Экономика представляет собой сложный народно-хозяйственный комплекс, части которого развиваются неравномерно. Это связано с тем, что потребности общества очень изменчивы, а производство стремится к ним приспособиться. Согласованное взаимодействие разных частей достигается путем регулирования, путем перераспределения финансовых ресурсов, благодаря чему создаются необходимые предпосылки для осуществления структурных сдвигов.
Регулирование экономики происходит посредством саморегулирования, которое базируется на свободе субъектов хозяйствования, выборе партнеров, форм взаимоотношения с ними. Саморегулирование обеспечивается функционированием рынка, благодаря которому создается возможность свободного и быстрого распределения финансовых ресурсов между разными подразделениями. Но, помимо, саморегуляции большое влияние на структуру производства оказывает государственное вмешательство на экономику. Необходимость такого вмешательства обусловлена решением задач:
1) обеспечение крупных структурных сдвигов
2) поддержка приоритетных направлений экономического развития
3) расширение и совершенствование объектов социальной и производственной инфраструктуры.
Вмешательство государства в экономику основано на использовании государственных инвестиций, налоговой, бюджетной и амортизационной политике.
В регулировании политики принимают участие разные звенья и сферы финансовой системы, а именно финансы предприятий (п/п), страхование, государственный бюджет.
Главным инструментом регулирования воспроизводящих пропорций являются финансы п/п. В условиях рынка существенно возрастает роль государства, которое с помощью налогов стремится влиять на уровень обеспеченности собственными финансовыми ресурсами. Использует и другие рычаги, которые влияют ан воспроизводственную пропорцию: ускоренную амортизацию, бюджетные затраты и т. д.
Для регулирования отраслевых п/п в условиях рыночной экономики используются финансы п/п и государственный бюджет. П/п ищут зону наиболее выгодного вложения своих ресурсов, т. е. покупают акции других п/п, инвертируют свои средства в недвижимость, предоставляют средства взаймы санам. Государство регулирует отраслевую структуру, используя бюджет, внебюджетные средства, проводя амортизационную и таможенную политику, влияние на цены.
В государственном механизме регулирование отраслевых пропорций одинаково важны как платежи в бюджет, таки и финансирование. Но не следует, что их роль одинакова. Платежи в бюджет регулируют собственную базу п/п и влияют лишь на долю собственных финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении хозяйствующих субъектов.
Бюджетное финансирование выполняет роль увеличения финансовой возможности п/п за счет увеличения общих финансовых ресурсов.
В регулировании территориальных пропорций принимают участие главным образом государственные и местные финансы, а также частично финансы пропорций. Регулирование осуществляется путем предоставления дотаций, предоставления кредитов и т. д. Влияние финансовых пропорций на территориальную структуру общего производства происходит путем расширения зоны предпринимательства, инвестирования средств на развитие городов и населенных пунктов. Межтерриториальное перераспределение финансовых ресурсов способствует выравниванию экономического и социального развития регионов. Нельзя использовать только государственный бюджет, т. к. это развивает иждивенчество, снижает активность хозяйствующих субъектов. Государственная финансовая помощь предоставляется не слабым, а экономически сильным п/п.
6. Финансовый рынок, его роль в мобилизации и перераспределении финансовых ресурсов.
Финансовый рынок представляет собой особую форму организации движения денежных средств в народном хозяйстве и функционирует как в виде рынка ценных бумаг, так и рынка ссудных капиталов.
Предпосылкой функционирования финансового рынка является несовпадение потребности финансовых ресурсов у того или иного субъекта с наличием источников удовлетворения этой потребности. Финансовый рынок предназначен для аккумулирования временно свободных денежных средств и эффективного их использования. Сберегателями выступают юридические и физические лица, накапливающие у себя денежные средства. Инвесторами выступают субъекты хозяйствования и органы государственной власти, вкладывающие денежные средства в предприятия.
Функционирование финансового рынка предопределено наличием в экономике страны самостоятельных собственников, которые способны заключать сделки на финансовом рынке. Вместе с тем функционирование финансового рынка не мыслимо без соответствующих правовых основ. Их создание базируется на разработке нормативных документов, регламентирующих деятельность рынка и его участников.
Аккумуляция временно свободных денежных средств и их инвестирование в затраты осуществляется посредством обращения на финансовом рынке ценных бумаг. Их можно подразделить на долговые и долевые.
Долговые ценные бумаги отличаются твердой фиксированной процентной ставкой и обязательством выплатить сумму долга на определенную дату в будущем. Классическим видом этой ценной бумаги является облигация.
Долевые ценные бумаги представляют непосредственную долю их владельца в реальной собственности. Примером является акция.
На ряду с акциями и облигациями на финансовом рынке обращаются казначейские обязательства, векселя, сберегательные сертификаты и другие документы.
Финансовые рынки можно подразделить на первичные, связанные с эмиссией новых ценных бумаг и вторичные, которые осуществляют перепродажу ценных бумаг.
Субъектами первичных финансовых рынков наряду со сберегателями и инвесторами являются эмитенты. К ним относятся:
— юридические лица, стремящиеся получить дополнительные финансовые ресурсы для инвестирования их в затраты по расширению производства;
— органы государственной власти различного уровня, выпускающие займы для покрытия части государственных расходов.
Посреднические функции между эмитентами и инвесторами выполняют специальные дилерские и брокерские фирмы.
Вторичные финансовые рынки предназначены не для привлечения дополнительных финансовых ресурсов, а для перераспределения имеющихся ресурсов между субъектами хозяйствования в соответствии с потребностями расширенного воспроизводства и другими нуждами общества. Первичные и вторичные рынки тесно связаны между собой.
Обязательной предпосылкой реального функционирования финансового рынка является многообразие форм собственности, твердая денежная единица, свободные цены и т. д.
Организационные структуры финансового рынка включают различные финансовые учреждения: финансово-банковские учреждения, страховые компании и главное фондовые биржи. Существуют следующие виды бирж:
— замкнутая биржа, в торгах которой могут принимать участие только определённые лица
— биржа со свободным доступом посетителей, сделки на ней осуществляются только маклерами
— биржа, состоящая из широкого круга лиц, действующая под контролем правительства
ФУНКЦИИ биржи:
1) активные операции по купле-продаже ценных бумаг
2) предоставление эмитентам дополнительных финансовых ресурсов для нужд
3) перераспределение финансовых ресурсов, позволяющих изменить структуру общественного производства
4) предоставление сберегательных возможностей, использовать с наибольшей выгодой денежные средства
Фондовые биржи во всех странах с рыночной экономикой это хорошо технически оснащенные организационные структуры, которые оснащены современными системами обработки, передачи и хранения информации о сделках. Информация совершаемых в торговых залах сделках открыта и легко доступна. Данные об объеме и цене каждой сделки сразу же высвечиваются на электронное табло и одновременно передается во все уголки земного шара.
Функционирование финансового рынка имеет большое значение:
— благодаря им становится возможно инвестировать денежные средства в производство
— с помощью финансового рынка облегчается развитие производительных сил и отраслей, обеспечивающих максимальную прибыль инвесторам
— перелив капитала способствует ускорению НТП (научно-технический прогресс)
Все вышеперечисленное содействует наиболее быстрому движению и эффективному использованию финансовых ресурсов. Финансовый рынок позволяет цивилизованным способом покрывать бюджетный дефицит, т. к. именно на финансовом рынке изыскиваются средства для покрытия постоянно растущих государственных расходов.
Понятие финансовой системы.
Понятие финансовой системы государства является развитием общего определения финансов. Финансы выражают экономические отношения. Однако в каждом звене финансов эти отношения проявляются по-разному. Каждое звено финансов определенным образом влияет на процесс воспроизводства и имеет свои, присущие ему функции. Финансы предприятия обслуживают материальное производство, при их участии создается ВВП, распределяемый внутри предприятия и отраслей хозяйства. Через государственный бюджет мобилизуются ресурсы в централизованном фонде государства, и происходит перераспределение средств между отраслями хозяйства, экономическими регионами, а также отдельными социальными группами населения. Таким образом, каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом – это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.
Финансовая система – система форм и методов распределения и использования денежных фондов государства и предприятий.
Финансовая система общества может иметь один из следующих типов:
- банковский – тип банковской системы, при котором основная часть национального дохода страны перераспределяется через рынок ссудных капиталов.
Данный тип финансовой системы представлен в большинстве стран Европы и характерен тем, что кредитно-банковские структуры, сосредотачивая у себя значительную часть свободных финансовых ресурсов, от своего имени распределяют эти средства путем механизма кредитования или прямого инвестирования.
- рыночный – тип, при котором роль в перераспределении НД выполняет фондовый рынок.
Данный тип характерен для США, Канады.
- бюджетный – тип, при котором часть НД в централизованном порядке перераспределяется государством через систему бюджетов и внебюджетных фондов.
Финансовая система этого типа используется в России, Швеции, Китае.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 247.