В странах с развитой рыночной экономикой расходы включают 5 групп (рисунок 4):
Рисунок 4 – Группы расходов государственного бюджета
Ι. Военные расходы
— прямые
включают затраты на производство новейших наступательных стратегических вооружений, содержание и обучение личного состава вооруженных сил, научные исследования военного характера, содержание блоков НАТО. Резко возрастают в периоды войн и в условиях мелитаризации экономики. Финансовая стоимость І МВ была равна финансовой стоимости всех войн 19 века и составила 208 млрд.$. Финансовая стоимость ΙΙ МВ для воевавших капиталистических стран составила 925 млрд.$, из них 325 млрд.$ — США, 272 млрд.$ — Германия, 120 млрд.$ — Англия.
Наиболее высокими темпами прямые военные расходы нарастали в США после ΙΙ МВ и только в 90-е годы в связи с изменением обстановки началось их снижение.
— косвенные
к ним относится часть %, уплачиваемых по государственному долгу, пенсии и пособия инвалидам войны и семьям погибших, а так же военные расходы, которые проходят по статье гражданских ведомств.
ΙΙ. Расходы по вмешательству в экономику
Государственные расходы оказывают стимулирующие воздействие на развитие экономики страны. К ним относятся затраты на научно – исследовательские и опытно – конструкторские работы, на экономическую и социальную инфраструктуру, поддержку с/х, государственных отраслей экономики, на стимулирование экспорта. Особое место в этих расходах занимают Н-И и О-К работы, они составляют от 50 %-70 % от всех затрат по вмешательству в экономику.
ΙΙΙ. Расходы на государственный аппарат управления
Затраты на содержание органов законодательной и исполнительной власти, суда, прокуратуры, полиции, министерств, ведомств. В отдельных странах (Великобритания и Бельгия) выделяются средства на содержание королевской семьи или императора Японии. В целом расходы на содержание государственного аппарата управления составляют около 4 %-5 % от общей суммы.
ΙV. Затраты на социальные цели
Расходы на образование, здравоохранение, социальное страхование, социальное обеспечение.
В зарубежных странах на полном социальном обеспечении находятся только начальные школы. В США в системе средней школы значительный удельный вес занимает частные школы, обеспечивающие за большую плату высокий уровень подготовки общающихся. За обучение в наиболее известных учебных заведениях, например в США стоит 100 тыс.$ в год.
В Германии все виды образования – платные.
В США подавляющая часть населения получает медицинскую помощь путем уплаты страховых взносов. В Великобритании, Франции, Германии – все виды медицинской помощи бесплатные.
V. Предоставление субсидий и кредитов развивающимся странам
Наибольшее количество субсидий предоставляет США. Помимо экономических факторов, эта помощь определяется политическими событиями. Она (помощь) включает как кредитование на льготных условиях, продажа оружия, безвозмездная военная помощь в форме субсидий.
Бюджетный год – период времени, в течение которого действует утвержденный бюджет. Он не всегда совпадает с календарным годом. Например в Германии, Франции, Италии, Бельгии, Голландии, Швейцарии – бюджетный год совпадает с календарным.
В Великобритании, Канаде, Японии – бюджетный год начинается с 1 апреля и кончается 31 марта. В США соответственно 1 октября по 30 сентября.
Такая разница объясняется исторически-сложившимися практиками и сроками созыва парламента.
3. Состав и структура доходов ФБ РФ (федерального бюджета РФ)
Основными доходами в РФ, как и в странах с развитой рыночной экономикой являются налоги. Налоги представляют собой обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие в государство в заранее установленных законом размерах и в определенные сроки.
Основные налоги, обеспечивающие наибольшее поступление в бюджет, закреплены за государственным бюджетом. К таким налогам относят:
— налог на доход физических лиц (является федеральным налогом, но доходы от него направляются в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты)
— налог на прибыль (НП)
— налог на добавленную стоимость (НДС)
— акцизы
— таможенные пошлины
В зависимости от органов, которые взимают налог и его используют, различают:
— федеральные налоги
— региональные налоги
— местные налоги
Полностью в РФ поступают:
— таможенные пошлины
— налог на операции с ценными бумагами
— платежи за пользование природными ресурсами
НДС, акцизы, налог на доход физических лиц – регулирующие, которые в виде процентных отчислений направляются в бюджет субъектов федерации, местные бюджеты.
Налоговые доходы составляют более 80 % всех доходов ФБ.
Федеральным законом № 359-ФЗ утвержден объем доходов федерального бюджета в сумме 13 738,5 млрд рублей (17,5% к ВВП), рассчитанный исходя из цены на нефть на уровне 50 долл. США за баррель и курса 63,3 рубля за долл. США. В конце 2016 года оценка доходов федерального бюджета скорректирована с учетом снижения цены на нефть, увеличения курса доллара США и изменений других показателей социально-экономического развития, а также изменений налогового и бюджетного законодательства и принятия Правительством Российской Федерации решений по мобилизации дополнительных доходов федерального бюджета, в том числе доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации. Федеральным законом от 22 ноября 2016 года № 397-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2016 год» доходы федерального бюджета уменьшены на 369,9 млрд рублей по сравнению с Федеральным законом № 359-ФЗ. При этом снижение нефтегазовых доходов составило 1267,4 млрд рублей (1,9% к ВВП), в то время как ненефтегазовые доходы увеличились на 897,5 млрд рублей (0,6% к ВВП). Снижение поступления нефтегазовых доходов обусловлено более низкой сложившейся ценой на нефть, чем предусмотрено в Федеральном законе № 359-ФЗ (в начале 2016 года цена на нефть опускалась до рекордных 25–30 долл. США за баррель). На увеличение оценки поступления ненефтегазовых доходов повлияло главным образом решение о дополнительных поступлениях дивидендов от АО «Роснефтегаз» по результатам продажи пакета из 19,5% акций ПАО «Нефтяная компания «Роснефть». Превышение уточненной оценки поступления ненефтегазовых доходов над прогнозом доходов, учтенных в Федеральном законе № 359-ФЗ, также связано с более высокими поступлениями от НДС и акцизов на подакцизную продукцию, производимую в Российской Федерации, в результате роста облагаемых объемов и изменения бюджетного законодательства (зачисление с 1 июня 2016 года акцизов на нефтепродукты в доход федерального бюджета по нормативу 12%), дополнительными поступлениями доходов по остаткам средств на счетах федерального бюджета, разовых платежей за пользование недрами, доходов от оказания платных услуг и компенсации затрат государства, прочих неналоговых доходов, доходов от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В то же время снизились по сравнению с прогнозом доходов, учтенных в Федеральном законе № 359-ФЗ, поступления доходов от перечисления части прибыли Центрального банка Российской Федерации, утилизационного сбора, доходов от продажи материальных и нематериальных активов, доходов от поступления штрафов и санкций.
Таблица 7 – Исполнение ФБ (по доходам) за 2016 г.
Фактический объем поступивших доходов на 91,4 млрд рублей (на 0,7%) превысил уровень доходов, предусмотренный Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2016 год»
Динамика доходов федерального бюджета в 2012–2016 годах В период 2012–2016 годов в целом доходы федерального бюджета по отношению к ВВП характеризовались тенденцией к снижению, их уровень сократился с 19,2% до 15,6% ВВП. При этом стоит отметить, что данные по объему ВВП в период 2012–2013 годов не вполне сопоставимы с периодом
2014–2016 годов в связи с изменением Росстатом методики его оценки. Динамика поступления доходов федерального бюджета по отношению к ВВП за последние пять лет представлена на рисунке 7. В 2016 году по сравнению с 2014 годом (сопоставимы по методике расчета ВВП) доходы федерального бюджета по отношению к ВВП снизились на 2,7 процентного пункта, при этом нефтегазовые доходы сократились на 3,8 процентного пункта, в то время как ненефтегазовые доходы выросли на 1,1 процентного пункта. Без учета разового поступления от продажи пакета акций ПАО «Нефтяная компания «Роснефть» доля ненефтегазовых доходов увеличилась на 0,3 процентного пункта. Последовательное снижение нефтегазовых доходов в период с 2012 по 2016 год соответствует траектории стоимости нефти, цена которой снижалась с 110,5 долл. США/барр. в 2012 году до 107,9 долл. США/барр. в 2013 году, 97,6 долл. США/барр. в 2014 году, 51,2 долл. США/барр. в 2015 году и 41,7 долл. США/барр. по итогам 2016 года. Цена на природный газ снизилась за указанный период с 345,6 долл. США/тыс. куб. м до 157,4 долл. США/тыс. куб. м. Падение цен на энергоносители было отчасти компенсировано ослаблением рубля по отношению к доллару США (с 31,1 рубля за доллар США в 2012 году до 66,9 рубля за доллар США в 2016 году). С учетом указанных факторов доля нефтегазовых доходов в общей сумме доходов федерального бюджета в рассматриваемом периоде существенно сократилась с 50,2% в 2012 году до 36,0% в 2016 году. За этот же период доля ненефтегазовых доходов выросла с 49,8 до 64,0% (рисунок 8). Уровень ненефтегазовых доходов в рассматриваемом периоде был сравнительно более стабильным по отношению к ВВП. В 2016 году по сравнению с 2012 годом ненефтегазовые доходы выросли на 0,4 процентного пункта, без учета разовых доходов от продажи пакета акций ПАО «Нефтяная компания «Роснефть» они снизились на 0,4 процентного пункта. При этом в 2013 и 2014 годах наблюдалось их падение по отношению к 2012 году на 0,5 и 0,7 процентного пункта ВВП – преимущественно за счет снижения поступлений налога на добавленную стоимость на фоне роста возмещения налога по капитальному строительству в связи с окончанием ряда крупных проектов, а также уменьшением доходов от перечисления части прибыли Центрального банка Российской Федерации (на фоне зачисления в 2012 году доходов от продажи пакета акций ПАО «Сбербанк России»). Рост ненефтегазовых доходов в 2016 году по сравнению с 2015 годом в значительной степени обусловлен дополнительным поступлением дивидендов, связанным с продажей пакета акций ПАО «Нефтяная компания «Роснефть» (710,8 млрд рублей). Тем не менее без учета указанных дополнительных поступлений (а также без учета некассовых операций 2015 года, составивших 162,7 млрд рублей, в том числе уменьшения имущественного взноса в имущество ГК «Агентство по страхованию вкладов» – 162,0 млрд рублей), сохраняется превышение ненефтегазовых доходов в 2016 году над аналогичными доходами 2015 года на 3,6% (271,3 млрд рублей), что свидетельствует в том числе об улучшении качества администрирования доходов. В 2016 году основную долю ненефтегазовых доходов федерального бюджета составило поступление налога на добавленную стоимость, обеспечившего 53,1% от их общей суммы, или 4571,0 млрд рублей (в том числе на товары, работы, услуги, реализуемые на территории Российской Федерации – 2657,4 млрд рублей). Поступление доходов в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям составило 10,7% от общего объема ненефтегазовых доходов, или 919,0 млрд рублей; акцизов по подакцизным товарам (продукции) – 8,1% (694,3 млрд рублей, в том числе по подакцизным товарам, производимым на территории Российской Федерации,– 632,2 млрд рублей); ввозных таможенных пошлин–6,5% (563,9 млрд рублей); налога на прибыль организаций – 5,7% (491,0 млрд рублей); платежей при пользовании природными ресурсами – 2,7% (236,7 млрд рублей, из которых 137,1 млрд рублей составил утилизационный сбор); доходов от оказания платных услуг – 1,7% (142,4 млрд рублей); доходов от перечисления части прибыли Центрального банка Российской Федерации – 1,2% (101,1 млрд рублей); доходов федерального бюджета от межбюджетных трансфертов, передаваемых федеральному бюджету на финансовое обеспечение и софинансирование оказания высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования – 1,1% (94,4 млрд рублей).
Рисунок 5 – Динамика поступления доходов ФБ в 2012-2016, % к ВВП
Рисунок 6 – Соотношение нефтегазовых и ненефтегазовых доходов в общем объеме доходов ФБ в 2012-2016 гг.
Ненефтегазовые доходы, связанные с внутренним производством (налог на добавленную стоимость на товары, работы, услуги, реализуемые на территории Российской Федерации, акцизы по подакцизным товарам, производимым на территории Российской Федерации, и налог на прибыль организаций) увеличились на 9,0%, или 313,0 млрд рублей по сравнению с 2015 годом. Основными факторами увеличения стали рост поступлений НДС (на фоне замедления темпов роста возмещений) и акцизов (преимущественно в результате роста поступлений по табаку в связи с индексацией налоговых ставок и крепкому алкоголю, улучшением качества администрирования и уплатой доначислений по результатам контрольных мероприятий, а также в результате начала поступления в федеральный бюджет дополнительных доходов от акцизов на нефтепродукты). В части налога на прибыль рост поступлений не наблюдается в связи с разовым поступлением в 2015 году налога на прибыль организаций с доходов, полученных в виде дивидендов от иностранных организаций российскими организациями, а также всплеском в 2015 году поступлений по соглашениям о разделе продукции на фоне ослабления рубля. Вместе с тем по сравнению с 2015 годом поступления налога на прибыль по основной ставке выросли на 37,1 млрд рублей (15,9%). Доходы, связанные с импортом (налог на добавленную стоимость, акцизы, ввозные пошлины), увеличились на 5,6%, или 135,2 млрд рублей, по сравнению с показателями за 2015 год, в основном за счет роста поступлений НДС на ввозимые товары на 128,4 млрд рублей (в связи с ростом рублевой стоимости импорта). Снижение поступлений по результатам размещения средств Резервного фонда и ФНБ (с 133,7 млрд рублей в 2015 году до 87,9 млрд рублей в 2016 году) произошло на фоне сокращения общего объема фондов, а также в результате уменьшения доходности размещения средств фондов на счетах в Банке России в иностранной валюте, вызванного снижением котировок ценных бумаг правительств США, стран ЕС и Великобритании. Структура доходов федерального бюджета в 2012–2016 годах Основная часть поступлений доходов федерального бюджета в 2012–2016 годах обеспечена поступлениями налога на добавленную стоимость, налога на добычу полезных ископаемых и вывозной таможенной пошлины. На долю указанных доходов в 2016 году приходится 70,6% всех доходов федерального бюджета, при этом по сравнению с 2012 годом их доля в общем объеме доходов снизилась на 7,7 процентного пунктов. Структура нефтегазовых доходов (рисунок 9), остававшаяся стабильной в период 2012–2014 годов, существенно изменилась с 2015 года на фоне реализации «налогового маневра» (рост ставок НДПИ на нефть и газовый конденсат при одновременном снижении экспортных пошлин на нефть сырую и нефтепродукты). В результате доля налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья составила в 2016 году 58,4% нефтегазовых доходов по сравнению с 37,2% в 2012 году. Основная доля поступлений ненефтегазовых доходов в рассматриваемом периоде приходится на налог на добавленную стоимость (55,4% в 2012 году и 53,1% в 2016 году). Доля акцизов в структуре ненефтегазовых доходов выросла в 2016 году на 2,1 процентного пункта (в результате ежегодной индексации ставок, а также расширения перечня подакцизных товаров), доля налога на прибыль организаций при этом снизилась на 0,2 процентного пункта, государственных пошлин – на 0,3 процентного пункта. Увеличение доли доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации, в структуре ненефтегазовых доходов на 6,4 процентного пункта в основном связано с поступлением в 2016 году в доход федерального бюджета средств от реализации 19,5% акций ПАО «Нефтяная компания «Роснефть». Снижение доли прочих доходов (на 1,0 процентного пункта) в основном обусловлено сокращением поступлений доходов от продажи материальных и нематериальных активов (на 0,9 процентного пункта) и доходов от оказания платных услуг и компенсации затрат государства (на 0,4 процентного пункта).
Рисунок 7 – Структура нефтегазовых доходов ФБ в 2012-2016 гг, доля в объеме нефтегазовых доходов, %
В то же время выросла доля поступления платежей при пользовании природными ресурсами (на 1,1 процентного пункта), прочих неналоговых доходов (на 1,0 процентного пункта) и безвозмездных поступлений (на 0,8 процентного пункта). Основная часть поступлений доходов федерального бюджета в 2016 году обеспечена поступлениями по следующим главным администраторам: Федеральной налоговой службе, Федеральной таможенной службе, Министерству финансов Российской Федерации, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом. На долю указанных главных администраторов доходов в 2016 году приходится 94,6% всех доходов федерального бюджета.
Рисунок 8 – Структура нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2012-2016 годах, доля в объеме ненефтегазовых доходов %
Рисунок 9 – Ведомственная структура доходов федерального бюджета 2012-2016 гг[2]
Дата: 2019-07-24, просмотров: 325.