Глава I. Издержки их сущность, структура и классификация.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

 

Ââåäåíèå........................................................................................................................................ 3

Ãëàâà I. Èçäåðæêè èõ ñóùíîñòü, ñòðóêòóðà è êëàññèôèêàöèÿ

Ïðåäåëüíûå èçäåðæêè........................................................................................................... 4

Ãëàâà II. Ðîëü èçäåðæåê â ñòðàòåãèè ôèðìû...................................................... 10

2.1 Èçäåðæêè ôèðìû â êðàòêîñðî÷íîì ïåðèîäå............................................................................. 10

2.2 Èçäåðæêè ôèðìû â äîëãîâðåìåííîì ïåðèîäå............................................................................ 14

2.3 Ìèíèìèçàöèÿ èçäåðæåê. Ñîâðåìåííûå òðàêòîâêè ìîòèâàöèè

äåÿòåëüíîñòè ôèðìû...................................................................................................................... 16

Çàêëþ÷åíèå.................................................................................................................................. 27

Ñïèñîê èñïîëüçîâàííîé ëèòåðàòóðû.............................................................................. 28

 

 



Введение

 

Сельскохозяйственные фермы, заводы, фабрики, парикмахер­ские, универмаги, банки, страховые общества — все это фирмы (или предприятия), осуществляющие предпринимательскую дея­тельность.

Фирма — это юридически оформленная единица предприни­мательской деятельности; хозяйственное звено, реализующее со­бственные интересы посредством изготовления и реализации то­варов и услуг путем планомерного комбинирования факторов производства.

Предприятие — это хозяйственное звено, в рамках которого осуществляется соединение факторов производства для созда­ния товаров и услуг. Если предприятие имеет собственные ин­тересы и является юридическим лицом, оно — фирма. Если нет, значит, оно — часть фирмы.

Создавая фирму, важно прежде всего определить, кто будет нести риск и материальную ответственность, т. е. кто финанси­рует предпринимательскую деятельность, является юридическим собственником фирмы.

Главный мотив деятельности любой фирмы в рыночных условиях — максимизация прибыли (прибыль — это разница между доходами и расходами фир­мы). Эта посылка вовсе не означает, что только прибыль опре­деляет поведение производителя товара. Реальные возможности реализации этой стра­тегической цели во всех случаях ограничены издержками производства и спросом на выпускаемую фирмой продукцию. В конкретных случаях (завоевание места на рынке, конкурентная борьба и т. п.) фирма может идти на временное снижение прибыли и даже убытки. Но длительное время существовать без прибыли фирма не может, ибо она не выстоит в конкурентной борьбе. Поскольку издержки это основной ограничитель прибыли и одновременно главный фактор, влияющий на объем пред­ложения, то принятие решений руководством фирмы невозможно без анализа уже имеющихся издержек производства и их величины на перспективу. Это относится к выпуску уже освоенной продукции и к переходу на новые изделия.

Как же достичь максимальной прибыли? Общий принцип выбора следующий: фирма должна использовать та­кой процесс производства, который при одном и том же уров­не выпуска готовой продукции позволял бы применять наимень­шее количество вводимых факторов производства, т. е. был бы самым эффективным. Поскольку фирма осуществляет опреде­ленные затраты на приобретение вводимых факторов производ­ства (нанимает рабочих, закупает сырье и оборудование, платит за землю и т. п.), то вышеприведенное условие выбора можно представить и в следующем виде:, фирма должна использовать такой производственный процесс, при котором один и тот же объем готовой продукции обеспечивается с наименьшими за­тратами на вводимые факторы производства.

Затраты на приобретение вводимых факторов производства, или экономических ресурсов, называются издержками производ­ства. Значит, наиболее экономически эффективным методом про­изводства какого-либо товара считается такой, при котором про­исходит минимизация издержек производства.

В данной работе автор попытается отразить, что такое издержки производства; какова структура и их виды; что такое предельные издержки; как анализ издержек влияет на принятие решений руководством фирмы по поведению фирмы на рынке и объему производства; издержки фирмы в краткосрочном периоде; издержки фирмы в долгосрочном периоде; минимизация издержек: выбор факторов производства.



Предельные издержки

С позиций трудовой теории стоимости К. Маркс в «Капитале» рассматривал издержки как затраты на заработную плату, материалы, топли­во, амортизацию средств труда, т. е. на произ­водство товара. К ним он добавлял затраты на заработную плату работников торговли (оптовой и розничной), содержание торговых помещений, транспорт и т.п. Первые издержки Маркс называл из­держками производства, вторые — издержками обращения. При этом он не учитывал рыночной ситуации 'и ряда других обстоя­тельств. Маркс исходил из того, что стоимость товара образуют издержки производства и те издержки обращения, которые пред­оставляют собой продолжение процесса производства в сфере обра­щения, например упаковка, фасовка и т. п.

Современная экономическая теория совершенно по-иному подхо­дит к трактовке издержек. Она исходит из редкости используемых ресурсов и возможности их альтернативного использования. Под альтернативным использованием понимается, например, возможность производства из дерева строительных материалов, мебели, бумаги, ряда химических продуктов. Поэтому когда фирма решает произво­дить какой-то определенный товар, например мебель из дерева, то она тем самым отказывается от производства из дерева, скажем, блоков для дачных домиков. Отсюда нетрудно сделать вывод, что экономические, или вмененные, издержки определенного ресурса; используемого в данном производстве, равны его стоимости (ценно­сти) при наиболее оптимальном способе его использования для производства товаров. Ограниченность ресурсов означает, что всегда приходится "выбирать, а выбор означает отказ от одного в пользу другого.

В итоге под издержками подразумеваются все расходы, или за­траты, на производство определенного объема продукции. В зависимости от издержек определяют эффективность производства и рациональную его организацию. Издержки ока­зывают непосредственное воздействие на конкурентное предложение, и поэтому необходимо ввести их классифи­кацию, чтобы понять, какую роль играют разные виды из­держек в таком предложении 1.

Прежде всего выделяются внешние и внутренние издержки. Первые связаны с тем, что фир­ма оплачивает работников, топливо, комплекту­ющие изделия, т.е. все то, что она не производит сама для созда­ния данного изделия. В зависимости от специализации величина внешних издержек для производства одной и той же продукции колеблется. Так, на сборочных заводах удельный вес внешних из­держек больше.

Внутренние издержки: владелец собственного предприятия или магазина не платит самому себе заработную плату, не получает арендной платы за здание, в котором находится магазин. Если он вкладывает денежные средства в торговлю, то не получает тех процентов, которые бы он имел, положив их в банк. Но владелец данной фирмы получает так называемую нормальную прибыль. В противном случае он не будет заниматься этим делом. Получаемая им прибыль (нормальная) составляет элемент издержек. Принято выделять еще чистую, или экономическую, прибыль, которая равна общей выручке за вычетом внешних и внутренних издержек, вклю­чая и нормальную прибыль. В отличие от экономической прибыли бухгалтерская прибыль равна общей выручке минус внешние издер­жки.

Краткосрочные издержки – это текущие затраты по произ­водству продукции, которые объективно обусловлены самим про­цессом производства. С ростом объема производства при сохра­няющихся производственных мощностях и способах закупок сырья будут расти переменные и сокращаться постоянные издержки на единицу продукции.

Долгосрочные издержки обусловлены стратегией фирмы в долгосрочном периоде. Долгосрочным периодом называется пери­од времени, достаточно продолжительный для того, чтобы фирма могла успеть изменить количества всех используемых ресурсов, включая и размеры предприятия. Увеличение размеров предпри­ятия в течение какого-то времени влечет за собой снижение издер­жек производства единицы продукции 1.

Практика свидетельствует, что величина издержек зависит от объ­ема выпускаемой продукции. В связи с этим существует деление издержек на зависимые и независимые от величины производства. Постоянные издержки не зависят от объема выпускаемой продукции, они существуют и тогда, когда не выпускается никакой продукции, или, как нередко говорят, имеются и при нулевом объеме производства 2. Они определяются тем, что стоимость оборудования фирмы должна быть оплачена даже в случае остановки предприятия. К постоянным издержкам относятся оплата по облигационным займам, рентные платежи, часть отчислений на амортизацию зданий и сооружений, страховые взносы, часть которых обязательна, а также жалованье высшему управленческому персоналу и специалистам фирмы, оплата охраны и т.п.

Переменные издержки зависят от объема производимой продукции, но эта зависимость имеет различный характер при разных количествах продукции. В самом деле, на первом эта­пе, когда объем продукции невелик, такие издержки значи­тельны. В дальнейшем, по мере увеличения объема произво­димой продукции, уровень затрат снижается, поскольку начи­нает действовать фактор экономии на масштабе производства. Наконец, при вступлении в действие закона убывающей до­ходности переменные издержки начинают обгонять рост про­изводства 3 . Они состоят из затрат на сырье, материалы, энергию, заработную плату работникам, транспорт и т.п.

Сумма постоянных и переменных издержек составляет валовые издержки. Поскольку они содержат в себе постоян­ные издержки, постольку существуют всегда. Очевидно также, что валовые издержки, включающие в качестве вто­рого слагаемого переменные издержки, увеличиваются од­новременно с ростом последних. Для управления производством важно знать величину издержек в расчете на единицу продукции.

Опираясь на эти понятия, можно ввести понятие соответствующих средних издержек, которые получаются делением валовых издержек на количество произведенной продукции. Таким же образом рассчитываются средние постоянные и перемен­ные издержки.

Переменные из­держки сначала растут быстро, затем медлен­нее, так как увеличива­ется масштаб производ­ства, а в дальнейшем с убыванием доходности растут быстрее. Средние издержки сначала пада­ют, но, достигнув опре­деленной точки, начи­нают быстро расти. Для расчета издержек и оценки производственной деятельности предприятий на Западе и у нас применяются различные методы. В на­шей экономике широко использовались методы, опираю­щиеся на категорию себестоимости, включающую общие затраты на производство и реализацию продукции. Для калькулирования себестоимости как у нас, так и на Западе проводят классификацию затрат на прямые и косвенные.

К прямым издержкам производства относятся те затраты по производству продукции, которые несет непосредственно произво­дитель. В экономической теории они получили название себе­стоимости. На предприятиях, где существует найм рабочей силы, они включают следующие элементы: а) сырье, основные и вспомогательные материалы, б) топливо и энергию, в) амортизацию, г) зарплату и отчисления на социальное страхование, д) прочие затраты.

Косвенные расходы по производству продукции несет госу­дарство, олицетворяющее общество в целом. Это расходы на обра­зование, медицину, спорт (финансируемые за счет государства), содержание армии и органов правопорядка, управление и др. Как правило, эти расходы обеспечивают воспроизводство рабочей силы на качественно новой основе и создают условия для нормального функционирования производства. Основным источником погаше­ния этих затрат является прибавочный продукт, изымаемый госу­дарством в виде налогов и обязательных платежей. Поэтому в осно­ве цен на товары и услуги лежит не себестоимость, а стоимость, т.е. общественные затраты на производство продукции 1.

На основе введенных ранее понятий издержек, или затрат, можно образовать понятие добавленной стоимости, которое является важным показателем эффективности производства и реализации продукции. Величина добавленной стоимости получается вычитанием из общего дохода, или выручки, предприятия переменных затрат. Другими словами, она состоит из постоянных затрат и чистой прибыли.

Так как целью функционирования фирмы является максимизация прибыли, то предметом расчетов выступает объем производства, что, в свою очередь, вызывает необходимость использования категории предельных издержек. Предельные издержки — это издержки на производство каждой дополнительной единицы продукции относительно фактического или расчетного объема про­изводства 2.

Предельные издержки представляют собой то прираще­ние затрат, или расходов, которое необходимо для получе­ния следующей, дополнительной единицы продукции. По­этому предельные затраты, или издержки, можно найти пу­тем вычитания двух соседних валовых издержек. По своей форме предельные издержки сходны с предельной полезно­стью товара. Ос­тановимся подробнее на анализе предельных понятий, свя­занных с производством, а именно понятия предельного физического продукта и непосредственно связанного с ним понятия предельных издержек.

Предельный  физический продукт определяется как прирост выпуска продукции, выраженный в физиче­ских единицах, который произведен за счет каждой допол­нительной единицы переменных затрат определенного ро­да, когда другие затраты остаются неизменными. Например, увеличив затраты труда при неизменности затрат на энер­гию и сырье, можно добиться производства дополнитель­ной продукции. Поскольку экономические расчеты и ре­шения ведутся в денежной мере, то более предпочтитель­ным является понятие предельных издержек.

Предельными издержками называют дополнительные из­держки, которые требуются для увеличения выпуска продук­ции на одну единицу. Нужно обратить внимание, что когда говорят о предельном физическом продукте, то употребляют термин "затраты", а прирост выпуска продукции измеряют в нату­ральных, физических единицах (штуках, метрах, тоннах и т.п.). Издержки же всегда выражаются в денежных единицах.

Какие преимущества имеет маржинальный анализ, связан­ный с использованием предельных понятий, в экономическом исследовании производственных затрат или издержек?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо иметь в виду, что такой анализ, во-первых, отрицает подход к принятию решений в терминах "все или ничего", во-вторых, не учиты­вает "необратимых затрат" и, в-третьих, он, хотя и принимает во внимание средние издержки, но основывается в конечном итоге на предельных, или дополнительных, издержках.

В самом деле, при принятии экономических решений речь идет не об отказе от других затрат или издержек в пользу одной-единственной, а об их сопоставлении и срав­нительной оценке. В результате этого часто оказывается це­лесообразным заменить, например, затраты на более доро­гие ресурсы относительно дешевыми. Такое сравнение лучше всего можно осуществить с помощью предельного анализа.

Несколько сложнее обстоит дело с "необратимыми за­тратами". Если вы купили, например, ботинки и они вам не подходят по размеру, фасону и иным свойствам, то вы вынуждены продать их за меньшую цену. Разница между первоначальной покупкой и последующей продажной це­ной обозначается в экономике термином "необратимые за­траты". Эти затраты являются потерями и не учитываются при принятии экономических решений, ориентированных на будущее. Действительно, они характеризуют упущенные возможности, связанные с непродуманным решением, при­нятым раньше. С такими решениями приходится встречать­ся гораздо чаще, чем думают. В особенности это касается решений, когда приоритет при их принятии отдается не экономическим, а политическим, национальным и иным факторам, например, когда строится завод в национальной республике, где отсутствуют необходимое для производства сырье и квалифицированные кадры, отдалены рынки сбыта и т.п. В итоге все "необратимые затраты" осуществляются за счет инвесторов, будь то акционерная компания или на­логоплательщики государства.

Наконец, предельные затраты следует отличать от сред­них затрат, которые определяются как частное от деления общих затрат на количество продукции. Очевидно, что предприятие не может продавать свою продукцию ниже средних затрат, или издержек, ибо в таком случае оно не­минуемо обанкротится. Поэтому средние издержки являют­ся важным показателем его работы.

Между средними и предельными издержками существу­ет определенная связь, согласно которой предельные из­держки должны равняться средним издержкам в том случае, когда величина последних достигает своего минимума. По­этому о деятельности предприятия лучше всего можно су­дить именно по предельным затратам или издержкам. Вот почему любые экономические решения должны основы­ваться на маржинальном, или предельном, анализе.

Сравнивать эффективность или неэффективность аль­тернативных экономических решений мы можем на основе предельных сопоставлений, а такие сопоставления предпо­лагают оценку того, с какими приращениями мы имеем де­ло в пределе, на границе изменения соответствующих ве­личин. Будут ли такие приращения затрат положительными или отрицательными, каковы будут предельные, или до­полнительные, затраты — все это в основном и определяет характер экономического решения.

По своей форме предельные издержки во многом сход­ны с предельной полезностью, ибо в последнем случае речь также идет о дополнительной добавочной полезности това­ра. С этой точки зрения все предельные понятия можно рассматривать как дифференциальные понятия, поскольку в них речь идет о приращении соответствующих величин (полезности, затрат и т.п.). Однако по конкретному содер­жанию они существенно различаются, в чем можно наглядно убедиться, сравнив кривые предельных издержек и предельной полезности. Для этого построим график предельных издержек (рис. 1) и сравним его с графиком предельной полезности.


 


                              ТС

                                                                                                                            МС

Общие

издержки

                                          МС                        Спрос                        С

           
 


Р Спрос

         
   


                       Предельные                                              Предельные

       издержки                                                издержки

         

     
 


Количество товара                                                        Количество товара

       Рис. 1а                                                                             Рис. 1б

 

На графике 1 в более удобном масштабе представлена так же кривая предельных издержек, которую пересекает в точке С постоянная кривая спроса. Не трудно понять, что кривая предельных издержек является в то же время кривой конкурентного предложения предприятия или фирмы. В точке С где эта кривая пересекается с горизонтальной спроса, предельные издержки в точности равны устоявшейся равновесной цене. Это значит, что если предприятие может продавать любое количество своей продукции по рыночной цене, то именно его предельные издержки будут равны этой цене. Данное условие может быть выражено как требование достижения равновесия предприятия на кривой спроса, т.е. МС=Р, где Р обозначает цену, а МС– предельные издержки.

Таким образом, понятие предельных издержек дает воз­можность предприятию прогнозировать конкурентное предложение своей продукции. Для этого необходимо по­строить кривую предельных издержек и отождествить ее с кривой предложения. Тогда можно ожидать, что макси­мальная прибыль будет достигнута в точке пересечения кривой предложения с линией равновесной рыночной це­ны.

Но не только этот вывод можно получить из анализа кривой предельных издержек. Если взглянуть на дело не с точки зрения отдельного предпринимателя, а шире, учи­тывая интересы благосостояния общества, то нетрудно за­метить, что экономика будет добиваться наибольшей отда­чи от ограниченных ресурсов, технических возможностей и знаний только тогда, когда цены на товары будут устанав­ливаться в соответствии с предельными издержками.

Можно также сказать, что оптимальная организация экономики предполагает уменьшение до минимума средних издержек производства. Ясно, что пока доход от последней дополнительно проданной единицы товара будет превышать его предельные издержки, прибыль предприятия будет уве­личиваться. Максимального значения она достигнет имен­но в точке пересечения кривой предложения и равновесно­го спроса. За ней предельные издержки будут расти, а цена останется неизменной, что вынудит предприятие прекра­тить производство.

Эффективная экономика предполагает оптимальное распределение имеющихся в распоряжении общества огра­ниченных ресурсов для удовлетворения потребностей в то­варах необходимого ассортимента и качества. Для достиже­ния благосостояния общества и роста эффективности его экономики необходимо определенное соответствие между предельной полезностью и предельными издержками в ка­ждой отрасли производства. Это значит, что если предель­ная полезность, например, порции творога в 100 г в 4 раза меньше, чем такой же порции сыра, то рыночная цена, со­ответствующая его предельным издержкам, должна быть в четыре раза меньше. Отсюда становится ясной тесная взаи­мосвязь между понятиями предельной полезности и пре­дельных издержек: если предельная полезность характери­зует спрос на товар, то предельные издержки — его пред­ложение, и поэтому для равновесия спроса и предложения необходимо добиться соответствия между предельными из­держками и полезностью. Следует, однако, помнить, что такие соотношения имеются лишь в рамках совершенной конкуренции, когда выгода одного предприятия, как установил еще В. Парето, достигается за счет ухудшения дел у другого предприятия 1.

Эффективное распределение ресурсов требует выравни­вания предельных издержек с ценами товаров, и поэтому рынок направляет ресурсы туда, где издержки меньше, чем в других предприятиях.








Несовершенная конкуренция

Под ней понимается рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой (совершенной) конкуренции.

На большинстве реальных рынков подавляющая часть продук­ции предлагается ограниченным числом фирм. Крупные корпора­ции, сосредоточившие в своих руках значительную часть рыночно­го предложения, оказываются в особых отношениях с рыночной средой. Во-первых, занимая господствующее положение на рынке, они могут существенно влиять на условия реализации продукции. Во-вторых, меняются и отношения между участниками рынка: производители внимательно следят за поведением своих конкурентов, и реакция на их поведение должна быть своевременной.

Конкурентные отношения такого типа называются несовер­шенной конкуренцией, которую принято подразделять на три основные вида:

· монополистическую конкуренцию,

· олигополию,

· чистую монополию.

Монополистическая конкуренция подразумевает такую рыночную ситуацию, при которой относительно большое число небольших производителей предлагают похожую, но не идентич­ную продукцию. Например, персональные компьютеры, которые различаются мощностью аппаратуры, программного обеспечения, графического вывода информации и степени их "ориентирован­ности на потребителя".

Для монополистической конкуренции не требуется присутствие сотен и тысяч фирм, достаточно сравнительно большого их числа:

20, 30, 50. Из наличия такого числа фирм вытекает несколько важ­ных признаков монополистической конкуренции:

· каждая фирма обладает относительно небольшой долей всего рынка, поэтому она имеет очень ограниченный контроль над ры­ночной ценой;

· тайный сговор, направленный на согласование действий фирм с целью искусственного повышения цен, почти невозможен;

· при многочисленности фирм в отрасли отсутствует взаимная зависимость между ними. Каждая фирма определяет свою полити­ку, не учитывая возможную реакцию со стороны конкурирующих с ней фирм.

В противоположность чистой конкуренции одним из основных признаков монополистической конкуренции является дифферен­циация продукта, которая может принимать ряд различных форм:

· качество продукта,

· продукты могут различаться по своим физическим или каче­ственным параметрам;

· услуги и условия, связанные с продажей товара. Это обходительность и услужливость служащих магазина, репу­тация фирмы по сервисному обслуживанию покупателей, гарантии послепродажной эксплуатации товаров и др.;

· размещение, под которым понимается удобство и доступность для покупате­лей в приобретении товаров. Например, расположение бензозапра­вочных вблизи автомагистралей;

· стимулирование сбыта и упаковка.

Сюда включается реклама, использование торговых знаков и торговых марок, форма упаковки и т.п.

Одним из важных значений дифференциации продукта является то, что покупатель привязывается к определенному товару и кон­кретному продавцу (например, запчасти к определенному автомо­билю), а значит теряет часть свободы. Продавец в свою очередь может в некоторой степени влиять на цены.

Таким образом, в условиях монополистической конкуренции экономическое соперничество сосредотачивается не только на цене, но и на неценовых факторах.

Вход на рынок монополистической конкуренции достаточно свободен и определяется, главным образом, размерами капитала. Однако по сравнению со свободной конкуренцией он не настолько легок и может ограничиваться патентами фирм на свою продукцию, авторскими правами на торговые знаки и др. Часто такую ситуацию на отраслевом рынке называют монополи­стической конкуренцией. Каждая фирма выпускает нечто особенное, связанное с определенной группой потреби­телей. Хорошей иллюстрацией монополистической кон­куренции служит отрасль закусочных в развитых странах. Наличие множества сетей, таких как "Макдональдс", "Кристал", "Венди" и др., использующих в качестве базово­го товара бутерброд, называемый гамбургером, не мешает их общему процветанию. Каждая фирма пытается при­внести в гамбургер что-то свое, отличающее его от кон­курента, что в конечном счете и приносит успех.

Относительно легкий доступ в отрасли с дифференци­рованной конкуренцией не позволяет фирмам в этих отрас­лях получать монопольную прибыль длительное время. Они тратят громадные средства на рекламу, придают особое зна­чение упаковке, чтобы их товар отличался от продукции конкурентов. На какое-то время это может создать иллю­зию монопольного положения. Поскольку и другие фирмы в отрасли предпринимают то же самое, прибыль со време­нем начинает снижаться до нормального уровня и экономи­ческая прибыль исчезает.

Под олигополией понимают рынок, на котором господ­ствует несколько фирм, каждая из которых обладает значительной долей этого рынка 1. Фирмы, находящиеся в таких условиях, являют­ся взаимозависимыми, поведение любой из них оказывает непо­средственное воздействие на конкурентов и само испытывает на себе влияние с их стороны. Поэтому каждый участник рынка дол­жен тщательно следить за поведением соперников, взвешивать свои действия в отношении ценовой политики, а также оценивать потен­циальные последствия своих решений.

Олигополистический рынок характеризуется тем, что проникно­вение в отрасль ограничивается, с одной стороны, величиной капи­тала, необходимого новой фирме для внедрения в отрасль, а с дру­гой стороны - контролем действующих производителей над новей­шей техникой и технологией производства. В силу этого фирмы могут оказывать определенное влияние на цены (особенно при тай­ном сговоре) и получать значительную прибыль. Например, олиго­полия картельного типа "ОПЕК" (Организация стран - экспортеров нефти), состоящая из 13 стран, смогла повысить цены за период с 1973 по 1980 год с 2,5 дол. до 34 дол. за 1 баррель и получить соот­ветствующую прибыль.

В зависимости от типа продукции различают олигополию:

*   чистую,

*   дифференцированную.

Предприятия чистой олигополии производят однородный стан­дартизированный продукт (например, алюминий, цемент). Олиго­полия, производящая разнообразную продукцию одного функцио­нального назначения, называется дифференцированной (например, автомобили, покрышки и камеры к ним). В такой олигополии осо­бое значение придается неценовой конкуренции.

Олигополия в значительной степени имела место в командной экономике бывшего СССР и сохранилась в странах СНГ до сего­дняшнего дня, что отрицательно сказывается на осуществлении экономических реформ в этих странах.

Монополия одной фирмы, крайне редкий случай, но есть множество отраслей, в которых рынок контролируется не­сколькими компаниями. Согласно общепринятому крите­рию, в любой отрасли, где на долю четырех или менее фирм приходится половина или более отраслевого выпуска, достигнута значительная власть ведущих компаний над рынком, т. е. они могут контролировать цены на отрасле­вую продукцию. Однако олигополия может существовать и при более низком уровне концентрации отраслевых продаж.

Если существует некое формальное соглашение между фирмами, касающееся ценообразования или раздела рынка, группа фирм, подписавшая его, называется картелем. ОПЕК (Организация стран-экспортеров нефти) служит пре­красным примером картеля. Подобную ситуацию на рынке называют также групповой монополией.

Олигополия в основном существует в формах, при кото­рых не наблюдается формального соглашения между фир­мами о согласовании цен и разделе рынка. Множество от­раслей в развитых странах являются олигополистическими. К ним обычно относятся сталелитейная, табачная, автомо­бильная промышленность, производство цветных металлов. Сталелитейная и алюминиевая промышленность произво­дят однородный продукт (по-существу, одинаковый продукт, производимый разными фирмами), а табачная и автомо­бильная - дифференцированный продукт (идентичный, но не одинаковый продукт, производимый различными фирмами).

Как и в условиях чистой монополии, сверхприбыль компаний при олигополии долгое время может поддер­живаться за счет ограничения объема выпускаемой про­дукции. Поскольку доступ на рынок новых производите­лей затруднен, а в некоторых случаях и невозможен, предложение не возрастает, следовательно, не снижается и цена товара. Чем меньше фирм функционирует в отрасли, тем легче им добиваться максимально высоких монополь­ных прибылей.

В условиях группового контроля над рынком фир­мам выгодно кооперироваться друг с другом, чтобы про­изводить тот же объем продукции и назначать те же цены, что и при чистой монополии. Но когда нет формально­го соглашения между участниками рынка, и даже когда оно есть, подобная кооперация обычно не может длиться долго, так как каждая фирма стремится контролировать большую долю рынка.

Возможность ценовой войны между разными фирмами — участниками групповой монополии угрожает получаемой ими прибыли. Именно поэтому в такого рода отраслях очень часто наблюдается так называемое лидерство в ценах. Оно заключается в том, -что самая могущественная фирма первой устанавливает цену. Остальные участники рынка в установлении цен следуют за ней, что позволяет избежать ценовой конкуренции на рынке.

Чистая, или абсолютная, монополия существует там, где одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей.

Абсолютную монополию можно рассматривать с двух сторон. Во-первых, ее можно рассматривать как тип фирмы. С этой точки зрения монополия представляет собой крупную корпорацию, кото­рая занимает ведущее положение в определенной сфере хозяйства и использует свое господство для получения монопольно-высокой прибыли. Например, корпорации типа "Де Бирс компани оф Саус Эфрика", "Дженерал моторс" и др. Во-вторых, в понятие "монополия" вкладывается тип экономического поведения фирмы.

На рынке возникают ситуации, когда покупателям противостоит предприниматель-монополист, производящий основную массу про­дукции определенного вида. Это предполагает, что в отрасли име­ется только один производитель, который полностью контролирует объем предложения товара, что позволяет ему единолично устанав­ливать цену на свой товар и получать максимально возможную прибыль. Степень использования монопольной власти для установ­ления цен зависит от наличия на рынке близких заменителей това­ра. Причем следует заметить, что в данной ситуации не обязатель­но, чтобы монополистом была крупная фирма. Им может оказаться и небольшое по размерам предприятие. Поэтому, когда речь идет об абсолютной монополии, то следует иметь в виду, что, рассмат­ривая ее как тип фирмы, мы одновременно рассматриваем монопо­лию и как тип экономического поведения фирмы на рынке.

Для чистой монополии характерны следующие черты:

· господство одной фирмы,

· отсутствие близких заменителей, что вынуждает покупателя покупать товар только у данной фирмы, а производителю обхо­диться без широкой рекламы, не неся при этом больших издержек обращения,

· диктат цен,

· блокирование вступления в отрасль других фирм.

Последнее объясняется тем, что фирма-монополист, как прави­ло, имеет более высокую по сравнению с другими фирмами при­быль. Это привлекает в данную отрасль других производителей, для которых и устанавливаются соответствующие барьеры. Реальными барьерами, препятствующими вступлению в отрасль, являются:

· эффект масштаба, который требует от новых фирм, вступающих в отрасль, круп­ных капиталовложений для того, чтобы вести высокоэффективное хозяйство, обеспечивающее уровень производства не ниже уже действующей фирмы-монополиста;

· исключительные права.

В некоторых странах правительство предоставляет фирмам ста­тус единственного продавца товаров и услуг (например, газ, связь и др.), но взамен на эти привилегии оно сохраняет за собой право регулировать деятельность таких монополий, чтобы исключить ущерб, который они могут принести немонополизированным от­раслям и населению;

· патенты и лицензии.

Государство гарантирует патентную защиту новым продуктам и производственным технологиям, что обеспечивает производителям монопольные позиции на рынке и на определенный промежуток времени гарантирует их исключительные права. Кроме того, госу­дарство может выдавать лицензии на определенный вид деятельно­сти и ограничивать вступление других фирм в отрасль;

· собственность на важнейшие виды сырья.

Фирма, владеющая сырьем или контролирующая его, может препятствовать созданию конкурирующих фирм, лишая их доступа к сырьевым ресурсам.

Кроме этих барьеров, препятствующих вступлению в отрасль, монополии могут использовать и другие, т.н. нечестные способы:

· физическое устранение конкурента,

· давление на банки с целью воспрепятствовать получению конкурентом кредита,

· переманивание ведущих специалистов фирм-конкурентов,

· и другие способы.

Монополии, которые имеют защиту от конкуренции в виде па­тентов, лицензий и др., называются закрытыми. Те монополии, которые такой защиты не имеют, называются открытыми 1.

Основным инструментом для установления своего господства монополии используют цену. Различают три вида монопольных цен:

· монопольно высокие, по которым монополии продают свою продукцию потребителям с целью извлечения наивысшей прибыли;

· монопольно низкие, по которым монополии закупают продук­цию (как правило, сырье) у поставщиков;

· дискриминационные. Это различные цены, устанавливаемые на один и тот же товар на разных рынках. Эти рынки могут разли­чаться по группам потребителей, по территориям, по времени (сезонная распродажа) и т.п.

Монополия как тип экономического поведения на рынке имеет положительные и отрицательные стороны. С одной стороны, круп­ное производство дает возможность снижать издержки производст­ва и в целом экономить ресурсы, оно меньше подвержено банкрот­ству, а значит сдерживает рост безработицы, имеет больше воз­можностей для проведения научно-исследовательских работ и т.д. В существовании некоторых монополий при условии регулирова­ния их деятельности со стороны государства заинтересовано обще­ство в целом, ибо эффект масштаба позволяет сокращать издержки производства на единицу продукции, экономить ресурсы. Такие монополии носят название естественных. К ним можно отне­сти компании водоснабжения, связь, транспортные фирмы и др.

С другой стороны, в рыночной экономике монополия является препятствием свободной конкуренции, что не способствует сниже­нию цен, повышению качества продукции и т.д. и в конечном итоге ведет к снижению жизненного уровня населения.



Заключение

 

Систематическое снижение издержек — основное средство повышения прибыльности функционирования фирмы. В условиях рыночной эконо­мики, когда финансовая поддержка убыточных предприятий является исключением из правил, но не правилом, как это было при админист­ративно-командной системе. Исследование проблем уменьшения издер­жек производства, разработка рекомендаций в этой области — один из краеугольных камней всей экономической теории.

Можно выделить следующие основные направления снижения из­держек во всех сферах национальной экономики: во-первых, исполь­зование достижений НТП; во-вторых, совершенствование организа­ции производства и труда; в-третьих, государственное регулирование экономических процессов.

Сама деятель­ность фирмы по обеспечению экономии затрат в подавляющем большинстве случаев требует затрат, труда, капитала и финансов. Затраты на экономию издержек тогда эффективны, когда рост полезного эффекта (в самых разнообразных формах) превышает затраты на обеспечение экономии. Естественно, что возможен и граничный вариант, когда уменьшение издержек на производство изделия не изменяет его полезных свойств, но позволяет снизить цену в конкурентной борьбе. В современных условиях типичным является не сохранение потребительских качеств, а экономия на издержках в расчете на единицу полезного эффекта или других важных для потребителя характеристик.

Использование достижений НТП заключается, с одной стороны, в более полном использовании про­изводственных мощностей, сырья и материалов, в том числе и топливно-энергетических ресурсов, а с другой — в созда­нии новых, более эффективных машин, оборудования, новых техноло­гических процессов. Наиболее характерная черта НТП во второй половине XX столетия — переход к принципиально новому технологическо­му способу производства. Его преимущества перед существующим тех­нологическим способом производства не только в более высокой эко­номической эффективности, но и в возможности производить качест­венно новые материальные блага, новые услуги, которые существенно изменяют весь уклад жизни, приоритеты жизненных ценностей.

Итак, важнейшее правило стратегии фирмы при определении объемов производства — это равенство предельного дохода и пре­дельных издержек. Возможно ли достичь этого в экономике Рос­сии? Да, при условии, что она будет развиваться по законам ры­ночной экономики, а не как в прошлом. Далее определяются объ­емы производства, которые обеспечивают наибольший доход. В нашей административно-командной экономике объемы про­изводства директивно спускались предприятию. Аналитические службы не ставили себе задачу определить наиболее эффектив­ные объемы производства, т. е. не осуществляли расчет эффек­тивного использования ресурсов, который необходим для разви­того рынка. Поэтому проблема выбора наилучших решений при­менения альтернативных ресурсов не могла стоять перед пред­приятием. В результате наша экономика по сравнению с рыноч­ной была сверхзатратной, что приводило к перерасходу ресурсов на единицу продукции. Чтобы преодолеть такую ситуацию, не­обходимо перепрофилировать производство на выпуск товаров, отвечающих требованиям спроса, и через внедрение новой тех­ники и технологии способствовать снижению издержек. Именно в этом выход из неэффективной экономики.

 



Список использованной литературы

 

1. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Микроэкономика. – 1994. – С. 448.

2.  Зубко Н.М. Экономическая теория – Мн.: НТЦ АПИ. – 1998. – С. 311.

3. Самуэльсон П. Экономика Т. 2. – М.: НПО АЛГОН МАШИНОСТРОЕНИЕ. – 1997. – С. 416.

 

4. Булатова А.С. Экономика.: Учебник. – М.: Изд-во БЕК. – 1996. – С. 632.

5. Емцов Р.Г., Лукин М.Ю. Микроэкономика: Учебник. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, Изд-во ДИС. – 1997. – С. 320.

6. Журавлева Г.П. Вводный курс по экономической теории: Учебник для лицеев. – М.: ИНФРА–М. – 1997. – С. 368.

7. Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории. – М.: ВЛАДОС. – 1995. – С. 384.

8. Камаев В.Д. и колл. авт. Экономическая теория: Учебник – М.: ВЛАДОС. – 1998. – С. 640.

9. Любимов Л.Л., Раннева Н.А. Основы экономических знаний. М. – 1995. – С. 620.

10. Максимова В.Ф. Рыночная экономика: Учебник в трех томах. Т. 1. Теория рыночной экономики. Часть I. Микроэкономика. – М.: Соминтек. – 1992. – С. 168.

11. Минаева Н.В. Экономика и предпринимательство. Лекции, деловые игры и упражнения. – М.: ВЛАДОС. – 1994. – С. 256.

12. Рузавин Г.И. Основы рыночной экономики: Учебн. Пособие для вузов. – Банки и биржи, ЮНИТИ. – 1996. – С. 423.


1 Г.И. Рузавин. Основы рыночной экономики: Учебн. Пособие для вузов. – Банки и биржи, ЮНИТИ. – 1996. – С. 89.

1 Н.М. Зубко. Экономическая теория – Мн.: "НТЦ АПИ". – 1998. – С. 66.

2 Г.И. Рузавин. Основы рыночной экономики: Учебн. Пособие для вузов. – Банки и биржи, ЮНИТИ. – 1996. – С. 90.

3 Г.И. Рузавин. Основы рыночной экономики: Учебн. Пособие для вузов. – Банки и биржи, ЮНИТИ. – 1996. – С. 90.

1 Н.М. Зубко. Экономическая теория – Мн.: "НТЦ АПИ". – 1998. – С. 65.

2 В.Д. Камаев. Учебник по основам экономической теории. – М.: "ВЛАДОС". – 1995. – С. 85.

1 Д.Н. Хайман Современная микроэкономика: анализ и применение. – М.: Финансы и статистика. – 1992. – С.54.

1 Н.М. Зубко. Экономическая теория – Мн.: "НТЦ АПИ". – 1998. – С. 67.

1 В.Д. Камаев. Учебник по основам экономической теории. – М.: ВЛАДОС. – 1995. – С. 89.

1 В.Ф. Максимова. Рыночная экономика: Учебник в трех томах. Т. 1. Теория рыночной экономики. Часть I. Микроэкономика. – М.: Соминтек. – 1992. – С. 98.

2 В.Д. Камаев. Учебник по основам экономической теории. – М.: ВЛАДОС. – 1995. – С. 90.

1 В.Ф. Максимова. Рыночная экономика: Учебник в трех томах. Т. 1. Теория рыночной экономики. Часть I. Микроэкономика. – М.: Соминтек. – 1992. – С. 108.

2 Л.Л. Любимов, Н.А. Раннеева. Основы экономических знаний. М. – 1995. – С. 487.

1 Л.Л. Любимов, Н.А. Раннеева. Основы экономических знаний. М. – 1995. – С. 497.

1 Л.Л. Любимов, Н.А. Раннеева. Основы экономических знаний. М. – 1995. – С. 503.

1 Зубко Н.М. Экономическая теория – Мн.: НТЦ АПИ. – 1998. – С. 107.

1 Зубко Н.М. Экономическая теория – Мн.: НТЦ АПИ. – 1998. – С. 110.


Содержание

 

Ââåäåíèå........................................................................................................................................ 3

Ãëàâà I. Èçäåðæêè èõ ñóùíîñòü, ñòðóêòóðà è êëàññèôèêàöèÿ

Ïðåäåëüíûå èçäåðæêè........................................................................................................... 4

Ãëàâà II. Ðîëü èçäåðæåê â ñòðàòåãèè ôèðìû...................................................... 10

2.1 Èçäåðæêè ôèðìû â êðàòêîñðî÷íîì ïåðèîäå............................................................................. 10

2.2 Èçäåðæêè ôèðìû â äîëãîâðåìåííîì ïåðèîäå............................................................................ 14

2.3 Ìèíèìèçàöèÿ èçäåðæåê. Ñîâðåìåííûå òðàêòîâêè ìîòèâàöèè

äåÿòåëüíîñòè ôèðìû...................................................................................................................... 16

Çàêëþ÷åíèå.................................................................................................................................. 27

Ñïèñîê èñïîëüçîâàííîé ëèòåðàòóðû.............................................................................. 28

 

 



Введение

 

Сельскохозяйственные фермы, заводы, фабрики, парикмахер­ские, универмаги, банки, страховые общества — все это фирмы (или предприятия), осуществляющие предпринимательскую дея­тельность.

Фирма — это юридически оформленная единица предприни­мательской деятельности; хозяйственное звено, реализующее со­бственные интересы посредством изготовления и реализации то­варов и услуг путем планомерного комбинирования факторов производства.

Предприятие — это хозяйственное звено, в рамках которого осуществляется соединение факторов производства для созда­ния товаров и услуг. Если предприятие имеет собственные ин­тересы и является юридическим лицом, оно — фирма. Если нет, значит, оно — часть фирмы.

Создавая фирму, важно прежде всего определить, кто будет нести риск и материальную ответственность, т. е. кто финанси­рует предпринимательскую деятельность, является юридическим собственником фирмы.

Главный мотив деятельности любой фирмы в рыночных условиях — максимизация прибыли (прибыль — это разница между доходами и расходами фир­мы). Эта посылка вовсе не означает, что только прибыль опре­деляет поведение производителя товара. Реальные возможности реализации этой стра­тегической цели во всех случаях ограничены издержками производства и спросом на выпускаемую фирмой продукцию. В конкретных случаях (завоевание места на рынке, конкурентная борьба и т. п.) фирма может идти на временное снижение прибыли и даже убытки. Но длительное время существовать без прибыли фирма не может, ибо она не выстоит в конкурентной борьбе. Поскольку издержки это основной ограничитель прибыли и одновременно главный фактор, влияющий на объем пред­ложения, то принятие решений руководством фирмы невозможно без анализа уже имеющихся издержек производства и их величины на перспективу. Это относится к выпуску уже освоенной продукции и к переходу на новые изделия.

Как же достичь максимальной прибыли? Общий принцип выбора следующий: фирма должна использовать та­кой процесс производства, который при одном и том же уров­не выпуска готовой продукции позволял бы применять наимень­шее количество вводимых факторов производства, т. е. был бы самым эффективным. Поскольку фирма осуществляет опреде­ленные затраты на приобретение вводимых факторов производ­ства (нанимает рабочих, закупает сырье и оборудование, платит за землю и т. п.), то вышеприведенное условие выбора можно представить и в следующем виде:, фирма должна использовать такой производственный процесс, при котором один и тот же объем готовой продукции обеспечивается с наименьшими за­тратами на вводимые факторы производства.

Затраты на приобретение вводимых факторов производства, или экономических ресурсов, называются издержками производ­ства. Значит, наиболее экономически эффективным методом про­изводства какого-либо товара считается такой, при котором про­исходит минимизация издержек производства.

В данной работе автор попытается отразить, что такое издержки производства; какова структура и их виды; что такое предельные издержки; как анализ издержек влияет на принятие решений руководством фирмы по поведению фирмы на рынке и объему производства; издержки фирмы в краткосрочном периоде; издержки фирмы в долгосрочном периоде; минимизация издержек: выбор факторов производства.



Глава I. Издержки их сущность, структура и классификация.

Предельные издержки

С позиций трудовой теории стоимости К. Маркс в «Капитале» рассматривал издержки как затраты на заработную плату, материалы, топли­во, амортизацию средств труда, т. е. на произ­водство товара. К ним он добавлял затраты на заработную плату работников торговли (оптовой и розничной), содержание торговых помещений, транспорт и т.п. Первые издержки Маркс называл из­держками производства, вторые — издержками обращения. При этом он не учитывал рыночной ситуации 'и ряда других обстоя­тельств. Маркс исходил из того, что стоимость товара образуют издержки производства и те издержки обращения, которые пред­оставляют собой продолжение процесса производства в сфере обра­щения, например упаковка, фасовка и т. п.

Современная экономическая теория совершенно по-иному подхо­дит к трактовке издержек. Она исходит из редкости используемых ресурсов и возможности их альтернативного использования. Под альтернативным использованием понимается, например, возможность производства из дерева строительных материалов, мебели, бумаги, ряда химических продуктов. Поэтому когда фирма решает произво­дить какой-то определенный товар, например мебель из дерева, то она тем самым отказывается от производства из дерева, скажем, блоков для дачных домиков. Отсюда нетрудно сделать вывод, что экономические, или вмененные, издержки определенного ресурса; используемого в данном производстве, равны его стоимости (ценно­сти) при наиболее оптимальном способе его использования для производства товаров. Ограниченность ресурсов означает, что всегда приходится "выбирать, а выбор означает отказ от одного в пользу другого.

В итоге под издержками подразумеваются все расходы, или за­траты, на производство определенного объема продукции. В зависимости от издержек определяют эффективность производства и рациональную его организацию. Издержки ока­зывают непосредственное воздействие на конкурентное предложение, и поэтому необходимо ввести их классифи­кацию, чтобы понять, какую роль играют разные виды из­держек в таком предложении 1.

Прежде всего выделяются внешние и внутренние издержки. Первые связаны с тем, что фир­ма оплачивает работников, топливо, комплекту­ющие изделия, т.е. все то, что она не производит сама для созда­ния данного изделия. В зависимости от специализации величина внешних издержек для производства одной и той же продукции колеблется. Так, на сборочных заводах удельный вес внешних из­держек больше.

Внутренние издержки: владелец собственного предприятия или магазина не платит самому себе заработную плату, не получает арендной платы за здание, в котором находится магазин. Если он вкладывает денежные средства в торговлю, то не получает тех процентов, которые бы он имел, положив их в банк. Но владелец данной фирмы получает так называемую нормальную прибыль. В противном случае он не будет заниматься этим делом. Получаемая им прибыль (нормальная) составляет элемент издержек. Принято выделять еще чистую, или экономическую, прибыль, которая равна общей выручке за вычетом внешних и внутренних издержек, вклю­чая и нормальную прибыль. В отличие от экономической прибыли бухгалтерская прибыль равна общей выручке минус внешние издер­жки.

Краткосрочные издержки – это текущие затраты по произ­водству продукции, которые объективно обусловлены самим про­цессом производства. С ростом объема производства при сохра­няющихся производственных мощностях и способах закупок сырья будут расти переменные и сокращаться постоянные издержки на единицу продукции.

Долгосрочные издержки обусловлены стратегией фирмы в долгосрочном периоде. Долгосрочным периодом называется пери­од времени, достаточно продолжительный для того, чтобы фирма могла успеть изменить количества всех используемых ресурсов, включая и размеры предприятия. Увеличение размеров предпри­ятия в течение какого-то времени влечет за собой снижение издер­жек производства единицы продукции 1.

Практика свидетельствует, что величина издержек зависит от объ­ема выпускаемой продукции. В связи с этим существует деление издержек на зависимые и независимые от величины производства. Постоянные издержки не зависят от объема выпускаемой продукции, они существуют и тогда, когда не выпускается никакой продукции, или, как нередко говорят, имеются и при нулевом объеме производства 2. Они определяются тем, что стоимость оборудования фирмы должна быть оплачена даже в случае остановки предприятия. К постоянным издержкам относятся оплата по облигационным займам, рентные платежи, часть отчислений на амортизацию зданий и сооружений, страховые взносы, часть которых обязательна, а также жалованье высшему управленческому персоналу и специалистам фирмы, оплата охраны и т.п.

Переменные издержки зависят от объема производимой продукции, но эта зависимость имеет различный характер при разных количествах продукции. В самом деле, на первом эта­пе, когда объем продукции невелик, такие издержки значи­тельны. В дальнейшем, по мере увеличения объема произво­димой продукции, уровень затрат снижается, поскольку начи­нает действовать фактор экономии на масштабе производства. Наконец, при вступлении в действие закона убывающей до­ходности переменные издержки начинают обгонять рост про­изводства 3 . Они состоят из затрат на сырье, материалы, энергию, заработную плату работникам, транспорт и т.п.

Сумма постоянных и переменных издержек составляет валовые издержки. Поскольку они содержат в себе постоян­ные издержки, постольку существуют всегда. Очевидно также, что валовые издержки, включающие в качестве вто­рого слагаемого переменные издержки, увеличиваются од­новременно с ростом последних. Для управления производством важно знать величину издержек в расчете на единицу продукции.

Опираясь на эти понятия, можно ввести понятие соответствующих средних издержек, которые получаются делением валовых издержек на количество произведенной продукции. Таким же образом рассчитываются средние постоянные и перемен­ные издержки.

Переменные из­держки сначала растут быстро, затем медлен­нее, так как увеличива­ется масштаб производ­ства, а в дальнейшем с убыванием доходности растут быстрее. Средние издержки сначала пада­ют, но, достигнув опре­деленной точки, начи­нают быстро расти. Для расчета издержек и оценки производственной деятельности предприятий на Западе и у нас применяются различные методы. В на­шей экономике широко использовались методы, опираю­щиеся на категорию себестоимости, включающую общие затраты на производство и реализацию продукции. Для калькулирования себестоимости как у нас, так и на Западе проводят классификацию затрат на прямые и косвенные.

К прямым издержкам производства относятся те затраты по производству продукции, которые несет непосредственно произво­дитель. В экономической теории они получили название себе­стоимости. На предприятиях, где существует найм рабочей силы, они включают следующие элементы: а) сырье, основные и вспомогательные материалы, б) топливо и энергию, в) амортизацию, г) зарплату и отчисления на социальное страхование, д) прочие затраты.

Косвенные расходы по производству продукции несет госу­дарство, олицетворяющее общество в целом. Это расходы на обра­зование, медицину, спорт (финансируемые за счет государства), содержание армии и органов правопорядка, управление и др. Как правило, эти расходы обеспечивают воспроизводство рабочей силы на качественно новой основе и создают условия для нормального функционирования производства. Основным источником погаше­ния этих затрат является прибавочный продукт, изымаемый госу­дарством в виде налогов и обязательных платежей. Поэтому в осно­ве цен на товары и услуги лежит не себестоимость, а стоимость, т.е. общественные затраты на производство продукции 1.

На основе введенных ранее понятий издержек, или затрат, можно образовать понятие добавленной стоимости, которое является важным показателем эффективности производства и реализации продукции. Величина добавленной стоимости получается вычитанием из общего дохода, или выручки, предприятия переменных затрат. Другими словами, она состоит из постоянных затрат и чистой прибыли.

Так как целью функционирования фирмы является максимизация прибыли, то предметом расчетов выступает объем производства, что, в свою очередь, вызывает необходимость использования категории предельных издержек. Предельные издержки — это издержки на производство каждой дополнительной единицы продукции относительно фактического или расчетного объема про­изводства 2.

Предельные издержки представляют собой то прираще­ние затрат, или расходов, которое необходимо для получе­ния следующей, дополнительной единицы продукции. По­этому предельные затраты, или издержки, можно найти пу­тем вычитания двух соседних валовых издержек. По своей форме предельные издержки сходны с предельной полезно­стью товара. Ос­тановимся подробнее на анализе предельных понятий, свя­занных с производством, а именно понятия предельного физического продукта и непосредственно связанного с ним понятия предельных издержек.

Предельный  физический продукт определяется как прирост выпуска продукции, выраженный в физиче­ских единицах, который произведен за счет каждой допол­нительной единицы переменных затрат определенного ро­да, когда другие затраты остаются неизменными. Например, увеличив затраты труда при неизменности затрат на энер­гию и сырье, можно добиться производства дополнитель­ной продукции. Поскольку экономические расчеты и ре­шения ведутся в денежной мере, то более предпочтитель­ным является понятие предельных издержек.

Предельными издержками называют дополнительные из­держки, которые требуются для увеличения выпуска продук­ции на одну единицу. Нужно обратить внимание, что когда говорят о предельном физическом продукте, то употребляют термин "затраты", а прирост выпуска продукции измеряют в нату­ральных, физических единицах (штуках, метрах, тоннах и т.п.). Издержки же всегда выражаются в денежных единицах.

Какие преимущества имеет маржинальный анализ, связан­ный с использованием предельных понятий, в экономическом исследовании производственных затрат или издержек?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо иметь в виду, что такой анализ, во-первых, отрицает подход к принятию решений в терминах "все или ничего", во-вторых, не учиты­вает "необратимых затрат" и, в-третьих, он, хотя и принимает во внимание средние издержки, но основывается в конечном итоге на предельных, или дополнительных, издержках.

В самом деле, при принятии экономических решений речь идет не об отказе от других затрат или издержек в пользу одной-единственной, а об их сопоставлении и срав­нительной оценке. В результате этого часто оказывается це­лесообразным заменить, например, затраты на более доро­гие ресурсы относительно дешевыми. Такое сравнение лучше всего можно осуществить с помощью предельного анализа.

Несколько сложнее обстоит дело с "необратимыми за­тратами". Если вы купили, например, ботинки и они вам не подходят по размеру, фасону и иным свойствам, то вы вынуждены продать их за меньшую цену. Разница между первоначальной покупкой и последующей продажной це­ной обозначается в экономике термином "необратимые за­траты". Эти затраты являются потерями и не учитываются при принятии экономических решений, ориентированных на будущее. Действительно, они характеризуют упущенные возможности, связанные с непродуманным решением, при­нятым раньше. С такими решениями приходится встречать­ся гораздо чаще, чем думают. В особенности это касается решений, когда приоритет при их принятии отдается не экономическим, а политическим, национальным и иным факторам, например, когда строится завод в национальной республике, где отсутствуют необходимое для производства сырье и квалифицированные кадры, отдалены рынки сбыта и т.п. В итоге все "необратимые затраты" осуществляются за счет инвесторов, будь то акционерная компания или на­логоплательщики государства.

Наконец, предельные затраты следует отличать от сред­них затрат, которые определяются как частное от деления общих затрат на количество продукции. Очевидно, что предприятие не может продавать свою продукцию ниже средних затрат, или издержек, ибо в таком случае оно не­минуемо обанкротится. Поэтому средние издержки являют­ся важным показателем его работы.

Между средними и предельными издержками существу­ет определенная связь, согласно которой предельные из­держки должны равняться средним издержкам в том случае, когда величина последних достигает своего минимума. По­этому о деятельности предприятия лучше всего можно су­дить именно по предельным затратам или издержкам. Вот почему любые экономические решения должны основы­ваться на маржинальном, или предельном, анализе.

Сравнивать эффективность или неэффективность аль­тернативных экономических решений мы можем на основе предельных сопоставлений, а такие сопоставления предпо­лагают оценку того, с какими приращениями мы имеем де­ло в пределе, на границе изменения соответствующих ве­личин. Будут ли такие приращения затрат положительными или отрицательными, каковы будут предельные, или до­полнительные, затраты — все это в основном и определяет характер экономического решения.

По своей форме предельные издержки во многом сход­ны с предельной полезностью, ибо в последнем случае речь также идет о дополнительной добавочной полезности това­ра. С этой точки зрения все предельные понятия можно рассматривать как дифференциальные понятия, поскольку в них речь идет о приращении соответствующих величин (полезности, затрат и т.п.). Однако по конкретному содер­жанию они существенно различаются, в чем можно наглядно убедиться, сравнив кривые предельных издержек и предельной полезности. Для этого построим график предельных издержек (рис. 1) и сравним его с графиком предельной полезности.


 


                              ТС

                                                                                                                            МС

Общие

издержки

                                          МС                        Спрос                        С

           
 


Р Спрос

         
   


                       Предельные                                              Предельные

       издержки                                                издержки

         

     
 


Количество товара                                                        Количество товара

       Рис. 1а                                                                             Рис. 1б

 

На графике 1 в более удобном масштабе представлена так же кривая предельных издержек, которую пересекает в точке С постоянная кривая спроса. Не трудно понять, что кривая предельных издержек является в то же время кривой конкурентного предложения предприятия или фирмы. В точке С где эта кривая пересекается с горизонтальной спроса, предельные издержки в точности равны устоявшейся равновесной цене. Это значит, что если предприятие может продавать любое количество своей продукции по рыночной цене, то именно его предельные издержки будут равны этой цене. Данное условие может быть выражено как требование достижения равновесия предприятия на кривой спроса, т.е. МС=Р, где Р обозначает цену, а МС– предельные издержки.

Таким образом, понятие предельных издержек дает воз­можность предприятию прогнозировать конкурентное предложение своей продукции. Для этого необходимо по­строить кривую предельных издержек и отождествить ее с кривой предложения. Тогда можно ожидать, что макси­мальная прибыль будет достигнута в точке пересечения кривой предложения с линией равновесной рыночной це­ны.

Но не только этот вывод можно получить из анализа кривой предельных издержек. Если взглянуть на дело не с точки зрения отдельного предпринимателя, а шире, учи­тывая интересы благосостояния общества, то нетрудно за­метить, что экономика будет добиваться наибольшей отда­чи от ограниченных ресурсов, технических возможностей и знаний только тогда, когда цены на товары будут устанав­ливаться в соответствии с предельными издержками.

Можно также сказать, что оптимальная организация экономики предполагает уменьшение до минимума средних издержек производства. Ясно, что пока доход от последней дополнительно проданной единицы товара будет превышать его предельные издержки, прибыль предприятия будет уве­личиваться. Максимального значения она достигнет имен­но в точке пересечения кривой предложения и равновесно­го спроса. За ней предельные издержки будут расти, а цена останется неизменной, что вынудит предприятие прекра­тить производство.

Эффективная экономика предполагает оптимальное распределение имеющихся в распоряжении общества огра­ниченных ресурсов для удовлетворения потребностей в то­варах необходимого ассортимента и качества. Для достиже­ния благосостояния общества и роста эффективности его экономики необходимо определенное соответствие между предельной полезностью и предельными издержками в ка­ждой отрасли производства. Это значит, что если предель­ная полезность, например, порции творога в 100 г в 4 раза меньше, чем такой же порции сыра, то рыночная цена, со­ответствующая его предельным издержкам, должна быть в четыре раза меньше. Отсюда становится ясной тесная взаи­мосвязь между понятиями предельной полезности и пре­дельных издержек: если предельная полезность характери­зует спрос на товар, то предельные издержки — его пред­ложение, и поэтому для равновесия спроса и предложения необходимо добиться соответствия между предельными из­держками и полезностью. Следует, однако, помнить, что такие соотношения имеются лишь в рамках совершенной конкуренции, когда выгода одного предприятия, как установил еще В. Парето, достигается за счет ухудшения дел у другого предприятия 1.

Эффективное распределение ресурсов требует выравни­вания предельных издержек с ценами товаров, и поэтому рынок направляет ресурсы туда, где издержки меньше, чем в других предприятиях.








Дата: 2019-07-24, просмотров: 241.