Содержание
Ââåäåíèå........................................................................................................................................ 3
Ãëàâà I. Èçäåðæêè èõ ñóùíîñòü, ñòðóêòóðà è êëàññèôèêàöèÿ
Ïðåäåëüíûå èçäåðæêè........................................................................................................... 4
Ãëàâà II. Ðîëü èçäåðæåê â ñòðàòåãèè ôèðìû...................................................... 10
2.1 Èçäåðæêè ôèðìû â êðàòêîñðî÷íîì ïåðèîäå............................................................................. 10
2.2 Èçäåðæêè ôèðìû â äîëãîâðåìåííîì ïåðèîäå............................................................................ 14
2.3 Ìèíèìèçàöèÿ èçäåðæåê. Ñîâðåìåííûå òðàêòîâêè ìîòèâàöèè
äåÿòåëüíîñòè ôèðìû...................................................................................................................... 16
Çàêëþ÷åíèå.................................................................................................................................. 27
Ñïèñîê èñïîëüçîâàííîé ëèòåðàòóðû.............................................................................. 28
Введение
Сельскохозяйственные фермы, заводы, фабрики, парикмахерские, универмаги, банки, страховые общества — все это фирмы (или предприятия), осуществляющие предпринимательскую деятельность.
Фирма — это юридически оформленная единица предпринимательской деятельности; хозяйственное звено, реализующее собственные интересы посредством изготовления и реализации товаров и услуг путем планомерного комбинирования факторов производства.
Предприятие — это хозяйственное звено, в рамках которого осуществляется соединение факторов производства для создания товаров и услуг. Если предприятие имеет собственные интересы и является юридическим лицом, оно — фирма. Если нет, значит, оно — часть фирмы.
Создавая фирму, важно прежде всего определить, кто будет нести риск и материальную ответственность, т. е. кто финансирует предпринимательскую деятельность, является юридическим собственником фирмы.
Главный мотив деятельности любой фирмы в рыночных условиях — максимизация прибыли (прибыль — это разница между доходами и расходами фирмы). Эта посылка вовсе не означает, что только прибыль определяет поведение производителя товара. Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех случаях ограничены издержками производства и спросом на выпускаемую фирмой продукцию. В конкретных случаях (завоевание места на рынке, конкурентная борьба и т. п.) фирма может идти на временное снижение прибыли и даже убытки. Но длительное время существовать без прибыли фирма не может, ибо она не выстоит в конкурентной борьбе. Поскольку издержки это основной ограничитель прибыли и одновременно главный фактор, влияющий на объем предложения, то принятие решений руководством фирмы невозможно без анализа уже имеющихся издержек производства и их величины на перспективу. Это относится к выпуску уже освоенной продукции и к переходу на новые изделия.
Как же достичь максимальной прибыли? Общий принцип выбора следующий: фирма должна использовать такой процесс производства, который при одном и том же уровне выпуска готовой продукции позволял бы применять наименьшее количество вводимых факторов производства, т. е. был бы самым эффективным. Поскольку фирма осуществляет определенные затраты на приобретение вводимых факторов производства (нанимает рабочих, закупает сырье и оборудование, платит за землю и т. п.), то вышеприведенное условие выбора можно представить и в следующем виде:, фирма должна использовать такой производственный процесс, при котором один и тот же объем готовой продукции обеспечивается с наименьшими затратами на вводимые факторы производства.
Затраты на приобретение вводимых факторов производства, или экономических ресурсов, называются издержками производства. Значит, наиболее экономически эффективным методом производства какого-либо товара считается такой, при котором происходит минимизация издержек производства.
В данной работе автор попытается отразить, что такое издержки производства; какова структура и их виды; что такое предельные издержки; как анализ издержек влияет на принятие решений руководством фирмы по поведению фирмы на рынке и объему производства; издержки фирмы в краткосрочном периоде; издержки фирмы в долгосрочном периоде; минимизация издержек: выбор факторов производства.
Предельные издержки
С позиций трудовой теории стоимости К. Маркс в «Капитале» рассматривал издержки как затраты на заработную плату, материалы, топливо, амортизацию средств труда, т. е. на производство товара. К ним он добавлял затраты на заработную плату работников торговли (оптовой и розничной), содержание торговых помещений, транспорт и т.п. Первые издержки Маркс называл издержками производства, вторые — издержками обращения. При этом он не учитывал рыночной ситуации 'и ряда других обстоятельств. Маркс исходил из того, что стоимость товара образуют издержки производства и те издержки обращения, которые предоставляют собой продолжение процесса производства в сфере обращения, например упаковка, фасовка и т. п.
Современная экономическая теория совершенно по-иному подходит к трактовке издержек. Она исходит из редкости используемых ресурсов и возможности их альтернативного использования. Под альтернативным использованием понимается, например, возможность производства из дерева строительных материалов, мебели, бумаги, ряда химических продуктов. Поэтому когда фирма решает производить какой-то определенный товар, например мебель из дерева, то она тем самым отказывается от производства из дерева, скажем, блоков для дачных домиков. Отсюда нетрудно сделать вывод, что экономические, или вмененные, издержки определенного ресурса; используемого в данном производстве, равны его стоимости (ценности) при наиболее оптимальном способе его использования для производства товаров. Ограниченность ресурсов означает, что всегда приходится "выбирать, а выбор означает отказ от одного в пользу другого.
В итоге под издержками подразумеваются все расходы, или затраты, на производство определенного объема продукции. В зависимости от издержек определяют эффективность производства и рациональную его организацию. Издержки оказывают непосредственное воздействие на конкурентное предложение, и поэтому необходимо ввести их классификацию, чтобы понять, какую роль играют разные виды издержек в таком предложении 1.
Прежде всего выделяются внешние и внутренние издержки. Первые связаны с тем, что фирма оплачивает работников, топливо, комплектующие изделия, т.е. все то, что она не производит сама для создания данного изделия. В зависимости от специализации величина внешних издержек для производства одной и той же продукции колеблется. Так, на сборочных заводах удельный вес внешних издержек больше.
Внутренние издержки: владелец собственного предприятия или магазина не платит самому себе заработную плату, не получает арендной платы за здание, в котором находится магазин. Если он вкладывает денежные средства в торговлю, то не получает тех процентов, которые бы он имел, положив их в банк. Но владелец данной фирмы получает так называемую нормальную прибыль. В противном случае он не будет заниматься этим делом. Получаемая им прибыль (нормальная) составляет элемент издержек. Принято выделять еще чистую, или экономическую, прибыль, которая равна общей выручке за вычетом внешних и внутренних издержек, включая и нормальную прибыль. В отличие от экономической прибыли бухгалтерская прибыль равна общей выручке минус внешние издержки.
Краткосрочные издержки – это текущие затраты по производству продукции, которые объективно обусловлены самим процессом производства. С ростом объема производства при сохраняющихся производственных мощностях и способах закупок сырья будут расти переменные и сокращаться постоянные издержки на единицу продукции.
Долгосрочные издержки обусловлены стратегией фирмы в долгосрочном периоде. Долгосрочным периодом называется период времени, достаточно продолжительный для того, чтобы фирма могла успеть изменить количества всех используемых ресурсов, включая и размеры предприятия. Увеличение размеров предприятия в течение какого-то времени влечет за собой снижение издержек производства единицы продукции 1.
Практика свидетельствует, что величина издержек зависит от объема выпускаемой продукции. В связи с этим существует деление издержек на зависимые и независимые от величины производства. Постоянные издержки не зависят от объема выпускаемой продукции, они существуют и тогда, когда не выпускается никакой продукции, или, как нередко говорят, имеются и при нулевом объеме производства 2. Они определяются тем, что стоимость оборудования фирмы должна быть оплачена даже в случае остановки предприятия. К постоянным издержкам относятся оплата по облигационным займам, рентные платежи, часть отчислений на амортизацию зданий и сооружений, страховые взносы, часть которых обязательна, а также жалованье высшему управленческому персоналу и специалистам фирмы, оплата охраны и т.п.
Переменные издержки зависят от объема производимой продукции, но эта зависимость имеет различный характер при разных количествах продукции. В самом деле, на первом этапе, когда объем продукции невелик, такие издержки значительны. В дальнейшем, по мере увеличения объема производимой продукции, уровень затрат снижается, поскольку начинает действовать фактор экономии на масштабе производства. Наконец, при вступлении в действие закона убывающей доходности переменные издержки начинают обгонять рост производства 3 . Они состоят из затрат на сырье, материалы, энергию, заработную плату работникам, транспорт и т.п.
Сумма постоянных и переменных издержек составляет валовые издержки. Поскольку они содержат в себе постоянные издержки, постольку существуют всегда. Очевидно также, что валовые издержки, включающие в качестве второго слагаемого переменные издержки, увеличиваются одновременно с ростом последних. Для управления производством важно знать величину издержек в расчете на единицу продукции.
Опираясь на эти понятия, можно ввести понятие соответствующих средних издержек, которые получаются делением валовых издержек на количество произведенной продукции. Таким же образом рассчитываются средние постоянные и переменные издержки.
Переменные издержки сначала растут быстро, затем медленнее, так как увеличивается масштаб производства, а в дальнейшем с убыванием доходности растут быстрее. Средние издержки сначала падают, но, достигнув определенной точки, начинают быстро расти. Для расчета издержек и оценки производственной деятельности предприятий на Западе и у нас применяются различные методы. В нашей экономике широко использовались методы, опирающиеся на категорию себестоимости, включающую общие затраты на производство и реализацию продукции. Для калькулирования себестоимости как у нас, так и на Западе проводят классификацию затрат на прямые и косвенные.
К прямым издержкам производства относятся те затраты по производству продукции, которые несет непосредственно производитель. В экономической теории они получили название себестоимости. На предприятиях, где существует найм рабочей силы, они включают следующие элементы: а) сырье, основные и вспомогательные материалы, б) топливо и энергию, в) амортизацию, г) зарплату и отчисления на социальное страхование, д) прочие затраты.
Косвенные расходы по производству продукции несет государство, олицетворяющее общество в целом. Это расходы на образование, медицину, спорт (финансируемые за счет государства), содержание армии и органов правопорядка, управление и др. Как правило, эти расходы обеспечивают воспроизводство рабочей силы на качественно новой основе и создают условия для нормального функционирования производства. Основным источником погашения этих затрат является прибавочный продукт, изымаемый государством в виде налогов и обязательных платежей. Поэтому в основе цен на товары и услуги лежит не себестоимость, а стоимость, т.е. общественные затраты на производство продукции 1.
На основе введенных ранее понятий издержек, или затрат, можно образовать понятие добавленной стоимости, которое является важным показателем эффективности производства и реализации продукции. Величина добавленной стоимости получается вычитанием из общего дохода, или выручки, предприятия переменных затрат. Другими словами, она состоит из постоянных затрат и чистой прибыли.
Так как целью функционирования фирмы является максимизация прибыли, то предметом расчетов выступает объем производства, что, в свою очередь, вызывает необходимость использования категории предельных издержек. Предельные издержки — это издержки на производство каждой дополнительной единицы продукции относительно фактического или расчетного объема производства 2.
Предельные издержки представляют собой то приращение затрат, или расходов, которое необходимо для получения следующей, дополнительной единицы продукции. Поэтому предельные затраты, или издержки, можно найти путем вычитания двух соседних валовых издержек. По своей форме предельные издержки сходны с предельной полезностью товара. Остановимся подробнее на анализе предельных понятий, связанных с производством, а именно понятия предельного физического продукта и непосредственно связанного с ним понятия предельных издержек.
Предельный физический продукт определяется как прирост выпуска продукции, выраженный в физических единицах, который произведен за счет каждой дополнительной единицы переменных затрат определенного рода, когда другие затраты остаются неизменными. Например, увеличив затраты труда при неизменности затрат на энергию и сырье, можно добиться производства дополнительной продукции. Поскольку экономические расчеты и решения ведутся в денежной мере, то более предпочтительным является понятие предельных издержек.
Предельными издержками называют дополнительные издержки, которые требуются для увеличения выпуска продукции на одну единицу. Нужно обратить внимание, что когда говорят о предельном физическом продукте, то употребляют термин "затраты", а прирост выпуска продукции измеряют в натуральных, физических единицах (штуках, метрах, тоннах и т.п.). Издержки же всегда выражаются в денежных единицах.
Какие преимущества имеет маржинальный анализ, связанный с использованием предельных понятий, в экономическом исследовании производственных затрат или издержек?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо иметь в виду, что такой анализ, во-первых, отрицает подход к принятию решений в терминах "все или ничего", во-вторых, не учитывает "необратимых затрат" и, в-третьих, он, хотя и принимает во внимание средние издержки, но основывается в конечном итоге на предельных, или дополнительных, издержках.
В самом деле, при принятии экономических решений речь идет не об отказе от других затрат или издержек в пользу одной-единственной, а об их сопоставлении и сравнительной оценке. В результате этого часто оказывается целесообразным заменить, например, затраты на более дорогие ресурсы относительно дешевыми. Такое сравнение лучше всего можно осуществить с помощью предельного анализа.
Несколько сложнее обстоит дело с "необратимыми затратами". Если вы купили, например, ботинки и они вам не подходят по размеру, фасону и иным свойствам, то вы вынуждены продать их за меньшую цену. Разница между первоначальной покупкой и последующей продажной ценой обозначается в экономике термином "необратимые затраты". Эти затраты являются потерями и не учитываются при принятии экономических решений, ориентированных на будущее. Действительно, они характеризуют упущенные возможности, связанные с непродуманным решением, принятым раньше. С такими решениями приходится встречаться гораздо чаще, чем думают. В особенности это касается решений, когда приоритет при их принятии отдается не экономическим, а политическим, национальным и иным факторам, например, когда строится завод в национальной республике, где отсутствуют необходимое для производства сырье и квалифицированные кадры, отдалены рынки сбыта и т.п. В итоге все "необратимые затраты" осуществляются за счет инвесторов, будь то акционерная компания или налогоплательщики государства.
Наконец, предельные затраты следует отличать от средних затрат, которые определяются как частное от деления общих затрат на количество продукции. Очевидно, что предприятие не может продавать свою продукцию ниже средних затрат, или издержек, ибо в таком случае оно неминуемо обанкротится. Поэтому средние издержки являются важным показателем его работы.
Между средними и предельными издержками существует определенная связь, согласно которой предельные издержки должны равняться средним издержкам в том случае, когда величина последних достигает своего минимума. Поэтому о деятельности предприятия лучше всего можно судить именно по предельным затратам или издержкам. Вот почему любые экономические решения должны основываться на маржинальном, или предельном, анализе.
Сравнивать эффективность или неэффективность альтернативных экономических решений мы можем на основе предельных сопоставлений, а такие сопоставления предполагают оценку того, с какими приращениями мы имеем дело в пределе, на границе изменения соответствующих величин. Будут ли такие приращения затрат положительными или отрицательными, каковы будут предельные, или дополнительные, затраты — все это в основном и определяет характер экономического решения.
По своей форме предельные издержки во многом сходны с предельной полезностью, ибо в последнем случае речь также идет о дополнительной добавочной полезности товара. С этой точки зрения все предельные понятия можно рассматривать как дифференциальные понятия, поскольку в них речь идет о приращении соответствующих величин (полезности, затрат и т.п.). Однако по конкретному содержанию они существенно различаются, в чем можно наглядно убедиться, сравнив кривые предельных издержек и предельной полезности. Для этого построим график предельных издержек (рис. 1) и сравним его с графиком предельной полезности.
ТС
МС
Общие
издержки
МС Спрос С
Р Спрос
Предельные Предельные
издержки издержки
Количество товара Количество товара
Рис. 1а Рис. 1б
На графике 1 в более удобном масштабе представлена так же кривая предельных издержек, которую пересекает в точке С постоянная кривая спроса. Не трудно понять, что кривая предельных издержек является в то же время кривой конкурентного предложения предприятия или фирмы. В точке С где эта кривая пересекается с горизонтальной спроса, предельные издержки в точности равны устоявшейся равновесной цене. Это значит, что если предприятие может продавать любое количество своей продукции по рыночной цене, то именно его предельные издержки будут равны этой цене. Данное условие может быть выражено как требование достижения равновесия предприятия на кривой спроса, т.е. МС=Р, где Р обозначает цену, а МС– предельные издержки.
Таким образом, понятие предельных издержек дает возможность предприятию прогнозировать конкурентное предложение своей продукции. Для этого необходимо построить кривую предельных издержек и отождествить ее с кривой предложения. Тогда можно ожидать, что максимальная прибыль будет достигнута в точке пересечения кривой предложения с линией равновесной рыночной цены.
Но не только этот вывод можно получить из анализа кривой предельных издержек. Если взглянуть на дело не с точки зрения отдельного предпринимателя, а шире, учитывая интересы благосостояния общества, то нетрудно заметить, что экономика будет добиваться наибольшей отдачи от ограниченных ресурсов, технических возможностей и знаний только тогда, когда цены на товары будут устанавливаться в соответствии с предельными издержками.
Можно также сказать, что оптимальная организация экономики предполагает уменьшение до минимума средних издержек производства. Ясно, что пока доход от последней дополнительно проданной единицы товара будет превышать его предельные издержки, прибыль предприятия будет увеличиваться. Максимального значения она достигнет именно в точке пересечения кривой предложения и равновесного спроса. За ней предельные издержки будут расти, а цена останется неизменной, что вынудит предприятие прекратить производство.
Эффективная экономика предполагает оптимальное распределение имеющихся в распоряжении общества ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей в товарах необходимого ассортимента и качества. Для достижения благосостояния общества и роста эффективности его экономики необходимо определенное соответствие между предельной полезностью и предельными издержками в каждой отрасли производства. Это значит, что если предельная полезность, например, порции творога в 100 г в 4 раза меньше, чем такой же порции сыра, то рыночная цена, соответствующая его предельным издержкам, должна быть в четыре раза меньше. Отсюда становится ясной тесная взаимосвязь между понятиями предельной полезности и предельных издержек: если предельная полезность характеризует спрос на товар, то предельные издержки — его предложение, и поэтому для равновесия спроса и предложения необходимо добиться соответствия между предельными издержками и полезностью. Следует, однако, помнить, что такие соотношения имеются лишь в рамках совершенной конкуренции, когда выгода одного предприятия, как установил еще В. Парето, достигается за счет ухудшения дел у другого предприятия 1.
Эффективное распределение ресурсов требует выравнивания предельных издержек с ценами товаров, и поэтому рынок направляет ресурсы туда, где издержки меньше, чем в других предприятиях.
Несовершенная конкуренция
Под ней понимается рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой (совершенной) конкуренции.
На большинстве реальных рынков подавляющая часть продукции предлагается ограниченным числом фирм. Крупные корпорации, сосредоточившие в своих руках значительную часть рыночного предложения, оказываются в особых отношениях с рыночной средой. Во-первых, занимая господствующее положение на рынке, они могут существенно влиять на условия реализации продукции. Во-вторых, меняются и отношения между участниками рынка: производители внимательно следят за поведением своих конкурентов, и реакция на их поведение должна быть своевременной.
Конкурентные отношения такого типа называются несовершенной конкуренцией, которую принято подразделять на три основные вида:
· монополистическую конкуренцию,
· олигополию,
· чистую монополию.
Монополистическая конкуренция подразумевает такую рыночную ситуацию, при которой относительно большое число небольших производителей предлагают похожую, но не идентичную продукцию. Например, персональные компьютеры, которые различаются мощностью аппаратуры, программного обеспечения, графического вывода информации и степени их "ориентированности на потребителя".
Для монополистической конкуренции не требуется присутствие сотен и тысяч фирм, достаточно сравнительно большого их числа:
20, 30, 50. Из наличия такого числа фирм вытекает несколько важных признаков монополистической конкуренции:
· каждая фирма обладает относительно небольшой долей всего рынка, поэтому она имеет очень ограниченный контроль над рыночной ценой;
· тайный сговор, направленный на согласование действий фирм с целью искусственного повышения цен, почти невозможен;
· при многочисленности фирм в отрасли отсутствует взаимная зависимость между ними. Каждая фирма определяет свою политику, не учитывая возможную реакцию со стороны конкурирующих с ней фирм.
В противоположность чистой конкуренции одним из основных признаков монополистической конкуренции является дифференциация продукта, которая может принимать ряд различных форм:
· качество продукта,
· продукты могут различаться по своим физическим или качественным параметрам;
· услуги и условия, связанные с продажей товара. Это обходительность и услужливость служащих магазина, репутация фирмы по сервисному обслуживанию покупателей, гарантии послепродажной эксплуатации товаров и др.;
· размещение, под которым понимается удобство и доступность для покупателей в приобретении товаров. Например, расположение бензозаправочных вблизи автомагистралей;
· стимулирование сбыта и упаковка.
Сюда включается реклама, использование торговых знаков и торговых марок, форма упаковки и т.п.
Одним из важных значений дифференциации продукта является то, что покупатель привязывается к определенному товару и конкретному продавцу (например, запчасти к определенному автомобилю), а значит теряет часть свободы. Продавец в свою очередь может в некоторой степени влиять на цены.
Таким образом, в условиях монополистической конкуренции экономическое соперничество сосредотачивается не только на цене, но и на неценовых факторах.
Вход на рынок монополистической конкуренции достаточно свободен и определяется, главным образом, размерами капитала. Однако по сравнению со свободной конкуренцией он не настолько легок и может ограничиваться патентами фирм на свою продукцию, авторскими правами на торговые знаки и др. Часто такую ситуацию на отраслевом рынке называют монополистической конкуренцией. Каждая фирма выпускает нечто особенное, связанное с определенной группой потребителей. Хорошей иллюстрацией монополистической конкуренции служит отрасль закусочных в развитых странах. Наличие множества сетей, таких как "Макдональдс", "Кристал", "Венди" и др., использующих в качестве базового товара бутерброд, называемый гамбургером, не мешает их общему процветанию. Каждая фирма пытается привнести в гамбургер что-то свое, отличающее его от конкурента, что в конечном счете и приносит успех.
Относительно легкий доступ в отрасли с дифференцированной конкуренцией не позволяет фирмам в этих отраслях получать монопольную прибыль длительное время. Они тратят громадные средства на рекламу, придают особое значение упаковке, чтобы их товар отличался от продукции конкурентов. На какое-то время это может создать иллюзию монопольного положения. Поскольку и другие фирмы в отрасли предпринимают то же самое, прибыль со временем начинает снижаться до нормального уровня и экономическая прибыль исчезает.
Под олигополией понимают рынок, на котором господствует несколько фирм, каждая из которых обладает значительной долей этого рынка 1. Фирмы, находящиеся в таких условиях, являются взаимозависимыми, поведение любой из них оказывает непосредственное воздействие на конкурентов и само испытывает на себе влияние с их стороны. Поэтому каждый участник рынка должен тщательно следить за поведением соперников, взвешивать свои действия в отношении ценовой политики, а также оценивать потенциальные последствия своих решений.
Олигополистический рынок характеризуется тем, что проникновение в отрасль ограничивается, с одной стороны, величиной капитала, необходимого новой фирме для внедрения в отрасль, а с другой стороны - контролем действующих производителей над новейшей техникой и технологией производства. В силу этого фирмы могут оказывать определенное влияние на цены (особенно при тайном сговоре) и получать значительную прибыль. Например, олигополия картельного типа "ОПЕК" (Организация стран - экспортеров нефти), состоящая из 13 стран, смогла повысить цены за период с 1973 по 1980 год с 2,5 дол. до 34 дол. за 1 баррель и получить соответствующую прибыль.
В зависимости от типа продукции различают олигополию:
* чистую,
* дифференцированную.
Предприятия чистой олигополии производят однородный стандартизированный продукт (например, алюминий, цемент). Олигополия, производящая разнообразную продукцию одного функционального назначения, называется дифференцированной (например, автомобили, покрышки и камеры к ним). В такой олигополии особое значение придается неценовой конкуренции.
Олигополия в значительной степени имела место в командной экономике бывшего СССР и сохранилась в странах СНГ до сегодняшнего дня, что отрицательно сказывается на осуществлении экономических реформ в этих странах.
Монополия одной фирмы, крайне редкий случай, но есть множество отраслей, в которых рынок контролируется несколькими компаниями. Согласно общепринятому критерию, в любой отрасли, где на долю четырех или менее фирм приходится половина или более отраслевого выпуска, достигнута значительная власть ведущих компаний над рынком, т. е. они могут контролировать цены на отраслевую продукцию. Однако олигополия может существовать и при более низком уровне концентрации отраслевых продаж.
Если существует некое формальное соглашение между фирмами, касающееся ценообразования или раздела рынка, группа фирм, подписавшая его, называется картелем. ОПЕК (Организация стран-экспортеров нефти) служит прекрасным примером картеля. Подобную ситуацию на рынке называют также групповой монополией.
Олигополия в основном существует в формах, при которых не наблюдается формального соглашения между фирмами о согласовании цен и разделе рынка. Множество отраслей в развитых странах являются олигополистическими. К ним обычно относятся сталелитейная, табачная, автомобильная промышленность, производство цветных металлов. Сталелитейная и алюминиевая промышленность производят однородный продукт (по-существу, одинаковый продукт, производимый разными фирмами), а табачная и автомобильная - дифференцированный продукт (идентичный, но не одинаковый продукт, производимый различными фирмами).
Как и в условиях чистой монополии, сверхприбыль компаний при олигополии долгое время может поддерживаться за счет ограничения объема выпускаемой продукции. Поскольку доступ на рынок новых производителей затруднен, а в некоторых случаях и невозможен, предложение не возрастает, следовательно, не снижается и цена товара. Чем меньше фирм функционирует в отрасли, тем легче им добиваться максимально высоких монопольных прибылей.
В условиях группового контроля над рынком фирмам выгодно кооперироваться друг с другом, чтобы производить тот же объем продукции и назначать те же цены, что и при чистой монополии. Но когда нет формального соглашения между участниками рынка, и даже когда оно есть, подобная кооперация обычно не может длиться долго, так как каждая фирма стремится контролировать большую долю рынка.
Возможность ценовой войны между разными фирмами — участниками групповой монополии угрожает получаемой ими прибыли. Именно поэтому в такого рода отраслях очень часто наблюдается так называемое лидерство в ценах. Оно заключается в том, -что самая могущественная фирма первой устанавливает цену. Остальные участники рынка в установлении цен следуют за ней, что позволяет избежать ценовой конкуренции на рынке.
Чистая, или абсолютная, монополия существует там, где одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей.
Абсолютную монополию можно рассматривать с двух сторон. Во-первых, ее можно рассматривать как тип фирмы. С этой точки зрения монополия представляет собой крупную корпорацию, которая занимает ведущее положение в определенной сфере хозяйства и использует свое господство для получения монопольно-высокой прибыли. Например, корпорации типа "Де Бирс компани оф Саус Эфрика", "Дженерал моторс" и др. Во-вторых, в понятие "монополия" вкладывается тип экономического поведения фирмы.
На рынке возникают ситуации, когда покупателям противостоит предприниматель-монополист, производящий основную массу продукции определенного вида. Это предполагает, что в отрасли имеется только один производитель, который полностью контролирует объем предложения товара, что позволяет ему единолично устанавливать цену на свой товар и получать максимально возможную прибыль. Степень использования монопольной власти для установления цен зависит от наличия на рынке близких заменителей товара. Причем следует заметить, что в данной ситуации не обязательно, чтобы монополистом была крупная фирма. Им может оказаться и небольшое по размерам предприятие. Поэтому, когда речь идет об абсолютной монополии, то следует иметь в виду, что, рассматривая ее как тип фирмы, мы одновременно рассматриваем монополию и как тип экономического поведения фирмы на рынке.
Для чистой монополии характерны следующие черты:
· господство одной фирмы,
· отсутствие близких заменителей, что вынуждает покупателя покупать товар только у данной фирмы, а производителю обходиться без широкой рекламы, не неся при этом больших издержек обращения,
· диктат цен,
· блокирование вступления в отрасль других фирм.
Последнее объясняется тем, что фирма-монополист, как правило, имеет более высокую по сравнению с другими фирмами прибыль. Это привлекает в данную отрасль других производителей, для которых и устанавливаются соответствующие барьеры. Реальными барьерами, препятствующими вступлению в отрасль, являются:
· эффект масштаба, который требует от новых фирм, вступающих в отрасль, крупных капиталовложений для того, чтобы вести высокоэффективное хозяйство, обеспечивающее уровень производства не ниже уже действующей фирмы-монополиста;
· исключительные права.
В некоторых странах правительство предоставляет фирмам статус единственного продавца товаров и услуг (например, газ, связь и др.), но взамен на эти привилегии оно сохраняет за собой право регулировать деятельность таких монополий, чтобы исключить ущерб, который они могут принести немонополизированным отраслям и населению;
· патенты и лицензии.
Государство гарантирует патентную защиту новым продуктам и производственным технологиям, что обеспечивает производителям монопольные позиции на рынке и на определенный промежуток времени гарантирует их исключительные права. Кроме того, государство может выдавать лицензии на определенный вид деятельности и ограничивать вступление других фирм в отрасль;
· собственность на важнейшие виды сырья.
Фирма, владеющая сырьем или контролирующая его, может препятствовать созданию конкурирующих фирм, лишая их доступа к сырьевым ресурсам.
Кроме этих барьеров, препятствующих вступлению в отрасль, монополии могут использовать и другие, т.н. нечестные способы:
· физическое устранение конкурента,
· давление на банки с целью воспрепятствовать получению конкурентом кредита,
· переманивание ведущих специалистов фирм-конкурентов,
· и другие способы.
Монополии, которые имеют защиту от конкуренции в виде патентов, лицензий и др., называются закрытыми. Те монополии, которые такой защиты не имеют, называются открытыми 1.
Основным инструментом для установления своего господства монополии используют цену. Различают три вида монопольных цен:
· монопольно высокие, по которым монополии продают свою продукцию потребителям с целью извлечения наивысшей прибыли;
· монопольно низкие, по которым монополии закупают продукцию (как правило, сырье) у поставщиков;
· дискриминационные. Это различные цены, устанавливаемые на один и тот же товар на разных рынках. Эти рынки могут различаться по группам потребителей, по территориям, по времени (сезонная распродажа) и т.п.
Монополия как тип экономического поведения на рынке имеет положительные и отрицательные стороны. С одной стороны, крупное производство дает возможность снижать издержки производства и в целом экономить ресурсы, оно меньше подвержено банкротству, а значит сдерживает рост безработицы, имеет больше возможностей для проведения научно-исследовательских работ и т.д. В существовании некоторых монополий при условии регулирования их деятельности со стороны государства заинтересовано общество в целом, ибо эффект масштаба позволяет сокращать издержки производства на единицу продукции, экономить ресурсы. Такие монополии носят название естественных. К ним можно отнести компании водоснабжения, связь, транспортные фирмы и др.
С другой стороны, в рыночной экономике монополия является препятствием свободной конкуренции, что не способствует снижению цен, повышению качества продукции и т.д. и в конечном итоге ведет к снижению жизненного уровня населения.
Заключение
Систематическое снижение издержек — основное средство повышения прибыльности функционирования фирмы. В условиях рыночной экономики, когда финансовая поддержка убыточных предприятий является исключением из правил, но не правилом, как это было при административно-командной системе. Исследование проблем уменьшения издержек производства, разработка рекомендаций в этой области — один из краеугольных камней всей экономической теории.
Можно выделить следующие основные направления снижения издержек во всех сферах национальной экономики: во-первых, использование достижений НТП; во-вторых, совершенствование организации производства и труда; в-третьих, государственное регулирование экономических процессов.
Сама деятельность фирмы по обеспечению экономии затрат в подавляющем большинстве случаев требует затрат, труда, капитала и финансов. Затраты на экономию издержек тогда эффективны, когда рост полезного эффекта (в самых разнообразных формах) превышает затраты на обеспечение экономии. Естественно, что возможен и граничный вариант, когда уменьшение издержек на производство изделия не изменяет его полезных свойств, но позволяет снизить цену в конкурентной борьбе. В современных условиях типичным является не сохранение потребительских качеств, а экономия на издержках в расчете на единицу полезного эффекта или других важных для потребителя характеристик.
Использование достижений НТП заключается, с одной стороны, в более полном использовании производственных мощностей, сырья и материалов, в том числе и топливно-энергетических ресурсов, а с другой — в создании новых, более эффективных машин, оборудования, новых технологических процессов. Наиболее характерная черта НТП во второй половине XX столетия — переход к принципиально новому технологическому способу производства. Его преимущества перед существующим технологическим способом производства не только в более высокой экономической эффективности, но и в возможности производить качественно новые материальные блага, новые услуги, которые существенно изменяют весь уклад жизни, приоритеты жизненных ценностей.
Итак, важнейшее правило стратегии фирмы при определении объемов производства — это равенство предельного дохода и предельных издержек. Возможно ли достичь этого в экономике России? Да, при условии, что она будет развиваться по законам рыночной экономики, а не как в прошлом. Далее определяются объемы производства, которые обеспечивают наибольший доход. В нашей административно-командной экономике объемы производства директивно спускались предприятию. Аналитические службы не ставили себе задачу определить наиболее эффективные объемы производства, т. е. не осуществляли расчет эффективного использования ресурсов, который необходим для развитого рынка. Поэтому проблема выбора наилучших решений применения альтернативных ресурсов не могла стоять перед предприятием. В результате наша экономика по сравнению с рыночной была сверхзатратной, что приводило к перерасходу ресурсов на единицу продукции. Чтобы преодолеть такую ситуацию, необходимо перепрофилировать производство на выпуск товаров, отвечающих требованиям спроса, и через внедрение новой техники и технологии способствовать снижению издержек. Именно в этом выход из неэффективной экономики.
Список использованной литературы
1. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Микроэкономика. – 1994. – С. 448.
2. Зубко Н.М. Экономическая теория – Мн.: НТЦ АПИ. – 1998. – С. 311.
3. Самуэльсон П. Экономика Т. 2. – М.: НПО АЛГОН МАШИНОСТРОЕНИЕ. – 1997. – С. 416.
4. Булатова А.С. Экономика.: Учебник. – М.: Изд-во БЕК. – 1996. – С. 632.
5. Емцов Р.Г., Лукин М.Ю. Микроэкономика: Учебник. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, Изд-во ДИС. – 1997. – С. 320.
6. Журавлева Г.П. Вводный курс по экономической теории: Учебник для лицеев. – М.: ИНФРА–М. – 1997. – С. 368.
7. Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории. – М.: ВЛАДОС. – 1995. – С. 384.
8. Камаев В.Д. и колл. авт. Экономическая теория: Учебник – М.: ВЛАДОС. – 1998. – С. 640.
9. Любимов Л.Л., Раннева Н.А. Основы экономических знаний. М. – 1995. – С. 620.
10. Максимова В.Ф. Рыночная экономика: Учебник в трех томах. Т. 1. Теория рыночной экономики. Часть I. Микроэкономика. – М.: Соминтек. – 1992. – С. 168.
11. Минаева Н.В. Экономика и предпринимательство. Лекции, деловые игры и упражнения. – М.: ВЛАДОС. – 1994. – С. 256.
12. Рузавин Г.И. Основы рыночной экономики: Учебн. Пособие для вузов. – Банки и биржи, ЮНИТИ. – 1996. – С. 423.
1 Г.И. Рузавин. Основы рыночной экономики: Учебн. Пособие для вузов. – Банки и биржи, ЮНИТИ. – 1996. – С. 89.
1 Н.М. Зубко. Экономическая теория – Мн.: "НТЦ АПИ". – 1998. – С. 66.
2 Г.И. Рузавин. Основы рыночной экономики: Учебн. Пособие для вузов. – Банки и биржи, ЮНИТИ. – 1996. – С. 90.
3 Г.И. Рузавин. Основы рыночной экономики: Учебн. Пособие для вузов. – Банки и биржи, ЮНИТИ. – 1996. – С. 90.
1 Н.М. Зубко. Экономическая теория – Мн.: "НТЦ АПИ". – 1998. – С. 65.
2 В.Д. Камаев. Учебник по основам экономической теории. – М.: "ВЛАДОС". – 1995. – С. 85.
1 Д.Н. Хайман Современная микроэкономика: анализ и применение. – М.: Финансы и статистика. – 1992. – С.54.
1 Н.М. Зубко. Экономическая теория – Мн.: "НТЦ АПИ". – 1998. – С. 67.
1 В.Д. Камаев. Учебник по основам экономической теории. – М.: ВЛАДОС. – 1995. – С. 89.
1 В.Ф. Максимова. Рыночная экономика: Учебник в трех томах. Т. 1. Теория рыночной экономики. Часть I. Микроэкономика. – М.: Соминтек. – 1992. – С. 98.
2 В.Д. Камаев. Учебник по основам экономической теории. – М.: ВЛАДОС. – 1995. – С. 90.
1 В.Ф. Максимова. Рыночная экономика: Учебник в трех томах. Т. 1. Теория рыночной экономики. Часть I. Микроэкономика. – М.: Соминтек. – 1992. – С. 108.
2 Л.Л. Любимов, Н.А. Раннеева. Основы экономических знаний. М. – 1995. – С. 487.
1 Л.Л. Любимов, Н.А. Раннеева. Основы экономических знаний. М. – 1995. – С. 497.
1 Л.Л. Любимов, Н.А. Раннеева. Основы экономических знаний. М. – 1995. – С. 503.
1 Зубко Н.М. Экономическая теория – Мн.: НТЦ АПИ. – 1998. – С. 107.
1 Зубко Н.М. Экономическая теория – Мн.: НТЦ АПИ. – 1998. – С. 110.
Содержание
Ââåäåíèå........................................................................................................................................ 3
Ãëàâà I. Èçäåðæêè èõ ñóùíîñòü, ñòðóêòóðà è êëàññèôèêàöèÿ
Ïðåäåëüíûå èçäåðæêè........................................................................................................... 4
Ãëàâà II. Ðîëü èçäåðæåê â ñòðàòåãèè ôèðìû...................................................... 10
2.1 Èçäåðæêè ôèðìû â êðàòêîñðî÷íîì ïåðèîäå............................................................................. 10
2.2 Èçäåðæêè ôèðìû â äîëãîâðåìåííîì ïåðèîäå............................................................................ 14
2.3 Ìèíèìèçàöèÿ èçäåðæåê. Ñîâðåìåííûå òðàêòîâêè ìîòèâàöèè
äåÿòåëüíîñòè ôèðìû...................................................................................................................... 16
Çàêëþ÷åíèå.................................................................................................................................. 27
Ñïèñîê èñïîëüçîâàííîé ëèòåðàòóðû.............................................................................. 28
Введение
Сельскохозяйственные фермы, заводы, фабрики, парикмахерские, универмаги, банки, страховые общества — все это фирмы (или предприятия), осуществляющие предпринимательскую деятельность.
Фирма — это юридически оформленная единица предпринимательской деятельности; хозяйственное звено, реализующее собственные интересы посредством изготовления и реализации товаров и услуг путем планомерного комбинирования факторов производства.
Предприятие — это хозяйственное звено, в рамках которого осуществляется соединение факторов производства для создания товаров и услуг. Если предприятие имеет собственные интересы и является юридическим лицом, оно — фирма. Если нет, значит, оно — часть фирмы.
Создавая фирму, важно прежде всего определить, кто будет нести риск и материальную ответственность, т. е. кто финансирует предпринимательскую деятельность, является юридическим собственником фирмы.
Главный мотив деятельности любой фирмы в рыночных условиях — максимизация прибыли (прибыль — это разница между доходами и расходами фирмы). Эта посылка вовсе не означает, что только прибыль определяет поведение производителя товара. Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех случаях ограничены издержками производства и спросом на выпускаемую фирмой продукцию. В конкретных случаях (завоевание места на рынке, конкурентная борьба и т. п.) фирма может идти на временное снижение прибыли и даже убытки. Но длительное время существовать без прибыли фирма не может, ибо она не выстоит в конкурентной борьбе. Поскольку издержки это основной ограничитель прибыли и одновременно главный фактор, влияющий на объем предложения, то принятие решений руководством фирмы невозможно без анализа уже имеющихся издержек производства и их величины на перспективу. Это относится к выпуску уже освоенной продукции и к переходу на новые изделия.
Как же достичь максимальной прибыли? Общий принцип выбора следующий: фирма должна использовать такой процесс производства, который при одном и том же уровне выпуска готовой продукции позволял бы применять наименьшее количество вводимых факторов производства, т. е. был бы самым эффективным. Поскольку фирма осуществляет определенные затраты на приобретение вводимых факторов производства (нанимает рабочих, закупает сырье и оборудование, платит за землю и т. п.), то вышеприведенное условие выбора можно представить и в следующем виде:, фирма должна использовать такой производственный процесс, при котором один и тот же объем готовой продукции обеспечивается с наименьшими затратами на вводимые факторы производства.
Затраты на приобретение вводимых факторов производства, или экономических ресурсов, называются издержками производства. Значит, наиболее экономически эффективным методом производства какого-либо товара считается такой, при котором происходит минимизация издержек производства.
В данной работе автор попытается отразить, что такое издержки производства; какова структура и их виды; что такое предельные издержки; как анализ издержек влияет на принятие решений руководством фирмы по поведению фирмы на рынке и объему производства; издержки фирмы в краткосрочном периоде; издержки фирмы в долгосрочном периоде; минимизация издержек: выбор факторов производства.
Глава I. Издержки их сущность, структура и классификация.
Предельные издержки
С позиций трудовой теории стоимости К. Маркс в «Капитале» рассматривал издержки как затраты на заработную плату, материалы, топливо, амортизацию средств труда, т. е. на производство товара. К ним он добавлял затраты на заработную плату работников торговли (оптовой и розничной), содержание торговых помещений, транспорт и т.п. Первые издержки Маркс называл издержками производства, вторые — издержками обращения. При этом он не учитывал рыночной ситуации 'и ряда других обстоятельств. Маркс исходил из того, что стоимость товара образуют издержки производства и те издержки обращения, которые предоставляют собой продолжение процесса производства в сфере обращения, например упаковка, фасовка и т. п.
Современная экономическая теория совершенно по-иному подходит к трактовке издержек. Она исходит из редкости используемых ресурсов и возможности их альтернативного использования. Под альтернативным использованием понимается, например, возможность производства из дерева строительных материалов, мебели, бумаги, ряда химических продуктов. Поэтому когда фирма решает производить какой-то определенный товар, например мебель из дерева, то она тем самым отказывается от производства из дерева, скажем, блоков для дачных домиков. Отсюда нетрудно сделать вывод, что экономические, или вмененные, издержки определенного ресурса; используемого в данном производстве, равны его стоимости (ценности) при наиболее оптимальном способе его использования для производства товаров. Ограниченность ресурсов означает, что всегда приходится "выбирать, а выбор означает отказ от одного в пользу другого.
В итоге под издержками подразумеваются все расходы, или затраты, на производство определенного объема продукции. В зависимости от издержек определяют эффективность производства и рациональную его организацию. Издержки оказывают непосредственное воздействие на конкурентное предложение, и поэтому необходимо ввести их классификацию, чтобы понять, какую роль играют разные виды издержек в таком предложении 1.
Прежде всего выделяются внешние и внутренние издержки. Первые связаны с тем, что фирма оплачивает работников, топливо, комплектующие изделия, т.е. все то, что она не производит сама для создания данного изделия. В зависимости от специализации величина внешних издержек для производства одной и той же продукции колеблется. Так, на сборочных заводах удельный вес внешних издержек больше.
Внутренние издержки: владелец собственного предприятия или магазина не платит самому себе заработную плату, не получает арендной платы за здание, в котором находится магазин. Если он вкладывает денежные средства в торговлю, то не получает тех процентов, которые бы он имел, положив их в банк. Но владелец данной фирмы получает так называемую нормальную прибыль. В противном случае он не будет заниматься этим делом. Получаемая им прибыль (нормальная) составляет элемент издержек. Принято выделять еще чистую, или экономическую, прибыль, которая равна общей выручке за вычетом внешних и внутренних издержек, включая и нормальную прибыль. В отличие от экономической прибыли бухгалтерская прибыль равна общей выручке минус внешние издержки.
Краткосрочные издержки – это текущие затраты по производству продукции, которые объективно обусловлены самим процессом производства. С ростом объема производства при сохраняющихся производственных мощностях и способах закупок сырья будут расти переменные и сокращаться постоянные издержки на единицу продукции.
Долгосрочные издержки обусловлены стратегией фирмы в долгосрочном периоде. Долгосрочным периодом называется период времени, достаточно продолжительный для того, чтобы фирма могла успеть изменить количества всех используемых ресурсов, включая и размеры предприятия. Увеличение размеров предприятия в течение какого-то времени влечет за собой снижение издержек производства единицы продукции 1.
Практика свидетельствует, что величина издержек зависит от объема выпускаемой продукции. В связи с этим существует деление издержек на зависимые и независимые от величины производства. Постоянные издержки не зависят от объема выпускаемой продукции, они существуют и тогда, когда не выпускается никакой продукции, или, как нередко говорят, имеются и при нулевом объеме производства 2. Они определяются тем, что стоимость оборудования фирмы должна быть оплачена даже в случае остановки предприятия. К постоянным издержкам относятся оплата по облигационным займам, рентные платежи, часть отчислений на амортизацию зданий и сооружений, страховые взносы, часть которых обязательна, а также жалованье высшему управленческому персоналу и специалистам фирмы, оплата охраны и т.п.
Переменные издержки зависят от объема производимой продукции, но эта зависимость имеет различный характер при разных количествах продукции. В самом деле, на первом этапе, когда объем продукции невелик, такие издержки значительны. В дальнейшем, по мере увеличения объема производимой продукции, уровень затрат снижается, поскольку начинает действовать фактор экономии на масштабе производства. Наконец, при вступлении в действие закона убывающей доходности переменные издержки начинают обгонять рост производства 3 . Они состоят из затрат на сырье, материалы, энергию, заработную плату работникам, транспорт и т.п.
Сумма постоянных и переменных издержек составляет валовые издержки. Поскольку они содержат в себе постоянные издержки, постольку существуют всегда. Очевидно также, что валовые издержки, включающие в качестве второго слагаемого переменные издержки, увеличиваются одновременно с ростом последних. Для управления производством важно знать величину издержек в расчете на единицу продукции.
Опираясь на эти понятия, можно ввести понятие соответствующих средних издержек, которые получаются делением валовых издержек на количество произведенной продукции. Таким же образом рассчитываются средние постоянные и переменные издержки.
Переменные издержки сначала растут быстро, затем медленнее, так как увеличивается масштаб производства, а в дальнейшем с убыванием доходности растут быстрее. Средние издержки сначала падают, но, достигнув определенной точки, начинают быстро расти. Для расчета издержек и оценки производственной деятельности предприятий на Западе и у нас применяются различные методы. В нашей экономике широко использовались методы, опирающиеся на категорию себестоимости, включающую общие затраты на производство и реализацию продукции. Для калькулирования себестоимости как у нас, так и на Западе проводят классификацию затрат на прямые и косвенные.
К прямым издержкам производства относятся те затраты по производству продукции, которые несет непосредственно производитель. В экономической теории они получили название себестоимости. На предприятиях, где существует найм рабочей силы, они включают следующие элементы: а) сырье, основные и вспомогательные материалы, б) топливо и энергию, в) амортизацию, г) зарплату и отчисления на социальное страхование, д) прочие затраты.
Косвенные расходы по производству продукции несет государство, олицетворяющее общество в целом. Это расходы на образование, медицину, спорт (финансируемые за счет государства), содержание армии и органов правопорядка, управление и др. Как правило, эти расходы обеспечивают воспроизводство рабочей силы на качественно новой основе и создают условия для нормального функционирования производства. Основным источником погашения этих затрат является прибавочный продукт, изымаемый государством в виде налогов и обязательных платежей. Поэтому в основе цен на товары и услуги лежит не себестоимость, а стоимость, т.е. общественные затраты на производство продукции 1.
На основе введенных ранее понятий издержек, или затрат, можно образовать понятие добавленной стоимости, которое является важным показателем эффективности производства и реализации продукции. Величина добавленной стоимости получается вычитанием из общего дохода, или выручки, предприятия переменных затрат. Другими словами, она состоит из постоянных затрат и чистой прибыли.
Так как целью функционирования фирмы является максимизация прибыли, то предметом расчетов выступает объем производства, что, в свою очередь, вызывает необходимость использования категории предельных издержек. Предельные издержки — это издержки на производство каждой дополнительной единицы продукции относительно фактического или расчетного объема производства 2.
Предельные издержки представляют собой то приращение затрат, или расходов, которое необходимо для получения следующей, дополнительной единицы продукции. Поэтому предельные затраты, или издержки, можно найти путем вычитания двух соседних валовых издержек. По своей форме предельные издержки сходны с предельной полезностью товара. Остановимся подробнее на анализе предельных понятий, связанных с производством, а именно понятия предельного физического продукта и непосредственно связанного с ним понятия предельных издержек.
Предельный физический продукт определяется как прирост выпуска продукции, выраженный в физических единицах, который произведен за счет каждой дополнительной единицы переменных затрат определенного рода, когда другие затраты остаются неизменными. Например, увеличив затраты труда при неизменности затрат на энергию и сырье, можно добиться производства дополнительной продукции. Поскольку экономические расчеты и решения ведутся в денежной мере, то более предпочтительным является понятие предельных издержек.
Предельными издержками называют дополнительные издержки, которые требуются для увеличения выпуска продукции на одну единицу. Нужно обратить внимание, что когда говорят о предельном физическом продукте, то употребляют термин "затраты", а прирост выпуска продукции измеряют в натуральных, физических единицах (штуках, метрах, тоннах и т.п.). Издержки же всегда выражаются в денежных единицах.
Какие преимущества имеет маржинальный анализ, связанный с использованием предельных понятий, в экономическом исследовании производственных затрат или издержек?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо иметь в виду, что такой анализ, во-первых, отрицает подход к принятию решений в терминах "все или ничего", во-вторых, не учитывает "необратимых затрат" и, в-третьих, он, хотя и принимает во внимание средние издержки, но основывается в конечном итоге на предельных, или дополнительных, издержках.
В самом деле, при принятии экономических решений речь идет не об отказе от других затрат или издержек в пользу одной-единственной, а об их сопоставлении и сравнительной оценке. В результате этого часто оказывается целесообразным заменить, например, затраты на более дорогие ресурсы относительно дешевыми. Такое сравнение лучше всего можно осуществить с помощью предельного анализа.
Несколько сложнее обстоит дело с "необратимыми затратами". Если вы купили, например, ботинки и они вам не подходят по размеру, фасону и иным свойствам, то вы вынуждены продать их за меньшую цену. Разница между первоначальной покупкой и последующей продажной ценой обозначается в экономике термином "необратимые затраты". Эти затраты являются потерями и не учитываются при принятии экономических решений, ориентированных на будущее. Действительно, они характеризуют упущенные возможности, связанные с непродуманным решением, принятым раньше. С такими решениями приходится встречаться гораздо чаще, чем думают. В особенности это касается решений, когда приоритет при их принятии отдается не экономическим, а политическим, национальным и иным факторам, например, когда строится завод в национальной республике, где отсутствуют необходимое для производства сырье и квалифицированные кадры, отдалены рынки сбыта и т.п. В итоге все "необратимые затраты" осуществляются за счет инвесторов, будь то акционерная компания или налогоплательщики государства.
Наконец, предельные затраты следует отличать от средних затрат, которые определяются как частное от деления общих затрат на количество продукции. Очевидно, что предприятие не может продавать свою продукцию ниже средних затрат, или издержек, ибо в таком случае оно неминуемо обанкротится. Поэтому средние издержки являются важным показателем его работы.
Между средними и предельными издержками существует определенная связь, согласно которой предельные издержки должны равняться средним издержкам в том случае, когда величина последних достигает своего минимума. Поэтому о деятельности предприятия лучше всего можно судить именно по предельным затратам или издержкам. Вот почему любые экономические решения должны основываться на маржинальном, или предельном, анализе.
Сравнивать эффективность или неэффективность альтернативных экономических решений мы можем на основе предельных сопоставлений, а такие сопоставления предполагают оценку того, с какими приращениями мы имеем дело в пределе, на границе изменения соответствующих величин. Будут ли такие приращения затрат положительными или отрицательными, каковы будут предельные, или дополнительные, затраты — все это в основном и определяет характер экономического решения.
По своей форме предельные издержки во многом сходны с предельной полезностью, ибо в последнем случае речь также идет о дополнительной добавочной полезности товара. С этой точки зрения все предельные понятия можно рассматривать как дифференциальные понятия, поскольку в них речь идет о приращении соответствующих величин (полезности, затрат и т.п.). Однако по конкретному содержанию они существенно различаются, в чем можно наглядно убедиться, сравнив кривые предельных издержек и предельной полезности. Для этого построим график предельных издержек (рис. 1) и сравним его с графиком предельной полезности.
ТС
МС
Общие
издержки
МС Спрос С
Р Спрос
Предельные Предельные
издержки издержки
Количество товара Количество товара
Рис. 1а Рис. 1б
На графике 1 в более удобном масштабе представлена так же кривая предельных издержек, которую пересекает в точке С постоянная кривая спроса. Не трудно понять, что кривая предельных издержек является в то же время кривой конкурентного предложения предприятия или фирмы. В точке С где эта кривая пересекается с горизонтальной спроса, предельные издержки в точности равны устоявшейся равновесной цене. Это значит, что если предприятие может продавать любое количество своей продукции по рыночной цене, то именно его предельные издержки будут равны этой цене. Данное условие может быть выражено как требование достижения равновесия предприятия на кривой спроса, т.е. МС=Р, где Р обозначает цену, а МС– предельные издержки.
Таким образом, понятие предельных издержек дает возможность предприятию прогнозировать конкурентное предложение своей продукции. Для этого необходимо построить кривую предельных издержек и отождествить ее с кривой предложения. Тогда можно ожидать, что максимальная прибыль будет достигнута в точке пересечения кривой предложения с линией равновесной рыночной цены.
Но не только этот вывод можно получить из анализа кривой предельных издержек. Если взглянуть на дело не с точки зрения отдельного предпринимателя, а шире, учитывая интересы благосостояния общества, то нетрудно заметить, что экономика будет добиваться наибольшей отдачи от ограниченных ресурсов, технических возможностей и знаний только тогда, когда цены на товары будут устанавливаться в соответствии с предельными издержками.
Можно также сказать, что оптимальная организация экономики предполагает уменьшение до минимума средних издержек производства. Ясно, что пока доход от последней дополнительно проданной единицы товара будет превышать его предельные издержки, прибыль предприятия будет увеличиваться. Максимального значения она достигнет именно в точке пересечения кривой предложения и равновесного спроса. За ней предельные издержки будут расти, а цена останется неизменной, что вынудит предприятие прекратить производство.
Эффективная экономика предполагает оптимальное распределение имеющихся в распоряжении общества ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей в товарах необходимого ассортимента и качества. Для достижения благосостояния общества и роста эффективности его экономики необходимо определенное соответствие между предельной полезностью и предельными издержками в каждой отрасли производства. Это значит, что если предельная полезность, например, порции творога в 100 г в 4 раза меньше, чем такой же порции сыра, то рыночная цена, соответствующая его предельным издержкам, должна быть в четыре раза меньше. Отсюда становится ясной тесная взаимосвязь между понятиями предельной полезности и предельных издержек: если предельная полезность характеризует спрос на товар, то предельные издержки — его предложение, и поэтому для равновесия спроса и предложения необходимо добиться соответствия между предельными издержками и полезностью. Следует, однако, помнить, что такие соотношения имеются лишь в рамках совершенной конкуренции, когда выгода одного предприятия, как установил еще В. Парето, достигается за счет ухудшения дел у другого предприятия 1.
Эффективное распределение ресурсов требует выравнивания предельных издержек с ценами товаров, и поэтому рынок направляет ресурсы туда, где издержки меньше, чем в других предприятиях.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 241.