Техническое зрение роботов
ВВЕДЕНИЕ
С целью классификации методов и подходов, используемых в системах технического зрения, зрение разбито на три основных подкласса: зрение низкого, среднего и высокого уровней. Системы технического зрения низкого уровня предназначены для обработки информации с датчиков очувствления.
Эти системы можно отнести к классу «интеллектуальных» машин, если они обладают следующими признаками (признаками интеллектуального поведения):
1) возможностью выделения существенной информации из множества независимых признаков;
2) способностью к обучению на примерах и обобщению этих знаний с целью их применения в новых ситуациях;
3) возможностью восстановления событий по неполной информации;
4) способностью определять цели и формулировать планы для достижения этих целей.
Создание систем технического зрения с такими свойствами для ограниченных видов рабочего пространства в принципе возможно, но характеристики таких систем далеки от возможностей человеческого зрения. В основе технического зрения лежит аналитическая формализация, направленная на решение конкретных задач. Машины с сенсорными характеристиками, близкими к возможностям человека, по-видимому, появятся еще не скоро. Однако отметим, что копирование природы не является единственным решением этой проблемы. Читателю наверняка известны ранние экспериментальные образцы аэропланов с машущими крыльями и другими особенностями полета птиц. Современное решение задачи о полете в пространстве в корне отличается от решений, подсказанных природой. По скорости и достижимой высоте самолеты намного превосходят возможности птиц.
Системы технического зрения среднего уровня связаны с задачами сегментации, описания и распознавания отдельных объектов. Эти задачи охватывают множество подходов, основанных на аналитических представлениях. Системы технического зрения высокого уровня решают проблемы, рассмотренные выше. Для более ясного понимания проблем технического зрения высокого уровня и его связи с техническим зрением низкого и среднего уровней введем ряд ограничений и упростим решаемую задачу.
СЕГМЕНТАЦИЯ
Сегментацией называется процесс подразделения сцены на составляющие части или объекты. Сегментация является одним из основных элементов работы автоматизированной системы технического зрения, так как именно на этой стадии обработки объекты выделяются из сцены для дальнейшего распознавания и анализа. Алгоритмы сегментации, как правило, основываются на двух фундаментальных принципах: разрывности и подобии. В первом случае основной подход основывается на определении контуров, а во втором — на определении порогового уровня и расширении области. Эти понятия применимы как к статическим, так и к динамическим (зависящим от времени) сценам. В последнем случае движение может служить мощным средством для улучшения работы алгоритмов сегментации.
Проведение контуров и определение границы
Методы - вычисление градиента, пороговое разделение - определяют разрывы в интенсивности представления образа объекта. В идеальном случае эти методы определяют пикселы, лежащие на границе между объектом и фоном. На практике данный ряд пикселов редко полностью характеризует границу из-за шума, разрывов на границе вследствие неравномерной освещенности и других эффектов, приводящих к размытию изображения. Таким образом, алгоритмы обнаружения контуров сопровождаются процедурами построения границ объектов из соответствующих последовательностей пикселов. Ниже рассмотрено несколько методик, пригодных для этой цели.
Локальный анализ.
Одним из наиболее простых подходов соединения точек контура является анализ характеристик пикселов в небольшой окрестности (например, в окрестности размером 3 X 3 или 5 X 5) каждой точки (х, у) образа, который уже подвергся процедуре обнаружения контура. Все точки, являющиеся подобными (определение критерия подобия дано ниже), соединяются, образуя границу из пикселов, обладающих некоторыми общими свойствами.
При таком анализе для установления подобия пикселов контура необходимо определить:
1 ) величину градиента, требуемого для построения контурного пиксела,
2) направление градиента.
Первая характеристика обозначается величиной G{f(x, у)] .
Таким образом, пиксел контура с координатами (х', у') подобен по величине в определенной ранее окрестности (х, у) пикселу с координатами (х, у), если справедливо неравенство
где Т —пороговое значение.
Направление градиента устанавливается по углу вектора градиента, определенного в уравнении
где q—угол (относительно оси х), вдоль которого скорость изменения имеет наибольшее значение. Тогда можно сказать, что угол пиксела контура с координатами { х', у') в некоторой окрестности (х, у) подобен углу пиксела с координатами { х, у) при выполнении следующего неравенства:
где А—пороговое значение угла. Необходимо отметить, что направление контура в точке { х, у) в действительности перпендикулярно направлению вектора градиента в этой точке. Однако для сравнения направлений неравенство дает эквивалентные результаты.
Основываясь на этих предположениях, мы соединяем точку в некоторой окрестности (х, у) с пикселом, имеющим координаты (х, у), если удовлетворяются критерии по величине и направлению. Двигаясь от пиксела к пикселу и представляя каждую присоединяемую точку как центр окрестности, процесс повторяется для каждой точки образа. Для установления соответствия между уровнями интенсивности освещения и последовательностями пикселов контура применяется стандартная библиотечная процедура.
Цель состоит в определении размеров прямоугольников, с помощью которых можно построить качественное изображение. Построение таких прямоугольников осуществляется в результате определения строго горизонтальных и вертикальных контуров. Дальнейший процесс состоял в соединении сегментов контура, разделенных небольшими промежутками, и в объединении отдельных коротких сегментов.
2.1.2.Глобальный анализ с помощью преобразования Хоуга.
Рассмотрим метод соединения граничных точек путем определения их расположения на кривой специального вида. Первоначально предполагая, что на плоскости ху образа дано п точек, требуется найти подпоследовательности точек, лежащих на прямых линиях. Одно из возможных решений состоит в построении всех линий, проходящих через каждую пару точек, а затем в нахождении всех подпоследовательностей точек, близких к определенным линиям. Задача, связанная с этой процедурой, заключается в нахождении п(п— 1)/2 ~ п2 линий и затем в осуществлении п [п(п—1)]/2 ~ п 3 сравнений каждой точки со всеми линиями. Этот процесс трудоемок с вычислительной точки зрения за исключением самых простых приложений.
Данную задачу можно решить по-другому, применяя подход, предложенный Хоугом и называемый преобразованием Хоуга. Рассмотрим точку (хi yi) и общее уравнение прямой линии у:= аx i + bi. Имеется бесконечное число линий, проходящих через точку (хi yi), но все они удовлетворяют уравнению у:= аx i + bi при различных значениях а и b. Однако, если мы запишем это уравнение в виде b = -хi а + yi и рассмотрим плоскость а b (пространство параметров), тогда мы имеем уравнение одной линии для фиксированной пары чисел (хi yi). Более того, вторая точка (х j, у j) также имеет в пространстве параметров связанную с ней линию, которая пересекает другую линию, связанную с точкой (хi yi) в точке (а', b’), где значения а' и b’—параметры линии, на которой расположены точки (хi yi) и (хj, у j) в плоскости ху. Фактически все точки, расположенные на этой линии, в пространстве параметров будут иметь линии пересечения в точке (а', b’).
Вычислительная привлекательность преобразования Хоуга заключается в разделении пространства параметров на так называемые собирающие элементы , где (aмакс, амин) и (bмакс, bмин)—допустимые величины параметров линий. Собирающий элемент A (i, j) соответствует площади, связанной с координатами пространства параметров (аi, bj). Вначале эти элементы считаются равными нулю. Тогда для каждой точки (xk, у k) в плоскости образа мы полагаем параметр а равным каждому из допустимых значений на оси а и вычисляем соответствующее b, используя уравнение b = -х k + y k Полученное значение b затем округляется до ближайшего допустимого значения на оси b. Если выбор aр приводит к вычислению bq, мы полагаем А(р, q) ==А(р, q) + 1. После завершения этой процедуры значение М в элементе A (i, j) соответствует М точкам в плоскости xy, лежащим на линии y= aix+b. Точность расположения этих точек на одной прямой зависит от числа разбиений плоскости аb. Отметим, что, если мы разбиваем ось а на К частей, тогда для каждой точки (xk, у k) мы получаем К значений b, соответствующих К возможным значениям а. Поскольку имеется п точек образа, процесс состоит из пК вычислительных операций. Поэтому приведенная выше процедура линейна относительно п и имеет меньшее число вычислительных операций, чем процедура, описанная выше, если К<= п.
Проблема, связанная с представлением прямой линии уравнением у = ах + b, состоит в том, что оба параметра а и b стремятся к бесконечности, если линия принимает вертикальное положение. Для устранения этой трудности используется нормальное представление прямой линии в виде
xcos q +ysin q = b .
Это представление для построения таблицы собирающих элементов используется так же, как метод, изложенный выше, но вместо прямых линий мы имеем синусоидальные кривые в плоскости q r. Как и прежде, М точек, лежащих на прямой xcos q i+уsinqi == r i , соответствуют М синусоидальным кривым, которые пересекаются в точке (q i, r i) пространства параметров. Если используется метод возрастания q и нахождения для него соответствующего r, процедура дает М точек в собирающий элемент А (i, j), связанный с точкой (q i, r i).
Применение движения
Движение представляет собой мощное средство, которое используется человеком и животными для выделения интересующих их объектов из фона. В системах технического зрения роботов движение используется при выполнении различных операций на конвейере, при перемещении руки, оснащенной датчиком, более редко при перемещении всей робототехнической системы.
Основной подход.
Один из наиболее простых подходов для определения изменений между двумя кадрами изображения (образами) f(x, у, ti) и f(x, у, t,), взятыми соответственно в моменты времени ti и t j, основывается на сравнении соответствующих пикселов этих двух образов. Для этого применяется процедура, заключающаяся в формировании так называемой разности образов.
Предположим, что мы имеем эталонный образ, имеющий только стационарные компоненты. Если сравним этот образ с таким же образом, имеющим движущиеся объекты, то разность двух образов получается в результате вычеркивания стационарных компонент (т. е. оставляются только ненулевые записи, которые соответствуют нестационарным компонентам изображения).
Разность между двумя кадрами изображения, взятыми в моменты времени ti и tj, можно определить следующим образом:
dij(x,y) = (*)
где q—значение порогового уровня. Отметим, что dij(x, у) принимает значение 1 для пространственных координат (х, у) только в том случае, если два образа в точке с этими координатами существенно различаются по интенсивности, что определяется значением порогового уровня q.
При анализе движущегося образа все пикселы изображений разности dij(x, у), имеющие значение 1, рассматриваются как результат движения объекта. Этот подход приметим только в том случае, если два образа зарегистрированы и освещенность имеет относительно постоянную величину в пределах границ, устанавливаемых пороговым уровнем q. На практике записи в dij(x, у), имеющие значение 1, часто появляются в результате действия шума. Обычно на разности двух кадров изображения такие значения выглядят как изолированные точки. Для их устранения применяется простой подход, заключающийся в формировании 4- или 8-связных областей из единиц в dij(x, у), и затем пренебрегают любой областью с числом записей, меньшим заранее заданного. При этом можно не распознать малые и/или медленно движущиеся объекты, но это увеличивает вероятность того, что остающиеся записи в разности двух кадров изображения действительно соответствуют движению.
Аккумулятивная разность.
Как говорилось выше, разность кадров благодаря шуму часто содержит изолированные записи. Несмотря на то что число таких записей может быть сокращено или полностью ликвидировано в результате анализа связности пороговых уровней, этот процесс может также привести к потере изображений малых или медленно движущихся объектов. Ниже излагается подход для решения этой проблемы путем рассмотрения изменения в расположении пикселов на нескольких кадрах, т. е. в процесс вводится «память». Основная идея заключается в пренебрежении теми изменениями, которые возникают случайно в последовательности кадров и, таким образом, могут быть отнесены к случайному шуму.
Рассмотрим последовательность кадров изображения f (x,y,t1), f(x, у, t2), ..., f(x, у, tn) и допустим, что f(x, у, t1) является эталонным образом. Изображение аккумулятивной разности формируется в результате сравнения эталонного образа с каждым образом в данной последовательности. В процедуре построения изображения аккумулятивной разности имеется счетчик, предназначенный для учета расположения пикселов. Его значение увеличивается каждый раз, когда возникает различие в расположении соответствующих пикселов эталонного образа и образа из рассматриваемой последовательности. Таким образом, когда k- й кадр сравнивается с эталонным, запись в данном пикселе аккумулятивней разности означает, во сколько раз интенсивность пиксела k-го кадра отличается от интенсивности пиксела эталонного образа. Различия устанавливаются, например, с помощью уравнения (*).
Приведенные выше рассуждения иллюстрируются рисунке. На рисунке а—д приведены образы прямоугольного объекта (обозначенного нулями), движущегося вправо с постоянной скоростью 1 пиксел/кадр. Эти образы приведены в моменты времени, соответствующие одному перемещению пиксела. На рис. (а) изображен кадр эталонного образа, на рис. (г) со 2-го по 4-й кадры последовательности, а на рис. (д)— 11-й кадр. Рис. (е— и) соответствуют изображениям аккумулятивной разности, которые можно объяснить следующим образом. На рис. (е) левая колонка из 1 обусловлена различием между объектом на рис. (а), и фоном на рис. (б). Правая колонка из 1 вызвана различием между фоном эталонного образа и передним контуром движущегося объекта. Ко времени появления 4-го кадра (рис. г), первый ненулевой столбец изображения аккумулятивной разности указывает на три отсчета, что соответствует трем основным различиям между этим столбцом в эталонном образе и соответствующим столбцом в последующих кадрах. На рис. и показано общее число из 10 (представленных «A» в шестнадцатеричной системе счисления) изменений этого положения. Остальные записи на этом рисунке объясняются аналогично.
Нередко полезно рассматривать три типа изображений аккумулятивной разности: абсолютное, положительное и отрицательное. Последние два получаются из уравнения (*), в котором нет модуля, а вместо f(x, у, ti) подставляется значение эталонного кадра. Предполагая, что числовые значения интенсивности объекта превышают значения фона в случае, когда разность положительна, она сравнивается с положительным значением порогового уровня; если отрицательна, сравнение выполняется с отрицательным значением порогового уровня. Это определение заменяется на противоположное, если интенсивность объекта меньше фона.
Рис. Кадр эталонного образа (а), б—д соответственно 2-, 3-, 4- и 11-й кадры, е—и—изображения аккумулятивной разности для 2-, 3-, 4- и 11-го кадров .
9 | ||||||
10 | 00000000 | |||||
11 | 00000000 | |||||
12 | 00000000 | |||||
a | 13 | 00000000 | ||||
14 | 00000000 | |||||
15 | 00000000 | |||||
16 | ||||||
9 | 9 | |||||
10 | 00000000 | 10 | 1 | 1 | ||
11 | 00000000 | 11 | 1 | 1 | ||
12 | 00000000 | 12 | 1 | 1 | е | |
б | 13 | 00000000 | 13 | 1 | 1 | |
14 | 00000000 | 14 | 1 | 1 | ||
15 | 00000000 | 15 | 1 | 1 | ||
16 | 16 | |||||
9 | 9 | |||||
10 | 00000000 | 10 | 21 | 21 | ||
11 | 0000000C | 11 | 21 | 21 | ||
в | 12 | 0000000C | 12 | 21 | 21 | ж |
13 | 0000000C | 13 | 21 | 21 | ||
14 | 00000000 | 14 | 21 | 21 | ||
15 | 00000000 | 15 | 21 | 21 | ||
16 | 16 | |||||
9 | 9 | |||||
10 | 00000000 | 10 | 321 | 321 | ||
11 | 00000000 | 11 | 321 | 321 | ||
г | 12 | 00000000 | 12 | 321 | 321 | з |
13 | 00000000 | 13 | 321 | 321 | ||
14 | 00000000 | 14 | 321 | 321 | ||
15 | 00000000 | 15 | 321 | 321 | ||
16 | 16 | |||||
9 | 9 | |||||
10 | 00000000 | 10 | A9876 | 5438887654321 | ||
11 | 00000000 | 11 | A9876 | 5438887654321 | ||
12 | 00000000 | 12 | A9876 | 5438887654321 | ||
д | 13 | 00000000 | 13 | A9876 | 5438887654321 | и |
14 | 00000000 | 14 | A9876 | 5438887654321 | ||
15 | 00000000 | 15 | A9876 | 543888.7654321 | ||
16 | 16 |
ОПИСАНИЕ
В системах технического зрения проблемой описания называется выделение свойств (деталей) объекта с целью распознавания. В идеальном случае дескрипторы не должны зависеть от размеров, расположения и ориентации объекта, но должны содержать достаточное количество информации для надежной идентификации объектов. Описание является основным результатом при конструировании систем технического зрения в том смысле, что дескрипторы должны влиять не только на сложность алгоритмов распознавания, но также и на их работу. рассмотрим три основные категории дескрипторов: дескрипторы границы, дескрипторы области и дескрипторы для описания трехмерных структур.
Дескрипторы границы.
Цепные коды.
Цепные коды применяются для представления границы в виде последовательности отрезков прямых линий определенной длины и направления. Обычно в основе этого представления лежит 4- или 8-связная прямоугольная решетка. Длина каждого отрезка определяется разрешением решетки, а направления задаются выбранным кодом. Отметим что для представления всех направлений в 4-направленном цепном коде достаточно 2 бит, а для 8-направленного цепного кода требуется 3 бит. Для порождения цепного кода заданной границы сначала выбирается решетка. Тогда, если площадь ячейки, расположенной внутри границы, больше определенного числа (обычно 50%), ей присваивается значение 1; в противном случае этой ячейке присваивается значение 0. Окончательно мы кодируем границу между двумя областями, используя направления. Результат кодирования в направлении по часовой стрелке с началом в месте, помеченном точкой. Альтернативная процедура состоит в разбиении границы на участки равной длины (каждый участок имеет одно и то же число пикселов) и соединении граничных точек
каждого участка прямой линией, а затем присваивания каждой линии направления, ближайшего к одному из допустимых направлений цепного кода. Важно отметить, что цепной код данной границы зависит от начальной точки. Однако можно нормировать код с помощью простой процедуры. Для создания цепного кода начальная точка на решетке выбирается произвольным образом. Рассматривая цепной код как замкнутую последовательность индексов направлений, мы вновь выбираем начальную точку таким образом, чтобы результирующая последовательность индексов была целым числом, имеющим минимальную величину. Также можно нормировать повороты, если вместо цепного кода рассматривать его первую разность. Первая разность вычисляется в результате отсчитывания (в направлении против часовой стрелки)' числа направлений, разделяющих два соседних элемента кода. Например, первая разность для цепного кода с 4 направлениями 10103322 есть 3133030. Если рассматривать код как замкнутую последовательность, тогда первый элемент разности можно вычислить, используя переход между последним и первым компонентами цепи. В данном примере результатом является 33133030. Нормирование можно осуществить путем разбиения всех границ объекта на одинаковое число равных сегментов и последующей подгонкой длин сегментов кода с целью их соответствия этому разбиению.
Изложенные методы нормирования являются точными только в том случае, когда сами границы инвариантны к повороту и изменению масштаба. Этот случай редко встречается на практике. Например, один и тот же объект, разбитый на элементы в двух различных направлениях, как правило, имеет разную форму границы, причем степень различия пропорциональна разрешающей способности изображения. Этот эффект можно уменьшить, если выбирать длины элементов цепи большими, чем расстояния между пикселами дискретного образа, или же выбирать ориентацию решетки вдоль главных осей кодируемого объекта.
Сигнатуры.
Сигнатурой называется одномерное функциональное представление границы. Известно несколько способов создания сигнатур. Одним из наиболее простых является построение отрезка из центра к границе как функции угла. Очевидно, что такие сигнатуры зависят от периметра области и начальной точки. Нормирование периметра можно осуществить, пронормировав кривую r(q) максимальным значением. Проблему выбора начальной точки можно решить, определив сначала цепной код границы, а затем применив метод, изложенный в предыдущем разделе. Конечно, расстояние, зависящее от угла, не является единственным способом определения сигнатуры. Например, можно провести через границу прямую линию и определить угол между касательной к границе и этой линией как функцию положения вдоль границы. Полученная сигнатура, хотя и отличается от кривой r(q), несет информацию об основных характеристиках формы границы. Например, горизонтальные участки кривой соответствовали бы прямым линиям вдоль границы, поскольку угол касательной здесь постоянен. Один из вариантов этого метода в качестве сигнатуры использует так называемую функцию плотности наклона. Эта функция представляет собой гистограмму значений угла касательной. Поскольку гистограмма является мерой концентрации величин, функция плотности наклона строго соответствует участкам границы с постоянными углами касательной (прямые или почти прямые участки и имеет глубокие провалы для участков, соответствующих быстрому изменению углов (выступы или другие виды изгибов).
Дескрипторы области
Область, представляющую интерес, можно описать формой ее границы или же путем задания ее характеристик. Важно отметить, что методы, рассмотренные выше, применяются для описания областей.
Текстура.
Во многих случаях идентификацию объектов или областей образа можно осуществить, используя дескрипторы текстуры. Хотя не существует формального определения текстуры, интуитивно этот дескриптор можно рассматривать как описание свойств поверхности (однородность, шероховатость, регулярность). Двумя основными подходами для описания текстуры являются статистический и структурный. Статистические методы дают такие характеристики текстуры, как однородность, шероховатость, зернистость и т. д. Структурные методы устанавливают взаимное расположение элементарных частей образа, как, например, описание текстуры, основанной на регулярном расположении параллельных линий.
Скелет области.
Важным подходом для описания вида структуры плоской области является ее представление в виде графа. Во многих случаях для этого определяется схема (скелет) области с помощью так называемых прореживающих (или же сокращающих) алгоритмов. Прореживающие процедуры играют основную роль в широком диапазоне задач компьютерного зрения — от автоматической проверки печатных плат до подсчета асбестовых волокон в воздушных фильтрах. Скелет области можно определить через преобразование средних осей (ПСО), предложенное в работе. ПСО области R с границей В определяется следующим образом. Для каждой точки р из R мы определяем ближайшую к ней точку, лежащую на В. Если р имеет больше одной такой точки, тогда о ней говорится, что она располагается на средней оси (скелете) области R. Важно отметить, что понятие «ближайшая точка» зависит от определения расстояния, и поэтому на результаты операции ПСО будет влиять выбор метрики. Хотя ПСО дает довольно удовлетворительный скелет области, его прямое применение затруднительно с вычислительной точки зрения, поскольку требуется определение расстояния между каждой точкой области и границы. Был предложен ряд алгоритмов построения средних осей, обладающих большей вычислительной эффективностью. Обычно это алгоритмы прореживания, которые итеративно устраняют из рассмотрения точки контура области так, чтобы выполнялись следующие ограничения:
1) не устранять крайние точки;
2) не приводить к нарушению связности;
3) не вызывать чрезмерного размывания области.
Применение градиента
Когда сцена задана вокселами, ее можно описать плоскими участками с помощью трехмерного градиента. В этом случае дескрипторы поверхности также получаются в результате объединения этих плоских участков. Вектор градиента указывает направление максимальной скорости изменения функции, а его величина соответствует величине этого изменения. Эти понятия применимы для трехмерного случая и также могут быть использованы для разбиения на сегменты трехмерных структур тем же способом, который применялся для двумерных данных.
Разметка линий и соединений
Итак, контуры в трехмерной сцене определяются разрывами в данных о координатах и/или интенсивности. После того как был определен набор поверхностей и контуров, располагающихся между ними, окончательное описание сцены может быть получено путем разметки линий, которые соответствуют контурам, и соединений, которые эти контуры образуют.
Выпуклая линия (помеченная +) образуется в результате пересечения двух поверхностей выпуклого тела (например, линия, образованная в результате пересечения двух сторон куба). Вогнутая линия (помеченная —) образуется в результате пересечения двух поверхностей, принадлежащих двум различным телам (например, пересечение стороны куба с полом). Скрытые линии (помеченные стрелками) представляют собой контуры невидимых поверхностей. Поверхности, закрывающие другие части объекта, располагаются справа направлении стрелок, а невидимые слева. После того как линии сцены дают ключ к пониманию природы трехмерных объектов сцены. Физические ограничения допускают лишь несколько возможных комбинаций меток линий в соединении. Например, сцена в виде многогранника не имеет линий, метки которых могут меняться между вершинами. Нарушение этого правила приводит к объектам, не имеющим физического смысла.
Обобщенные конусы
Обобщенным конусом (или цилиндром) называется поверхность, получаемая в результате перемещения плоского поперечного сечения вдоль произвольной пространственной кривой (хребта) под постоянным к ней углом, причем поперечное сечение преобразуется по правилу заметания объема. В техническом зрении метод обобщенных конусов независимо от других методов позволяет создавать образы трехмерных структур, что полезно при моделировании и для проверки соответствия построенных моделей исходным данным.
Распознавание
Распознаванием называется процесс разметки, т.е. алгоритмы распознавания идентифицируют каждый объект сцены и присваивают ему метки (гаечный ключ, перемычка). Обычно в большинстве промышленных систем технического зрения предполагается, что объекты сцены сегментированы как отдельные элементы. Другое общее ограничение относится к расположению устройств сбора информации относительно исследуемой сцены (обычно они располагаются перпендикулярно рабочей поверхности). Это приводит к уменьшению отклонений в характеристиках формы, а также упрощает процесс сегментации и описания в результате уменьшения вероятности загораживания одних объектов другими. Управление отклонениями в ориентации объекта производится путем выбора дескрипторов, инвариантных к вращению, или путем использования главных осей объекта для ориентирования его в предварительно определенном направлении.
Современные методы распознавания делятся на две основные категории: теоретические и структурные методы. Теоретические методы основываются на количественном описании (статическая структура), а в основе структурных методов лежат символические описания и их связи (последовательности направлений в границе, закодированной с помощью цепного кода).
Интерпретация
Интерпретацию - процесс, который позволяет системе технического зрения приобрести более глубокие знания об окружающей среде по сравнению со знаниями, полученными с помощью методов, изложенных выше. Рассматриваемая с этой точки зрения интерпретация охватывает данные методы как неотъемлемую часть процесса понимания зрительной сцены. Хотя в области технического зрения она и является объектом активных исследований, достижения пока весьма незначительны. Ниже мы кратко рассмотрим проблемы, представляющие современные исследования в этой области технического зрения.
Мощность системы технического зрения определяется ее способностью выделять из сцены значимую информацию при различных условиях наблюдения и использовании минимальных знаний об объектах сцены. По ряду причин (неравномерное освещение, наличие тел, загораживающих объекты, геометрии наблюдения) этот тип обработки представляет трудную задачу. Много внимания уделено методам уменьшения разброса в интенсивности. Способы обратного и структурированного освещения позволяют устранить трудности, связанные с произвольным освещением рабочего пространства. К этим трудностям относятся теневые аффекты, усложняющие процесс определения контуров, и неоднородности на гладких поверхностях. Это часто Приводит к тому, что они распознаются как отдельные объекты. Очевидно, многие из этих проблем обусловлены тем, что относительно мало известно о моделировании свойств освещения и отражения трехмерных сцен. Методы разметки линий и соединений представляют собой некоторые попытки в этом направлении, но они не в состоянии количественно объяснить эффекты взаимодействия освещения и отражения. Более перспективный подход основан на математических моделях, описывающих наиболее важные связи между освещением, отражением и характеристиками поверхности, такими, как ориентация.
Проблема загораживания одних объектов другими имеет место, когда рассматривается большое число объектов в реальном рабочем пространстве. Даже если бы система была способна идеально выделить группу объектов из фона, то все ранее рассмотренные двумерные процедуры описания и распознавания дали бы плохой результат для большинства загороженных объектов. Применение трехмерных дескрипторов было бы более успешным, но даже они дали бы неполную информацию.
Для обработки сцен требуются описания, которые должны содержать информацию о формах и объемах объектов, а также процедуры для установления связей между этими описаниями, даже когда они не являются полными. Несомненно, эти проблемы будут решены только путем разработки методов, позволяющих обрабатывать трехмерную информацию (полученную либо в результате непосредственных измерений, либо с помощью геометрических методов вывода) и устанавливать (необязательно количественно) трехмерные связи на основе информации об интенсивности образа.
Знание о том, в каких случаях интерпретация сцены или части сцены является невозможной, так же важно, как и правильный анализ сцены. Просмотр сцены из различных точек решил бы эту проблему и был бы естественной реакцией интеллектуального наблюдателя.
В этом направлении одним из наиболее перспективных подходов являются исследования в области технического зрения, основанного на моделях . Основной идеей метода является интерпретация сцены на основе обнаружения отдельных случаев соответствия между данными образа и трехмерными моделями простейших объемных элементов или же целых объектов, представляющих интерес. Зрение, основанное на трехмерных моделях, имеет другое важное преимущество: оно дает возможность обрабатывать несоответствия в геометрии наблюдения. Изменчивость образа объекта, наблюдаемого из различных положений, является одной из наиболее серьезных проблем технического зрения. Даже для двумерных случаев, где определена геометрия наблюдения, ориентация объекта может сильно влиять на процесс распознавания, если он не управляется соответствующим образом. Одно из преимуществ подхода, основанного на моделях, состоит в том, что в зависимости от известной геометрии наблюдения можно подбирать ориентацию трехмерных моделей с целью упрощения соответствия между неизвестным объектом и тем, что система видит из данной точки наблюдения.
Выводы
Основное внимание уделено понятиям и методам технического зрения, применяемым в промышленных приложениях. Сегментация является одним из наиболее важных процессов на ранней стадии распознавания образов системой технического зрения. Следующей задачей системы технического зрения является образование набора дескрипторов, который полностью идентифицирует объекты определенного класса. Обычно стремятся выбирать дескрипторы, наименее зависящие от размеров объекта, его ориентации и расположения. Хотя зрение и является трехмерной задачей, большинство современных промышленных систем работает с данными, которые часто упрощаются с помощью методов специального освещения или строго определенной геометрии наблюдения. Сложности возникают, когда эти ограничения ослабляются.
По существу зрение является трехмерной проблемой, поэтому в основе разработки многофункциональных систем технического зрения, пригодных для работы в различных средах, лежит процесс обработки информации о трехмерных сценах. Хотя исследования в этой области имеют более чем 10-летнюю историю, такие факторы, как стоимость, скорость и сложность, тормозят внедрение обработки трехмерной зрительной информации в промышленных приложениях. Мощность системы технического зрения определяется ее способностью выделять из сцены значимую информацию при различных условиях наблюдения и использовании минимальных знаний об объектах сцены. По ряду причин (неравномерное освещение, наличие тел, загораживающих объекты, геометрии наблюдения) этот тип обработки представляет трудную задачу. К этим трудностям относятся теневые аффекты, усложняющие процесс определения контуров, и неоднородности на гладких поверхностях. Это часто приводит к тому, что они распознаются как отдельные объекты. Очевидно, многие из этих проблем обусловлены тем, что относительно мало известно о моделировании свойств освещения и отражения трехмерных сцен. Методы разметки линий и соединений представляют собой некоторые попытки в этом направлении, но они не в состоянии количественно объяснить эффекты взаимодействия освещения и отражения. Более перспективный подход основан на математических моделях, описывающих наиболее важные связи между освещением, отражением и характеристиками поверхности, такими, как ориентация.
Проблема загораживания одних объектов другими имеет место, когда рассматривается большое число объектов в реальном рабочем пространстве. Даже если бы система была способна идеально выделить группу объектов из фона, то все ранее рассмотренные двумерные процедуры описания и распознавания дали бы плохой результат для большинства загороженных объектов. Применение трехмерных дескрипторов было бы более успешным, но даже они дали бы неполную информацию.
Разработка методов обработки трехмерной зрительной информации в роботизированных и автоматизированных системах в настоящее время задача актуальная, так как такие факторы, как стоимость, скорость, сложность вычислений, трудность реализации алгоритмов делают неприемлемыми многие уже существующие методы.
Список литературы
1. Анисимов Б.В., Курганов В.Д. Распознавание и цифровая обработка изображений.
2. Гонсалиес, Фу, Ли. Робототехника.
3. Катыс Г.П. Техническое зрение роботов.
Содержание
1.ВВЕДЕНИЕ 1
2.СЕГМЕНТАЦИЯ 2
2.1.Проведение контуров и определение границы 2
2.1.1.Локальный анализ. 3
2.1.2.Глобальный анализ с помощью преобразования Хоуга. 4
2.2.Определение порогового уровня 7
2.2.1.Глобальные и локальные пороги. 8
2.2.3.Определение порогового уровня на основе характеристик границы. 10
2.2.4.Определение порогового уровня, основанное на нескольких переменных. 12
2.3.Областно-ориентированная сегментация 13
2.3.1.Основные определения. 13
2.3.2.Разбиение и объединение области. 16
2.4. Применение движения 17
2.4.1.Основной подход. 17
2.4.2.Аккумулятивная разность. 19
2.4.3.Определение эталонного образа. 22
3.ОПИСАНИЕ 23
3.1.Дескрипторы границы. 23
3.1.1.Цепные коды. 23
3.1.2.Сигнатуры. 24
3.1.3.Аппроксимация многоугольниками. 25
3.2.Дескрипторы области 27
3.2.1.Некоторые простые дескрипторы. 27
3.2.2.Текстура. 28
3.2.3.Скелет области. 28
4.СЕГМЕНТАЦИЯ И ОПИСАНИЕ ТРЕХМЕРНЫХ СТРУКТУР 29
4.1.Описание трехмерной сцены плоскими участками 30
4.2. Применение градиента 30
4.3. Разметка линий и соединений 30
4.4. Обобщенные конусы 31
5.Распознавание 31
6.Интерпретация 32
7.Выводы 34
Список литературы
Техническое зрение роботов
ВВЕДЕНИЕ
С целью классификации методов и подходов, используемых в системах технического зрения, зрение разбито на три основных подкласса: зрение низкого, среднего и высокого уровней. Системы технического зрения низкого уровня предназначены для обработки информации с датчиков очувствления.
Эти системы можно отнести к классу «интеллектуальных» машин, если они обладают следующими признаками (признаками интеллектуального поведения):
1) возможностью выделения существенной информации из множества независимых признаков;
2) способностью к обучению на примерах и обобщению этих знаний с целью их применения в новых ситуациях;
3) возможностью восстановления событий по неполной информации;
4) способностью определять цели и формулировать планы для достижения этих целей.
Создание систем технического зрения с такими свойствами для ограниченных видов рабочего пространства в принципе возможно, но характеристики таких систем далеки от возможностей человеческого зрения. В основе технического зрения лежит аналитическая формализация, направленная на решение конкретных задач. Машины с сенсорными характеристиками, близкими к возможностям человека, по-видимому, появятся еще не скоро. Однако отметим, что копирование природы не является единственным решением этой проблемы. Читателю наверняка известны ранние экспериментальные образцы аэропланов с машущими крыльями и другими особенностями полета птиц. Современное решение задачи о полете в пространстве в корне отличается от решений, подсказанных природой. По скорости и достижимой высоте самолеты намного превосходят возможности птиц.
Системы технического зрения среднего уровня связаны с задачами сегментации, описания и распознавания отдельных объектов. Эти задачи охватывают множество подходов, основанных на аналитических представлениях. Системы технического зрения высокого уровня решают проблемы, рассмотренные выше. Для более ясного понимания проблем технического зрения высокого уровня и его связи с техническим зрением низкого и среднего уровней введем ряд ограничений и упростим решаемую задачу.
СЕГМЕНТАЦИЯ
Сегментацией называется процесс подразделения сцены на составляющие части или объекты. Сегментация является одним из основных элементов работы автоматизированной системы технического зрения, так как именно на этой стадии обработки объекты выделяются из сцены для дальнейшего распознавания и анализа. Алгоритмы сегментации, как правило, основываются на двух фундаментальных принципах: разрывности и подобии. В первом случае основной подход основывается на определении контуров, а во втором — на определении порогового уровня и расширении области. Эти понятия применимы как к статическим, так и к динамическим (зависящим от времени) сценам. В последнем случае движение может служить мощным средством для улучшения работы алгоритмов сегментации.
Проведение контуров и определение границы
Методы - вычисление градиента, пороговое разделение - определяют разрывы в интенсивности представления образа объекта. В идеальном случае эти методы определяют пикселы, лежащие на границе между объектом и фоном. На практике данный ряд пикселов редко полностью характеризует границу из-за шума, разрывов на границе вследствие неравномерной освещенности и других эффектов, приводящих к размытию изображения. Таким образом, алгоритмы обнаружения контуров сопровождаются процедурами построения границ объектов из соответствующих последовательностей пикселов. Ниже рассмотрено несколько методик, пригодных для этой цели.
Локальный анализ.
Одним из наиболее простых подходов соединения точек контура является анализ характеристик пикселов в небольшой окрестности (например, в окрестности размером 3 X 3 или 5 X 5) каждой точки (х, у) образа, который уже подвергся процедуре обнаружения контура. Все точки, являющиеся подобными (определение критерия подобия дано ниже), соединяются, образуя границу из пикселов, обладающих некоторыми общими свойствами.
При таком анализе для установления подобия пикселов контура необходимо определить:
1 ) величину градиента, требуемого для построения контурного пиксела,
2) направление градиента.
Первая характеристика обозначается величиной G{f(x, у)] .
Таким образом, пиксел контура с координатами (х', у') подобен по величине в определенной ранее окрестности (х, у) пикселу с координатами (х, у), если справедливо неравенство
где Т —пороговое значение.
Направление градиента устанавливается по углу вектора градиента, определенного в уравнении
где q—угол (относительно оси х), вдоль которого скорость изменения имеет наибольшее значение. Тогда можно сказать, что угол пиксела контура с координатами { х', у') в некоторой окрестности (х, у) подобен углу пиксела с координатами { х, у) при выполнении следующего неравенства:
где А—пороговое значение угла. Необходимо отметить, что направление контура в точке { х, у) в действительности перпендикулярно направлению вектора градиента в этой точке. Однако для сравнения направлений неравенство дает эквивалентные результаты.
Основываясь на этих предположениях, мы соединяем точку в некоторой окрестности (х, у) с пикселом, имеющим координаты (х, у), если удовлетворяются критерии по величине и направлению. Двигаясь от пиксела к пикселу и представляя каждую присоединяемую точку как центр окрестности, процесс повторяется для каждой точки образа. Для установления соответствия между уровнями интенсивности освещения и последовательностями пикселов контура применяется стандартная библиотечная процедура.
Цель состоит в определении размеров прямоугольников, с помощью которых можно построить качественное изображение. Построение таких прямоугольников осуществляется в результате определения строго горизонтальных и вертикальных контуров. Дальнейший процесс состоял в соединении сегментов контура, разделенных небольшими промежутками, и в объединении отдельных коротких сегментов.
2.1.2.Глобальный анализ с помощью преобразования Хоуга.
Рассмотрим метод соединения граничных точек путем определения их расположения на кривой специального вида. Первоначально предполагая, что на плоскости ху образа дано п точек, требуется найти подпоследовательности точек, лежащих на прямых линиях. Одно из возможных решений состоит в построении всех линий, проходящих через каждую пару точек, а затем в нахождении всех подпоследовательностей точек, близких к определенным линиям. Задача, связанная с этой процедурой, заключается в нахождении п(п— 1)/2 ~ п2 линий и затем в осуществлении п [п(п—1)]/2 ~ п 3 сравнений каждой точки со всеми линиями. Этот процесс трудоемок с вычислительной точки зрения за исключением самых простых приложений.
Данную задачу можно решить по-другому, применяя подход, предложенный Хоугом и называемый преобразованием Хоуга. Рассмотрим точку (хi yi) и общее уравнение прямой линии у:= аx i + bi. Имеется бесконечное число линий, проходящих через точку (хi yi), но все они удовлетворяют уравнению у:= аx i + bi при различных значениях а и b. Однако, если мы запишем это уравнение в виде b = -хi а + yi и рассмотрим плоскость а b (пространство параметров), тогда мы имеем уравнение одной линии для фиксированной пары чисел (хi yi). Более того, вторая точка (х j, у j) также имеет в пространстве параметров связанную с ней линию, которая пересекает другую линию, связанную с точкой (хi yi) в точке (а', b’), где значения а' и b’—параметры линии, на которой расположены точки (хi yi) и (хj, у j) в плоскости ху. Фактически все точки, расположенные на этой линии, в пространстве параметров будут иметь линии пересечения в точке (а', b’).
Вычислительная привлекательность преобразования Хоуга заключается в разделении пространства параметров на так называемые собирающие элементы , где (aмакс, амин) и (bмакс, bмин)—допустимые величины параметров линий. Собирающий элемент A (i, j) соответствует площади, связанной с координатами пространства параметров (аi, bj). Вначале эти элементы считаются равными нулю. Тогда для каждой точки (xk, у k) в плоскости образа мы полагаем параметр а равным каждому из допустимых значений на оси а и вычисляем соответствующее b, используя уравнение b = -х k + y k Полученное значение b затем округляется до ближайшего допустимого значения на оси b. Если выбор aр приводит к вычислению bq, мы полагаем А(р, q) ==А(р, q) + 1. После завершения этой процедуры значение М в элементе A (i, j) соответствует М точкам в плоскости xy, лежащим на линии y= aix+b. Точность расположения этих точек на одной прямой зависит от числа разбиений плоскости аb. Отметим, что, если мы разбиваем ось а на К частей, тогда для каждой точки (xk, у k) мы получаем К значений b, соответствующих К возможным значениям а. Поскольку имеется п точек образа, процесс состоит из пК вычислительных операций. Поэтому приведенная выше процедура линейна относительно п и имеет меньшее число вычислительных операций, чем процедура, описанная выше, если К<= п.
Проблема, связанная с представлением прямой линии уравнением у = ах + b, состоит в том, что оба параметра а и b стремятся к бесконечности, если линия принимает вертикальное положение. Для устранения этой трудности используется нормальное представление прямой линии в виде
xcos q +ysin q = b .
Это представление для построения таблицы собирающих элементов используется так же, как метод, изложенный выше, но вместо прямых линий мы имеем синусоидальные кривые в плоскости q r. Как и прежде, М точек, лежащих на прямой xcos q i+уsinqi == r i , соответствуют М синусоидальным кривым, которые пересекаются в точке (q i, r i) пространства параметров. Если используется метод возрастания q и нахождения для него соответствующего r, процедура дает М точек в собирающий элемент А (i, j), связанный с точкой (q i, r i).
Дата: 2019-07-24, просмотров: 241.