Основные черты античного правосознания: сравнительно-историческая характеристика правовых учений Древней Греции и Древнего Рима
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Учения о политике и праве Древнего Рима имеют много общих черт с политико правовыми концепциями Древней Греции. Это объясняется культурным влиянием эллинистической культуры. Завоевание Римом греческих городов-государств ознаменовало начало процесса эллинизации всех сфер жизни римского общества. Политико-правовые учения в Древнем Риме испытали влияние философских систем греческих ученых. Новизна и оригинальность политических идей римских мыслителей объясняется иными формами политического и экономического устройства. В Древнем Риме юриспруденция становится самостоятельной дисциплиной.

 

Правовые и политические идеи раннего христианства. Особенности теологического правосознания средневековой Европы

 

В начале нашей эры появляется христианство, которое выступило за всеобщее равенство и свободу людей.

Принципы, которые проповедовали ранние христиане:

принцип всеобщей обязанности трудиться и вознаграждения каждого по его труду.

принцип равенства всех людей и соблюдение такого равенства в различных сферах человеческих взаимоотношений.

принцип естественного права и естественно-правовой справедливости.

Появление христианства как мировой религии стало важным фактором обновления мира и оказало существенное влияние на историческое развитие. Но реальная практика и земные дела новой религии оказывались во многом иными.

Уже во II в. усиливается власть руководителей общин, формируется церковная бюрократия (духовенство). Церковь начинает делать акцент на божественном характере всякой власти, проповедуя покорность властям и осуждая сопротивление насилию.

В 311 г. христианство было официально признано одной из равноправных религий в Римской империи, а в 324 г. оно стало государственной религией.

 

Правовая концепция Августина. Учение о «двух градах»

Идеи:

1. Бог – это творец человеческой истории и все совершается по промыслу божьему.

2. Весь мир организован иерархически, т.е. от небесного высшего к низшему земному. Земная иерархия – отражение иерархии небесной и поэтому монарх явл. наместником Бога на земле.

Земной порядок светских Го носит противоречивый характер. Он зависит не только от божественной воли, но и подвержен воздействию злых сил. Неравенство в обществе возникает не по воле Бога, а в силу первородного греха и своеволия человечества. Правопорядок не способен установить сам человек. Основание правопорядка – страх божий, грозя человеку наказанием, Бог помогает ему удержаться на краю пропасти.

 

Учение Фомы Аквинского о праве и государстве. Основные черты политико-правовой доктрины европейской схоластики XIII в.

 

Фома Аквинский жил в 13 в. явл. представителем схоластики. Его работы: «Сумма теологии», «Управление государей». Он считает, что Го не есть естественная форма человеческого общежития, а высшее произведение человеческого гения. Го основано на воле правителя, поэтому лучшая форма Го – монархия.

Закон – это общее правило. Он должен выражать общее благо всех членов общества и быть известным каждому.

Классификация законов по Ф. Аквинскому:

- ВЕЧНЫЕ – всеобщий закон миропорядка. Следствие божественного разума.

- ЕСТЕСТВЕННЫЕ – подчинены природе и всем кто в ней существует

- ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ – создаются людьми, обладают принудительной санкцией против нарушения и должен соответствовать естественному закону.

- БОЖЕСТВЕННЫЕ - это нравственное правило, к-е дано человеку в Божественном откровении.

Сущность власти – это порядок отношений господства и подчинений. Всякая власть имеет божественное восхождение.

Форма власти – способ ее получения, она м.б. справедливой и несправедливой.

Церковь должна подчинять себе светскую власть

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 232.