Проблема объективности познания в социальных и гуманитарных науках.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Объективность – черта научного познания, направленная на достижение знания, содержание которого будет определяться только предметом (объектом) познания и из которого будут устранены все, не присущие предмету, субъективные моменты (личные особенности исследователя, его пристрастия, ценностные установки и т.п.). Объективность научного познания направлена на достижение объективной истины – знания, которое будет определяться предметом познания, а не субъективными особенностями субъекта познания.

Платон требовал рассматривать вещи сами по себе, только из того, что им самим присуще, без личных дополнений со стороны исследователя. В период господства классической науки (механики 18-19 век) главными условиями достижения объективной истины являлись эмпирические методы познания (наблюдение, эксперимент, измерение) и рационально-логическое мышление (соответствующее требованиям формальной логики), которые также предполагают максимальное избавление от субъективных влияний.

В диалектическом материализме (К. Маркс) принцип объективности научных знаний выводится из принципов первичности материи и вторичности сознания, а также принципа познаваемости сущности материальных объектов. Или сущность материального объекта, как первичного, но познаваемого, может быть отражена сознанием именно объективно.

Специфика гуманитарных наук – несвобода от ценностей, так как субъектом исследования является субъект познания - человек изучает сам себя в отличие от естественных наук, где объектом является отвлеченный факт, явление, имеющее иную природу, отличную от субъекта познания. Противопоставление фактичности научного опыта и ценностей - разделение естественно-математических наук и гуманитарно-исторических. Неокантианцы: предметность наук о культуре — ценности, которые возникают в результате объективации оценок, выражающих специфическое отношение к ценностям; предметность естествознания, всегда фактически данной в опыте, формируется априорными структурами мысли. М. Вебер.: естественные науки номологичны, т.е. осуществляют анализ гетерогенной действительности посредством законов и общих понятий; социальные и гуманитарные науки базируются на соотнесении явлений культуры с ценностными идеями, которые придают фактам действительности смысл, выявляют и упорядочивают эти факты с точки зрения культурного значения. Логика наук о культуре предполагает подведение гетерогенных феноменов культуры под идеальный тип, который выполняет функцию, аналогичную закону.

Неопозитивистский взгляд на роль ценностей в научном знании.

Сер. 70-х годов - сдвиг в проблематике, методах, характере философии науки: Т.Кун, И.Лакатос, П.Фейерабенд. Переход от анализа структуры научного знания к изучению роста науки, выдвижение на первый план социологических параметров роста науки (научное сообщество, парадигма, дисциплинарная матрица, включающая в себя метафизические компоненты, отказ от универсальности методологических норм в науке и моральных норм в этике и др.).

Т. Кун (лекция от 30.11 1973 г. в Фурмановском университете), 5 критериев адекватности теории: точность, непротиворечивость, область приложения, простота и плодотворность, а среди критериев выбора теории особо отметил роль ценностей, разделяемых творческими личностями, влияющих на выбор и изменяющихся в процессе научного познания.

К. Поппер составляет объективность научного знания из конкуренции, отдельных ученых и научных школ, их традиций, социальных институтов, из политической терпимости к свободному обсуждению, присущей демократической государственной власти. Из науки нельзя исключить ценности: ведь истина уже есть ценность.

Что такое объективность в гуманитарных науках?

Задача: указать такие границы познавательного действия, внутри которых отвлечение от субъективного фактора рационально обосновано. Решение: философия критицизма, критическое мышление, ориентированное на отделение научных и вненаучных ценностей. Объективный и «свободный от ценностей» ученый не является идеалом ученого. Без страсти мы не можем достигнуть ничего — и уже конечно не в чистой науке».

Р. Декарт (1596-1650)

1. Первое правило очевидности. Это фундаментальный нормативный принцип. Ясность + отчетливость = очевидность. Очевидность достигается посредством интуиции. Интуиция - "прочное понятие ясного и внимательного ума" ("Правила..."). Это идея, присутствующая в уме, и ум, открытый идее без какого бы то ни было посредничества. Достичь этой взаимной прозрачности - цель трех других правил.

2. Второе правило: "Разделять каждую проблему, избранную для изучения, на столько частей, сколько возможно и необходимо для наилучшего ее разрешения". Это аналитический метод. Если для определенности необходима очевидность, а для очевидности необходима интуиция, то для интуиции необходима простота, достижимая путем расчленения сложного "на элементарные части".

3. Синтез. «Третье правило заключается в том, чтобы располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легкопознаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу». Синтез должен отталкиваться от элементов абсолютных, независимых от других, продвигаясь к элементам относительным и зависимым, открывая дорогу цепи аргументов, освещающих сложные связи. Важность синтеза: «может показаться, что при этой двойной работе не появляется ничего существенно нового, но в действительности реконструированный комплекс стал прозрачным под лучом прожектора мысли. Первое - это грубый факт, второе - знание, как он сделан; между ними двумя - посредник-разум».

4. И, наконец, чтобы избежать спешки, матери всех ошибок, следует контролировать отдельные этапы работы. «Последнее правило - делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено». Перечень контролирует полноту анализа; обзор – корректность синтеза.

Сомнение как метод

Декарт применяет свои правила к традиционному знанию с целью проверить, содержит ли оно истины. 1) одна часть знания базируется на чувственном опыте, что чувства обманчивы. 2) другая часть знания – математическое, которое кажется несомненным, ибо имеет силу как во время бодрствования, так и во сне (2 + 2 всегда = 4). Однако кто запретит думать, что существует «злой дух, хитрый и лживый», который, заставляет меня признать очевидными вещи, таковыми не являющиеся?

 «Сразу вслед за этим я констатировал, что, хотя все предположительно ложно, необходимо, чтобы я, так думающий, сам был чем-то. И, заметив, что истина «я мыслю, следовательно, я существую» столь крепка и прочна, что все самые экстравагантные гипотезы скептиков не смогли бы ее поколебать, я решил, что могу принять ее как основной принцип искомой философии» («Рассуждении о методе»).

К.Р. Поппера (1902-1994) Критический рационализм: принцип фальсифицируемости, или «критикабельности», научного знания. Объективная истина достигается в результате постоянного стремления к опровержению теорий. Рационалистическая философия уравнивает рациональное отношение с критическим отношением и готовностью признавать критику, «готовностью слушать критические аргументы и учиться у опыта».

У. Бартли критикабельность в широком смысле - отсутствие у рациональных теорий встроенных приспособлений, с помощью которых можно избегать или отклонять критические аргументы.

Р. Мертон сформулировал императивы этики научного исследования, которые утверждают важность критичности в достижении объективного знания:

1. Универсализм – подчеркивает внеличностный характер научного знания. Научные высказывания относятся к объективно существующим явлениям и взаимосвязям, и они должны быть универсальны, т.е. справедливы везде, где имеются аналогичные условия, а истинность утверждений не зависит от того, кем они высказаны.

2. Коллективизм – научные открытия являются продуктом сотрудничества, поэтому образуют общее достояние, что также создаёт условия для их широкой критической оценки.

3. Бескорыстие – цель науки – только истина, и ни карьера, ни экономический интерес не должны влиять на объективность научных результатов.

4. Организованный скептицизм – в науке не действует аналог принципа невиновности, поэтому любой научный результат должен пройти всестороннюю критическую проверку. Автор научного открытия должен доказывать критикам ценность и перспективность своего результата. Они же не только вправе, но и обязаны сомневаться, ограждая существующую совокупность знаний от недостаточно обоснованных претензий.



Дата: 2019-07-24, просмотров: 220.