Предмет философии и ее роль в культуре
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Предмет философии и ее роль в культуре

Философия - учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру.

Предмет философии — все сущее во всей полноте своего смысла и содержания. Философия нацелена на то, чтобы понять внутреннюю связь и единства всего в мире

Роль философии в культуре определяется тем, что она размышляет над основаниями культуры. Она извлекает культурные смыслы из социально-исторического контекста, очищает их от конкретики и превращает их в чистые понятия, оперируя которыми конструирует возможные идеальные миры.

И в центре рассмотрения философии находятся так называемые смысложизненные, или экзистенциальные (лат— существование), ценности: свобода, жизнь, смерть, зло, смысл жизни, добро, истина, красота, цель и т. п.

2. Структура и проблематика философского знания

Структура. Философия включает в себя:

- философская онтология или учение о бытии рассматривает вопросы о существующем. Главный вопрос онтологии: что существует подлинно, а существование чего является видимостью, иллюзией?

- Гносеология, или философское учение о познании, - отвечает на вопросы: познаваем ли мир и, если да, то насколько? Как человек познает его? Каковы ступени познания? Что такое истина? Какова роль практики в познании?

-Философская антропология, или философское учение о человеке.

-Социальная философия, изучающая наиболее общие характеристики общественной жизни.

-Философия истории изучает вопросы, связанные со смыслом и целью общественной истории.

-Этика – учение о нравственности. Главная тема размышлений этической теории – добро и зло.

-Эстетика – учение о красоте (прекрасном). Главный предмет размышлений эстетики – прекрасное и безобразное.

Философская проблема – самопознание человеческого бытия . Таковой является проблема сущности человека (человек как проблема): какова она по своей природе - добра или зла?

Социокультурные предпосылки возникновения античной философии

Начало развитие философии в древней греции – 5-4 в до н.э.

Она развивалась в тесной связи с зачатками конкретных знаний о природе. Первые древнегреческие философы были одновременно и естествоиспытателями. Они пытались научно объяснить происхождение Земли, Солнца, звезд, животных растений и человека. Ими были высказаны интересные идеи о движении, величине и форме небесных тел, о причине солнечных затмений, о количестве дней в году и т.д. Спецификой древнегреческой философии в ее начальный период является стремление понять сущность природы, мира в целом, космоса. Главный вопрос древнегреческой философии - о первоначале мира.

 Социальные предпосылки возникновения философии: ранняя наука; отделение умственного труда от физического; формирование демократии и слоя свободных граждан.Развитие торговли – путешествия – обмен опытом

Духовная предпосылка – мифология, как первый способ объяснения сущности мира.

Атомизм Демокрита

Согласно учению, существуют только атомы и пустота. Атомы — мельчайшие неделимые, невозникающие и неисчезающие, непроницаемые (не содержащие в себе пустоты) сущности (частицы), обладающие определённой формой. Атомы бесчисленны, так как пустота бесконечна. Форма атомов бесконечно разнообразна. Атомы являются первоначалом всего сущего, всех чувственных вещей, свойства которых определяются формой составляющих их атомов.

случайные столкновения атомов - причина всего сущего.

Метафизика Аристотеля

Метафизика ­– это учение Аристотеля о причинах и началах бытия и знания, о том, что такое истинное бытие само по себе.

Одна из главнейших тем «Метафизики» – рассмотрение взаимной связи между идеальным и материальным. Аристотель опровергает учение Платона об идеях, как самостоятельных сущностях, отдельных от чувственных вещей, и доказывает, что «идея» только форма, в которой материя становится отдельным предметом. Согласно «Метафизике» Аристотеля, форма дает предмету действительное существование, а материя предмета заключает в себе лишь возможность его существования. Так например статуя – это действительный предмет, однако пока не была дана форма материалу, из которого сделана статуя, он только имел способность, возможность быть статуей, но не был ею в действительности. Переход от возможности к действительности Аристотель называет в «Метафизике» возникновением. Итак, форма – действительность, материя – возможность.

Движение, согласно «Метафизике», – процесс непрерывный и бесконечный, но не безначальный.

Аристотель вводит понятия о трех разных классах существующего: существует нечто движимое, но не движущее, это материя; существует нечто движущее и движимое, это природа; существует нечто движущее, но не движимое, это бог. Первая причина всякого движения – бог.

9. Средневековая западная философия: этапы и характерные черты. Патристика и схоластика(5-15 вв)

Средневековая философия проходит два этапа своего развития: патристику и схоластику

Патристика (2-8 вв) - это философия и теология представителей церкви. Через религию создавалось мировоззрение этого времени. Несмотря на то, что первый период развития средневековой философии – патристика – хронологически совпадает с эпохой античности, по своей тематике он относится уже не к античной, а к средневековой культуре. Представитель Августин Аврелий - соотношении веры и знания: в вере человек может развивать свои познавательные возможности, знание же подтверждает веру.

Схоластика (от лат. schola - школа) возникает как рационализация христианского вероучения. (формально логические аргументы для теоретического оправдания догматов церкви)  Цель схоластики - упорядочить догматику и сделать ее легкой для восприятия «простецами» (неграмотными людьми).

Среди основных проблем ранней схоластики были следующие:

• отношения веры и знания;

• проблема универсалий;

• согласование аристотелевской логики и других форм познания;

• согласование мистики и религиозного опыта.

Рационализм Декарта

Рационализм– это философское направление, в котором утверждается, что источником истинного знания является разум.

Рационалисты считали, что опыт человека, основанный на ощущениях, не может быть основой общенаучного метода. Восприятия и ощущения иллюзорны. Мы можем ощущать то, чего нет (звуки, цвета, боль и т.д., которых в действительности нет). Следовательно, опытные данные, как и данные экспериментов нельзя считать достоверными.

Рационалисты пришли к выводу: в разуме человека содержится, независимо от опыта, ряд идей. Эти идеи существуют не на основании ощущений, а до ощущений. Развивая заложенные в разуме идеи, человек может получать истинное знание о мире.

Рене Декарт считал, что

1) в отыскании истины следует руководствоваться только разумом. Нельзя доверять ни авторитету, ни обычаям, ни книгам, ни чувствам.

2) надо отвергнуть все прежние знания и умения, а на их место поставить вновь добытые, но проверенные разумом;

3) отыскать истину можно только правильно используя разум, т.е. располагая эффективным методом.

Таким образом, Р. Декарт считает, что источником истины может быть исключительно разум.

Р. Декарт предложил метод отыскания первоначального истинного знания. Этот метод получил название метод картезианского сомнения (картезианский метод).

Суть этого метода сводится к следующему: чтобы отыскать самое первое и абсолютно истинное положение, надо сначала усомниться абсолютно во всем.

На основе своего метода Декарт вывел четыре главных правила получения истинного знания:

1) принимать за истину только то, что не дает никакого повода к сомнению;

2) разлагать сложные проблемы на предельно простые элементы;

3) выстраивать на основе выделенных простых элементов строгую последовательность;

4) составлять полные, без всяких пропусков, перечни этих элементов.

 

Предмет философии и ее роль в культуре

Философия - учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 176.