Понятие "сознание" неоднозначно. В широком смысле слова под ним имеют в виду психическое отражение действительности, тем самым подчеркивая его отношение к материи.
Сознание структурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты, как осознание вещей, а также переживание, т.е. определенное отношение к содержанию того, что отражается.
Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и самом человеке. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское, эстетическое и религиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный уровни сознания.
Бессознательное - совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным считается всё, что не становится для индивида объектом осознания.
Следует различать два вида неосознанных действий. К первому виду относятся действия никогда не осознававшиеся, а ко второму – ранее осознававшиеся действия. Сама сознательная деятельность человека возможна лишь при условии, что максимальное число элементов этой деятельности осуществляется именно автоматически.
Проблема бессознательного интересовала ученых в разные эпохи:
· По Платону, познание – это припоминание.
· Идея тождества психики и сознания, за пределами сознания протекают физиологические процессы, а не психические говорил Р. Декарт.
· Бессознательное – низшая форма духовной деятельности считал Лейбниц.
· Бессознательное – темные представления в человеке по И. Канту.
· По Фрейду, бессознательное – это скрытые желания и стремления, страсти человека, реализоваться которым в отдельном человеке мешает общество.
Гносеология как раздел философского знания.
Теория познания (гносеология) - это раздел философии, в котором изучаются такие проблемы, как природа и сущность познания, содержание познания, форма познания, методы познания, истина, ее условия и критерии, формы существования и развития знаний. Каждая из перечисленных проблем имеет свое содержание.
Так, природа и сущность познания включает в себя такие вопросы, как предмет познания, соотношение субъекта и объекта познания, соотношение сознания и знания;
содержание познания - диалектику процесса познания (чувственное и рациональное, от явления к сущности, от сущности первого порядка к сущности второго порядка и т. д., единство конкретного и абстрактного), детерминацию процесса познания социокультурными факторами;
форма познания - логическую структуру мышления, соотношение логических законов и логической правильности мышления, категориальную структуру мышления, познание и язык;
методы познания - соотношение метода и теории, метода и методологии, классификацию методов по степени субординации и координации;
истина, ее условия и критерии - соотношение истины и знания, соотношение абсолютной и относительной истины, конкретность истины, многообразие истин, критерии истины;
формы существования и развития знания — факты науки, сущность проблемы, сущность гипотезы, принципы доказательства, сущность теории.
Перечисленными проблемами занимается исключительно философия. Объясняется это тем, что философия анализирует тотальность вещей, реальность во всех ее частях и моментах без изъятия: материальный мир, идеальные феномены и воображаемые объекты. Без теории познания в широком смысле слова это сделать невозможно.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 187.