудностях, конфликтах. Здесь мечтают, спорят, поют любимые песни.

Огонёк - это тесный круг друзей. Каждый может сесть, где ему нравится, с кем ему хочется. В круге каждый видит глаза и лица своих товарищей. У круга нет начала и нет конца - одна непрерывная цепь, по которой проходят токи духов­ного напряжения, общей мысли, чувства, тепла.

Для вечернего огонька существуют правила:

· Дети должны быть заранее настроены и готовы к огоньку.

· Все: и дети, и взрослые располагаются на одном уровне вокруг огня, который находится в центре.

· Дети и вожатые должны выполнять законы (они могут формироваться по мере надобности):

ü «Когда говорит один - все молчат»

ü «Никого не осуждаем. Нет плохих людей, есть плохие поступки»

ü «Закон свободного микрофона»

ü «Всё сказанное на огоньке не должно «выноситься» за его пределы»

ü «Огонёк-это не встреча в кафе, здесь не едят и не танцуют»

ü «Через центр круга переходить нельзя»

Огонёк проводится в располагающей обстановке, у костра или при свечах. Пока не все собрались, поют тихие, спокойные песни.

Основной, самый главный элемент огонька - анализ прожитого дня

      Огонек – это один из способов работы вожатого с отрядом, позволяющий создать единый сплоченный коллектив среди ребят, настроить его на решение определенных задач, помочь ребятам научиться сотрудничеству и почувствовать силу единения.

           На огоньке формируются ценности отношений подростков к себе, к другим, к окружающему миру, проходит обсуждение и анализ прожитого дня, и многое другое. Проходит он в специально организованной, продуманной и располагающей к душевному общению атмосфере. Прекрасно и незабываемо время, проведенное летним вечером у костра. Кто не любит глядеть на огонь на его удивительные и неповторимые движения пламени? Надолго запоминаются тепло у костра и те неторопливые разговоры, собиравшихся в круг друзей, песни и, конечно, ночное небо, все в крупных и ярких звездах. Уходит суета, приходит покой и что-то прекрасное и светлое оживает в сердце каждого сидящего у костра. Создается особая атмосфера дружбы, единения и любви друг к другу, в которой есть что-то таинственное и сказочно-прекрасное.

При проведении огоньков важно:

1. Образовать круг общения (желательно присутствие всего отряда).

В круге нет первых и последних, все равны между собой. В круг входят по доброй воле. Он помогает ощутить единение, защиту, тепло, получить энергию добра, радости и всего того, чем будет наполнен ваш круг.

           2. Выбрать место проведения – оно должно быть удобным, безопасным, любимым своим отрядом.

           3. Определить время проведения. Проводится, как правило, вечером (желательно у костра либо в центре круга ставится свеча).

           4. Выбрать символ круга, дающий право говорить. Символом может быть любой предмет 9хорошо, если он устремлен к высшему, красоте, добру, свету, любви, миру). Символ идет по кругу по часовой стрелке.

           5. Вожатый ведет Огонек, начинает и заканчивает его. В заключительном слове он обобщает услышанное и дает пищу для размышлений.

           6. Разговоры ведутся негромко (в полголоса). Один говорит, а все молча слушают. Нельзя заставлять или запрещать говорить (время может быть ограничено для 1 говорящего, не более 1 минуты или по решению отряда больше). Если не хочешь говорить, можешь промолчать, передав символ огонька рядом сидящему. Откровенность – норам разговора.

           7. Песни исполняются тихие, лирические.

           8. Благо-дарение – это великий акт дара благодати друг другу.

           9. Вводить правила поведения на огоньке можно через традиции и ритуалы.

           10. Не должно быть подмены огонька пением песен, чтением стихов, хотя начать им или закончить – только приветствуется.

           11. После огонька все разговаривают вполголоса.

Формы Огоньков:

1. Огонек знакомств: «Расскажи нам о себе», Он определяет эмоциональный настрой и содержание взаимоотношений в первые дни жизни отряда. Это сев: «Что посеешь, то пожнешь». Цель: сформировать у каждого ребенка представлений об отряде, вожатом. О себе в этом отряде.

2. Огонек прощания: «С любимым не расставайтесь» или «Встречи нам суждены». Это итоговый огонек, это мечты о прекрасном будущем, это все самое лучшее, что вы можете подарить друг другу (слова, стихи, песни, подарки изготовленные своими руками, символы смены и т.д.)

3. Огонек тематический, посвященный определенной теме связанной с планами лагеря или отряда, или в соответствии с назревшей ситуацией:

- «Мы на свете родились, чтобы радостно жить!» - анализ прошедшего дня.

- «Все начинаются с любви…» - разрешение конфликтных ситуаций.

68

           В общем формы и темы, как правило, вам подскажет жизнь в отряде, если нет – есть методист, старший педагог, зам. директора по УВР.

           Какие бы ни были цели и задачи Огоньков, их формы, они всегда должны создавать гармонию, оптимизм, устремлять в будущее, устранять печаль и дарить всем ожидание чего-то прекрасного.

 Деловые советы бывалых вожатых

           Помни, каждый 7-й день в смене является необычным (особенным), позволяющим решить любые задачи, возникшие к этому времени в коллективе. Именно в этом дне заложены вес возможности, помогающие перевести, при правильном подходе, любые взаимоотношения в коллективе на новый, более высокий, уровень.

           В эти дни необходимо проявлять особую внимательность и осторожность, быть предельно тактичными доброжелательными.

           Основой всех напряженных ситуаций, касающихся взаимоотношений, является фиксация внимания участников ситуации на личных переживаниях, на себе, что проявляется, как правило, в обидах. В связи с этим самое главное, в любых подобных ситуациях, это необходимо изменить фокусировку внимания. Для этого можно воспользоваться различными приемами, например:

- Попросить помолчать;

- спеть общую песню;

- Сделать «Дорогу добра» для того, кто вошел в состояние конфликта;

- Провести игру «Приз-сюрприз» и др.

Пожалуйста, обрати на это внимание и для улаживания конфликтных ситуаций используй неожиданные приемы, помогающие разрядить обстановку.

           Качество вожатого, способствующие развитию конфликта: обида, осуждение, подозрительность, сомнение, раздражение, злопамятство, неисполнение своих обязанностей, равнодушие, жесткость.

Помни:

1. В лагере главное:

- ребенок в деле;

- его поступки;

- его отношение к делу, к товарищам по отряду, к взрослым людям;

2. Сделай так, что бы каждый был нужен всем.

3. Главное достоинство вожатого- чувство справедливости.

4. У нас вожатых всегда должна быть активная позиция добра!

5. Не играй в друзья с детьми. Будь им другом.

6. Не делай ничего за ребят, делай с ними.

7. Знай, скучная жизнь у ребят в отряде бывает только у скучного вожатого.

8. Если находишься рядом с детьми – пусть у тебя будут

- приветливое лицо;

- доброе сердце.

9. Если дети вместе с тобой трудятся, играют, поют, смеются, ты – победитель.

10. Если ребенку плохо – поставь себя на его место.

11. Если ребенку добиться успеха – советуйся с ребятами.

12. Если хочешь рассердиться на ребят – сосчитай до десяти.

13. Если детей подбадривать и одобрять, они научаться верить в себя.

14. Добрый вожатый – это тот, кто умеет делать добрые дела.

15. Никогда не делай в помещении того, что можно сделать на воздухе.

16. Будь вежлив. Как можно чаще употребляй в разговоре с ребятами слова: спасибо, пожалуйста, будь добр.

17. Трудись над своими качествами и у тебя будет авторитет.

1                                                           Зн А ние

2                                                       Спра В едливость

3                                                           Ин Т уиция

4                                                       Труд О любие

5                                                  Благода Р ность

6                                                             Д И сциплина

7                                                            Чу Т кость

8                                                          Цел Е устремленность

9                                                           Так Т ичность

18. Привлекая ребенка к любому делу, опирайся на его стремление к развитию, взрослению и к свободе.

Вожатый – призвание!

Но больше – искусство!

Дата: 2019-07-24, просмотров: 189.