Объективный идеализм – первая философская система. Oдним из первых oн oпределил двoйственную прирoду челoвека. С oднoй стoрoны, челoвек есть часть материальнoгo мира. А с другoй, oн есть духoвная сущнoсть. Челoвек - сoединение тела, кoтoрoе смертнo, и души, кoтoрая бессмертна. Идеи бессмертны и неуничтoжимы. Oни не пoстигаются чувствами, размышлениями, являясь причинoй всегo, не перерoждаются и близки к бoжественнoму. Мир вещей прoтивoпoлoжен миру идей. Вещи мoгут быть уничтoжены, исследуются с пoмoщью чувств, oни мoгут быть пoлезны, близки челoвеку. Душа частo улетает в мир идей, запoминает там все, затем вселяется oбратнo в челoвека, кoтoрoму oстается тoлькo вспoмнить, чтo душа там видела. У Платoна: души существуют вечнo: и дo пoселения в телo челoвека, и пoсле физическoй смерти.
Этический рационализм Сократа
Этический рационализм выражается формулой «добродетель есть знание» Сократ уделял большое внимание таким понятиям как ʼʼсправедливостьʼʼ, ʼʼдоброʼʼ, ʼʼзлоʼ. В центре внимания у неговсегда стояли вопросы человеческой жизни, её назначения и цели, справедливого общественного устройства. Философия понималась Сократом как познание того, что такое добро и зло.
Сократ распространял свои взгляды по преимуществу в разговорах и дискуссиях. В них же сформировался философский метод Сократа. Его целью было достижение истины обнаружением противоречий в утверждениях противника. В беседах и дискуссиях Сократ обращал внимание на познание сути добродетели. Как может человек жить, в случае если он не знает, что такое добродетель? Добродетель проистекает из знания и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Безнравственный поступок Сократ считает плодом незнания истины. Дурной поступок отождествляется здесь с заблуждением, с ошибкой, а никто не делает ошибок добровольно, полагает Сократ. И поскольку нравственное зло идет от незнания, значит, знание — источник нравственного совершенства.
Метафизика Аристотеля
Метафизика – это учение Аристотеля о причинах и началах бытия и знания, о том, что такое истинное бытие само по себе.
Одна из главнейших тем «Метафизики» – рассмотрение взаимной связи между идеальным и материальным. Аристотель опровергает учение Платона об идеях, как самостоятельных сущностях, отдельных от чувственных вещей, и доказывает, что «идея» только форма, в которой материя становится отдельным предметом. Согласно «Метафизике» Аристотеля, форма дает предмету действительное существование, а материя предмета заключает в себе лишь возможность его существования. Так например статуя – это действительный предмет, однако пока не была дана форма материалу, из которого сделана статуя, он только имел способность, возможность быть статуей, но не был ею в действительности. Переход от возможности к действительности Аристотель называет в «Метафизике» возникновением. Итак, форма – действительность, материя – возможность.
Движение, согласно «Метафизике», – процесс непрерывный и бесконечный, но не безначальный.
Аристотель вводит понятия о трех разных классах существующего: существует нечто движимое, но не движущее, это материя; существует нечто движущее и движимое, это природа; существует нечто движущее, но не движимое, это бог. Первая причина всякого движения – бог.
9. Средневековая западная философия: этапы и характерные черты. Патристика и схоластика(5-15 вв)
Средневековая философия проходит два этапа своего развития: патристику и схоластику
Патристика (2-8 вв) - это философия и теология представителей церкви. Через религию создавалось мировоззрение этого времени. Несмотря на то, что первый период развития средневековой философии – патристика – хронологически совпадает с эпохой античности, по своей тематике он относится уже не к античной, а к средневековой культуре. Представитель Августин Аврелий - соотношении веры и знания: в вере человек может развивать свои познавательные возможности, знание же подтверждает веру.
Схоластика (от лат. schola - школа) возникает как рационализация христианского вероучения. (формально логические аргументы для теоретического оправдания догматов церкви) Цель схоластики - упорядочить догматику и сделать ее легкой для восприятия «простецами» (неграмотными людьми).
Среди основных проблем ранней схоластики были следующие:
• отношения веры и знания;
• проблема универсалий;
• согласование аристотелевской логики и других форм познания;
• согласование мистики и религиозного опыта.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 208.