Основной вопрос философии и главные философские направления.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основной вопрос философии - это вопрос об отношении сознания к бытию, тела к душе, бытия и мышления, духовного к материальному.

Существует много разных направлений философии, например, агностицизм, скептицизм, дуализм, пантеизм. Однако основополагающими среди них являются материализм и идеализм.

Материализм - философское течение, говорящее о первичности материи, природы, бытия, физического, объективного, а сознание, дух, мышление, психическое, субъективное рассматривают как свойство материи. Пространство, время, движение – объективно существующие формы бытия материи. Единство мира в его материальности.

Идеализм - философское течение, признающее, что сознание, мышление, духовное, психическое – первично, а материя, природа, физическое – вторично, производно, зависимо. Субъективный идеализм утверждает, что идеальное начало существует внутри субъекта. Объективный идеализм - напротив, говорит о том, что идеальное начало находится вне субъекта.

Исторические типы философии.

  Название и период эпохи Суть эпохи
1 Античность VI в. до н.э.— III в. н.э.   Основной философский интерес - космос. Подэтапы: натурфилософия (материальная субстанция (Фалес, Гераклит и др.), атомы + пустота (Левкипп, Демокрит и др.), числа (Пифагор и др.)); интеллектуализм (Идеи (Сократ, особенно Платон и др.), Форма (Аристотель и др.)); эллинистическая философия (самодостаточность человека (киники), счастье человека как наслаждение (эпикурейцы), человек и его космическая судьба (стоики), мудрое молчание (скептики)); неоплатонизм (Иерархия: Единое — Благо — Мировой Ум — Мировая Душа — Материя).
2 Средние века IV— XIV вв.   Основной философский интерес - Бог. Основные принципы: "Люби Бога, и тогда делай, что хочешь", "Воля как сущность личности", "Свобода как черта воли", "Вера ведёт разум, разум подкрепляет веру", "Философия - это введение к религии", "Свобода человека как разумная воля движения к совершенству Бога". Основные представители - Августин и Фома Аквинский.
3 Новое время XV— XIX вв.   Основной философский интерес - человек. Философия Нового времени начинается с эпохи Возрождения. В центре не только философского учения, но и всей культуры в целом, становится человек. Наиболее яркие представители эпохи Возрождения: Галилео Галилей, Николай Коперник, Николай Кузанский, Джордано Бруно. В философию Нового времени внесли очень масштабный вклад также Декарт и Локк. Следующим этапом философии Нового времени была Немецкая Классическая философия. Наиболее яркие представители: Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Маркc.
4 Новейшее время XX в.   Основной философский интерес - язык. Отличительными признаками философии Новейшего времени являются «работа» сознания с феноменами, бытие человека в мире, поиск сущего, логический анализ языка, употребле­ние языка, деконструкция принятых в обществе правил поведения и ценностей, плю­рализм.

Проблема субстанции и натурфилософии в Древней Греции.

Представители милетской школы сформулировали исторически первую и наиболее фундаментальную проблему первоначала, из которого возникают все вещи и в которое со временем они превращаются.

Фалес:

Первым древнегреческим философом принято считать Фалеса (ок. 625 — 547 гг. до н. э.), основателя Милетской школы. Согласно Фалесу, все многообразие природы, вещей и явлений можно свести к одной основе (первостихии или первоначалу), в качестве которой он рассматривал “влажную природу”, или воду. Фалес считал, что все возникает из воды и в нее же возвращается. Он наделяет первоначало, а в более широком понимании весь мир одушевленностью и божественностью, что находит свое подтверждение в его изречении: “мир одушевлен и полон богов”.

Анаксимандр:

В качестве первоначала всего сущего Анаксимандр считает апейрон (беспредельное). В его интерпретации апейрон не является ни водой, ни воздухом, ни огнем. “Апейрон есть не что иное, как материя”, которая находится в вечном движении и порождает бесконечное множество и многообразие всего существующего.

Анаксимен:

Анаксимен придавал большое значение выяснению природы первоначала. Таковым, по его мнению, является воздух, из которого все возникает и в который все возвращается. Анаксимен избирает в качестве первоначала воздух в силу того, что он обладает такими свойствами, которых нет (а если есть, то недостаточно) у воды. Прежде всего, в отличие от воды, воздух имеет неограниченное распространение. Второй аргумент сводится к тому, что мир как живое существо, которое рождается и умирает, требует для своего существования воздуха.

Гераклит:

Но в центре учения Гераклита другая важнейшая идея - идея безостановочной изменчивости вещей, их текучести. Гераклит учил, что все в мире изменчиво, «все течет». Ничто в мире не повторяется, все преходяще и одноразово. Нельзя понять субстанцию мира, природу Космоса, не учитывая его постоянную текучесть, изменчивость, то, что он все время находится в состоянии становления.

Философия Сократа.

Сократ и его ученики начинают новый период в развитии философии. Они делают философию основанием определенного образа жизни.

Философия становится мудростью, которая указывает, как жить, какие цели в жизни наиболее достойные, что есть высшее благо и т.д. "Я знаю, что ничего не знаю, но многие не знают даже этого". Это знание о своем незнании и есть мудрость Сократа. Он видит свое призвание в том, чтобы помогать другим осознать свое собственное незнание.

Метод Сократа состоит не в том, чтобы дать собеседнику некоторое знание, а наоборот, в том, чтобы, прикинувшись простачком, задавать вопросы, делая вид, что он желает что-то узнать от своего собеседника. Это знаменитая сократовская ирония. Он заставляет собеседника осознать мотивы своих поступков и те ценности, которые определяют его поведение. Сократ пробуждает самосознание. Сократ совершает переворот в тра­диционной системе ценностей.

Истинные ценности не те, которые обычно ценят - богатство, слава, здоровье, красота и т.д. Истинная ценность – ра­зум, знание, без которых все остальное может принести человеку только вред. Быть разумным, с точки зрения Сократа, значит быть умеренным и справедливым. Разум - знание меры. Меры не в обывательском смысле. Мера – это закон, определяющий способ существования любой вещи. Соблюдение меры дает порядок. Собственно, проблема порядка, гармонии - главная проблема Сократа и греческой философии в целом. Истинные ценности те, которые обеспечивают порядок и гармонию в обществе и в душе человека. Это, прежде всего, справедливость. Справедливость - знание меры, следование закону. Человек разумный — это человек справедливый. Именно справедливости должна учиться душа. Несправедливый человек безумен.

В целом учение Сократа имеет этическую направленность.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 215.