История развития и социально-экономическая сущность бюджета.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

История развития бюджета

Первым источником поступлений в княжескую казну на Руси была дань, которую собирал князь с подвластных земель в виде скота, мехов, меда, воска, и т.д. Кроме того, в пользу князя собирались пошлины и штрафы: судебные – виры, дорожные – мыт, пошлина с брака – выводная куница. По мере укрепления власти князя устанавливались места сбора дани и ответственные за ее сбор лица, а сама дань приняла форму подати. С ХIII в. начинает складываться система посошного обложения. Единицей обложения становится соха, двор, тягло. В период монголо-татарского ига в пользу ордынских ханов собирался налог «ордынский выход». В ХУ в. с образованием Русского централизованного гос-ва посошная подать стала собираться в пользу Московского князя. Доходами казны были также таможенный, соляной, кабацкий и другие сборы. В ХУ в. в России начинает складываться двухзвенная бюджетная система унитарного государства, состоящая из великокняжеской казны (бюджета государства) и местных бюджетов, которые формировались за счет княжеских (т.е. гос.) налогов и местных сборов. В ХУI в. сбором налогов стали ведать созданные территориальные органы – чети: Владимирская, Галицкая, Костромская и др. Помимо прямых налогов существовали косвенные, которые стали поступать в казну с введением в середине ХУI в. винных откупов.

Первый в России бюджет – смета гос. доходов и расходов – был составлен в 1645 г. В городах составлялись городовые сметы доходов и расходов. После проведения переписи населения в 1722 г. подворный налог заменяется подушной податью (взималась с лиц муж. пола кроме дворянства, духовенства и чиновничества). Подушная подать была одним из главных источников доходов гос. бюджета. В 1796 г. – около 35% всех доходов.

Реформы 60-х годов ХIХ в. внесли изменения в налоговую систему. В 1863 г. подушная подать с мещан заменяется налогом с недвиж. имущества. В 1865 г. вводится промысловый налог – сбор с документов на право заниматься торговлей и промыслами. В 1861 вместо винных откупов вводится акциз на производство спиртных напитков. В 1875 г. вместо подушной подати с крестьян введен поземельный налог.

Менялся и аппарат управления. С созданием в 1802 г. функциональных министерств (МВД, Минфин и др.) на местах организуются подведомственные им гос. учреждения, т.е. вертикальная система учреждений гос. управления.

Казенные палаты раскладывали на население налоги, вели учет поступления налогов и расходов. Казначейства принимали и хранили средства, поступающие в казну в виде налогов, выдавали денежные средства на финансирование мероприятий, осуществляемых на местах. С 1817 г. они ведали казенными магазинами, торговавшими алкогольной продукцией, контролировали винокуренные заводы.

В 1864 г. вышло «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», по которому в России были созданы органы местного самоуправления – земства. Земства ведали местными хозяйственными делами, местными дорогами, организацией школьного образования и медицинского обслуживания населения. Доходы земских бюджетов: земские повинности и сборы, пособия из гос. бюджета (25%).

Доходы волостных бюджетов: волостные и сельские сборы, доходы от принадлежащего сельским обществам имущества, от сдачи в аренду мирских земель и др. Городские бюджеты формировались за счет доходов от городских предприятий (боен, бань, водопроводов и др.), сдачи в аренду земельных участков, сборов с недвижимого имущества городских жителей, сборов с владельцев лошадей, конских экипажей и др. Местные бюджеты не входили в состав государственного бюджета России. Таким образом, в России до революции действовала двухзвенная бюджетная система унитарного государства.

Социально-экономическая сущность и роль бюджета государства.

Государственный бюджет - представляет собой основной финансовый план государства на текущий год, объединяющий главные доходы и расходы и имеющий силу закона.

Бюджет утверждается законодательным органом власти - Парламентом.

Республиканский бюджет РФ (или федеральный бюджет России) является ведущим звеном бюджетной системы. Он выражает экономические денежные отношения, опосредствующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства и утверждается Федеральным Европейским собранием РФ как закон.

Через этот бюджет мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и частично доходы населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, содержание органов государственного управления, финансовую поддержку бюджетов субьектов Федерации, на погашение государственного долга, создание государственных материальных и финансовых резервов и др.

Внешними источниками финансирования бюджетного дефицита являются кредиты международных финансовых организаций в том числе Международного валютного фонда (МВФ).

Основные задачи политики в области финансирования дефицита федерального бюджета:

·увеличение доли бюджетных заимствований в небанковском секторе за счет привлечения средств населения, предприятий и др. инвесторов;

·продолжение курса на неинфляционное покрытие дефицита при последовательном сокращении обьема внешних заимствований.

В целом задачи бюджетной политики можно сформулировать следующим образом:

·удержать экономику от спада производства;

·обеспечить финансовую стабилизацию;

·стимулировать инвестиционную активность, добиться увеличения доли накопления в национальном бюджете;

·сокращать непроизводительные расходы бюджета на государственные дотации отдельным отраслям сферы материального производства;

·укреплять доходную часть бюджета за счет совершенствования налогообложения и усиления контроля за полнотой уплаты налогов;

·создание системы действенного финансового контроля за эффективным и целенаправленным использованием государственных расходов;

·усиление контроля за величиной государственного долга.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 204.