Понятие финансов как стоимостной экономической категории и их необходимость(воп.3)
Финансы - это исторически сложившаяся экономическая категория, которая охватывает значительную часть денежных отношений в обществе через распределительные и перераспределительные процессы.
Внешнее проявление финансов в экономической жизни происходит в виде движения денег у разных участников общественного производства, и представляет передачу денежных сумм от одного владельца к другому в виде безналичных или наличных расчетов и платежей.
Термин “финансы” (от латинского “finis” - конец финиш), означает окончание платежа, расчет между субъектами экономических отношений. Первоначально они появились в Древнем Риме между населением и государством. Позже термин трансформировался в понятие “financia”, применявшийся в широком смысле как денежный платеж, а затем - как совокупность доходов и расходов государства и любых хозяйственных единиц, их комплексов. Как видно из определения, финансы проявляются через денежный платеж, когда один участник, например, товаропроизводитель, признанный в обществе, получает денежный доход при реализации товара (услуг), то есть стоимость реализована. Другой участник, потребитель, признавая стоимость, посредством денег оплачивает каждую сделку, операцию на товарном рынке. Государство как субъект экономических отношений также заинтересовано в сохранении и приумножении стоимости в обществе для последующего перераспределения созданной стоимости в виде национального дохода.
Денежный характер финансов подчеркивает форму их осуществления и их принадлежность к стоимостным экономическим категориям. Важным признаком финансов является денежный характер финансовых отношений. Деньги выступают обязательным условием и основой существования финансов. Нет денег - не может быть и финансов, ибо последние есть общественная форма, обусловленная существованием первых.
Объективная необходимость финансов обосновывается рядом основополагающих факторов: существованием товарного производства, развитием товарно-денежных отношений, существованием закона стоимости и распределения благ.
Функции финансов, их объекты и субъекты
Распределительная и Контрольная.
Распределительная функция финансов: Обеспечение воспроизводственного процесса необходимым объемом финансовых ресурсов через создание и образование денежных накоплений и фондов.
В итоге за счет этой функции должны быть удовлетворены интересы всех участников производства с учетом их личного вклада.
Объект функции - стоимость ВОП и части национального дохода;
Субъекты функции – участники воспроизводственного процесса.
Контрольная функция финансов проявляется в: способности количественно выражать воспроизводственный процесс и отдельные его фазы.
· возможности регулирования и управления складывающимися пропорциями распределения стоимости по целевым направлениям.
· слежении за производимыми распределительными и перераспределительными явлениями с возможной их координацией.
Объект функции – движение финансовых ресурсов, их рациональное и оптимально-приемлемое сочетание;
Субъекты функции – участники воспроизводственного процесса.
Финансовая система, ее подсистемы и их значение
Финансовая система- это совокупность отношений, охватывающих образование и использование соответствующих фондов денежных средств и органов реализующих эти отношения.
Критерии классификации финансовой системы:
По функциональному назначению:
Подсистемы:
Базовые:
· налоговая
· Бюджетная
· внешнеэкономическая
Обеспечивающие:
· финансовых планов и учета
· нормы законодательного обеспечения
· финансового контроля
· кадрового обеспечения
· АСУ(агенство системы управления) финансами
По признаку субъектов отношений:
· Общегосударственные финансы
· Финансы предприятий, организаций и учреждений
· Финансы населения(домашних хозяйств)
Виды управления финансами
Стратегическое и Оперативное.
Стратегическое управление финансами возложено Конституцией РК на высшие органы государственной власти и управления:
· Аппарат Президента
· Парламент
· Правительство
· Министерство финансов
Оперативное управление представляет собой комплекс мер, вырабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся текущей финансовой ситуации и преследующих цель максимального эффекта при минимуме затрат помощью перераспределения финансовых ресурсов. Основное содержание оперативного управления заключается в рациональном использовании финансовых ресурсов с целью улучшения хозяйственной деятельности.
Оперативное управление финансами осуществляет финансовый аппарат. С его помощью государство руководит финансовой деятельностью во всех структурных подразделениях народного хозяйства. Именно финансовый аппарат выполняет работу по оперативному финансовому планированию, учету и анализу, контролю и регулированию, составлению и исполнению финансовых планов.
22. Финансовое планирование и прогнозирование
В системе финансов особое место отводится планированию, которое является подсистемой финансового механизма, а самое главное - частью экономического и социального планирования.
Финансовое планирование охватывает все сферы формирования, распределения и использования финансовых ресурсов в обществе, конкретных денежных фондов, как централизованных, так и децентрализованных. Финансовое планирование по содержанию весьма богато и обширно, направлено на создание реальных денежных накоплений, фондов и перераспределение их в обществе.
Цель и задачи финансового планирования направлены на определение источников формирования финансовых ресурсов, их величины, оптимальных пропорций при распределении доходов между участниками финансовых отношений, на достижение пропорциональности и сбалансированности в экономике, в разрезе отраслей, субъектов хозяйствования, в территориальном аспекте.
В финансовом планировании используются следующие методы:
1)Коэффициентный метод
2)Балансовый метод
3)Программно-целевой метод(основной метод в РК)
4)Экономико-математический метод
5)Нормативный метод
Прогнозирование - разработка прогноза о конкретных перспективах развития, какого - либо явления, объекта, процесса. Применительно к финансам развитие явления в прогнозировании - это возможное совершенствование финансовых отношений, движение фондов денежных средств.
23. Особенности и функции финансов хозяйствующих субъектов
Финансы хозяйствующих субъектов – это экономические отношения, связанные с образованием и использованием денежных накоплений в процессе производства и реализации товаров (услуг).
Основные черты финансов хозяйствующих субъектов:
1. Многогранность финансовых отношений, разнообразие их форм и целевого назначения
2. Обязательное наличие производственного фондов (капитала), а для непроизводственных хоз.субъектов - непроизводственных фондов и возникновение в связи с этим отношений, связанных с формированием, постоянным пополнением, увеличением и перераспределением.
3. Высокая активность – возможность воздействия на все стороны деятельности хоз.субъекта.
4. они представляют исходную основу всей финансовой системы
Функции:
Воспроизводственная – обеспечения соответствия между движением материальных и денежных средств в процессе их кругооборота при простом и расширенном воспроизводстве.
Контрольная – связана с обеспечением необходимого контроля за рациональным использованием трудовых, материальных, природных и денежных ресурсов. Внутри предприятия контролируется количество и качество труда, образование и использование основных и оборотных фондов. Во взаимоотношениях между хозяйствующими субъектами контроль происходит при оплате поставляемых товаров, оказанных услуг и выполненных работ.
Понятие и функции налогов
Налоги – это обязательные платежи, устанавливаемые государством и взимаемые в определенных размерах и в установленные сроки.
Экономическая сущность налогов состоит в том, что они представляют собой часть экономических отношений по изъятию определенной доли национального дохода у субъектов хозяйствования , граждан, которая аккумулируется государством для осуществления своих функций и задач.
Принципы налогообложения:
1. Принцип справедливости
2. принцип простоты – для налогоплательщика должно быть понятно назначение и содержание налога.
3. Определенность налогов- равенство установленных условий и требований, единообразие толкования на всей территории страны.
Сущность налогов проявляется в их функциях:
1) Исторически первой является фискальная функция, обеспечивающая поступление средств в государственный бюджет
2) Перераспределительная функция- состоит в перераспределении части доходов различных субъектов хозяйствования в пользу государства.
3) регулирующая – регулирование структуры, пропорции общественного воспроизводства, потребления и накопления.
4) контрольная
5) поощрительная
Виды налоговых ставок
Налоговая ставка – величина налога на единицу обложения. Налоговая ставка, выраженная в процентах к доходу налогоплательщика, называется налоговой квотой.
Именно через налоговые ставки реализуется значимость налогов в регулировании экономических процессов. В практике налогообложения применяются различные виды налоговых ставок.
По методу построения ставки:
-Твердые ставки – устанавливаются либо в абсолютной сумме к единице обложения, либо применяются ставки независимо от размеров доходов.
- Процентные ставки – устанавливаются в сотых долях объекта обложения. Они подразделяются на пропорциональные и прогрессивные.
Пропорциональные ставки устанавливаются в виде единого процента независимо от размера объекта обложения.
Прогрессивные ставки устанавливаются в виде шкалы, по которой процент изъятия растет по мере роста дохода или имущества.
Регрессивные ставки уменьшаются с увеличением дохода.
Принципы налогообложения.
В законодательстве Казахстана о налогах и других обязательных платежах в бюджет оговорены такие принципы как обязательности налогообложения, определенности, единства налоговой системы ( на всей территории государства и в отношении всех налогоплательщиков), справедливости, гласности налогового законодательства. (доп. См вопрос№32)
Доходы
-налоговые поступления
- неналоговые поступления
-поступления от продажи основного капитала
- поступления официальных трансфертов
Расходы
Операционное сальдо
4) Чистое бюджетное кредитование
-бюджетные кредиты
-погашение бюджетных кредитов
Дефицит (профицит) бюджета
7) финансирование дефицита (использование профицита)
Определение доходы и расходы гос.бюджетасм.вопрос 43,44.
Операционное сальдо - разница между доходами и затратами бюджета.
Чистое бюджетное кредитование – разница между бюджетными кредитами и их погашением. Погашение бюджетных кредитов- поступления от денежных средств со стороны заемщиков. Бюджетные кредиты –денежные средства, выделенные из бюджета на условиях платности, срочности и возвратности.
Сальдо по операциям с финансовыми активами – разница между суммами приобретения финансовых активов и поступлений от продажи финансовых активов государства.
Дефицит бюджета - отрицательная разница между доходами и расходами государственного бюджета. Профицит – положительная разница между доходами и расходами государственного бюджета.
Финансирование дефицита (использование профицита) имеет двойное значение:
1) в случае дефицита –привлечение средств за счет заимствования из внутренних и внешних источников
2) при профиците – использование сверхплановых поступлений.
Понятие финансов как стоимостной экономической категории и их необходимость(воп.3)
Финансы - это исторически сложившаяся экономическая категория, которая охватывает значительную часть денежных отношений в обществе через распределительные и перераспределительные процессы.
Внешнее проявление финансов в экономической жизни происходит в виде движения денег у разных участников общественного производства, и представляет передачу денежных сумм от одного владельца к другому в виде безналичных или наличных расчетов и платежей.
Термин “финансы” (от латинского “finis” - конец финиш), означает окончание платежа, расчет между субъектами экономических отношений. Первоначально они появились в Древнем Риме между населением и государством. Позже термин трансформировался в понятие “financia”, применявшийся в широком смысле как денежный платеж, а затем - как совокупность доходов и расходов государства и любых хозяйственных единиц, их комплексов. Как видно из определения, финансы проявляются через денежный платеж, когда один участник, например, товаропроизводитель, признанный в обществе, получает денежный доход при реализации товара (услуг), то есть стоимость реализована. Другой участник, потребитель, признавая стоимость, посредством денег оплачивает каждую сделку, операцию на товарном рынке. Государство как субъект экономических отношений также заинтересовано в сохранении и приумножении стоимости в обществе для последующего перераспределения созданной стоимости в виде национального дохода.
Денежный характер финансов подчеркивает форму их осуществления и их принадлежность к стоимостным экономическим категориям. Важным признаком финансов является денежный характер финансовых отношений. Деньги выступают обязательным условием и основой существования финансов. Нет денег - не может быть и финансов, ибо последние есть общественная форма, обусловленная существованием первых.
Объективная необходимость финансов обосновывается рядом основополагающих факторов: существованием товарного производства, развитием товарно-денежных отношений, существованием закона стоимости и распределения благ.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 456.