Для продуктивного контакта с людьми сотруднику таможенных органов мало обладать специальными познаниями, нужна еще особая психологическая подготовленность в сфере общения. Имеются в виду развитые качества рефлексии - опережающего восприятия, предвидения возможных поступков собеседника, способности быстро ориентироваться в свойствах его личности. Овладение искусством понимать людей и на этой основе управлять их поведением является важнейшим признаком профессионализма сотрудников таможенных органов.
Основу психологии профессионального общения в работе сотрудника таможенных органов составляют его общие и специфические закономерности. Последние определяются характером оперативно-служебных задач, содержанием и целями конкретной ситуации.
Выделяются следующие виды профессионального общения сотрудников таможенных органов:
1. Общение сотрудника с коллегами по работе в служебном коллективе;
2. Общение с лицами, причастными к совершению правонарушений;
3. Общение с лицами, оказывающими содействие в предупреждении, выявлении и раскрытии преступлений;
4. Общение с лицами, скрывающими информацию о преступлении, вступающими в конфликт с сотрудниками таможенных органов;
5. Общение с иными лицами.
Общение сотрудника в коллективе характеризуется следующими основными особенностями:
- формализованностью и регламентацией служебного общения статусом сотрудников, их должностными обязанностями, правами и ответственностью, приказами, инструкциями и другими нормативными актами;
- сочетанием в эпизодах общения служебных, общественных и личных целей и интересов сотрудников таможенных органов;
- знанием участниками общения личных особенностей и стилей поведения друг друга;
- особой регламентацией движения оперативной информации.
Общение сотрудника с лицами, указанными в пунктах 2,3,4,5 может отличаться следующими особенностями:
- скрытым или открытым противодействием, установкой на борьбу;
- высоким уровнем ответственности;
- зачастую оно носит публичный характер;
- высокой эмоциональной напряженностью, фрустрированностью;
- часто носит стрессовый характер;
- правовой регламентацией и, как правило, фиксацией содержания.
Таким образом, в содержании и методах психологической подготовки сотрудников таможенных органов необходимо учитывать:
1. Трудности общения, определяемые сложностью, проблемностью служебной деятельности и самих ситуаций профессионального взаимодействия;
2. Особенности профессиональных контактов, формирующих у сотрудников таможенных органов опыт решения трудных ситуаций;
3. Типичные варианты личных затруднений и неадекватного общения сотрудников - стратегии обходного решения проблем, уклонения от сложных вариантов общения, профессиональная ограниченность и ригидность личностного пространства общения и т.д.
Отсюда система обучения сотрудников таможенных органов технике общения должна включать анализ типичных вариантов служебного взаимодействия (соответствующих интеракций), типичные стратегии и личностные предпочтения (индивидуальный стиль) общения, а также содержание и структуру процессов коммуникации.
В процессе общения необходимо выделять три стороны:
· взаимодействие друг с другом (интерактивная сторона);
· восприятие и понимание другого человека (перцептивная сторона);
· обмен информацией (коммуникативная сторона).
Взаимодействие друг с другом - характеристика тех компонентов общения, которые связаны с непосредственной организацией их совместной деятельности. Основными компонентами процесса взаимодействия являются люди, участвующие в нем, их взаимная связь и вытекающее отсюда взаимное воздействие друг на друга.
Не менее существенным компонентом процесса взаимодействия общающихся индивидов является и факт их взаимных изменений, как результат взаимовлияния друг на друга.
Различают два основных типа взаимодействия: кооперация и конкуренция.
Кооперация подразумевает сотрудничество, согласие, ассоциацию, приспособление, что способствует общению. Конкуренция же подразумевает соперничество, конфликт, оппозицию, диссоциацию. Конкуренцию можно рассматривать как положительно, так и отрицательно влияющей на процесс общения.
К числу некоторых признаков поведения при общении относят:
- стремление к солидарности, подбадривание других;
- спокойствие, чувство удовлетворенности, легкое и непринужденное поведение со всеми;
- свободное высказывание мнений, оценка событий, фактов ...
- высказывание неодобрения, отказ от участия в совместной деятельности;
- проявление напряженности (стесненность, беспокойство...).
Восприятие и понимание человека человеком .
Процесс формирования образа другого человека достигается "прочтением" физических характеристик, психологических свойств и особенностей поведения. Основными механизмами познания другого человека являются идентификация и рефлексия.
При оценке восприятия необходимо учитывать:
1. Объект восприятия не пассивен и не безразличен по отношению к воспринимающему субъекту, воздействуя на субъект восприятия, воспринимаемый человек стремится трансформировать представление о себе в благоприятную для своих целей сторону.
2. Внимание субъекта сосредоточено на смысловых и оценочных интерпритациях объекта восприятия, в том числе и причинных.
3. Восприятие характеризуется большой слитностью познавательных и эмоциональных компонентов.
Коммуникативная сторона общения заключается в выявлении специфики информационного процесса между людьми как активными субъектами, т.е. с учетом отношений между партнерами, их установок, целей, намерений, что приводит не просто к "движению" информации, но и к уточнению и обогащению тех знаний, которыми обмениваются люди.
Сама по себе информация, исходящая от коммуникатора, может быть двух типов:
1. Побудительной - рассчитанной на стимуляцию действий /активизацию - запрет - дестабилизацию/.
2. Констатирующей - выступающей в форме сообщения, не предполагающей непосредственного изменения поведения.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 206.