ТПК 1 Предварительные замечания.
Отсутствие единой экономической трактовки кооператива как хозяйства и предприятия не позволяет обосновано применять к нему методы экономического анализа, поскольку последние подразумевают наличие строго определенного объекта исследований.
Корни этих затруднений лежат далеко в прошлом: основными понятиями теории кооперации служат «кооперативные принципы», которые были впервые сформулированы в 1895 г., т.е. в то время, когда науки об экономике и организации производства еще не существовало (официальный год ее выделения из политэкономии - 1898 - год открытия первых торговых высших учебных заведений). Поэтому, первые кооперативные принципы сформулированы в терминах политэкономии, что традиционно сохраняется до нашего времени.
Основополагающий критерий, определяющий уровень развития любой науки - наука настолько является наукой, насколько она формализована.
И действительно, сравнивая по этому критерию теорию экономики и организации производства и теорию кооперации можно отметить, что к настоящему времени эти науки достаточно формализованы.
Но их развитие происходит на различных методологических основах.
Методологический подход к теории кооперации образно можно сформулировать следующим положением: знание принципов освобождает от знания деталей.
Это вполне обосновано. Многообразие видов кооперативов, национальных особенностей развития кооперативного движения в разных странах с различными типами экономик вынуждает исследователей использовать укрупненные показатели (кооперативные принципы), описывающие общие черты кооперативов. Именно кооперативные принципы выделяют кооперативы из других видов хозяйств и служат критерием их истинности.
В отличие от теории кооперации, теория экономики и организации производства является более прикладной, чем теоретической наукой и основана на детальном изучении экономических явлений и процессов, которые формализуются в более современном виде: в виде формул, графиков, таблиц и т.п.
Длительное время эти науки развивались параллельно: кооперативные принципы задавали общие правила ведения кооперативного хозяйства, а кооперативные предприятия использовали экономические методы в своей практической деятельности.
Но современный уровень развития экономики, характеризующийся созданием общемирового рынка, интеграцией предприятий различных форм собственности привел к парадоксу: предприниматели, стремясь к получению наибольшей прибыли стали активно применять кооперативные принципы (иногда несколько видоизменяя их, иногда в чистом виде), причем более активно, чем кооператоры.
Например, использование кооперативных принципов «Экономического участия членов», «Демократического управления и контроля» позволяют предпринимателям увеличить товарооборот, повысить привлечение средств населения в свой бизнес и т.д.
Использование кооперативных принципов «Забота об обществе», «Информации...», «Членства...» кроме чисто социальных выгод дают дополнительный экономический эффект.
То же самое относится и к другим кооперативным принципам.
Поэтому сегодня в полной мере проявилось противоречие: предприниматели заново открывают для себя те эффективные методы организации и деятельности хозяйств, которые уже более сотни лет повсеместно используются кооператорами.
Второй немаловажный аспект этой проблемы: формализация общих правил ведения кооперативных хозяйств в виде кооперативных принципов не позволяет в полной мере использовать заложенные в них возможности для развития самих кооперативов.
Это вызвано тем, что сегодня кооперативы действуют гораздо в более сложных условиях: для того, чтобы быть конкурентоспособными кооператоры вынуждены применять предпринимательские методы ведения своих хозяйств, что выходит за рамки кооперативных принципов.
Предлагаемая теория призвана устранить это противоречие.
Ее основой является формализация структуры каждого кооперативного принципа в терминах экономики и организации производства, что позволяет построить мост между двумя науками и применить к изучению деятельности кооперативов методы современного экономического анализа.
Перед изучением данной работы следует ознакомится с некоторыми общими замечаниями:
1. Разночтения в трактовке кооператива как субъекта экономической деятельности позволяют предположить, что кооператив является более сложным экономическим и социальным образованием, чем потребительские или предпринимательские хозяйства, и следовательно, его объективный анализ невозможно выполнить в рамках какой-либо одной экономической или социологической теории.
Поэтому методологической основой теории служит:
- социологическая теория факторов М.М. Ковалевского.
2. В общем виде теория потребительской кооперации основана на следующих концептуальных положениях:
- структурно-факторное моделирование;
- социально-экономическое моделирование;
3. В предлагаемой работе изложены лишь основы теории кооперации, а именно один из ее разделов, касающийся применения структурно-факторного и, частично, социально-экономического моделирования для создания формализованных моделей кооперативных принципов и кооперативных хозяйств.
1.Виды кооперативов и их общие признаки
Миссия кооперации – сделать нравственными людей и экономические отношения.
Н.Нельсон
Н.Нельсон Н.Нельсон Н.Нельсон
«Кооперация» в переводе с латинского языка (cooperation) означает «совместное ведение дел, сотрудничество»
В декларации о кооперативной идентичности, принятой XXXI Конгрессом Международного кооперативного альянса (МКА) в 1995г. Дано следующее определение кооператива:
Кооператив – это автономная ассоциация лиц, добровольно объединившихся с целью удовлетворения своих экономических , социальных и культурных потребностей посредством совместно владеемого и демократически управляемого предприятия. Это определение выражает социально – экономическую сущность кооператива.
Так, в нем указано, что членами кооператива являются лица ,поэтому кооперативное законодательство что членами кооператива могут быть либо граждане- физические лица (индивидуальное членство), либо предприятия и организации –юридические лица (коллективное членство). В некоторых типах кооперативов разрешено смешанное членство. В определении четко указанно что кооператив создается в форме демократически управляемого предприятия (юридического лица) с целью удовлетворения экономических и других потребностей своих членов. Для укрепления своего положения кооперативы объединяются и создают союзы, ассоциации(объединения) – это социально – экономическая организация рыночной экономики, созданная кооперативами с целью содействия их развитию и более полному удовлетворению потребностей своих членов. В кооперативной теории и практике термин «кооперация» находит широкое применение при изучении кооперативного движения и группировке кооперативов по следующим признакам:
А) по социальному составу членов кооперативов –рабочая, крестьянская студенческая, школьная кооперация.
Б) по отраслям хозяйства – производственная, торговая, сельскохозяйственная, строительная, транспортная кооперация;
В) по целевому назначению кооперативов – потребительская , жилищная, кредитная , страховая кооперация;
Г) по территории деятельности кооперативных организаций – городская, сельская, районная, областная, краевая, республиканская, национальная кооперация;
Д)для характеристики деятельности кооперативных организаций отдельных стран или континентов – российская,французкая, африканская, европейская, американская, азиацкая кооперация.
Таким образом, кооперативы и их объединения создаются на основе кооперации. Обе организации осуществляют деятельность с целью удовлетворения материальных и других потребностей своих членов.
Выводы
1. В хозяйственной практике применяется два вида кооперативных организаций –кооперативы и объединения кооперативов (союзы,ассоциации). Эти организации создаются на основе кооперации.
2. Кооперативы и их объединения осуществяют деятельность в интересах своих членов.
3. Кооперативные системы (объединения кооперативов и их союзов) обеспечивают более устойчивое функционирование кооперативных организаций в рыночной экономике.
Кооперативное движение способствует укрепению сотрудничества и соидарности кооперативов на национальном и международном уровнях.
Кредитные кооперативы
Кредитные кооперативы различаются по назначению кредита:
1)кредитные кооперативы, которые выдают производственный кредит. В таких кооперативах состоят мелкие и средние товаропроизводители, которые получают заемные средства на производственные цели: покупку оборудования, сырья, семян, земли, строительство зданий и сооружений и др.;
2) Кредитные кооперативы, которые выдают и производственный и потребительский кредит. Потребительский кредит предназначен для удовлетворения личных потребностей и нужд граждан, обычно членов кооперативов: для приобретения одежды,предметов быта,оплаты образования и лечения на покупку квартиры и др.;
3)кредитные союзы –это специфические кредитные (ссудосберегательные)кооперативы,членами которых являются только физические лица. Эти кооперативы выполняютдве основные функции-выгодное сбережение денежных средств своих членов и выдача денежных ссуд своим членам.
Сельскохозяйственные кооперативы
В аграрном секторе разных стран широко используются разные виды кооперативов: Производственные, сбытовые, снабженческие. Сельскохозяйственные кооперативы помогают своим членам рационально организовать сельскохозяйственное производство, переработку и сбыт продукции растениеводства и животноводства. Совместная деятельность способствует укреплению экономическому положения сельскохозяйственных товаропроизводителей в рыночной экономике.
Выводы
1.Существующие Кооперативы можно классифицировать на восемь основных групп: потребительские, кредитные, сельскохозяйственные, производственные, жилищные, рыболовецкие, обслуживающие, многофункциональные.
2.Потребительские обшества занимаются торговлей, общественным питанием,производством и другими видами деятельности. Поэтому все большее число потребительских обществ становятся многофункциональными.
3. Назначение кооперативов и их функции свидетельствуют о том, что кооперативы-социально ориентированные организации рыночной экономики. Кооперативы удовлетворяют разные экономические, социальные и другие потребности своих членов.
Кооператив - это автономная ассоциация лиц, добровольно объединившихся с целью удовлетворения своих экономических, социальных и культурных потребностей Посредством совместного владеемого и демократически управляемого предприятия.
Выводы
1. Кооперативы - специфические коллективные предприятия рыночной экономики, имеющие существенные отличия от все других предприятий.
2. Наиболее существенное отличие кооперативов как специфических коллективных предприятий рыночной экономики заключается в том, что они осуществляют социальную деятельность в интересах членов кооперативов. Поэтому развитие кооперативов в стране способствует формированию социально ориентированной экономики.
3. Кооператив – совместное владеемое, автономное, самоуправляемое предприятие. Важно, что кооператив – демократически управляемое предприятие. Поэтому развитие кооперативов способствует демократизации экономики страны.
Забота об обществе
Кооперативы основное внимание уделяют нуждам и потребностям своих членов. В то же время кооперативы как местные организации тесно связаны с населением. Поэтому кооперативы заботятся об экономическом, социальном и культурном развитии региона, в котором они работают, т. е. о развитии общества. Таким образом, в Декларации о кооперативной идентичности МКА (1995 г.) изложены кооперативные ценности и принципы, котые являются надежным ориентиром для развития кооперации в третьем тысячелетии.
Таблица 1 Первые потребительские общества России
Год образования | Название потребительского общества | Местонахождение (современное название Области, края, республики) |
1 | 2 | 3 |
1831 | Большая артель декабристов | Читинская область,Петровск-Забайкальский |
1864 | Кыновское общество потребителей | Пермская область |
1864 | Петрово-Забайкальское Потребительское общество | Читинская область, Петровск- Забайкальский |
1865 | Потребительское общество Ремесленников, Санкт-Петербург. | Ленинградская область |
1868 | Спас-Затонское потребительское общество | Татарская республика |
1868 | Потребительское общество «Бережливость» | Нижегородская область |
1868 | Потребительское общество «Подспорье» | Калужская область |
1869 | Усть-Медведицкое потребительское общество | Ростовская область |
1870 | Оштинское сельское потребительское общество | Вологодская область |
1894 | Ракитянское общество потребителей | Белгородская область |
1894 | Орловское потребительское общество Служащих казенных И общественных учреждений | Орловская область |
1895 | Красноярское общество потребителей | Красноярский край |
1895 | Рыльское общество потребителей | Курская область |
1897 | Псковское общество потребителей (служащих казенных учреждений) | Псковская область |
1898 | Астраханское товарищество братьев Нобель | Астраханская область |
1900 | Рязанское экономическое общество | Рязанская область |
Как видно из Таблицы 1, к концу XIX в. Потребительские общества были созданы в разных регионах России. Начав с торговли, первые потребительские общества постепенно развивали многоотрасевую хозяйственную и социальную деятельность.
Многие потребительские общества России занимались просветительской деятельностью. Например, Калужское потребительское общество «Подспорье», устав которого был утвержден 6 ноября 1868г., открыл книжный магазин, библиотеку с читальным залом. Средства для библиотеки и читальни кооператоры собирали у всех жителей Калуги, заинтересованных в просветительской деятельности. Благородное дело кооператоров поддержали местные ученые, редакции журналов и газет, некоторые государственные учреждения. Петербургские книготорговцы предоставляли обществу 20% скидки от розничной цены: это позволило кооператорам конкурировать с местными торговцами книгами. Таким образом, первые потребительские общества России осуществляли деятельность в интересах пайщиков с целью удовлетворения материальных, социальных и культурных потребностей членов своих потребительских обществ.
Выводы
1. Началом истории потребительской кооперации России считается 2 марта 1831 г. -день принятия устава Большой артели декабристов,явяющейся первым потребительским обществом России.
2. После отмены крепостного права с развитием капиталистических отношений в стране формировались предпосылки для возникновения и развития потребительских обществ в различных регионах России.
3. Потребительские общества создавали различные социальные слои населения: рабочие, служащие, военнослужащие, ремесленники,кустари и крестьяне. Потребительские общества возникали как в городах, так и в сельской местности.
4. В первые десятилетия после отмены крепостного права создавались преимущественно закрытые, зависимые общества.
5. Потребительские общества России имели важное социальное значение: их социально- экономическая деятельность была направлена на удовлетворение материальных, социальных и культурных потребностей своих членов.
|
ТПК 1 Предварительные замечания.
Отсутствие единой экономической трактовки кооператива как хозяйства и предприятия не позволяет обосновано применять к нему методы экономического анализа, поскольку последние подразумевают наличие строго определенного объекта исследований.
Корни этих затруднений лежат далеко в прошлом: основными понятиями теории кооперации служат «кооперативные принципы», которые были впервые сформулированы в 1895 г., т.е. в то время, когда науки об экономике и организации производства еще не существовало (официальный год ее выделения из политэкономии - 1898 - год открытия первых торговых высших учебных заведений). Поэтому, первые кооперативные принципы сформулированы в терминах политэкономии, что традиционно сохраняется до нашего времени.
Основополагающий критерий, определяющий уровень развития любой науки - наука настолько является наукой, насколько она формализована.
И действительно, сравнивая по этому критерию теорию экономики и организации производства и теорию кооперации можно отметить, что к настоящему времени эти науки достаточно формализованы.
Но их развитие происходит на различных методологических основах.
Методологический подход к теории кооперации образно можно сформулировать следующим положением: знание принципов освобождает от знания деталей.
Это вполне обосновано. Многообразие видов кооперативов, национальных особенностей развития кооперативного движения в разных странах с различными типами экономик вынуждает исследователей использовать укрупненные показатели (кооперативные принципы), описывающие общие черты кооперативов. Именно кооперативные принципы выделяют кооперативы из других видов хозяйств и служат критерием их истинности.
В отличие от теории кооперации, теория экономики и организации производства является более прикладной, чем теоретической наукой и основана на детальном изучении экономических явлений и процессов, которые формализуются в более современном виде: в виде формул, графиков, таблиц и т.п.
Длительное время эти науки развивались параллельно: кооперативные принципы задавали общие правила ведения кооперативного хозяйства, а кооперативные предприятия использовали экономические методы в своей практической деятельности.
Но современный уровень развития экономики, характеризующийся созданием общемирового рынка, интеграцией предприятий различных форм собственности привел к парадоксу: предприниматели, стремясь к получению наибольшей прибыли стали активно применять кооперативные принципы (иногда несколько видоизменяя их, иногда в чистом виде), причем более активно, чем кооператоры.
Например, использование кооперативных принципов «Экономического участия членов», «Демократического управления и контроля» позволяют предпринимателям увеличить товарооборот, повысить привлечение средств населения в свой бизнес и т.д.
Использование кооперативных принципов «Забота об обществе», «Информации...», «Членства...» кроме чисто социальных выгод дают дополнительный экономический эффект.
То же самое относится и к другим кооперативным принципам.
Поэтому сегодня в полной мере проявилось противоречие: предприниматели заново открывают для себя те эффективные методы организации и деятельности хозяйств, которые уже более сотни лет повсеместно используются кооператорами.
Второй немаловажный аспект этой проблемы: формализация общих правил ведения кооперативных хозяйств в виде кооперативных принципов не позволяет в полной мере использовать заложенные в них возможности для развития самих кооперативов.
Это вызвано тем, что сегодня кооперативы действуют гораздо в более сложных условиях: для того, чтобы быть конкурентоспособными кооператоры вынуждены применять предпринимательские методы ведения своих хозяйств, что выходит за рамки кооперативных принципов.
Предлагаемая теория призвана устранить это противоречие.
Ее основой является формализация структуры каждого кооперативного принципа в терминах экономики и организации производства, что позволяет построить мост между двумя науками и применить к изучению деятельности кооперативов методы современного экономического анализа.
Перед изучением данной работы следует ознакомится с некоторыми общими замечаниями:
1. Разночтения в трактовке кооператива как субъекта экономической деятельности позволяют предположить, что кооператив является более сложным экономическим и социальным образованием, чем потребительские или предпринимательские хозяйства, и следовательно, его объективный анализ невозможно выполнить в рамках какой-либо одной экономической или социологической теории.
Поэтому методологической основой теории служит:
- социологическая теория факторов М.М. Ковалевского.
2. В общем виде теория потребительской кооперации основана на следующих концептуальных положениях:
- структурно-факторное моделирование;
- социально-экономическое моделирование;
3. В предлагаемой работе изложены лишь основы теории кооперации, а именно один из ее разделов, касающийся применения структурно-факторного и, частично, социально-экономического моделирования для создания формализованных моделей кооперативных принципов и кооперативных хозяйств.
1.Виды кооперативов и их общие признаки
Миссия кооперации – сделать нравственными людей и экономические отношения.
Н.Нельсон
Н.Нельсон Н.Нельсон Н.Нельсон
«Кооперация» в переводе с латинского языка (cooperation) означает «совместное ведение дел, сотрудничество»
В декларации о кооперативной идентичности, принятой XXXI Конгрессом Международного кооперативного альянса (МКА) в 1995г. Дано следующее определение кооператива:
Кооператив – это автономная ассоциация лиц, добровольно объединившихся с целью удовлетворения своих экономических , социальных и культурных потребностей посредством совместно владеемого и демократически управляемого предприятия. Это определение выражает социально – экономическую сущность кооператива.
Так, в нем указано, что членами кооператива являются лица ,поэтому кооперативное законодательство что членами кооператива могут быть либо граждане- физические лица (индивидуальное членство), либо предприятия и организации –юридические лица (коллективное членство). В некоторых типах кооперативов разрешено смешанное членство. В определении четко указанно что кооператив создается в форме демократически управляемого предприятия (юридического лица) с целью удовлетворения экономических и других потребностей своих членов. Для укрепления своего положения кооперативы объединяются и создают союзы, ассоциации(объединения) – это социально – экономическая организация рыночной экономики, созданная кооперативами с целью содействия их развитию и более полному удовлетворению потребностей своих членов. В кооперативной теории и практике термин «кооперация» находит широкое применение при изучении кооперативного движения и группировке кооперативов по следующим признакам:
А) по социальному составу членов кооперативов –рабочая, крестьянская студенческая, школьная кооперация.
Б) по отраслям хозяйства – производственная, торговая, сельскохозяйственная, строительная, транспортная кооперация;
В) по целевому назначению кооперативов – потребительская , жилищная, кредитная , страховая кооперация;
Г) по территории деятельности кооперативных организаций – городская, сельская, районная, областная, краевая, республиканская, национальная кооперация;
Д)для характеристики деятельности кооперативных организаций отдельных стран или континентов – российская,французкая, африканская, европейская, американская, азиацкая кооперация.
Таким образом, кооперативы и их объединения создаются на основе кооперации. Обе организации осуществляют деятельность с целью удовлетворения материальных и других потребностей своих членов.
Понятие «Кооперативная система»
Коопертивные организации создаваемые по территориальному признаку можно разделить на кооперативные организации I,II, III, IV уровней. На территории сельских и городских поселений граждане (и юридические лица) создают кооперативы, которые являются организациями I уровня.
Районные объединения граждан образуют кооперативные организации II уровня.
Районные объединения кооперативов (районные союзы, ассоциации)образуют кооперативные организации III уровня.
Объединения кооперативов (союзов, ассоциаций) на уровне страны образуют национальную кооперативную организацию – объединение кооперативов IV уровня.
Кооперативы определенного вида и их союзы(ассоциации) равных территориальных уровней, объединенные едиными целями и задачами, называются кооперативной системой.
например, в разных странах функционируют такие кооперативные системы потребительской кооперации; системы сельскохозяйственной кооперции;система производственной кооперации; система кредитной кооперации и другие кооперативные системы.
Кооперативы первичные социально- экономические организации в кооперативной системе. Кооперативы ,объединяясь,создают районные,обласные(краевые,республиканские ) национальные союзы и в целом кооперативную систему.
Обьединение кооперативови их союзов в систему повышает их жизнеспособность, укрепляет их конкурентные преимущества кооперативных организаций в рыночной среде.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 224.