Предмет и метод истории политических и правовых учений. Основная проблематика курса
История политических и правовых учений является самостоятельной научной и учебной дисциплиной одновременно исторического и теоретического профилей.
Общий предмет - политические и правовые учения прошлого, взятые в историческом развитии и в связи с современностью.
Специфический предмет - история возникновения и развития теоретических знаний о государстве и праве, государственной власти, политики.
Функции:
1. познавательная функция - познание и объяснение различных политико-правовых доктрин.
2. эвристическая функция - открывает новые тенденции, особенности и закономерности генезиса государственно-правовой жизни общества;
3. прогностическая функция - определяя устойчивые тенденции в развитии изучаемых ею явлений,
Методы:
1. Диалектико-исторический, принцип историзма - необходима конкретно-историческая оценка тех или иных политических и правовых учений. Отсюда вытекает проблема общечеловеческого и классового подхода.
2. Научный метод - предполагает решение гносеологических, познавательных задач.
ИСТОРИЗМ - призван вскрыть поступательный процесс познания Го и права, политики, ступени из прогрессивного или регрессивного движения.
ОБЪЕКТИВНОСТЬ - истинное отражение государственно-правовой действительности и взглядов.
ПЛЮРАЛИЗМ позволяет учитывать противоречивые взгляды и неодинаковые представления по одному и тому же государственному или правовому учению, его происхождению, сущности и т.д.
Метод материалистической диалектики - требует рассмотрения государственно-правовых институтов с позиций всеобщей связи и взаимосвязи явлений, их движения, изменения и развития, единства и борьбы противоположностей.
3. Исторический метод - связан с освещением различных этапов развития учений о государстве и праве во времени. Дает возможность исследовать и описать взгляды на исторический процесс.
Политическая и правовая теория брахманизма в Древней Индии
Осн. источником явл. книга «Веды». В ее основе – единое космическое начало БРАХМАН – определяет з-ны мироздания как природы, так и общества.
Веды указывают на существование 4 варн:
1. жрецы – брахманы
2. кшатрии – воины
3. вальшии – торговцы
4. шутрии – работники.
Особую роль играли жрецы, т.к. они явл. проводниками божеств. з-на драхмы.
во 2 в появился письм. политико-правовой источник «З-ны Ману». Гл. цель – утвердить господствующее положение жрецов в обществе.
Царь должен следовать советам и наставлениям брахмана. Главное назначение царя – охранитель системы варн. Существенная роль уделяется наказанию – данда-палка.
Идея – чем выше сословие, тем более жестокой явл. форма ответственности.
Буддизм в Древней Индии: основы политико-правовой доктрины
Буддизм – открыл 4 основные истины:
1. жизнь есть страдание (не реализация человеческих потребностей)
2. причина страданий в жажде жизни
3. избавиться от страданий можно обуздав жажду жизни
4. восьмеричный путь самосознания
Из этих истин следует духовное равенство людей, возможность равно достойного общений м/у людьми.
Буддисты считали, что причиной конфликта и неравенства явл. частная собственность, к-ая порождает 4 вида зла: кража, ложь, насилие, осуждение.
Буддисты критиковали деятельность брахманов за бессмысленные жертвоприношения. Они считали, что в политической жизни главное место должна занимать варна шатриев – воинов.
Платон о формах правления и об идеальном полисном строе.
Учение Платона о праве
Свои идеи о государстве и праве Платон изложил в своей работе «Государство».
По Платону, в Го д.б. осуществлен идеал справедливости – это разделение труда соответственно потребностям и природным задаткам.
Он делит всех граждан Го на 3 сословия:
1)мудрецы, управляющие государством;
2)стражи, охраняющие его;
3)торговцы и ремесленники.
Все сферы жизни строго регламентированы.
Платон рассматривает 4 типа государственного устройства:
1)тимократия - появляется страсть к обогащению.
2)олигархия – господство немногих стяжателей (олигархов)
3) демократия;
4)тирания.
Историческая школа права
Основоположником направления является Г. Гуго. Виднейшим представителем школы был К. Савиньи и Г. Пухта.
Естественно-правовую доктрину и демократические и революционные выводы историческая школа права избрала главной мишенью. Эта доктрина доказывала необходимость коренного изменения существующего политико-юридического строя и принятия государством законов, которые отвечали бы требованиям разума, природе человека.
Они утверждали, что действующее в Го право не сводится к совокупности тех предписаний, которые навязываются обществу как бы извне: даются сверху людьми, к-е наделены специальными полномочиями.
Право возникает спонтанно.
К. Савиньи считал, что на первом этапе своего развития право выступает в форме обычаев, на втором делается предметом обработки со стороны сословия ученых-правоведов, не теряя, связи с общим убеждением народа.
С точки зрения Г. Пухты, правовым установлениям свойственна органичность, которая выражается в том, что стадии и ритмы развития права совпадают с ходом эволюции народной жизни.
Предмет и метод истории политических и правовых учений. Основная проблематика курса
История политических и правовых учений является самостоятельной научной и учебной дисциплиной одновременно исторического и теоретического профилей.
Общий предмет - политические и правовые учения прошлого, взятые в историческом развитии и в связи с современностью.
Специфический предмет - история возникновения и развития теоретических знаний о государстве и праве, государственной власти, политики.
Функции:
1. познавательная функция - познание и объяснение различных политико-правовых доктрин.
2. эвристическая функция - открывает новые тенденции, особенности и закономерности генезиса государственно-правовой жизни общества;
3. прогностическая функция - определяя устойчивые тенденции в развитии изучаемых ею явлений,
Методы:
1. Диалектико-исторический, принцип историзма - необходима конкретно-историческая оценка тех или иных политических и правовых учений. Отсюда вытекает проблема общечеловеческого и классового подхода.
2. Научный метод - предполагает решение гносеологических, познавательных задач.
ИСТОРИЗМ - призван вскрыть поступательный процесс познания Го и права, политики, ступени из прогрессивного или регрессивного движения.
ОБЪЕКТИВНОСТЬ - истинное отражение государственно-правовой действительности и взглядов.
ПЛЮРАЛИЗМ позволяет учитывать противоречивые взгляды и неодинаковые представления по одному и тому же государственному или правовому учению, его происхождению, сущности и т.д.
Метод материалистической диалектики - требует рассмотрения государственно-правовых институтов с позиций всеобщей связи и взаимосвязи явлений, их движения, изменения и развития, единства и борьбы противоположностей.
3. Исторический метод - связан с освещением различных этапов развития учений о государстве и праве во времени. Дает возможность исследовать и описать взгляды на исторический процесс.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 204.