В момент зарождения Южного общества был уже принципиально решён вопрос о необходимости возникновения Северного общества. Практически одновременно в обществах началась работа по создания конституции будущего государства. В Южном обществе работу по её созданию возглавил Пестель, а в Северном - Муравьёв.
Работа Пестеля над конституционным проектом длилась почти десять лет. Свой проект он назвал "Русской Правдой" в память древнего законодательного памятника Киевской Руси, хотел этим названием почтить национальные традиции и подчеркнуть связь будущей революции с историческим
прошлым русского народа.
В "Русской Правде" намечалось 10 глав: первая глава - о границах государства; вторая - о "различных племенах, Российское государство населяющих"; третья - о сословиях государства; четвёртая - "о народе в отношении к приуготовляемому для него политическому или общественному состоянию"; пятая - "о народе в отношении к приуготовляемому для него гражданскому или частному состоянию"; шестая - об устройстве и образовании верховной власти; седьмая - об устройстве и образовании местной власти; восьмая - об "устройстве безопасности" в государстве; девятая - "о правительстве в отношении к устройству благосостояния в государстве"; десятая - наказ для составления государственного свода законов. Кроме того, в "Русской Правде" имелось введение, говорившее об основных понятиях конституции, и краткое заключение, содержащее "главнейшие определения и постановления, Русскою Правдою учинённые". Окончательно написаны были лишь две первые главы и большая часть третьей, четвертая и пятая главы были написаны начерно, а последние пять глав вовсе написаны не были.
Основными двумя вопросами политической идеологии декабристов были вопрос о крепостном праве и вопрос об уничтожении самодержавия.
В "Русской Правде" провозглашалось решительное и коренное уничтожение крепостного права: крепостное право "есть дело постыдное, противное человечеству", "рабство должно быть решительно уничтожено, и дворянство должно непременно навеки отречься от гнусного преимущества обладать другими людьми".
Пестель чрезвычайно высоко ценил личную свободу человека. "Личная свобода, - есть первое и важнейшее право каждого гражданина и священнейшая обязанность каждого правительства. На ней основано всё сооружение государственного здания, и без неё нет ни спокойствия, ни благоденствия".
Освобождение крестьян без земли, т. е. предоставление им только личной свободы, он считал неприемлемым. Пестель стоял за освобождение крестьян с землёй. Его аграрный проект подробно разработан в "Русской Правде". Вся обрабатываемая земля в каждой волости делится на две части: первая часть является общественной собственностью, её нельзя ни продавать, ни покупать, она идёт в общинный раздел между желающими заниматься земледелием и предназначена для производства "необходимого продукта"; вторая часть земли является частной собственностью, её можно продавать и покупать. Общинная часть делится между волостными общинами. Каждый гражданин будущей республики обязательно должен быть приписан к одной из волостей и имеет право в любое время безвозмездно получить причитающийся ему земельный надел и обрабатывать его на пользу государству.
Для осуществления своего аграрного проекта Пестель считал необходимым отчуждение помещичьей земли при частичной её конфискации. Иначе его проект и не мог быть осуществлён: ведь в каждой волости надо было отдать во владение крестьян половину земли, эта земля отчуждалась от её владельцев, в первую очередь от помещиков. Считая землю общественным достоянием, Пестель нигде не говорил о выкупе крестьянами той земли, которую они получат от государства после революции в порядке общинной собственности. Помещики получали вознаграждение за отходящую крестьянам землю от государства, а не от крестьян. Беспощадно сметая феодально-крепостнические устои общества, стремясь глубоко перестроить государство на буржуазный лад, Пестель тем не менее не решался отстаивать лозунг передачи всей земли крестьянам.
Как "Русская Правда" предписывала поступить с самодержавием и какое государственное устройство предполагалось ввести в России?
Пестель - убеждённый противник самодержавия, тирании. Он выражает в "Русской Правде" желание изгладить даже само воспоминание о прежнем торжестве этой тирании. В будущем своде законов революционной России он запрещает даже упоминать о крепостническом и самодержавном прошлом.
Самодержавие в России решительно уничтожалось: Пестель был сторонником цареубийства, казни всех без исключения членов царского дома в самом начале революции.
Все сословия в государстве должны были быть решительно уничтожены. Объявлялось равенство все перед законом и признавалось "неоспоримое право" каждого гражданина участвовать в государственных делах.
Гильдии и цехи повсеместно уничтожались. Конечно, немедленно уничтожались и военные поселения.
Гражданского совершеннолетия россиянин по конституции достигал в возрасте 20 лет. Все граждане мужского пола, достигшие этого возраста, получали избирательные права (женщины избирательных прав не имели). В конституции Пестеля отсутствовал какой бы то ни было имущественный ценз. Чтобы избрать и быть избранным, надо было быть лишь совершеннолетним гражданином Российской республики. Пестель предполагал, что избиратели отдадут предпочтение более просвещённым людям, но ценза грамотности у него в конституции не было: и грамотный, и неграмотный имели одинаковое право голосования.
Пестель был врагом всякого федеративного устройства и сторонником единой и нераздельной республики с сильной централизованной властью. Республика Пестеля делилась на губернии, которые в свою очередь делились на уезды, а уезды - на волости. Главой местного волостного собрания был выборный "волостной предводитель", а главой уездного и губернского наместных собраний - "выборные посадники". Компетенция наместных собраний была довольно широкой: они выслушивали отчёты исполнительных органов власти в волости, уезде, губернии, принимали и рассматривали жалобы на местное начальство, выбирали новых чиновников местного управления и утверждали прежних и вообще занимались всеми делами местного значения. Окружные наместные собрания выбирали, кроме того, представителей в высший законодательный орган власти - Народное вече.
Конституция Пестеля провозглашала буржуазный принцип - священное и неприкосновенное право собственности. Она объявляла полную свободу занятий для населения, свободу книгопечатания и вероисповедания. Каждая вера могла свободно исповедоваться в государстве, но запрещались некоторые религиозные обычаи, например многожёнство у мусульман. Сословный суд, разумеется, отменялся и вводился гласный суд присяжных заседателей, равный для всех граждан.
Пестель был сторонником широкого развития промышленности в стране, отстаивал самую широкую и неограниченную свободу торговли.
Границы Российской республики должны были по конституционному проекту раздвинуться до своих "естественных пределов".
Взгляды Пестеля на национальный вопрос были своеобразны и носили на себе печать дворянской ограниченности. Права отделения от России других наций Пестель не признавал: все народы, населявшие Россию, должны были, по его мнению, слиться в единый русский народ и потерять свои национальные особенности. Все жители России независимо от национальности получали одинаковые политические права. Но в той же конституции намечались жестокие меры против "буйных" кавказских народов.
Что касается польского вопроса, то Пестель признавал за Польшей право отделения от России, но при следующих условиях: в Польше должна произойти революция, уничтожающая феодальное угнетение крестьян и сословий, должн быть провозглашена республика на тех же основаниях, что и в России, по принципам "Русской Правды". После этого Польская республика получала право на самостоятельное политическое существование, отделяясь от России, но сохраняла с ней самый "тесный союз" на мирное и военное время.
Таков был конституционный проект Пестеля - "Русская Правда". Это был революционный проект буржуазного переустройства крепостнической России. Он уничтожал крепостное право и самодержавие, учреждал республику вместо отсталого абсолютистского государства. На нём лежит печать дворянской ограниченности, но в целом представляет собой своеобразный план продвижения вперёд отсталой России.
Никита Муравьёв начал писать конституцию с осени 1821 года. Он изучил всевозможные действовавшие в то время конституции, основные законы революционной Франции и США. Конституция Никиты Муравьёва использовала опыт Западной Европы. Но она явилась плодом самостоятельного политического творчества на основе переработки западноевропейского и американского политического опыта и применения его к русской действительности. Конституция Никиты Муравьёва в отличие от "Русской Правды" Пестеля не была обсуждена всем Северным обществом, не была проголосована и принята всей организацией.
Классовая дворянская ограниченность автора сказалась прежде всего в разрешении вопроса о крепостном праве. Никита Муравьёв в своей конституции объявлял освобождение крестьян от крепостной зависимости, но одновременно вводил положение: "Земли помещиков остаются за ними". По его проекту крестьяне освобождались без земли. Лишь в последнем варианте своей конституции он под давлением критики товарищей сформулировал положение о незначительном наделе крестьян землёй.
Конституция Никиты Муравьёва характеризовалась высоким имущественным цензом: только земельный собственник или владелец капитала имел право полностью участвовать в политической жизни страны. Лица, не имевшие движимости и недвижимости на сумму 500 рублей, не могли участвовать в выбора. Лица, избираемые на общественные должности, должны были обладать ещё более высоким имущественным цензом.
Женщины по конституции Никиты Муравьёва, как и по конституции Пестеля, были лишены избирательного права. Кроме того планировалось введение образовательного ценза для граждан Российского государства. Избирательные права получали лица, достигшие 21 года. Неграмотный лишался избирательных прав. Сверх этого конституция Никиты Муравьёва вводила ещё ценз осёдлости: кочевники не имели избирательного права.
Никита Муравьёв проектировал отмену крепостного права, делал крестьянина лично свободным: "Крепостное состояние и рабство отменяются. Раб, прикоснувшийся к земле русской, становится свободным",- гласил третий параграф его конституции. Сословия также отменялись. "Все русские равны перед законом".
Конституция Никиты Муравьёва утверждала священное и неприкосновенное право буржуазной собственности: человек не может быть собственностью другого, крепостное право должно быть отменено, а "право собственности, заключающее в себе одни вещи,- священно и неприкосновенно" "Военные поселения немедленно уничтожаются" - гласил тридцатый параграф. Земля военных поселений передавалась в общинную крестьянскую собственность. Удельные земли, т. е. земли, на доход с которых содержались члены царствующего дома, конфисковались и передавались во владение крестьян. Все гильдии и цехи - пережитки феодального общества - объявлялись ликвидированными. Отменялся "табель о рангах".
Конституция Никиты Муравьёва, утверждала ряд буржуазных свобод: она провозглашала свободу передвижения и занятий населения, свободу слова, печати и свободу вероисповеданий. Отменялся сословный суд и вводился общий суд присяжных заседателей для всех граждан.
Конституция была ограниченно-монархической, в крайнем случае Никита Муравьёв предполагал введение республики. Законодательная, исполнительная и судебная власть были разделены. По конституции Никиты Муравьёва император есть только "верховный чиновник правительства", он является представителем только исполнительной власти. Он получал большое жалование и, если ему угодно, мог за свой счёт содержать придворный штат. Все царские придворные по конституции лишались избирательного права.
Император командовал войсками, но не имел права ни начинать войны, ни заключать мира. Он не мог покидать территории империи, в противном случае он лишался императорского сана.
Будущая Россия представлялась Никите Муравьёву федеративным государством. Империя делилась на отдельные федеративные единицы, которые назывались державами. Всех держав было пятнадцать, в каждой была своя столица.
Столицей федерации должен был стать, как и у Пестеля, Нижний Новгород - город, славный своим героическим прошлым.
Верховным органом законодательной власти по конституции должно было стать Народное вече. Оно состояло из двух палат: верхняя палата носила название Верховной думы, нижняя называлась Палатой народных представителей.
В державах также существовала двухпалатная система. Законодательная власть в каждой державе принадлежала законодательному собранию, состоявшему из двух палат - палаты выборных и Державной думы. Державы делились на уезды. Начальник уезда назывался тысяцким. Эта должность была выборной, судьи также были выборными.
Конституция Никиты Муравьёва, будь она введена, пробила бы брешь и серьёзно бы расшатала феодально- абсолютистский строй. Она развязала бы классовую борьбу в стране. Таким образом, проект Никиты Муравьёва, должен быть признан прогрессивным для своего времени.
Конституция не была идеологическим документом всего Северного общества в целом. Идеология общества была сложной, в ней боролись политические течения разны оттенков. Та группа, которая подготовила и организовала восстание 14 декабря на Сенатской площади, в своём руководящем ядре придерживалась преимущественно республиканских убеждений.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 204.