Анализ прибыли от реализации продукции.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основная часть чистой прибыли предприятия — это валовая прибыль от реализации продукции. В соответствии с данными таблицы 2. в отчетном году этот показатель в общей сумме чистой прибыли составляет 13931 тыс. грн., то есть больше чистой прибыли на 2438,0 тыс. грн. Прибыль от реализации продукции определяют как разность между объемом реализованной продукции в действующих ценах и ее себестоимостью. Объем реализации предварительно уменьшается на величину налога на добавленную стоимость, акцизного сбора, других отчислений.

Анализ прибыли от реализации продукции начинают проверкой баланса товарной продукции и общей оценкой меры влияния на выполнение плана прибыли изменений прибыли в остатках нереализованной продукции на конец и начало года, который дает возможность обнаружить меру влияния на прибыль от реализации товарной продукции изменений в выполнении плана по выпуску продукции и по остаткам нереализованной продукции. Такую проверку проводят на основании использования данных форм годовой отчетности № 1, 2, 5 в соответствии с которыми баланс товарной продукции составляется в оптовых ценах и по себестоимости по форме, которая приведенная в таблице 2.

 

Таблица 2. Баланс товарной продукции предприятия

Из приведенных данных таблицы видно: сверхплановая прибыль от реализации товарной продукции составляет1108 тыс. грн., то есть на 8,6% больше плана. Перевыполнение плана прибыли от реализованной продукции увеличило прибыль на 1292 тыс, грн., в то время, как увеличение остатков нереализованной продукции на конец года уменьшило прибыль от реализации на 184 тыс. грн. Из-за этого в процессе анализа необходимо выяснить причины, по которым нереализованная продукция осталась на складе. Если в ходе изучения возрастания остатков будет установлено, что на предприятии большие остатки товаров не имеют спроса, необходимо определить, почему на них был заключенный договор и которая из сторон (заказчик или производитель) не выполнила условий договора и к кому будут применять экономические санкции.

После общей оценки выполнения плана по прибыли от реализации продукции проявляют факторы, которые влияют на его выполнение.

На размер прибыли от реализации продукции влияют такие факторы: изменение объема реализованной продукции, изменение себестоимости, изменение оптовых цен, изменение ассортимента и структуры реализованной продукции.

Анализ выполнения плана по прибыли от реализации продукции и оценка меры влияния факторов на его изменение проводится по данным отчета о финансовых результатах, бизнес-плану, которые приведены в таблице 3.

 

Таблица 3. Реализация продукции предприятия в отчетном году (тыс. грн.)

Как видно из данных, приведенных в таблице 3. прибыль от реализации товарной продукции увеличилась сравнительно с планом на 1108 тыс.грн., (13931 — 12823). Рассмотрим конкретнее методику расчета влияния любого из названных факторов.

1. Влияние изменения объема реализации продукции на прибыль определяют путем умножения плановой прибыли на процент перевыполнения (недовыполнения) плана из объема реализации продукции. Последний определяют делением выручки от реализации по плану на фактически реализованную продукцию по плановой выручке от реализации, предварительно уменьшив их на величину налога на добавленную стоимость, если реализация осуществляется по оптовым ценам промышленности. В нашем случае план из реализации продукции выполнен на 100,5% (90850 : 90400 х 100). Таким образом, перевыполнение плана по реализации на 0,5% при других одинаковых условиях обусловило увеличение прибыли на 64,1 тыс. грн. (12823 х 0,5 / 100).

Рассмотренная методика расчета влияния фактора изменения объема реализации на прибыль не является единой. Предложенный порядок расчета обосновывается тем, что реализация, как и выпуск продукции, планируется и учитывается в оптовых ценах, которые являются стабильнее, чем себестоимость, которая практически изменяется каждый год. Тем не менее объем реализации продукции, в оптовых ценах в определенной мере зависит от структурных сдвигов в составе продукции. По этой причине при наличии структурных сдвигов выполнения плана реализации продукции в оптовых ценах не будет совпадать с процентом выполнения плана, определенного по полной плановой себестоимости, хотя состав продукции в обоих случаях будет одинаковым. Так в нашем примере процент выполнения плана реализации в оптовых ценах составляет 100,5%, а в оценке по полной плановой себестоимости - 100,55% (78005 х 100 / 77577). Расхождение на 0,05% является результатом структурных сдвигов, а не изменения физического объема продукции, которая остается одинаковой. Поэтому ряд экономистов считает целесообразнее в анализе прибыли исходить из процента выполнения плана реализации продукции, которая определяется на базе полной плановой себестоимости. На практике используют оба способа, тем не менее более шире применяют первый.

2. Для расчета меры влияния на отклонение прибыли фактора изменения себестоимости необходимо от фактической себестоимости отнять себестоимость по плану на фактически реализованную продукцию. Влияние этого фактора - обратно пропорциональное. То есть, если разность между этими показателями показывает снижение себестоимости, это означает, что прибыль на эту же сумму увеличивается, и наоборот. В нашем примере производственная себестоимость на фактический объем реализации увеличилась на 616 тыс. грн, (78621 - 78005). А прибыль от реализации товарной продукции за счет этого уменьшилась сравнительно с планом на 616 тыс. грн.

3. Влияние изменения оптовых цен на прибыль от реализации продукции определяют путем сопоставления фактической суммы выручки от реализации продукции без налога на добавленную стоимость с выручкой от реализации продукции по плановым ценам на фактически реализованную продукцию (92552 - 90850). Из-за изменения цен прибыль увеличилась на 1702 тыс. грн. Анализируя влияние данного фактора, следует дифференцировать изменение цен. Предприятиям предоставлено право устанавливать на свою продукцию договорные цены, которые, как правило, могут быть выше оптовых. Кроме того, при условии расширения границ внешнеэкономической деятельности, если предприятия получили возможность самостоятельного выхода на внешний рынок, последние могут реализовывать свою продукцию по экспорту по контрактным ценам (в соответствии с заключенным контрактом), которые могут отличаться от действующих оптовых цен на внутреннем рынке.

4. Изменение ассортимента и структуры реализованной продукции влияет на прибыль из-за того, что рентабельность отдельных изделий является неодинаковой. При увеличении в составе реализации продукции удельного веса изделий с рентабельностью, которая превышает среднюю по предприятию, прибыль увеличивается, и наоборот. Расчет меры влияния фактору изменения ассортимента и структуры реализованной продукции на прибыль осуществляется несколькими способами.

Наиболее часто для расчета используют формулу:

Ас = (Р% -Рс%) / 100, где:

Ас — влияние изменения ассортимента и структуры;

Р %, Рс % — процент выполнения плана реализации соответственно по оптовым ценам и по полной себестоимостью;

Рс — плановая полная себестоимость реализованной продукции.

В нашем примере Рс == 77577 тыс. грн., Р% = 100,5%, Рс% =100,55%. Подставив эти данные в формулу, определим, что за счет изменения ассортимента и структуры прибыль от реализации товарной продукции уменьшилось на 42,1 тыс. грн.

Ас = (100,5 -100,55) / 100 = - 42,1 тыс.грн.

Расчет меры влияния фактора изменения ассортимента и структуры реализации на прибыль можно осуществить и другими способами.

Так, разность между прибылью по плану на фактическим объемом реализованной продукции и прибылью по утвержденному плану дает величину влияния двух факторов: изменения объема реализованной продукции и изменения ассортимента и структуры реализации. В нашем примере мера этого влияния оценивается в 22 тыс. грн. (12845 — 12823). Зная, что благодаря перевыполнению плана реализации на 0,5% прибыль увеличилась на 64,1 тыс. грн., определяем, что влияние изменения ассортимента и структуры на отклонение по прибыли составляет - 42,1 тыс, грн. (+22 - (+64,1)).

Самым простейшим является сальдовый способ расчета влияния данного фактора, по которому от общей величины абсолютного отклонения по прибыли отнимается алгебраическая сумма влияния предшествующих четырех факторов. В нашем примере результат влияния фактора изменения ассортимента и структуры, рассчитанным этим способом также будет составлять 42,1 тыс. грн.:

(1108 - 64,1 - (-616) - 1702)).

Этот способ является самым простейшим из приведенных, но применение его в практике расчетов имеет существенный недостаток. Если один из четырех предварительно рассчитанных факторов будет определен неправильно то и расчет меры влияния фактора изменения ассортимента и структуры за этим способом будет неправильным.

Заканчивается анализ меры влияния факторов на прибыль от реализации товарной продукции обобщением проведенных выше расчетов, для чего целесообразно использовать аналитическую таблицу 4.

Таблица 4. Расчет меры влияния факторов на отклонения фактической прибыли от плпновой (тыс. грн.)

2.3. Анализ результатов от другой операционной, финансовой и инвестиционной деятельности  

В составе чистой прибыли большинства промышленных предприятий значительный удельный вес занимают результаты от реализации продукции, выполнения работ и предоставления отдельных услуг, которые не включаются в товарную продукцию, а также внереализационные прибыли (убытки) от финансовой и инвестиционной деятельности. Так, по предприятию, деятельность которого анализируется, в отчетном году убытки от другой операционной деятельности составляли 0,28% общей суммы чистой прибыли, а результат от финансовой и инвестиционной деятельности — 0,73%. Наличие этих сумм и тенденции их возрастания в отдельные периоды объективно вызовут необходимость детального анализа причин их возникновения. Для проведения анализа используют данные финансовой отчетности формы № 2, а также данные бухгалтерского и оперативного учета.

В нашем примере (см. табл.1.) от другой операционной деятельности предприятие имело убытки в сумме 39 тыс. грн. В сравнении с прошлым годом они возросли на 13 тыс. грн. Эти убытки получены от реализации покупных товаров и сверхнормативных материальных ценностей, которые, как правило, реализуются по ценам, ниже фактической себестоимости. Поскольку реализация этих ценностей имеет большей частью разовый характер, ее не планируют. Тем не менее в практике работы предприятий прибыли (убытки) от другой реализации продукции могут планироваться (например, реализация продукции подсобного сельского хозяйства, предоставление услуг автотранспорта и др.) В таких случаях необходимо проводить глубокий анализ результатов от другой операционной деятельности продукции по видам деятельности, выявлять причины сверхплановых убытков с целью устранения их в будущем.

Другие операционные доходы и прочие операционные затраты в зависимости от специфики их образования и особенностей экономического содержания делятся на две группы:

¨ прибыли (убытки), являющиеся результатом применения экономических санкций (нарушений условий договора, условий перевозок, условий расчетов);

¨ прибыли (убытки), являющиеся результатом хозяйственной деятельности, а чаще бесхозяйственности, если идет речь об убытках.

Наличие такого распределения внереализационных результатов требует дифференцированного подхода к их анализу. Для общей оценки изменения этих результатов в сравнении с предшествующими периодами (внереализационные прибыли или убытки, как правило не планируются) целесообразно использовать аналитическую таблицу 5.

Таблица 5. Внереализационная прибыль (убытки) предприятия (тыс.грн.)

 

Из приведенных в таблице 5.  данных видно, что сальдо внереализационных убытков по сравнению с прошлым годом уменьшилось на 37 тыс. грн. (138 - 101). Частично это обусловлено увеличением внереализационных прибылей на 15 тыс. грн. В то же время внереализационные убытки уменьшились по всем статьям на сумму 22 тыс. игры. В отчетном году вследствие превышения внереализационных убытков над прибылями чистая прибыль уменьшилась на 101 тыс. грн. Поскольку эта сумма является прямым резервом роста прибыли предприятия на следующем этапе анализа необходимо детально изучить причины образования убытков.

Наибольший удельный вес во внереализационных убытках в промышленности занимают потери от применения к предприятию экономических санкций в виде оплаты разного рода штрафов, пени, неустоек.

По данным таблицы 5. эта группа внереализационных убытков в отчетном году составляет 98% общей суммы убытков. Экономические санкции могут применяться к предприятиям со стороны потребителей, поставщиков, транспортных организаций, вышестоящих органов за недопоставку продукции, несоблюдение сроков поставки, поставку продукции сниженного качества, задержку платежей за товарно-материальные ценности, простои железнодорожных вагонов, и т.п..              

Поскольку экономические санкции применяют к предприятию и его контрагентов из-за разнообразных причин, анализ может включать обязательное поэлементное их изучение с целью выявления самых значительных причин возникновения внереализационных убытков. Данные об этом могут быть сгруппированы в таблице 6.

Таблица 6. Анализ экономических санкций, примененных к предприятию и его контагентам (тыс. грн.)

 

Анализ данных табл.6. свидетельствует о том, что наибольшие убыткипредприятие получило из-за нарушения сроков оплаты счетов поставщиков за товарно-материальные ценности вследствие временных финансовых трудностей. В связи с этим необходимо установить, могло ли предприятие избежать этих потерь на базе использования факторингових расчетов, или получении в банке, на погашение прострочки, коммерческого займа.

Значительная сумма убытков возникла на предприятии вследствие нарушений условий договора на поставку продукции (78 тыс. грн.), хотя по этой самой причине предприятие получило в виде штрафа от поставщиков за недопоставку материалов и комплектующих изделий 174 тыс. грн.

При анализе экономических санкций особое внимание необходимо обратить на полноту внесения в бюджет средств за нарушение порядка утверждения и применения цен и тарифов, реализации продукции, изготовленной с отклонением от стандартов и технических условий, нерациональное использование материальных ресурсов и т.п..

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 218.