Финансовая политика — это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и эффективное использование для осуществления государством его функций.
Следует отметить, что финансовая политика не ограничивается изложенными выше принципами. Финансовые отношения в государстве — это динамичная, развивающаяся система. Для ее функционирования важное значение имеют:
♦ финансовое регулирование и стимулирование производства;
♦ финансирование научно-технического прогресса;
♦ страховая защита общественного производства.
Среди рычагов государственного финансового регулирования основная роль принадлежит налогам, таможенным сборам, тарифам. С их помощью регулируется уровень рентабельности и размер денежных накоплений предприятий. Система налоговых льгот способствует ускоренному развитию приоритетных отраслей, обновлению основных фондов.
Содержание финансовой политики включает:
Ø определение основных направлений, целей и задач финансовой политики.
Ø формирование финансового механизма.
Ø управление финансовой деятельностью.
Виды финансовой политики:
Ø Политика экономического роста. Представляет собой систему финансовых мер, направленных на увеличение ВНП и повышения уровня занятости. Эта политика включает рост государственных расходов, и снижение налоговой бремени. Эта политика применяется в период экономического кризиса. В долгосрочном аспекте данная политика может привести к росту инфляции. (Доход снижается и Расходы повышаются).
Ø Политика стабилизации. Характеризуется ограничением государственных расходов и налогов, обеспечение условий для формирования, сбалансированного бюджета. (Расход = Доходу).
Ø Политика ограничения деловой политики. Направлена на уменьшение реального объема ВНП. Она связана с уменьшением государственных расходов и увеличение налогового бремени. Эта политика применяется тогда, когда произошел кризис (Расходы уменьшаются и Доходы увеличиваются).
Главными задачами финансовой политики являются:
1. обеспечение финансовыми ресурсами программ, осуществленных государством;
2. установление рационального распределения и использование ресурсов;
3. достижение финансовой устойчивости и финансовой независимости государства;
4. создание благоприятных условий для функционирования хозяйствующих субъектов;
5. формирования уровня доходов, обеспечивающих нормальное воспроизводство населения.
Выделяют три основных вида финансовой политики:
· классическая;
· регулирующая;
· планово-директивная.
Классическая основана на трудах классиков политэкономии А. Смита (1723–1790) и Д. Рикардо (1772–1823). Основное ее направление – невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Государственные расходы минимизированы. Система налогов строилась на косвенных и имущественных налогах. Органом управления было министерство финансов.
Регулирующая – в основу положена экономическая теория Дж. Кейнса (1883–1946), обосновывающая необходимость вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Основными инструментами вмешательства становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос и как следствие – рост производства, ликвидация безработицы, увеличение национального дохода. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки; государственный кредит, рынок ссудных капиталов. Дефицит бюджета используется для регулирования экономики. Из единого органа управления выделяются отдельные службы, занимающиеся планированием бюджета и бюджетных расходов, их финансированием, контролем за поступлением налогов, управлением государственным долгом. В целом такая политика обеспечила в 1930–1960 гг. стабильный экономический рост, эффективную систему финансирования социальных нужд.
В 1970-х годах в основу финансовой политики положена неоконсервативная стратегия, ограничивающая вмешательство государства в экономику. Регулирование становится многоцелевым:
· экономический рост и занятость;
· денежное обращение;
· валютный курс;
· социальные факторы;
· структурная перестройка хозяйства.
Финансовый механизм исходит из необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижение бюджетного дефицита, стимулирование роста сбережений как источника инвестиций. Стоит задача сокращения числа налогов и прогрессивности их шкалы.
Планово-директивная финансовая политика применяется в странах с административно-командной системой. Основана на государственной собственности на средства производства. Целью является концентрация всех неиспользуемых населением, предприятиями и местными органами власти финансовых ресурсов в руках государства и их последующее распределение в соответствии с основными направлениями государственного плана развития.
Действовал двухканальный механизм изъятия чистого дохода у предприятий:
· вначале при помощи налога с оборота;
· затем при помощи индивидуальных отчислений от прибыли (взносов свободного остатка прибыли).
1) При этом определялся предельный размер всех расходов предприятия за счет чистой прибыли.
2) Регулирование использования денежных доходов населения осуществлялось при помощи подоходного налога, путем размещения фактически принудительных государственных займов.
3) Изъятие средств у местных органов власти обеспечивалось путем введения ограничений в установлении самостоятельных источников доходов – 10–15% за счет местных доходов, остальное из центра. Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов государства. Социальные нужды финансировались по остаточному принципу. Управление финансами осуществлялось из единого центра – Министерства финансов. Такая политика была эффективна в годы ВОВ, в период восстановления народного хозяйства после войны. В настоящее время она реформируется.
Основа современной финансовой политики РФ:
· признание свободы предпринимательства;
· введение разнообразных форм хозяйствования;
· приватизация государственной собственности и переход к смешанной экономике;
· отказ государства от директивного управления;
· переход отношений предприятий и государства на налоговую основу.
Изменяется порядок предоставления бюджетных средств. Получила распространение система государственного кредита для покрытия дефицита госбюджета. Используются рыночные формы государственных займов. Изменяется организация бюджетной системы. На смену централизованной пришла система, основанная на самостоятельности и равноправии бюджетов всех уровней. Применяется система трансфертных платежей, увязывающая размер бюджетных средств со среднедушевым бюджетным доходом отдельных регионов. Изменяется практика перераспределения финансовых ресурсов. Кроме вертикального используется горизонтальное перераспределение средств за счет функционирования финансового рынка. Получила развитие система внебюджетных фондов государства. Демонополизировано страховое дело, появился страховой рынок. Изменилась система управления финансами. Готовится налоговая реформа. Осуществляется структурная перестройка экономики. Расходование бюджетных денег производится на конкурсной основе. Продолжается совершенствование бюджетного устройства, намечено проведение бюджетной реформы. Укрепляется рынок ЦБ.
В РФ приоритет в разработке финансовой политики принадлежит Президенту РФ, который в своих посланиях определяет основные направления экономики на планируемый год и перспективу. (3 года)
Правительство РФ действует в рамках этого послания и вырабатывает основные направления развития экономики и обеспечение социальной стабильности. Им разрабатывается необходимые законодательные акты для реализации финансовой политики.
Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использование финансов.
Одновременно государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования, финансовых отношений. При выработке финансовой политики учитывают особенности исторического развития общества. Она должна учитывать специфику внешней и внутренней обстановки, реальные экономические и финансовые возможности страны.
Финансовый механизм.
Важной составной частью финансовой политики является установление финансового механизма.
Финансовый механизм – это система, установленная государством: форм, видов и методов организации финансовых отношений (рисунок 2).
Рисунок 2 – Элементы финансового механизма
Финансовый механизм это наиболее динамичная часть финансовой политики, его изменения происходят в связи с решением тактических задач государства.
Финансовый механизм подразделяется на:
1. Директивный (прямое воздействие) – разрабатывается для отношений, в которых непосредственно участвует государство.
2. Регулирующий (косвенное воздействие) – связан с финансовыми отношениями предприятий.
Система инструментов финансовой политики:
Ø Правовые – нормативно-правовые акты, принятие государственных программ, заключение международных соглашений.
Ø Административные – порядок регистрации, получение лицензии, квотирование, применение государственных санкций, ведение административных мер, управление государственной собственностью.
Ø Экономические инструменты:
I.гр. Активно-структурные – это государственная поддержка, инвестиционные скидки, использование на льготных условиях недвижимости, государственные инвестиции, государственные закупки.
II.гр. Фискально-структурные – это специальные налоговые режимы, налоговые льготы, бюджетное ассигнование, амортизационную политику.
III.гр. Монетарные – связанно с регулированием денежной массы, процентных ставок, операции на рынке ценных бумаг и с иностранной валютой.
IV.гр. Инструменты антимонопольной политики, земельное регулирование.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 351.