Философия эпохи Возрождения. Гуманизм. Натурфилософские идеи. Социально – политические учения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

По мере перехода к городскому образу жизни и развития промышленности выявляется особая значимость человека, его творческой активности. Стала ощущаться острая потребность в новых воззрениях. Новые воззрения развивались не на пустом месте, они сохраняли самую тесную преемственность и со средневековьем, и с античностью. В эпоху Возрождения было выработано новое философское мировоззрение прежде всего благодаря творчеству философов: Н. Кузанский, М. Фичино, Л. Да Винчи, Микеланджело, Д. Бруно и др. в эпоху Возрождения формально остается в силе центральное положение Бога, но действительным объектом философского интереса становится человек. Основная установка философии в эпоху Возрождения – антропоцентризм. Человек эпохи Ренессанса – это не просто творец, а творец и художник одновременно. Микеланджело и да Винчи внесли существенный вклад в развитие философии. Антропоцентризм не мог не способствовать развитию гуманизма. Гуманизм имел длительную предысторию античности и средневековье, но как широкое общественное движение складывается именно в эпоху Возрождения. Согласно итальянским гуманистам, природа человека достойна всемирной реабилитации, она даже становится высшим критерием для оценки человеческих страстей. Эпоха возрождения была этикой нарождавшейся активной молодой буржуазии. Стоит вопрос о благородстве человека. Благородство человека заключается не в чужой славе, не в величии рода и не в скоплении богатства, а в доблести духа. Все люди равно получают от природы, дело же состоит лишь в том, чтобы довести свою доблесть и благородство до совершенства, будь то в науке. Искусстве или производственной деятельности. Монашеским подвигам все чаще противопоставляется самый обыкновенный труд гуманизм Возрождения ориентируется на свободомыслие и соответственно справедливое устроение общественно – государственной жизни.

На основе крупнейших открытий и технического прогресса в эпоху Возрождения развивается своеобразная натурфилософия (философия природы). Именно она оказала определяющее влияние на развитие философии и естествознания Нового времени. Натурфилософия зачастую носила пантеистический характер, т.е., прямо не отрицая существования Бога, она отождествляла его с природой. Подобную натурфилософию развивали Бернардино Телезио [1509-1588), основавший в Неаполе академию для опытного изучения природы, и ближайший советник Папы Пия II, кардинал, ученый, философ Николай Кузанский (1401-1464).

Хотя Возрождение не дало ни одного значительного теоретического философа, в области политической философии оно дало выдающегося мыслителя - Никколо Макиавелли. Его политическая философия носит научный и эмпирический характер, которая основана на собственном деловом опыте и ставит своей целью указать средства для достижения намеченных целей.

Макиавелли (1467 - 1527). Его отец - юрист. Сам он родился во Флоренции, не был ни богат, ни беден. Он занимал небольшой пост в правительстве Флоренции, иногда выезжал с дипломатическими миссиями. Подвергся аресту, но был оправдан и получил разрешение жить в деревне, не далеко от Флоренции. Стал писателем. Его значительные произведения - "Князь", "Рассуждение". Они носят республиканский и либеральный характер.

В работе "Князь" он говорит о борьбе за власть такими методами, как подлость, сила и т.д. Он говорит, что правитель погибнет, если он будет милостивым. Он должен быть хитрым и свирепым, но нужно уметь скрывать в себе эти качества и быть лицемером. Важнее всего для правителя казаться религиозным.

"Рассуждение". Здесь четко сформулирована теория контроля и равновесия. Конституция должна предоставлять часть в управлении и государем, и знатью, и народом. Тогда эти силы будут контролировать друг друга. Хорошей была конституция Рима, т. к. она сталкивала Сенат и народ.

Макиавелли везде употребляет слово "свобода". По-видимому, он считал, что политическая свобода предполагает наличие в гражданах известного рода личные добродетели.

В мире существует ряд политических благ, из которых особенно важны три: национальная независимость, безопасность и благоустроенная конституция. Лучшей конституцией является та, которая распределяет юридические права между государем, знатью и народом, пропорционально их реальной власти, т. к. при такой конституции трудно осуществить революции и поэтому возможен устойчивый порядок. Однако, политика включает в себя так же вопрос о средствах. Если цель признается хорошей, то нужно избирать такие средства, которые обеспечивают ее достижение. Для достижения такой цели необходима сила. Часто она зависит от общественного мнения, общественное мнение от пропаганды, а в пропаганде выгодно казаться добродетельнее своего противника.

 

Дата: 2019-07-25, просмотров: 210.