Философские взгляды Ломоносова, Менделеева, Вернадского
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Ломоносов: Основной вопрос философии Ломоносов решал материалистически. Он считал, что основой всего существующего является материя: "Материя есть то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность"1. "Идеями называются представления вещей в уме нашем" Материя, по Ломоносову, находится в непрерывном движении; под движением он понимал перемещение в пространстве мельчайших частиц и видимых тел, состоящих из этих частиц.

"Первичное движение, - писал Ломоносов, - не может иметь начала, но должно существовать извечно" положение Ломоносова включает в себя и законы сохранения, уже известные в то время, и законы сохранения, которые открывались в последующее время и продолжают открываться в настоящее время. "Ломоносов, - продолжает С.И. Вавилов, - на века вперед как бы взял в общие скобки все виды сохранения свойств материи. Ломоносов был противником признания существования дальнодействующих сил в природе. Неоднократно он высказывался против "ньютонианских притягательных сил" и подчеркивал, что всякое взаимодействие между телами невозможно через пустое пространство, не наполненное материей.

Ломоносов был также противником развивающейся концепции невесомых. В своих воззрениях на окружающий мир он держался принципа материального единства природы и идеи о связи между ее вещами и явлениями. Об этом свидетельствует вся научная деятельность Ломоносова и целый ряд его высказываний.

Ломоносов представлял себе природу как единое целое, в котором все связано друг с другом. Все процессы в природе происходят так, что изменение в одном месте связано с обязательными изменениями в другом. При этом ничто не пропадает бесследно и не возникает из ничего. Это положение и получило свое выражение в законе Ломоносова. Менделеев: не только ясно осознавал различие между физикой и метафизикой (химией и философией), но и прекрасно понимал в чем состоит общий корень и единое основание как этих способов познания, так и постигаемых ими видов бытия. В вышеназванной работе Менделеев не только выдвигает высшее единство универсума как истинное основание мировоззрения, но подмечает хотя и естественное, но подлежащее преодолению противоречие в попытке мыслящего субъекта его постичь: "Порок вовсе не в самой идее единства, а только в стремлении его реализовать в образы, формы и частные понятия. Никогда этого не достичь по самой логике дела, а общее "единое" не следует и пытаться представить ни в таких материальностях, как вещество или энергия, ни в таких реальностях, каковы разум, воля, индивидуум или все человечество. "(I, 370). Дмитрий Иванович объясняет, почему всеобщее единство универсума не сводится в своим высшим противоположностям: ". . потому, что и то и другое должны охватываться этим общим единым"(там же, 370). Таким образом, ни вещество, ни материя, ни субъективность человека, ни весь род человеческий в его историческом развитии не являются, по мысли Менделеева, чем-то самодостаточным, самодовлеющим и абсолютным.

Вернадский: В своей самой знаменитой книге “Научная мысль как планетное явление” [1] он излагает собственное видение эволюции человечества в геологическом и социально – историческом масштабах времени

Переход биосферы в ноосферу, по его мнению, остановить невозможно, так как рост научного сознания становится основной научной силой, создающей ноосферу. И это преобразование биосферы происходит независимо от человеческой воли, как естественный природный процесс.

Во всех других областях человеческой жизни (экономика, политика, условие существования людей, моральное, религиозное состояние и т.д.) устойчивого процесса, т.е. развития без возвращения вспять, мы не замечаем. Вернадский даёт свой ответ на многочисленные споры о возможности прогресса и правомерности этого понятия в характеристике человеческой истории (идущее от материалистов 18 века через Гегеля к Марксу и марксизму, утверждение идеи несомненного прогресса человечества и сомнение многих мыслителей 19 – 20 веков в обоснованности, даже в моральности самой этой идеи). Согласно Вернадскому именно непрерывный рост научного знания свидетельствует о том, что человечество всё же совершенствуется. Вернадский в структуре научного знания выделяет два главных раздела. С одной стороны, это система научных фактов (конечно классифицированных и обобщенных), а с другой - научные теории, концепции, гипотезы. Именно второй раздел научного знания, с его точки зрения, равноценен философии. Однако личностное начало как бы уходит на задний план. Доказательства в данной области применимы лишь к очень общим сторонам объективной реальности, которые непосредственно не обнаруживаются ни в одном конкретном эксперименте. И они не могут претендовать на то, чтобы установить точные количественные параметры материальных объектов и процессов, их конкретные свойства.



Дата: 2019-07-25, просмотров: 162.