Управление финансами- один из элементов в системе финансов, который охватывает план и прогноз, политику и стратегию, действие и правовую основу, а также контроль в сфере финансовых отношений.
В основе управления финансами лежат следующие принципы:
· Демократизм в управлении
· Политический подход к финансовым вопросам
· Сочетание экономических и административных методов
· Научность управления
· Согласованность
· Ответственность
· Преемственность хозяйствующих решений
В управлении финансами различают следующие взаимосвязанные элементы: информация, планирование, организация, регулирование, контроль.
Управление финансами рассматривается с 2-х аспектов:
1)Государство использует финансы как инструмент управления экономикой
2)Сами финансы являются объектом управления со стороны государства
Стратегическое управление финансами возложено Конституцией РК на высшие органы государственной власти и управления:
· Аппарат Президента
· Парламент
· Правительство
· Министерство финансов
Президент Республики Казахстан обладает обширными полномочиями в управлении финансами, которые реализуются во многом через Аппарат Президента. Президент ежегодно обращается с посланием к народу о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики республики, издает указы и распоряжения по стратегическим вопросам экономического и социального развития страны и т. д.
В компетенции Парламента решения финансовых проблем осуществляется в праве законодательной инициативы по внесению на обсуждения и последующее голосование законодательных актов - законов РК и постановлений парламента.
Парламент издает законы, которые регулируют важнейшие общественные отношения, устанавливают основополагающие принципы и норма, касающиеся:
· Налогообложения, установление сборов и других обязательных
· платежей;
· Республиканского бюджета;
· Обеспечения обороны и безопасности страны
· Обеспечение стабильности социальной сферы и тд.
Рабочими органами Парламента являются постоянные комитеты Сената и Мажилиса - комитеты по экономике, финансам, бюджету, работающие на постоянной основе.
Общегосударственные финансы управляются Министерством
финансов РК, которые осуществляют стратегическое и оперативное управление финансами, методическое руководство в области I финансового планирования народного хозяйства, изучает экономику и финансы отраслей. Их задачей является разработка проектов финансового законодательства; совершенствование форм финансовых отношений государства с предприятиями, организациями; планирование доходов и расходов государственного бюджета, исполнение бюджетов всех уровней.
Министерство финансов Республики Казахстан является центральным исполнительным органом Республики Казахстан, осуществляющим руководство, а так же в пределах, предусмотренных законодательством, межотраслевую координацию в сфере деятельности, отнесенной к его компетенции.
Виды управления финансами
Стратегическое и Оперативное.
Стратегическое управление финансами возложено Конституцией РК на высшие органы государственной власти и управления:
· Аппарат Президента
· Парламент
· Правительство
· Министерство финансов
Оперативное управление представляет собой комплекс мер, вырабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся текущей финансовой ситуации и преследующих цель максимального эффекта при минимуме затрат помощью перераспределения финансовых ресурсов. Основное содержание оперативного управления заключается в рациональном использовании финансовых ресурсов с целью улучшения хозяйственной деятельности.
Оперативное управление финансами осуществляет финансовый аппарат. С его помощью государство руководит финансовой деятельностью во всех структурных подразделениях народного хозяйства. Именно финансовый аппарат выполняет работу по оперативному финансовому планированию, учету и анализу, контролю и регулированию, составлению и исполнению финансовых планов.
22. Финансовое планирование и прогнозирование
В системе финансов особое место отводится планированию, которое является подсистемой финансового механизма, а самое главное - частью экономического и социального планирования.
Финансовое планирование охватывает все сферы формирования, распределения и использования финансовых ресурсов в обществе, конкретных денежных фондов, как централизованных, так и децентрализованных. Финансовое планирование по содержанию весьма богато и обширно, направлено на создание реальных денежных накоплений, фондов и перераспределение их в обществе.
Цель и задачи финансового планирования направлены на определение источников формирования финансовых ресурсов, их величины, оптимальных пропорций при распределении доходов между участниками финансовых отношений, на достижение пропорциональности и сбалансированности в экономике, в разрезе отраслей, субъектов хозяйствования, в территориальном аспекте.
В финансовом планировании используются следующие методы:
1)Коэффициентный метод
2)Балансовый метод
3)Программно-целевой метод(основной метод в РК)
4)Экономико-математический метод
5)Нормативный метод
Прогнозирование - разработка прогноза о конкретных перспективах развития, какого - либо явления, объекта, процесса. Применительно к финансам развитие явления в прогнозировании - это возможное совершенствование финансовых отношений, движение фондов денежных средств.
23. Особенности и функции финансов хозяйствующих субъектов
Финансы хозяйствующих субъектов – это экономические отношения, связанные с образованием и использованием денежных накоплений в процессе производства и реализации товаров (услуг).
Основные черты финансов хозяйствующих субъектов:
1. Многогранность финансовых отношений, разнообразие их форм и целевого назначения
2. Обязательное наличие производственного фондов (капитала), а для непроизводственных хоз.субъектов - непроизводственных фондов и возникновение в связи с этим отношений, связанных с формированием, постоянным пополнением, увеличением и перераспределением.
3. Высокая активность – возможность воздействия на все стороны деятельности хоз.субъекта.
4. они представляют исходную основу всей финансовой системы
Функции:
Воспроизводственная – обеспечения соответствия между движением материальных и денежных средств в процессе их кругооборота при простом и расширенном воспроизводстве.
Контрольная – связана с обеспечением необходимого контроля за рациональным использованием трудовых, материальных, природных и денежных ресурсов. Внутри предприятия контролируется количество и качество труда, образование и использование основных и оборотных фондов. Во взаимоотношениях между хозяйствующими субъектами контроль происходит при оплате поставляемых товаров, оказанных услуг и выполненных работ.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 388.