Первые философские школы в Древней Греции: милетская, пифагорейская, элеаты. Диалектика Гераклита
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Большинство исследователей единодушны в том, что философия как целостный феномен культуры является созданием гения древних греков (7-6 вв. до н. э). Одной из древнейших философских школ считается Милетская (7-5 вв. до н. э). Мыслители Фалес, Анаксимен и Анаксимандр. "Из чего всё? " именно этот вопрос интересовал в первую очередь милетцев. Фалес считал источником всего воду, Анаксимен – воздух, Анаксимандр – некоторое беспредельное и вечное начало. Согласно милетцам, в основе всего находится первичная субстанция. Субстанции милетцев фактически относятся к миру явлений и событий, а не родовых реалий, понятий, законов.

Пифагор тоже занят проблемой субстанций, но огонь, земля и вода в качестве таковых его уже не устраивают. Он приходит к выводу, что "все есть число". Пифагорийцы видели в числах свойства и отношения, присущие гармоническим сочетаниям. Простые числовые отношения начали искать в геометрии и астрономии. Пифагор, а до него Фалес, использовали простейшие математические доказательства. Пифагорейцы объясняли события на основе чисел и их соотношений и тем самым превзошли милетцев. Пифагорейцы были одними из первых, кто понял роль и значение чисел.

Гераклит и элеаты. Дельнейшее развитие философской мысли наиболее убедительно представлено в известном противостояний учений Гераклита их Эфеса и Парменида и Зенона из Элеи. Обе стороны согласны в том, что внешние чувства не способны сами по себе давать истинное знание, истина достигается размышлением. Гераклит считает, что миром правит логос. Представление о логосе можно расценивать как наивное понимание закономерности. Гераклит умел интерпретировать лишь как связь событий, т.е. исключительно фактуально. Конкретно он имел в виду, что все в мире состоит из противоположностей, противоборствующего, все происходит через распрю, борьбу. Вследствие этого все изменяется. Гераклитовская философия резко критиковалась элеатами. Элеаты подобно современным ученым анализируют мир событий и отсюда делают выводы, какими бы сумасшедшими они не являлись. Особое внимание элеаты уделяли проблеме множественности, в этой связи они придумали ряд парадоксов (апорий). Парадокс – неожиданное высказывание, апория – затруднение, недоумение. Элеаты ставят вопрос по научному: если ест движение, то его надо осмыслить. Современные ученые нередко обращаются к апориям Зенона, находя в них новые импульсы для развития научной мысли. Элеаты поставили проблему соотношения единого множественного, непрерывного и прерывного, движения и покоя.

Итак, Гераклита интересует прежде всего изменение и движение, их истоки, причины, которые он усматривает в борьбе противоположностей. Элеаты в 1 очередь обеспокоены тем, как понять, как интерпретировать то, что все считают изменением и движением.

5) Классический период древнегреческой философии: атомизм Демокрита, Сократ, Платон, Аристотель.

Чтобы преодолеть кризис Зенона, требовались какие – то особые, непривычные идеи. Это удалось сделать древним атомистам. Наиболее выдающиеся – Левкипп и Демокрит. Атомисты предположили, что вещество, пространство, время в принципе нельзя делить бесконечно, ибо есть мельчайшее, неразделимые их фрагменты – атомы вещества, амеры (атомы пространства), хрононы (атомы времени). По Демокриту есть атомы и пустота. Атомы различаются формой, весом, расположением и движутся в различных направлениях. Земля, огонь, воздух – первичные группировки атомов. Все происходит согласно необходимости, случайность отсутствует.

Сократ во многом отличается от уже упомянутых философов, которые в основном имели дело с природой, а потому их называют натурфилософами. Сократ тоже хочет понять мир. Но в принципиально другой манере, двигаясь не от событий к событиям, а от общего к событиям. Раз общее может быть обнаружено не чувствами, а умом, то Сократ отнес общее к миру ума и тем самым заложил основы почему то многим ненавистного идеализма. Сократ уловил, что существует родовое, общее. Он уверен, что общее существует, что при объяснении мира событий, мира отдельного, надо начинать с общего. Он приходит к убеждению, что самая главная идея – это идея блага, ею обусловлены пригодность и полезность всего остального. В том числе справедливости. Натурфилософ начинает с атомов, Сократ с блага.

Платон стремится развить сократовские представления. Для всякой вещи есть ее идея. Платон не только убежден в объективности идей, но даже считает, что они могут существовать и без сопричастности к ним вещей, порой переселяясь в них, порой покидая их. Размышляя об обществе, Платон вновь стремится использовать концепцию идей. Благо – справедливость, зло – несправедливость. Ныне философия столетия стимулирует развитие человека, общества. Философия Платона по прежнему актуальна.

Аристотель называет самобытное единичное бытие субстанцией (бытие которое не может пребывать в другом бытии, оно существует в самом себе). По Аристотелю единичное бытие есть сочетании материи и формы. Всякая веешь имеет 4 причины: сущность (форму), материю, действие, цель. Формы государственного устройства Аристотель делит на правильные и неправильные. Правильные: монархия, полития, аристократия. Неправильные – тирания, олигархия, демократия. Принцип аристократии – добродетель, олигархии – богатство, демократии – свобода и нищета. Аристотель фактически подвел итог развитию классической древнегреческой философии. Он создал весьма дифференцированную систему знаний, освоение которой продолжается и поныне.

Классический период Благодаря трём самым выдающимся представителям греческой философии - Сократу, Платону и Аристотелю - Афины примерно на 1000 лет стали центром греческой философии. Сократ впервые в истории ставит вопрос о личности с её решениями, диктуемыми совестью, и с её ценностями. Платон создаёт философию как законченную мировоззренчески-политическую и логико-этическую систему; Аристотель - науку как исследовательски-теоретическое изучение реального мира.

Сторонники Платона группируются в школу, известную под названием Академии (древняя Академия - 348-270 до Р. X., средняя - 315-215 до Р. X., новая - 160 до Р. X. - 529 после Р. X); важнейшие представители средней Академии - Аркесилай и Карнеад; новой - Цицерон и Марк Теренций Варрон (116-28 до Р. X); за Академией следует т. н. "средний" (в отличие от "нового") платонизм (куда наряду с др. входили Плутарх Херонейский (ок.45 - 120) и Фрасилл (комментатор Платона и придворный астролог Тиберия).

Сторонники Аристотеля, большей частью известные учёные, занимавшиеся вопросами конкретных наук, назывались перипатетиками; среди более древних перипатетиков наряду с другими известны ботаник и характеролог Теофраст, теоретик музыки Аристоксен (ок.350 до н. э), историк и политик Дикеарх из Мессины; среди более поздних перипатетиков - физик Стратон, географ и астроном Аристарх Самосский (ученик Стратона, ок.250 до н. э) и Клавдий Птолемей (ок.150 после Р. X), врач Гален, комментатор Аристотеля Андроник Родосский (ок.70 до н. э).

Экономическое обоснование Повышение уровня производительных сил по сравнению с первобытно-общинным, родовым строем. Дифференциация труда и ремёсел, развитие торговли, развёртывание различных форм рабовладения. Распространяются города, появляются города-полисы, потом на смену им приходят монархии - возрастающая централизация власти.

Значимость Древнегреческаяя философия оказала определяющее влияние на всю историю западной и отчасти даже мировой философии вплоть до сегодняшнего дня. Самим термином "философия" мы обязаны именно античности. Расцвет древнегреческой философии приходится на V-IV вв. до н.э., а отголоски её замирали ещё в течение тысячелетия. В Византии и странах ислама господствующее влияние греческой философии сохранялось в течение всего следующего тысячелетия; затем, во времена Ренессанса и гуманизма, и в Европе произошло возрождение греческой философии, что привело к творческим новообразованиям, начиная от платонизма и аристотелизма эпохи Ренессанса и кончая влиянием греческой философии на все развитие европейской философской мы

 

Дата: 2019-07-25, просмотров: 242.