Предприятие в условиях рынка, его основные функции и цели
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Предприятие в условиях рынка, его основные функции и цели

 

Предприятие – это самостоятельный хозяйственный субъект производящий продукцию, выполняющий работы и оказывающий услуги в целях удовлетворения общих потребностей и получения прибыли.

Главной целью любого предприятия является получение максимальной прибыли. Для этого предприятия должны:

1) выпускать высококачественную продукцию и обновлять ее.

2) рационально использовать производственные ресурсы.

3) разрабатывать стратегию поведения предпр-я

4) обеспечивать конкурентоспособность предр-я

Факторы, влияющие на эффективное функционирование

Предприятия

 

1) в зависимости от направления действия: позитивные(благотворно влияющие на деят-ть предприятия) и негативные.

2) в зависимости от места возникновения: внутренние(н-р мотивация работников) и внешние.

Кроме того, все внутренние факторы можно разделить на объективные и субъективные. Объективные – это такие факторы, возникновение которых не зависит от субъекта управления(ухудшение горно-геологических усл-й). Субъективные – полностью зависит от субъекта управления.

Внешние факторы: связанные с изменением конъюнктуры внутреннего и мирового рынка; изменение полит.обстановки; инфляционные процессы.



Механизмы государственного воздействия на

Предпринимательскую деятельность

 

1) фискальная политика. Регул-е гос.бюджетом и налогооблажением с целью стабилизации и оживления эк-ки.

2) кредитно-денежная политика. Упр-е гос-м банковским %, ден-й массой и кредитами.

3) антимонопольная политика

4) ценообразование

5) инвестиционная политика. Воздействие на темпы объема производства, ускорение НТП

6) инновационная политика

7) амортизационная политика. Устанавливая нормы амортизации, порядок ее начисления и использования, гос-во тем самым регулирует темпы и характер воспроизводства и скорость обновления основных фондов.

8) социальная политика

Государственное регулирование экономики: цели, функции, условия и предпосылки государственного вмешательства

 

Предпринимательская деятельность и экономика страны в значительной степени зависят от гос.политики. Своими действиями гос-во может существенно затормозить или ускорить эти процессы.

Прерогативой гос-ва явл-ся и обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальной безопасности, что, в свою очередь, является основой для развития предпринимательства и экономики.

Функции:

1) создание правовой основы

2) обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальная безопасность

3) стабилизация эк-ки. Если гос-во не будет добиваться стабилизации эк-ки, то это самым существенным образов и в негативном плане может повлиять на предпринимательскую деят-ть, экономику страны в целом, социальную обстановку и друге процессы.

4) обеспечение соц.защиты и соц.гарантий.

5) защита конкуренции

6) разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства, т.е. правовой основы.

Организационно-правовые формы хозяйствования юрид.лиц, их

Сущ-ть и особенности (гос . и муницип. унитарные предприятия,

Организационно-правовые формы хозяйствования юрид.лиц, их

Методы экономического обоснования капитальных вложений и

Инвестиций

 

Первый метод связан со сравнением величины инвестиций с величиной получаемого дохода от их использования путем сопоставления цены спроса с ценой предложения. Предприниматель заинтересован во вложении инвестиций, т.е. в приобретении капитального товара, только в том случае, если ожидаемый доход от его использования за определенный период составит не менее величины вложения инвестиций.

Для расчета прибыльности вложений используют понятие дисконтная стоимость:

ДС=Пn/(1+r)n, П – предполагаемый доход, r-ставка дисконта.

Метод определения сравнительной эффективности кап.вложений: основан на сравнении приведенных затрат по вариантам. Согласно этой методике эк-ки целесообразно считается тот вариант кот-й обеспеч-т минимум приведенных затрат.

 

Зi=Ci+Ki*Eн

 

Ci – себестоимость прод-ции, Ki – кап.вложения

Средств

 

Оборотные средства явл-ся важнейшим элементом произв-ва. Различают 2 понятия: оборотные фонды и оборотные средства.

Оборотные фонды это часть средств произв-ва кот-е единожды участвуют в процессе произв-ва и свою стоимость сразу и полностью переносят на произведенную продукцию.

Понятие оборотные средства шире чем оборотные фонды и склад-ся из оборотных фондов и фондов обращения. К фондам обращ-я относ-ся средства обслуж-е процесс реализации продукции.

Оборотные средства – это денежные средства предприятия предназначенные для образования оборудования производственных фондов и фондов обращения.

Для изучения состава и структуры оборотные средства группируются по 4 признакам:

1) по сферам оборота: оборотные производственные фонды и фонды обращения

2) по элементам

3) по охвату нормирования: нормированные и ненормированные

4) по источникам формирования: собственные и заемные

Оборотных средств

 

Оборотные средства – это денежные средства предприятия предназначенные для образования оборудования производственных фондов и фондов обращения.

1) коэффициент оборачиваемость оборотных средств - скорость оборота в днях – это число дней, в течение которых оборотные средства совершают полный хозяйственный кругооборот.

 

Коб=Q/Qcp

 

Qcp – средние остатки оборотных средств за анализируемый период.

2) длительность одного оборота – показывает, за какой срок предприятию возвращаются его оборотные средства в виде выручки от реализации продукции.

Д=Т/Коб

 

Т – количество дней в анализируемом периоде.

3) высвобождение из оборота

 

В=Q2/Kоб1 - Q2/Kоб2

Средств

 

Поэлементная классификация:

1) производственные запасы (сырье, тара, упаковка…)

2) незавершенное производство и полуфабрикаты собственного производства.

3) расходы будущих периодов

В сумме 1-3 представляют оборотные фонды.

4) готовая продукция на складах

5) продукция отгруженная но не оплаченная покупателем(дебиторская задолжность)

6) средства расчета

7) денежные средства в кассе предприятия и на счетах в банке.

В сумме 4-7 представляют собой фондообращение.

Сумма 1-7 предст-т оборотные средства

Нормирование оборотных средств это процесс определения минимальной но достаточной величины оборотных средств необходимой для нормального протекания производственного процесса. Общий норматив оборотных средств состоит из суммы частных нормативов.

 

Нобщ=Нпз+Ннп+Нбр+Нгп


Нпз – норматив произв-х запасов

Ннп – норматив незавершенного производства

Нбр – норматив будущих продуктов

Нгп – норматив готовых продуктов


Исчисления

 

Зарплата – это выраженная в денежной форме часть НД кот-я распред-ся по количеству и качеству труда затраченного каждым работником и поступает в его личное пользование.

Сущ-т 2 вида оплаты труда:

1) номинальная зарплата – это начисленная и полученная работником зарплата за его труд за опред-й период времени.

2) реальная зарплата – это кол-во ТиУ кот-е можно приобрести за номинальную зарплату.

При разработке политики в области зарплаты необходимо учит-ть след-е факторы:

1) справедливость

2) учет сложности выполняемой работы

3) учет вредных условий труда, тяжелого физического труда.

4) стимул-е за качество труда

5) матер-е наказание за допущенный брак

6) индексация зарплаты в соответствии с инфляцией.

В соврем-х усл-х на предпр-х прим-ся 2 формы оплаты труда: сдельная и повременная.

1) повременная – это оплата за отработанное время, но не календарное, а нормативное, которое устан-ся тарифной сис-й.

 

Зп=Тст*Тэф,

 

Тст – тарифная ставка, Тэф – эффект-е вр.работы.

2) сдельная – оплата труда за кол-во произв-й прод-ции работ и услуг.

Pcд=Рсд*Q, Рсд – сдельная расценка (часть з/п приходящаяся на ед.прод)

 

Рсд=Тст/Нвыр, Рсд=Тст*Нвр

Планирование себестоимости продукции на предприятии

 

План по себестоимости продукции является одним из важнейших разделов плана экономического и социального развития предприятия. Планирование себестоимости продукции на предприятии имеет очень важное значение, так как позволяет знать, какие затраты потребуются предприятию на выпуск и реализацию продукции, какие финансовые результаты можно ожидать в плановом периоде. План по себестоимости продукции включает в себя следующие разделы: 1.Смета затрат на производство продукции (составляется по экономическим элементам). 2.Себестоимость всей товарной и реализованной продукции. 3.Плановые калькуляции отдельных изделий. 4.Расчет снижения себестоимости товарной продукции по технико-экономическим факторам. Важнейшими качественными показателями плана по себестоимости продукции являются: себестоимость товарной и реализованной продукции; себестоимость единицы важнейших видов продукции; затраты на 1 руб. товарной продукции; процент снижения себестоимости по технико-экономическим факторам; процент снижения себестоимости сравниваемой продукции. Себестоимость реализуемой продукции представляет собой полную себестоимость товарной продукции минус прирост плюс уменьшение себестоимости остатков нереализованной продукции в планируемом периоде. Расчет себестоимости единицы продукции называется калькуляцией. Калькуляции бывают сметные, плановые, нормативные. Сметная калькуляция составляется на изделия или заказ, которые выполняются в разовом порядке. Плановая калькуляция (годовая, квартальная, месячная) составляется на освоенную продукцию, предусмотренную производственной программой. Нормативная калькуляция отражает уровень себестоимости продукции, исчисленной по нормам затрат, действующим на момент ее составления. Она составляется в тех производствах, где существует нормативный учет затрат на производство. Методы планирования себестоимости продукции. На практике наибольшее распространение получили два метода планирования себестоимости продукции: нормативный и планирование по технико-экономическим факторам. Как правило, они применяются в тесной взаимосвязи. Сущность нормативного метода заключается в том, что при планировании себестоимости продукции применяются нормы и нормативы использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, т.е. нормативная база предприятия. Метод планирования себестоимости продукции по технико-экономическим факторам является более предпочтительным по сравнению с нормативным методом, гак как он позволяет учесть многие факторы, которые будут самым существенным образом влиять на себестоимость продукции в плановом периоде. При этом методе учитываются следующие факторы:1) технические, т.е. внедрение на предприятии в плановом периоде новой техники и технологии:2) организационные. Под этими факторами понимается совершенствование организации производства и труда на предприятии в плановом периоде (углубление специализации и кооперирования, совершенствование организационной структуры управления предприятием, внедрение бригадной формы организации труда.);3) изменение объема, номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции;4) уровень инфляции в плановом периоде.

Минимизации

 

Прежде всего, необходимо отметить, что руководители и менеджеры предприятия должны четко понимать, что управление издержками производства и реализации продукции с целью их минимизации на предприятии является составной частью управления предприятием в целом. Управление издержками необходимо, прежде всего, для:

• получения максимальной прибыли;

• улучшения финансового состояния фирмы;

• повышения конкурентоспособности предприятия и продукции;

• снижения риска стать банкротом и др.

Для решения проблемы снижения издержек производства и реализации продукции на предприятии должна быть разработана общая концепция (программа), которая должна ежегодно корректироваться с учетом изменившихся на предприятии обстоятельств. Эта программа должна носить комплексный характер, т.е. должна учитывать все факторы, которые влияют на снижение издержек производства и реализацию продукции.

Содержание и сущность комплексной программы по снижению издержек производства зависят от специфики предприятия, текущего состояния и перспективы его развития. Но в общем плане в ней должны быть отражены следующие моменты:

1) комплекс мероприятий по более рациональному использованию материальных ресурсов.

2) мероприятия, связанные с определением и поддержанием оптимального размера предприятия, позволяющие минимизировать затраты в зависимости от объема производства;

3) мероприятия, связанные с улучшением использования основных фондов;

4) мероприятия, связанные с улучшением использования рабочей силы;

5) мероприятия, связанные с совершенствованием организации производства и труда

Следует также подчеркнуть, что планирование и реализация только отдельных мероприятий по снижению издержек производства хотя и дают определенный эффект, но не решают проблемы в целом.

Прибыль предприятия

 

Прибыль предприятия является важнейшей экономической категорией и основной целью деятельности любой коммерческой организации.

Как экономическая категория прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства, и выполняет ряд функций.

Во-первых, прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Получение прибыли на предприятии означает, что полученные доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью.

Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Предприятие заинтересовано в получении максимальной прибыли, так как это является основой для расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.

В-третьих, прибыль является одним из важнейших источников формирования бюджетов различных уровней.

Суммарная величина всех прибылей — балансовая (валовая) прибыль предприятия.

Перечень внереализационных прибылей: доходы от д/с и к/с финансовых вложений, доходы от сдачи имущества в аренду, положительные курсовые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте, проценты, полученные по денежным средствам, числящимся на счетах предприятия.

Прибыль оставшаяся в распоряжении предприятия или чистая прибыль распределяется на два фонда :

- фонд накопления;

- фонд потребления.

На каждом предприятии должны предусматриваться плановые мероприятия по увеличению прибыли. В общем плане эти мероприятия могут быть следующего характера:

• увеличение выпуска продукции;

• улучшение качества продукции;

• диверсификация производства;

• расширение рынка продаж и др.

Виды цен и их классификация

 

Позволяет выделить определ.гр.цен от различных факторов:

1.По хар-ру обслуживаемого оборота – оптовые цены на продукцию пред-ия.

-закупочные цены.

-цены на строител. продукцию

-розничные цены

-тарифы грузового и пассажир.транспорта

-тарифы на платные услуги населения.

2.В зависимости от сферы регулирования, цены различаются:

а).свободные цены, кот.изготовитель устанавливает на основе спроса и предложения.

Б)Договорно-контрактные,кот.устанав. по соглашению сторон.

 

Цпокуп ≤ Цизгот ≤ Цпр-ва

 

В)регулирование цены, кот.устан. под контролем гос-ва или отдельных субъектов федерации (в условиях монополии пр-ия).

3.В зависимости от территории деятельности. Единые или полные трансп.перевозки, региональные или зональные (тарифы на эл.энергию).

4.По вр.действия цены подразделяются на:

а) постоянные, кот. не меняются в течение срока действия контракта.

Б)текущие, кот. не меняются в рамках одного контракта и отражают изменение ситуации на рынке.

В)сезонные – действуют в пределах определ.перида вр.

Г)скользящие-кот. устанавливаются на изделие с длительным сроком изготовления.

Д)сезонные- устанавлив. централизованно (летние тарифы на транспорт.перевозки).

Методика их расчета

Рентабельность – это относительный показатель интенсивности производства, так как отражает уровень прибыльности относительно определенной базы. Фирма рентабельна, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли. Таким образом, рентабельность характеризует эффективность работы предприятия, дает представление о способности предприятия к приращению капитала.

Рентабельность продукции (норма прибыли) – это отношение общей суммы прибыли к издержкам производства и реализации продукции (относительная величина прибыли, приходящейся на 1 руб. текущих затрат): Рп=Ц-С/С *100, где Ц - цена единицы продукции; С - себестоимость единицы продукции.

Рентабельность производства (общая) показывает отношение общей суммы прибыли к среднегодовой стоимости основных и нормируемых оборотных средств (величину прибыли в расчете на 1 руб. производственных фондов): Ро=П/ОСср+ОбСср *100, где П – сумма прибыли; ОСср - среднегодовая стоимость основных средств; ОбСср – средние за год остатки оборотных средств.

Этот показатель характеризует эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия, отражая при какой величине использованного капитала получена данная масса прибыли.

С помощью рентабельности продукции оценивают эффективность производства отдельных видов изделий, а рентабельность производства, или общая, балансовая рентабельность, служит показателем эффективности работы предприятия (отрасли) в целом.

Повышению уровня рентабельности способствуют увеличение массы прибыли, снижение себестоимости продукции, улучшение использования производственных фондов. Показатели рентабельности используют при оценке финансового состояния предприятия.

Виды рентабельности: 1)Общая рентабельность производства (деятельности). R=П / ОПФ+ОбС * 100%; 2)рентабельность отдельных изделий R=П / Себ-ть (изд, услуг); 3)рентабельность собственных затрат / издержек R=П / себ – мат затраты; 4)рентабельность реализованной продукции R= чист приб / выручка от реализации ; 5)рентабельность инвестиций R=доход / затрата R= S Вt*(1+i)t / S Сt*(1+i)t (дисконтные выгоды / дисконтные затраты). 6)рентабельность собственного капитала R= П (распоряж п/п) / источник собственных средств *100%; 7)фонд рентабельности R=Чп / ОбС * 100%; 8)рентабельность п/п R=RРП (от реализац прибыли) * оборачиваемость активов ; оборачиваемость активов = выручка от реализации / все активы.

Предприятие в условиях рынка, его основные функции и цели

 

Предприятие – это самостоятельный хозяйственный субъект производящий продукцию, выполняющий работы и оказывающий услуги в целях удовлетворения общих потребностей и получения прибыли.

Главной целью любого предприятия является получение максимальной прибыли. Для этого предприятия должны:

1) выпускать высококачественную продукцию и обновлять ее.

2) рационально использовать производственные ресурсы.

3) разрабатывать стратегию поведения предпр-я

4) обеспечивать конкурентоспособность предр-я

Дата: 2019-07-24, просмотров: 146.