Групповая внеклассная работа
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Групповые внеклассные занятия проводятся обычно в форме школьных кружков юных натуралистов. Вначале это может быть временная группировка учащихся, объединяемых общей конкретной задачей, общим планом работы, которая потом по мере взросления и накопления

знаний перерастает в постоянный кружок. Они проводят коллективное наблюдения за объектами природы, ставят опыты, обсуждают их результаты. Работа, проводимая в подобных кружках, дает богатый материал для развития у детей устной и письменной речи.

Занятия кружков происходят обычно по окончании уроков, в присутствии учителя, организующего и направляющего работу детей. Задача учителя - организовать занятия детей таким образом, чтобы работа, проводимая или во время внеклассных занятий, не дублировала классной работы. На этом основании следует разнообразить не только материал, выдаваемый учащимся для занятий, но, где возможно, и цель предстоящей работы.

По мере изучения природы у детей постепенно начинают выявляться вкусы и запросы. Одних привлекают растения, других - животные, третьим интересно изучение минералов. В III-IV классах значительная группа ребят проявляет интерес к изучению явлений и объектов неживой природы, к постановке опытов по изучению свойств веществ. Яркие сезонные явления и сопутствующие им работы в уголке живой природы или с комнатными растениями, естественно, привлекают внимание и интересы детей в сторону новых объектов.

Работа детей в кружках дает возможность глубже изучить предмет, использовать результаты некоторых опытов на уроках, способствует развитию интереса к предметам естественного цикла. Кружок не отвлекает учащихся от основной учебной работы, а наоборот, помогает им усвоить необходимые знания, развить определенные умения и навыки. Учебная работа в классе служит как бы теоретической основой для самостоятельной работы в кружке, а работа в кружке способствует оживлению работы на уроке. Кроме того, в кружке можно организовать сбор материала, составление коллекций, изготовление наглядных пособий, которые с успехом используются впоследствии на уроках. Опыты, поставленные на внеклассных занятиях, можно продемонстрировать на уроке или обсудить их результат.

Работа учащихся в кружке является хорошим средством воспитания. Часто в результате этих занятий неуспевающие ученики начинают проявлять интерес и лучше заниматься, у них развивается интерес к чтению, что очень важно в начальных классах. У многих детей обнаруживаются большие способности, инициатива, изобретательность. Кроме того, кружок способствует экологическому образованию и природоохранному воспитанию учащихся. У них развивается чувство любви к природе, ответственности за сохранение ее богатств. Они приучаются заботится о живых организмах.

Работа в кружке проводится систематически, по программе, которую определяет учитель, исходя из запросов детей. В кружке сочетаются индивидуальная работа каждого ученика с коллективной. Юные натуралисты объединены общей целью, достижение которой связано с преодолением определенных трудностей, которые должны быть им посильны.

Количество учащихся в кружке младших школьников не должно превышать 10-15 человек. Занятие можно проводить 1 раз в неделю или 2-3 раза в месяц. Работа кружка должна быть тщательно продумана и спланирована, в ней должны сочетаться экспериментальные практические и теоретические задания, работа с научно-популярной литературой. На кружковых занятиях может проводиться большая краеведческая работа по изучению истории города или поселка, его природы, животного и растительного мира.

С самого начала важно создать детский коллектив, объединенный общей совместной работой. Поэтому занятия в кружке целесообразно начинать с общей работы, а затем переходить на индивидуальные и звеньевые. Это может быть экскурсия в природу для проведения наблюдений и сбора материала, в музей, просмотр учебного или научно-популярного кинофильма о природе с последующим обсуждением и т.д. М.Н.Скаткин, Б.В.Всесвятский П.И.Боровицкий, Б.Б.Райков предлагают различную тематику для кружковой работы. Так, для 1-го года занятий в кружке можно предложить тему «Сезонные изменения в природе», а также работу в уголке живой природы, наблюдение и уход за комнатными растениями и домашними животными.

Для кружков 2-3-го года тематика более разнообразна: «Звери нашей местности», «Птицы наших лесов», «Лекарственные растения», «Полезные ископаемые нашей местности», «Охрана природы». Кроме того, это работа в уголке живой природы, на пришкольном участке, сбор материала и составление коллекций.

Внеклассные занятия отдельных учащихся и кружков можно связать с массовыми мероприятиями, проводимыми школой: «День птиц», «День леса» биологические и географические викторины и т.д.

Члены кружка могут подготовить с помощью учитая* небольшое сообщение о значении и приемах привлечь ния полезных птиц, подобрать иллюстративный матердо ал. В своем кружке учащиеся под руководством и с помощью учителя подготовляют материал на тему о пользе леса, об использовании его в хозяйстве. Отчет о проден данной работе заслушивается сначала в кружке, а затем (частично или в целом виде) сообщается в классе. Там же оформляется и выставка.

Разрабатывая тематику кружковых занятий, необходимо исходить из условий и возможностей школы, состава учащихся, их общего развития, индивидуальных склонно-' стей и интересов.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 165.