Чистая (совершенная) конкуренция
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Характеризуется большим числом продавцов, конкурирующих между собой, которые предлагают стандартную, однородную про­дукцию многим покупателям. Объем производства и предложения каждым отдельным производителем настолько незначителен, что ни один из них не может оказывать заметного влияния на рыноч­ную цену. Цена на однородную продукцию на таком рынке склады­вается стихийно под воздействием спроса и предложения. В основе ее лежит общественная стоимость товаров, которая определяется не индивидуальными, а общественно необходимыми затратами труда на производство единицы продукции. При данной цене потребите­лю безразлично, у какого продавца покупать продукт. Вследствие стандартизации продукции отсутствует основание для неценовой конкуренции, то есть конкуренции на базе различий в качестве про­дукции, рекламе или стимулировании сбыта.

Участники конкурентного рынка имеют равный доступ к ин­формации, т.е. все продавцы имеют представление о ценах, техно­логии производства, возможной прибыли. В свою очередь покупа­тели осведомлены о ценах и об их изменении. В таком рынке новые фирмы могут свободно входить в него, а существующие - свободно покидать его. Для этого не существует ни законодательных, ни тех­нологических, ни финансовых или других серьезных препятствий. Ограничителем здесь выступает лишь получаемая прибыль. Каж­дый предприниматель будет производить товары до той точки, в которой цена и предельные издержки не уравняются. До этой точки он будет существовать в данной отрасли, после нее - покидает от­расль, перемещая капитал в ту из них, которая приносит наивыс­шую прибыль. Это в свою очередь означает, что ресурсы в услови­ях чистой конкуренции распределяются эффективно.

Следует заметить, что совершенная конкуренция в чистом виде - явление довольно редкое. Однако изучение этой модели рынка имеет важное аналитическое и практическое значение и цель его:

· изучить спрос с точки зрения конкурентного продавца,

· понять, как конкурентный производитель приспосабливается к рыночной цене в краткосрочном периоде,

· исследовать природу долговременных изменений и приспо­соблений в отрасли,

· оценить эффективность конкурентных отраслей с точки зрения общества в целом.

Ñåëüñêîå õîçÿéñòâî áëèæå âñåãî îòðàæàåò ïîíÿòèå ñîâåðøåííîé êîíêóðåíöèè ïî îïðåäåëåíèþ, совершенная конкуренция наблюдается в тех отраслях, где многие компании производят однородный (стандартизованный) продукт. Покупатели хорошо осведомлены о том, кто пытается продать свое зерно по самой низкой цене. По­добное положение не позволяет отдельной фирме заметно влиять на цену, варьируя выпуск продукции. Фактически в таких отраслях у фирмы нет выбора по какой цене прода­вать свой товар: она может продавать только по сложив­шейся цене. Если фермер попытается продать зерно дороже установившейся цены, он не найдет покупателей. Прода­вать дешевле ему также нет смысла, так как он может про­дать все зерно по более высокой цене.

Кроме того, новым производителям достаточно легко влиться в такую отрасль, а старым — прекратить свое суще­ствование. Многие эмпирические расчеты показывают, что это условие важнее для развития конкуренции в отрасли, чем большое количество компаний в ней. Согласно наблю­дениям, возможны ситуации, когда даже при незначитель­ном количестве компаний возможность быстрого прорыва новых производителей на сложившийся рынок чрезвычайно обостряет конкуренцию и не позволяет старым компаниям устанавливать высокие цены.

Ситуация, когда отдельная фирма не может влиять на цену, т. е. воспринимает ее как заданную, означает, что спрос, с которым сталкивается эта фирма, совершенно эла­стичен, так что крайне малое уве­личение цены может привести к полному исчезновению спроса на продукцию фирмы, а крайне малое падение цены — к необозримому росту спроса. Заметим, что выпуск отдельной фирмы крайне мал в сравнении с уровнем предложения и спроса в отрасли, так что увеличение или уменьшение количества произведенной продукции отдельной фирмы не влияет на цену.

Поскольку отдельный производитель не может влиять на цену товара, ему остается продавать свою продукцию по установившейся рыночной цене. Если цена тонны зерна на американском рынке составляет 5 долл. за бушель, то доход отдельной фермы равняется произведению: 5 долл. умножить на коли­чество проданного зерна. Это означает, что с каждой допол­нительной единицей продукции валовой доход фермера уве­личивается на 5 долл. Следовательно, в условиях совершен­ной конкуренции валовой доход фермера прямо пропорционален росту выпускаемой продукции. При объеме производства, в частности, в 31,6 тыс. бушелей валовой доход фермы составит 5 долл. х 31 600 =158 000 долл.

Издержки сельскохозяйственной фермы изменяются более "замысловато". Постоянные издержки не зависят от объема производства В нашем примере, на типичной американской зерновой ферме они составляют порядка 60 тыс. долл. Это — постоянные издержки, которые, как отмечалось выше, включают в себя не только издержки на покрытие амортизации зданий и оборудования, не толь­ко сумму процентных платежей по кредитам, но и нормаль­ный доход на собственный капитал владельца фермы, а так­же затраты на оплату услуг управляющего фермой.

К постоянным издержкам добавляются переменные из­держки, объем которых прямо связан с объемом производ­ства. Они включают в себя затраты на семена, удобрения, водоснабжение и оплату труда наемных рабочих. При объе­ме производства в 31,6 тыс. - бушелей валовые издержки фермы составят 140 тыс. долл.

Следует обратить внимание на то, что темпы роста ва­ловых издержек не совпадают с темпами роста продукции, как было в случае валового дохода. Сначала издержки рас­тут медленнее, чем объем продукции, затем примерно оди­наково, а в конце и вовсе обгоняют его. Особенно издержки растут, после того, как уровень производства начинает превышать 25 тыс. бушелей зерна. В чем же здесь дело? На помощь вновь приходит маржиналь­ный анализ.

Напомним, что предельные издержки (ПИ) равны при­росту валовых издержек при увеличении объема производ­ства на единицу. Если производство 25 тыс. бушелей зерна обходится фермеру в 115 тыс. долл, а производство 26 тыс. бушелей — в 120 тыс. долл, то предельные издержки 26-й тысячи равны 5 тыс. долл. Как видно из графи­ка, предельные издержки 27-й тысячи равны уже 7 тыс. долл. (127 - 120).

Экономические исследования показали, на началь­ном этапе наращивания производства предельные издержки снижаются, а затем начинают возрастать. В чем причина такого поведения предельных издержек? Чтобы это понять, введем еще одно важное различие: воз­можности фирмы в течение короткого и длительного перио­дов времени.

Короткий период — отрезок времени, в течение которого фирма не может изменять (увеличивать, или уменьшать) количество всех факторов, используемых в производстве. Так, фирма не может изменять общих размеров своих соо­ружений, количества машин и оборудования, а в случае сельского хозяйства - и размеров земельных угодий. Это -постоянные факторы производства. Пытаясь удовлетворить растущий спрос, компания обычно нанимает больше рабо­чих, а также закупает больше сырья.

Длительный период - отрезок времени, в течение кото­рого фирма получает возможность изменять количество всех факторов производства, т. е. все они становятся пере­менными.

Мы рассматриваем фирму в течение короткого отрезка времени, когда часть факторов производства посто­янна, а часть меняется. Именно это обстоятельство приво­дит к тому, что предельные издержки со временем начина­ют возрастать. Допустим, что единственным переменным фактором являются затраты труда. Введем новое определе­ние - предельный физический продукт (переменного} фактора (ПФПФ), в данном случае труда. ПФПФ равняется приро­сту объема выпускаемой продукции при изменении количе­ства применяемого труда на единицу. Если 10 рабочих про­изводят 20 пар обуви, а 11 рабочих - 23 пары, то предель­ный продукт 11-го рабочего - 3 пары (23 - 20). Легко под­считать, что если подключение одного рабочего дает 3 до­полнительные единицы продукции, то для производства од­ной дополнительной единицы необходимо привлечь лишь третью часть тех трудозатрат (1/3), которые были использо­ваны выше.

В общем случае дополнительный объем труда, который необходим для производства дополнительной единицы про­дукции, равняется I/ ПФПФ. Умножив этот показатель на заработную плату, получим значение предельных издержек, которые, по определению, равны приросту расходов (в дан­ном случае расходов на заработную плату, ведь труд -единственный переменный фактор), необходимых для производства дополнительной единицы продукции:

В нашем примере при заработной плате в 3000 руб. в час и предельном продукте - 3 пары обуви — предельные издержки производства 1 пары равны 1000 руб.

Формула ясно показывает, что причиной изменения предельных издержек является изменение предельного фи­зического продукта фактора, причем ПИ и ПФПФ движут­ся в разных направлениях. Не случайно, период где предельные издержки снижаются, называет­ся периодом возрастающей производительности (возрастаю­щего ПФПФ), а тот , где предельные из­держки увеличиваются, периодом убывающей производи­тельности (убывающего ПФПФ).

Принцип, в соответствии с которым утверждается, что если часть факторов фиксирована, то со временем требуется все больше и больше других, переменных, факторов для производства дополнительной единицы продукции, получил название закона убывающей предельной производительности. Он и лежит в основе того явления, что, начиная с некоторого уровня производства, валовые издержки растут быстрее, чем объем выпускаемой продукции.

Возвращаясь к примеру с американской зернофермой, мы наблюдаем тот же самый процесс. Однако главную роль в нем играют ограниченные запасы земли. Именно тот факт, что земельные угодья ограничены и невозможно для наращивания выпуска зерна увеличивать посевные площа­ди, заставляет фермера искать другие пути: использовать больше удобрений, воды, нанимать больше рабочих, т. е. интенсивнее использовать имеющуюся землю. В конце кон­цов общие затраты начнут повышаться столь быстро, что станут обгонять рост выпускаемой продукции.

Как мы уже говорили, динамика валовых издержек (ВИ) и динамика валовых доходов (ВД) определяет движе­ние прибыли (П): П = ВД — ВИ. Уровень производства,

при котором валовые издержки равны валовому доходу, на­зывается точкой перелома. Деятельность фирмы экономиче­ски оправдана лишь при тех объемах производства, которые лежат в интервале между точками перелома, так как только в этом случае она получает положительную прибыль. Фир­ма достигает максимума прибыли тогда, когда производит такой объем продукции, при котором валовой доход в мак­симальной степени превышает валовые издержки.

Из нашего примера видно, что зерновая ферма начина­ет получать положительную прибыль только после того, как объем ее производства достигает 18 тыс. бушелей зерна. Это нижняя точка перелома для фермы. При­быль вновь становится отрицательной после того, как про­изводство превысит верхнюю переломную точку — 40 тыс. бушелей зерна. Оставаясь в интервале между 18 и 40 тыс. бушелей, ферма получает положительную прибыль, т. е. ее валовой доход превышает валовые издержки. Однако максимальной прибыли ферма сможет добиться только ес­ли объем выпускаемой продукции достигнет 31,6 тыс. бу­шелей. Именно в этой точке валовой доход (158 тыс. долл) в максимальной степени превышает валовые издержки (140 тыс. долл) и прибыль равняется 18 тыс. долл.

Поскольку валовые издержки включают в себя ожидае­мый нормальный доход, который фермер получил бы, вложив свои деньги в другое дело, а также оплату его услуг в качестве менеджера, 18 тыс. долл — это чистая экономиче­ская прибыль данного вида бизнеса. Она отражает ту благо­приятную экономическую ситуацию, в которой фермеры находились в конце 70-х гг. Однако такое положение не мо­жет продолжаться долго.

В условиях совершенной конкуренции, когда доступ новых производителей в отрасль достаточно прост, любое превышение отраслевой прибылью нормального уровня привлекает новые фирмы. Увеличение предложения, в свою очередь, заставляет цену на продукцию снижаться 1.

Когда цена была 5 долл. за бушель фермеры получали довесок к нормальной прибыли — экономическую прибыль. Затем предложение зерна возросло. Равновесие на рынке было достигнуто при более низкой цене 4,3 долл за бушель. Данная цена позволяет фермерам лишь покрыть издержки, которые, однако, включают в себя нормальную прибыль на капитал.

При такой цене, да и то при определенном уровне производства, валовой до­ход лишь равняется валовым издержкам фирмы. Отсутствие экономической прибыли не стимулирует приток новых фер­меров на рынок, и предложение стабилизируется. Такое по­ложение называется долгосрочным равновесием фирмы в условиях совершенной конкуренции. Оно складывается, когда производители могут лишь покрыть свои издержки, включающие нормальную прибыль на вложенный капитал. Производители, в данном случае фермеры, достигают этого лишь при таком объеме производства, который обеспечива­ет- минимум затрат на единицу выпускаемой продукции. Ес­ли какие-то фирмы функционируют при более высоких из­держках, то они терпят банкротство и покидают рынок.

Эффективность распределения ресурсов в условиях со­вершенной конкуренции Экономисты всегда отдавали предпочтение рынку совершенной конкуренции. Они даже использовали данную структуру в качестве точки отсчета при анализе других видов рыночной структуры. В чем же заключается смысл модели совершенной конкурен­ции? В том, что она идеальна с точки зрения общественно­го распределения и использования ресурсов.

В долгосрочной перспективе силы конкуренции застав­ляют фирмы минимизировать свои средние издержки про­изводства, поскольку установившаяся на рынке цена столь низка, что позволяет только покрыть издержки (включаю­щие среднюю прибыль на вложенный капитал), да и то лишь у наиболее эффективных производителей. Все фирмы в отрасли, если они хотят выжить, должны функциониро­вать с минимальными средними издержками при оптималь­ном объеме производства. Потребители только выиграют от этого, так как получат максимально возможный объем това­ров при наименьших издержках. Такая ситуация, когда це­на равна средним издержкам, называется эффективностью производства.

Существует также понятие эффективности распределе­ния ресурсов ("аллокационная" эффективность), когда на­блюдается идеальное распределение ограниченных ресурсов для производства наиболее нужных потребителям товаров и услуг (при определенном доходе) 1 . Считается, что эффектив­ность максимальна тогда, когда никакое перераспределение ресурсов между различными видами деятельности не может принести пользу одному потребителю без нанесения ущерба другому. А это возможно лишь если все рынки находятся в состоянии долгосрочного равновесия в условиях совершен­ной конкуренции.

Правило максимизации прибыли в условиях совершен­ной конкуренции, устанавливающее равенство предельного дохода и предельных издержек, а следовательно, цены и предельных издержек, служит гарантией того, что произве­ден оптимальный набор товаров и достигнуто идеальное распределение ресурсов.

Действительно, рыночная цена отражает оценку потре­бителями необходимости выпуска дополнительной единицы товара. Предельные издержки отражают стоимость ресурсов для производства дополнительной единицы продукции в альтернативных видах деятельности. Если цена превышает предельные издержки, значит, потребители ценят его боль­ше, чем альтернативный товар, и производство данного то­вара нужно увеличить. Если цена меньше предельных из­держек, то потребители ценят его меньше, чем другой то­вар, и производство нужно свернуть. Если в каждом виде деятельности цена равняется предельным издержкам, то производится ровно столько каждого из товаров, сколько нужно потребителям.

В условиях монополии цена превышает предельные издержки, что указывает на неэффективность данного вида рыночной структуры с точки зрения эффективно­сти распределения ресурсов. Объем производства товара занижен по сравнению с общественной потребностью в нем.

Несовершенная конкуренция

Под ней понимается рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой (совершенной) конкуренции.

На большинстве реальных рынков подавляющая часть продук­ции предлагается ограниченным числом фирм. Крупные корпора­ции, сосредоточившие в своих руках значительную часть рыночно­го предложения, оказываются в особых отношениях с рыночной средой. Во-первых, занимая господствующее положение на рынке, они могут существенно влиять на условия реализации продукции. Во-вторых, меняются и отношения между участниками рынка: производители внимательно следят за поведением своих конкурентов, и реакция на их поведение должна быть своевременной.

Конкурентные отношения такого типа называются несовер­шенной конкуренцией, которую принято подразделять на три основные вида:

· монополистическую конкуренцию,

· олигополию,

· чистую монополию.

Монополистическая конкуренция подразумевает такую рыночную ситуацию, при которой относительно большое число небольших производителей предлагают похожую, но не идентич­ную продукцию. Например, персональные компьютеры, которые различаются мощностью аппаратуры, программного обеспечения, графического вывода информации и степени их "ориентирован­ности на потребителя".

Для монополистической конкуренции не требуется присутствие сотен и тысяч фирм, достаточно сравнительно большого их числа:

20, 30, 50. Из наличия такого числа фирм вытекает несколько важ­ных признаков монополистической конкуренции:

· каждая фирма обладает относительно небольшой долей всего рынка, поэтому она имеет очень ограниченный контроль над ры­ночной ценой;

· тайный сговор, направленный на согласование действий фирм с целью искусственного повышения цен, почти невозможен;

· при многочисленности фирм в отрасли отсутствует взаимная зависимость между ними. Каждая фирма определяет свою полити­ку, не учитывая возможную реакцию со стороны конкурирующих с ней фирм.

В противоположность чистой конкуренции одним из основных признаков монополистической конкуренции является дифферен­циация продукта, которая может принимать ряд различных форм:

· качество продукта,

· продукты могут различаться по своим физическим или каче­ственным параметрам;

· услуги и условия, связанные с продажей товара. Это обходительность и услужливость служащих магазина, репу­тация фирмы по сервисному обслуживанию покупателей, гарантии послепродажной эксплуатации товаров и др.;

· размещение, под которым понимается удобство и доступность для покупате­лей в приобретении товаров. Например, расположение бензозапра­вочных вблизи автомагистралей;

· стимулирование сбыта и упаковка.

Сюда включается реклама, использование торговых знаков и торговых марок, форма упаковки и т.п.

Одним из важных значений дифференциации продукта является то, что покупатель привязывается к определенному товару и кон­кретному продавцу (например, запчасти к определенному автомо­билю), а значит теряет часть свободы. Продавец в свою очередь может в некоторой степени влиять на цены.

Таким образом, в условиях монополистической конкуренции экономическое соперничество сосредотачивается не только на цене, но и на неценовых факторах.

Вход на рынок монополистической конкуренции достаточно свободен и определяется, главным образом, размерами капитала. Однако по сравнению со свободной конкуренцией он не настолько легок и может ограничиваться патентами фирм на свою продукцию, авторскими правами на торговые знаки и др. Часто такую ситуацию на отраслевом рынке называют монополи­стической конкуренцией. Каждая фирма выпускает нечто особенное, связанное с определенной группой потреби­телей. Хорошей иллюстрацией монополистической кон­куренции служит отрасль закусочных в развитых странах. Наличие множества сетей, таких как "Макдональдс", "Кристал", "Венди" и др., использующих в качестве базово­го товара бутерброд, называемый гамбургером, не мешает их общему процветанию. Каждая фирма пытается при­внести в гамбургер что-то свое, отличающее его от кон­курента, что в конечном счете и приносит успех.

Относительно легкий доступ в отрасли с дифференци­рованной конкуренцией не позволяет фирмам в этих отрас­лях получать монопольную прибыль длительное время. Они тратят громадные средства на рекламу, придают особое зна­чение упаковке, чтобы их товар отличался от продукции конкурентов. На какое-то время это может создать иллю­зию монопольного положения. Поскольку и другие фирмы в отрасли предпринимают то же самое, прибыль со време­нем начинает снижаться до нормального уровня и экономи­ческая прибыль исчезает.

Под олигополией понимают рынок, на котором господ­ствует несколько фирм, каждая из которых обладает значительной долей этого рынка 1. Фирмы, находящиеся в таких условиях, являют­ся взаимозависимыми, поведение любой из них оказывает непо­средственное воздействие на конкурентов и само испытывает на себе влияние с их стороны. Поэтому каждый участник рынка дол­жен тщательно следить за поведением соперников, взвешивать свои действия в отношении ценовой политики, а также оценивать потен­циальные последствия своих решений.

Олигополистический рынок характеризуется тем, что проникно­вение в отрасль ограничивается, с одной стороны, величиной капи­тала, необходимого новой фирме для внедрения в отрасль, а с дру­гой стороны - контролем действующих производителей над новей­шей техникой и технологией производства. В силу этого фирмы могут оказывать определенное влияние на цены (особенно при тай­ном сговоре) и получать значительную прибыль. Например, олиго­полия картельного типа "ОПЕК" (Организация стран - экспортеров нефти), состоящая из 13 стран, смогла повысить цены за период с 1973 по 1980 год с 2,5 дол. до 34 дол. за 1 баррель и получить соот­ветствующую прибыль.

В зависимости от типа продукции различают олигополию:

*   чистую,

*   дифференцированную.

Предприятия чистой олигополии производят однородный стан­дартизированный продукт (например, алюминий, цемент). Олиго­полия, производящая разнообразную продукцию одного функцио­нального назначения, называется дифференцированной (например, автомобили, покрышки и камеры к ним). В такой олигополии осо­бое значение придается неценовой конкуренции.

Олигополия в значительной степени имела место в командной экономике бывшего СССР и сохранилась в странах СНГ до сего­дняшнего дня, что отрицательно сказывается на осуществлении экономических реформ в этих странах.

Монополия одной фирмы, крайне редкий случай, но есть множество отраслей, в которых рынок контролируется не­сколькими компаниями. Согласно общепринятому крите­рию, в любой отрасли, где на долю четырех или менее фирм приходится половина или более отраслевого выпуска, достигнута значительная власть ведущих компаний над рынком, т. е. они могут контролировать цены на отрасле­вую продукцию. Однако олигополия может существовать и при более низком уровне концентрации отраслевых продаж.

Если существует некое формальное соглашение между фирмами, касающееся ценообразования или раздела рынка, группа фирм, подписавшая его, называется картелем. ОПЕК (Организация стран-экспортеров нефти) служит пре­красным примером картеля. Подобную ситуацию на рынке называют также групповой монополией.

Олигополия в основном существует в формах, при кото­рых не наблюдается формального соглашения между фир­мами о согласовании цен и разделе рынка. Множество от­раслей в развитых странах являются олигополистическими. К ним обычно относятся сталелитейная, табачная, автомо­бильная промышленность, производство цветных металлов. Сталелитейная и алюминиевая промышленность произво­дят однородный продукт (по-существу, одинаковый продукт, производимый разными фирмами), а табачная и автомо­бильная - дифференцированный продукт (идентичный, но не одинаковый продукт, производимый различными фирмами).

Как и в условиях чистой монополии, сверхприбыль компаний при олигополии долгое время может поддер­живаться за счет ограничения объема выпускаемой про­дукции. Поскольку доступ на рынок новых производите­лей затруднен, а в некоторых случаях и невозможен, предложение не возрастает, следовательно, не снижается и цена товара. Чем меньше фирм функционирует в отрасли, тем легче им добиваться максимально высоких монополь­ных прибылей.

В условиях группового контроля над рынком фир­мам выгодно кооперироваться друг с другом, чтобы про­изводить тот же объем продукции и назначать те же цены, что и при чистой монополии. Но когда нет формально­го соглашения между участниками рынка, и даже когда оно есть, подобная кооперация обычно не может длиться долго, так как каждая фирма стремится контролировать большую долю рынка.

Возможность ценовой войны между разными фирмами — участниками групповой монополии угрожает получаемой ими прибыли. Именно поэтому в такого рода отраслях очень часто наблюдается так называемое лидерство в ценах. Оно заключается в том, -что самая могущественная фирма первой устанавливает цену. Остальные участники рынка в установлении цен следуют за ней, что позволяет избежать ценовой конкуренции на рынке.

Чистая, или абсолютная, монополия существует там, где одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей.

Абсолютную монополию можно рассматривать с двух сторон. Во-первых, ее можно рассматривать как тип фирмы. С этой точки зрения монополия представляет собой крупную корпорацию, кото­рая занимает ведущее положение в определенной сфере хозяйства и использует свое господство для получения монопольно-высокой прибыли. Например, корпорации типа "Де Бирс компани оф Саус Эфрика", "Дженерал моторс" и др. Во-вторых, в понятие "монополия" вкладывается тип экономического поведения фирмы.

На рынке возникают ситуации, когда покупателям противостоит предприниматель-монополист, производящий основную массу про­дукции определенного вида. Это предполагает, что в отрасли име­ется только один производитель, который полностью контролирует объем предложения товара, что позволяет ему единолично устанав­ливать цену на свой товар и получать максимально возможную прибыль. Степень использования монопольной власти для установ­ления цен зависит от наличия на рынке близких заменителей това­ра. Причем следует заметить, что в данной ситуации не обязатель­но, чтобы монополистом была крупная фирма. Им может оказаться и небольшое по размерам предприятие. Поэтому, когда речь идет об абсолютной монополии, то следует иметь в виду, что, рассмат­ривая ее как тип фирмы, мы одновременно рассматриваем монопо­лию и как тип экономического поведения фирмы на рынке.

Для чистой монополии характерны следующие черты:

· господство одной фирмы,

· отсутствие близких заменителей, что вынуждает покупателя покупать товар только у данной фирмы, а производителю обхо­диться без широкой рекламы, не неся при этом больших издержек обращения,

· диктат цен,

· блокирование вступления в отрасль других фирм.

Последнее объясняется тем, что фирма-монополист, как прави­ло, имеет более высокую по сравнению с другими фирмами при­быль. Это привлекает в данную отрасль других производителей, для которых и устанавливаются соответствующие барьеры. Реальными барьерами, препятствующими вступлению в отрасль, являются:

· эффект масштаба, который требует от новых фирм, вступающих в отрасль, круп­ных капиталовложений для того, чтобы вести высокоэффективное хозяйство, обеспечивающее уровень производства не ниже уже действующей фирмы-монополиста;

· исключительные права.

В некоторых странах правительство предоставляет фирмам ста­тус единственного продавца товаров и услуг (например, газ, связь и др.), но взамен на эти привилегии оно сохраняет за собой право регулировать деятельность таких монополий, чтобы исключить ущерб, который они могут принести немонополизированным от­раслям и населению;

· патенты и лицензии.

Государство гарантирует патентную защиту новым продуктам и производственным технологиям, что обеспечивает производителям монопольные позиции на рынке и на определенный промежуток времени гарантирует их исключительные права. Кроме того, госу­дарство может выдавать лицензии на определенный вид деятельно­сти и ограничивать вступление других фирм в отрасль;

· собственность на важнейшие виды сырья.

Фирма, владеющая сырьем или контролирующая его, может препятствовать созданию конкурирующих фирм, лишая их доступа к сырьевым ресурсам.

Кроме этих барьеров, препятствующих вступлению в отрасль, монополии могут использовать и другие, т.н. нечестные способы:

· физическое устранение конкурента,

· давление на банки с целью воспрепятствовать получению конкурентом кредита,

· переманивание ведущих специалистов фирм-конкурентов,

· и другие способы.

Монополии, которые имеют защиту от конкуренции в виде па­тентов, лицензий и др., называются закрытыми. Те монополии, которые такой защиты не имеют, называются открытыми 1.

Основным инструментом для установления своего господства монополии используют цену. Различают три вида монопольных цен:

· монопольно высокие, по которым монополии продают свою продукцию потребителям с целью извлечения наивысшей прибыли;

· монопольно низкие, по которым монополии закупают продук­цию (как правило, сырье) у поставщиков;

· дискриминационные. Это различные цены, устанавливаемые на один и тот же товар на разных рынках. Эти рынки могут разли­чаться по группам потребителей, по территориям, по времени (сезонная распродажа) и т.п.

Монополия как тип экономического поведения на рынке имеет положительные и отрицательные стороны. С одной стороны, круп­ное производство дает возможность снижать издержки производст­ва и в целом экономить ресурсы, оно меньше подвержено банкрот­ству, а значит сдерживает рост безработицы, имеет больше воз­можностей для проведения научно-исследовательских работ и т.д. В существовании некоторых монополий при условии регулирова­ния их деятельности со стороны государства заинтересовано обще­ство в целом, ибо эффект масштаба позволяет сокращать издержки производства на единицу продукции, экономить ресурсы. Такие монополии носят название естественных. К ним можно отне­сти компании водоснабжения, связь, транспортные фирмы и др.

С другой стороны, в рыночной экономике монополия является препятствием свободной конкуренции, что не способствует сниже­нию цен, повышению качества продукции и т.д. и в конечном итоге ведет к снижению жизненного уровня населения.



Заключение

 

Систематическое снижение издержек — основное средство повышения прибыльности функционирования фирмы. В условиях рыночной эконо­мики, когда финансовая поддержка убыточных предприятий является исключением из правил, но не правилом, как это было при админист­ративно-командной системе. Исследование проблем уменьшения издер­жек производства, разработка рекомендаций в этой области — один из краеугольных камней всей экономической теории.

Можно выделить следующие основные направления снижения из­держек во всех сферах национальной экономики: во-первых, исполь­зование достижений НТП; во-вторых, совершенствование организа­ции производства и труда; в-третьих, государственное регулирование экономических процессов.

Сама деятель­ность фирмы по обеспечению экономии затрат в подавляющем большинстве случаев требует затрат, труда, капитала и финансов. Затраты на экономию издержек тогда эффективны, когда рост полезного эффекта (в самых разнообразных формах) превышает затраты на обеспечение экономии. Естественно, что возможен и граничный вариант, когда уменьшение издержек на производство изделия не изменяет его полезных свойств, но позволяет снизить цену в конкурентной борьбе. В современных условиях типичным является не сохранение потребительских качеств, а экономия на издержках в расчете на единицу полезного эффекта или других важных для потребителя характеристик.

Использование достижений НТП заключается, с одной стороны, в более полном использовании про­изводственных мощностей, сырья и материалов, в том числе и топливно-энергетических ресурсов, а с другой — в созда­нии новых, более эффективных машин, оборудования, новых техноло­гических процессов. Наиболее характерная черта НТП во второй половине XX столетия — переход к принципиально новому технологическо­му способу производства. Его преимущества перед существующим тех­нологическим способом производства не только в более высокой эко­номической эффективности, но и в возможности производить качест­венно новые материальные блага, новые услуги, которые существенно изменяют весь уклад жизни, приоритеты жизненных ценностей.

Итак, важнейшее правило стратегии фирмы при определении объемов производства — это равенство предельного дохода и пре­дельных издержек. Возможно ли достичь этого в экономике Рос­сии? Да, при условии, что она будет развиваться по законам ры­ночной экономики, а не как в прошлом. Далее определяются объ­емы производства, которые обеспечивают наибольший доход. В нашей административно-командной экономике объемы про­изводства директивно спускались предприятию. Аналитические службы не ставили себе задачу определить наиболее эффектив­ные объемы производства, т. е. не осуществляли расчет эффек­тивного использования ресурсов, который необходим для разви­того рынка. Поэтому проблема выбора наилучших решений при­менения альтернативных ресурсов не могла стоять перед пред­приятием. В результате наша экономика по сравнению с рыноч­ной была сверхзатратной, что приводило к перерасходу ресурсов на единицу продукции. Чтобы преодолеть такую ситуацию, не­обходимо перепрофилировать производство на выпуск товаров, отвечающих требованиям спроса, и через внедрение новой тех­ники и технологии способствовать снижению издержек. Именно в этом выход из неэффективной экономики.

 



Список использованной литературы

 

1. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Микроэкономика. – 1994. – С. 448.

2.  Зубко Н.М. Экономическая теория – Мн.: НТЦ АПИ. – 1998. – С. 311.

3. Самуэльсон П. Экономика Т. 2. – М.: НПО АЛГОН МАШИНОСТРОЕНИЕ. – 1997. – С. 416.

 

4. Булатова А.С. Экономика.: Учебник. – М.: Изд-во БЕК. – 1996. – С. 632.

5. Емцов Р.Г., Лукин М.Ю. Микроэкономика: Учебник. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, Изд-во ДИС. – 1997. – С. 320.

6. Журавлева Г.П. Вводный курс по экономической теории: Учебник для лицеев. – М.: ИНФРА–М. – 1997. – С. 368.

7. Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории. – М.: ВЛАДОС. – 1995. – С. 384.

8. Камаев В.Д. и колл. авт. Экономическая теория: Учебник – М.: ВЛАДОС. – 1998. – С. 640.

9. Любимов Л.Л., Раннева Н.А. Основы экономических знаний. М. – 1995. – С. 620.

10. Максимова В.Ф. Рыночная экономика: Учебник в трех томах. Т. 1. Теория рыночной экономики. Часть I. Микроэкономика. – М.: Соминтек. – 1992. – С. 168.

11. Минаева Н.В. Экономика и предпринимательство. Лекции, деловые игры и упражнения. – М.: ВЛАДОС. – 1994. – С. 256.

12. Рузавин Г.И. Основы рыночной экономики: Учебн. Пособие для вузов. – Банки и биржи, ЮНИТИ. – 1996. – С. 423.


1 Г.И. Рузавин. Основы рыночной экономики: Учебн. Пособие для вузов. – Банки и биржи, ЮНИТИ. – 1996. – С. 89.

1 Н.М. Зубко. Экономическая теория – Мн.: "НТЦ АПИ". – 1998. – С. 66.

2 Г.И. Рузавин. Основы рыночной экономики: Учебн. Пособие для вузов. – Банки и биржи, ЮНИТИ. – 1996. – С. 90.

3 Г.И. Рузавин. Основы рыночной экономики: Учебн. Пособие для вузов. – Банки и биржи, ЮНИТИ. – 1996. – С. 90.

1 Н.М. Зубко. Экономическая теория – Мн.: "НТЦ АПИ". – 1998. – С. 65.

2 В.Д. Камаев. Учебник по основам экономической теории. – М.: "ВЛАДОС". – 1995. – С. 85.

1 Д.Н. Хайман Современная микроэкономика: анализ и применение. – М.: Финансы и статистика. – 1992. – С.54.

1 Н.М. Зубко. Экономическая теория – Мн.: "НТЦ АПИ". – 1998. – С. 67.

1 В.Д. Камаев. Учебник по основам экономической теории. – М.: ВЛАДОС. – 1995. – С. 89.

1 В.Ф. Максимова. Рыночная экономика: Учебник в трех томах. Т. 1. Теория рыночной экономики. Часть I. Микроэкономика. – М.: Соминтек. – 1992. – С. 98.

2 В.Д. Камаев. Учебник по основам экономической теории. – М.: ВЛАДОС. – 1995. – С. 90.

1 В.Ф. Максимова. Рыночная экономика: Учебник в трех томах. Т. 1. Теория рыночной экономики. Часть I. Микроэкономика. – М.: Соминтек. – 1992. – С. 108.

2 Л.Л. Любимов, Н.А. Раннеева. Основы экономических знаний. М. – 1995. – С. 487.

1 Л.Л. Любимов, Н.А. Раннеева. Основы экономических знаний. М. – 1995. – С. 497.

1 Л.Л. Любимов, Н.А. Раннеева. Основы экономических знаний. М. – 1995. – С. 503.

1 Зубко Н.М. Экономическая теория – Мн.: НТЦ АПИ. – 1998. – С. 107.

1 Зубко Н.М. Экономическая теория – Мн.: НТЦ АПИ. – 1998. – С. 110.


Дата: 2019-07-24, просмотров: 161.