ЭВОЛЮЦИЯ ПОДХОДОВ К АНАЛИЗУ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Финансовый анализ представляет собой способ накопления, трансформации и использования информации финансового хара­ктера, имеющий целью:

оценить текущее и перспективное финансовое состояние пред­приятия;

оценить возможные и целесообразные темпы развития пред­приятия с позиции финансового их обеспечения;

выявить доступные источники средств и оценить возможность и целесообразность их мобилизации;

спрогнозировать положение предприятия на рынке капиталов.

В основе финансового анализа, равно как и финансового менеджмента в целом, лежит анализ финансовой отчетности. Для России этот фрагмент финансового анализа имеет приоритетное значение в силу ряда обстоятельств, в частности, недостаточная развитость финансового рынка снижает значимость такого фраг­мента, как анализ рисков и т. п.

Историческим аспектам возникновения систематизированно­го анализа финансовой отчетности (САФО) внимания уделяется сравнительно мало; это характерно для исследований как отечественных, так и западных специалистов в области истории бух­галтерского учета и анализа. Это тем более странно, ибо отчет­ность составляется именно для того, чтобы ее анализировать.

Несмотря на то что оценка финансового состояния предпри­ятия в том или ином виде проводилась менеджерами, вероятно, с незапамятных времен, обособление систематизированного ана­лиза отчетности в отдельный раздел финансового анализа про­изошло сравнительно недавно — в конце XIX в. Именно в это время в западной учетно-аналитической практике в приложении к отчету железнодорожного транспорта появились первые рас­четы некоторых относительных показателей, характеризующих ликвидность компаний и эффективность затрат.

В настоящее время западными специалистами (например J. О. Horrigan) выделяется пять относительно самостоятельных подхо­дов в становлении и развитии САФО. Очевидно, что такое деле­ние является достаточно условным — в той или иной степени эти подходы пересекаются и взаимодополняют друг друга.

Первый подход связан с деятельностью так называемой «шко­лы эмпирических прагматиков» (Empirical Pragmatists School). Ее представители — профессиональные аналитики, которые, рабо­тая в области анализа кредитоспособности компаний, пытались обосновать набор относительных показателей, пригодных для такого анализа. Таким образом, их цель состояла в отборе таких индикаторов, которые могли бы помочь аналитику ответить на вопрос: сможет ли компания расплатиться по своим краткосроч­ным обязательствам? Этот аспект анализа деятельности компа­нии рассматривался ими как наиболее важный, именно поэтому все аналитические выкладки строились на использовании показа­телей, характеризующих оборотные средства, собственный обо­ротный капитал, краткосрочную кредиторскую задолженность. Наиболее удачливые представители этой школы сумели убедить компании, специализирующиеся в оценке, анализе и управлении финансовыми ресурсами и кредитной политикой, в целесообраз­ности такого подхода. В качестве примера можно привести раз­работки Роберта Фоулка (Robert Foulke), сделанные им в начале 50-х годов для крупнейшей в мире информационной компании «Дан энд Брэдстрит» (The Dun & Bradstreet Corporation). (Эта компания, основанная в 1841 г., имеет в своем банке данных сведения о 30 млн. компаний мира; объем продаж составляет около 5 млрд. дол. в год.) Основным вкладом представителей этой школы в разработку теории САФО, по мнению Пола Барнса (Paul Barnes), является то, что они впервые попытались показать многообразие аналитических коэффициентов, которые могут быть рассчитаны по данным бухгалтерской отчетности и являют­ся полезными для принятия управленческих решений финансово­го характера. Второй подход обусловлен деятельностью школы «статисти­ческого финансового анализа» (Ratio Statisticians School). Появле­ние этой школы связывают с работой Александра Уолла (Alexander Wall), посвященной разработке критериев кредитоспо­собности и опубликованной в 1919 г. Основная идея представите­лей этой школы заключалась в том, что аналитические коэффици­енты, рассчитанные по данным бухгалтерской отчетности, полез­ны лишь в том случае, если существуют критерии, с пороговыми значениями которых эти коэффициенты можно сравнивать. Раз­работку подобных нормативов для коэффициентов предполага­лось делать в разрезе отраслей, подотраслей и групп однотипных компаний путем обработки распределений этих коэффициентов с помощью статистических методов. Обоснованное обособление однотипных компаний в страты, для каждой из которых могли бы быть разработаны индивидуальные аналитические нормати­вы, было одной из основных задач, обсуждаемых представителя­ми школы. Начиная с 60-х годов, в рамках этого направления проводятся исследования, посвященные коллинеарности и устой­чивости коэффициентов. В частности, исследования показали, что коэффициентам характерна временная и пространственная мультиколлинеарность, что обусловило появление новой актуальной задачи — классификации всей совокупности коэффициентов на группы: показатели одной и той же группы коррелируют между собой, но показатели разных групп относительно независимы.

Третий подход ассоциируется с деятельностью школы «мультивариантных аналитиков» (Multivariate Modellers School). Пред­ставители этой школы исходят из идеи построения концептуальных основ САФО, базирующихся на существовании несомненной связи частных коэффициентов, характеризующих финансовое состояние и эффективность текущей деятельности компании (например, ва­ловой доход, оборачиваемость средств в активах, запасах, расчетах и др.), и обобщающих показателей финансово-хозяйственной де­ятельности (например, рентабельность авансированного капитала). Это направление связано с именами Джеймса Блисса (James Bliss), Артура Винакора (Arthur H. Winakor) и др., работавших над этой проблемой в 20-е годы. Основную задачу представители этой школы видели в построении пирамиды (системы) показателей. Определенное развитие это направление получило в 70-е годы в рамках построения компьютерных имитационных моделей взаимо­связи аналитических коэффициентов и рыночной цены акций.

Четвертый подход связан с появлением «школы аналитиков, занятых прогнозированием возможного банкротства компаний» (Distress Predictors School). В отличие от первого подхода пред­ставители этой школы делают в анализе упор на финансовую устойчивость компании (стратегический аспект), предпочитая пе­рспективный анализ ретроспективному. По их мнению, ценность бухгалтерской отчетности определяется исключительно ее спосо­бностью обеспечить предсказуемость возможного банкротства. Первые попытки анализа деятельности фирм-банкротов были предприняты в 30-е годы А. Винакором и Рэймондом Смитом (Raymond F. Smith); в наиболее законченном виде методика и техника прогнозирования банкротства представлены в работах Эдварда Альтмана (Edward Altman).

Наконец, пятый подход, представляющий собой самое новое по времени появления направление в рамках САФО, развивается с 60-х годов представителями школы «участников фондового рынка» (Capital Marketers School). Так, по мнению Джорджа Фостера (George Foster), ценность отчетности состоит в возмож­ности ее использования для прогнозирования уровня эффектив­ности инвестирования в те или иные ценные бумаги и степени связанного с ним риска. Ключевое отличие этого направления от вышеописанных состоит в его излишней теоретизированности; не случайно оно развивается главным образом учеными и пока еще не получило признания у практиков.

Что касается дальнейших перспектив развития САФО, то его связывают прежде всего с разработкой новых аналитических коэффициентов, а также с расширением информационной базы анализа. Достаточно очевидно, что аналитические расчеты, в особенности перспективного характера, не могут быть выпол­нены по данным только бухгалтерской отчетности, аналитичес­кие возможности которой, безусловно, ограничены.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 218.