Создание зависимых и независимых потребительских обществ после отмены крепостного права.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

После отмены крепостного права в 1861г. в России стал развиваться капитализм.  Росли фабрики и заводы, увеличивалась численность рабочего класса. Обнищавшие крестьяне Пополняли его ряды Положение рабочих было крайне тяжелым. Заработная плата рабочих в основном выдавалась товарами из фабричных лавок. И фабричные лавки, и частные лавки продавали товары дорого и не всегда хорошего качества.

С целью защиты от эксплуатации в сфере приобретения потребительских товаров рабочие стали создавать потребительские общества. Правительство разрешало создавать кооперативы. Значительное влияние на развитие кооперации в России оказали идеологи кооперации, особенно Николай Чернышевский. Он писал о кооперации в художественной и научной литературе. В 1860г. В журнале «Современник» были помещены статьи об англиском Рочдеилском обществе справедливых пионеров и англиском идеологе Роберте Оуэне.

Таким образом,после отмены крепостного права в 1861году в России стали формироваться следующие предпосылки для создания и развития потребительских обществ:

1) Социально- экономические предпосылки, развитие капитализма и появление социальных слоев населения, нуждающихся в кооперативах;

2)  Юридические предпосылки, которые обеспечили трудящимся право на создание своих хозяйственных предприятий, включая потребительские общества;

3) Идеологические предпосылки, которые способствовали распространению кооперативных идей среди демократически настроенного населения.

Типичным зависимым, закрытым рабочим кооперативом России было Кыновское потребительское общество, возникшее в 1864 г. В поселке Кын Пермской области. Этот кооператив был одним из первых кооперативов России, получивших регистрацию в органах государственной власти. Местные торговцы продавали товары населению по завышенным ценам. Осенью 1864 г. Предметом безудержной спекуляции стал чай. В связи с этим группа работников завода организовала складчину

Для оптовой закупки чая. Покупка чая в складчину обошлась намного дешевле, и кыновцы стали приобретать тем же способом некоторые другие товары.

Убедившись , что путем совместных закупок можно приобретать товары по более низким ценам, они основали общество потребителей. Первоначальный капитал для создания общества дал граф Сергей Строганов (владелец чугунолитейного завода). В 1867 г. Общество открыло лавку, в которой стало продавать товары рабочим и служащим завода по значительно более низким ценам, чем частные торговцы. 11 сентября 1870г. Был утвержден Устав Кыновского потребительского общества и провело собрание, на котором председателем правления был избран управляющий заводом Николай Рогов.

Кыновский кооператив - это зависимый закрытый кооператив.

Зависимость от графа С. Строганова, который поддерживал кооператив кредитами, привела к тому, что в правление кооператива входили только работники заводоуправления. Так как управление кооперативом осуществляли представители администрации завода, то рабочие не считали кооператив своим предприятием. Подтверждением этому является следующий факт: с 16 по 17 мая горели лавки с товарами, однако рабочие выпрашивали под денную плату и лишь потом приступали к тушению пожара. Кыновский кооператив – закрытый кооператив, потому что его членами могли быть только рабочие и служащие завода. Если работников увольняли с завода, то одновременно они исключались из кооператива. Если работников увольняли с завода то одновременно они исключались из кооператива.

Кыновский кооператив продавал товары своим членам в кредит, при этом расчет осуществлялся через кассу завода. Рабочие часто оставались должны кооперативу, а значит и заводу, за полученные в кредит товары, поэтому редко получали зарплату. Таким образом усиливалась зависимость от графа, что вызывало недовольство рабочих кооперативом. В то же время кооператив был выгодным предприятием для рабочих и служащих, так и для графа С. Строганова.

Во-первых, кооператив ограждал рабочих от торговой эксплуатации купцов – лавочников и давал им возможность лучше питаться и одеваться.

Во- вторых, кооператив, накопив капитал, стал осуществлять просветительскую деятельность.

В - третьих ,если рабочие лучше питались, не отвлекались для поездок за покупкой товаров, то производительность труда повышалась. В этом были заинтересованы и рабочие, и владелец завода.

Торговая деятельность Кыновского потребительского общества развивалась успешно. В 1899г. Общество имело пять собственных магазинов(лавок). В этом году была погашена ссуда, взятая у владельца завода, и общество получило некоторую самостоятельность.

Одним из первых независимых, открытых потребительских обществ в России было общесво, организованное в 1864 г. В Забайкалье в поселке Петровский Завод (ныне г. Петровск- Забайкальский ) декабристом И.И. Горбачевским и его другом кузнецом А.П. Першиным. В апреле этого же года была открыта лавка по торговле продуктами. Поводом для открытия общественной лавки послужило принятое волосным сходом решение о выселении с поселка Петровский Завод ,

торговцев, продававших мясо по очень высокой цене. Кооператоры Петровского Завода учли опыт Большой артели декабристов и Рочдейлских пионеров 2 и организовали независимое, открытое потребительское общество. Независимость обществу была обеспечена при его создании – начальный капитал собрали члены общества(пайщики); они же избрали органы управления. Открытость общества означала, что все жители поселка по желанию могли стать его членами.

Принципами создания и деятельности потребительского общества в Петровском Заводе были следующие:

1. Добровольное и открытое членство

2. Доступное членство(доступный паевой взнос)

3. Демократическое управление (управление кооперативом осуществляли лица, избраные пайщиками)

4. Демократический контроль (для ведения контроля пайщики избрали ревизионную комиссию);

5. Продажа товаров за наличный расчет, а не в кредит;

6. Продажа товаров чистым весом, полной мерой, без обсчета покупателей;

7. Вежливое обслуживание в магазинах общества.

8. Деятельность общества в интересах своих членов (пайщиков) стало примером для создания в Забайкалье потребительских обществ железнодорожников, почтовых работников, офицеров, общегражданского Забайкальского потребительского общества и других.

В первое десятилетие после отмены крепостного права в России наряду с рабочими возникали всесословные потребительские общества, объединявшие чиновников, ремесленников, духовенство и другие слои населения.

Почти одновременно с рабочими и всесословными обществами стали создаваться и сельские потребительские общества.

В 1869г. Такое общество было создано в станице Усть – Медведицкой(Ростовскя область ), в 1870г. – в селе Ошта(Вологодская область). Социальной основой сельских потребительских обществ являлись преимущественно пайщики – крестьяне.

Возникновение первых потребительских обществ представлено в таблице 1.

Таблица 1 Первые потребительские общества России

Год образования Название потребительского общества Местонахождение (современное название Области, края, республики)
1 2 3
1831 Большая артель декабристов Читинская область,Петровск-Забайкальский
1864 Кыновское общество потребителей Пермская область
1864 Петрово-Забайкальское Потребительское общество Читинская область, Петровск- Забайкальский
1865 Потребительское общество Ремесленников, Санкт-Петербург. Ленинградская область
1868 Спас-Затонское потребительское общество Татарская республика
1868 Потребительское общество «Бережливость» Нижегородская область
1868 Потребительское общество «Подспорье» Калужская область
1869 Усть-Медведицкое потребительское общество Ростовская область
1870 Оштинское сельское потребительское общество Вологодская область
1894 Ракитянское общество потребителей Белгородская область
1894 Орловское потребительское общество Служащих казенных И общественных учреждений Орловская область
1895 Красноярское общество потребителей Красноярский край
1895 Рыльское общество потребителей Курская область
1897 Псковское общество потребителей (служащих казенных учреждений) Псковская область
1898 Астраханское товарищество братьев Нобель Астраханская область
1900 Рязанское экономическое общество Рязанская область
     
     

 

 

Как видно из Таблицы 1, к концу XIX в. Потребительские общества были созданы в разных регионах России. Начав с торговли, первые потребительские общества постепенно развивали многоотрасевую хозяйственную и социальную деятельность.

Многие потребительские общества России занимались просветительской деятельностью. Например, Калужское потребительское общество «Подспорье», устав которого был утвержден 6 ноября 1868г., открыл книжный магазин, библиотеку с читальным залом. Средства для библиотеки и читальни кооператоры собирали у всех жителей Калуги, заинтересованных в просветительской деятельности. Благородное дело кооператоров поддержали местные ученые, редакции журналов и газет, некоторые государственные учреждения. Петербургские книготорговцы предоставляли обществу 20% скидки от розничной цены: это позволило кооператорам конкурировать с местными торговцами книгами. Таким образом, первые потребительские общества России осуществляли деятельность в интересах пайщиков с целью удовлетворения материальных, социальных и культурных потребностей членов своих потребительских обществ.

Выводы

1.   Началом истории потребительской кооперации России считается 2 марта 1831 г. -день принятия устава Большой артели декабристов,явяющейся первым потребительским обществом России.

2. После отмены крепостного права с развитием капиталистических отношений в стране формировались предпосылки для возникновения и развития потребительских обществ в различных регионах России.

3. Потребительские общества создавали различные социальные слои населения: рабочие, служащие, военнослужащие, ремесленники,кустари и крестьяне. Потребительские общества возникали как в городах, так и в сельской местности.

4. В первые десятилетия после отмены крепостного права создавались преимущественно закрытые, зависимые общества.

5. Потребительские общества России имели важное социальное значение: их социально- экономическая деятельность была направлена на удовлетворение материальных, социальных и культурных потребностей своих членов.

 

 

Выводы В дооктябрьской истории развития потребительской кооперации выделяются три периода: первый период – с1831по 1860 г.; второй период – с1861 по 1904 г.; третий период - 1905 по 1917г. Для первого периода характерны создание докооперативных форм объединения населения и зарождение первого кооператива России – Большой артели декабристов. Второй период характеризуется развитием потребительской кооперации в условиях становления рыночных капиталистических отношений. К концу XIX столетия формируются правовые и организационные предпосылки развития потребительской кооперации.  

 

 


Дата: 2019-07-24, просмотров: 360.