В условиях рыночной экономики весьма важна эффективность управления финансовыми ресурсами. От того, насколько своевременно и целесообразно они трансформируются в основные и оборотные средства, покрывают текущие обязательства перед поставщиками, работниками, учредителями и государством, зависит финансовая состоятельность каждого предприятия.
Финансы предприятия обслуживают исключительно денежные отношения. Поэтому неденежные расчеты (бартер) и другие аналогичные механизмы представляют собой следствие неразвитости рыночных отношений.
На противоположном «полюсе» проблемы бартера, содержание которого может быть кратко объяснено как движение товаров без денег, существуют вопросы необоснованных авансов, по существу отражающие движение денег без товаров. Кроме заведомого искажения финансовых взаимосвязей, подмены банковского кредита так называемой предоплатой, авансы способствуют уклонению от налогообложения, используются недобросовестными руководителями предприятий в хозяйственных операциях, которые в перспективе также могут привести производственные компании к банкротству.
С понятием финансового оздоровления тесно связан такой негатив современной российской действительности как преднамеренное банкротство, которое становится технологией захвата и перераспределения собственности. Здесь речь не идет о финансовом оздоровлении и восстановлении платежеспособности, а о разорении зачастую финансово благополучных предприятий. Поэтому в российском законодательстве должны использоваться более эффективные нормы, противодействующие этому нерыночному негативному явлению.
Следует подчеркнуть, что финансовое оздоровление и восстановление платежеспособности предприятий совсем не обязательно связывать с их несостоятельностью (банкротством) и принимать соответствующие меры, когда хозяйствующий субъект входит в предбанкротное состояние. Разумеется, до того момента, пока нет оснований начинать производство по делу о несостоятельности должника, пока сама организация в терминологии Закона о несостоятельности ещё должником не является, применяются общие правила законодательства о предпринимательстве, регулирующие хозяйственно-финансовый оборот. Предупредительное (досудебное) принятие мер по финансовому оздоровлению, именно для целей восстановления платежеспособности производственной компании, должна рассматриваться как системная работа и являться обязанностью каждого предприятия.
Вместе с тем, именно в нормах о финансовой несостоятельности законодатель определяет и довольно подробно регламентирует основные подходы к восстановлению платежеспособности организаций. Например, в ст. 109 закона о несостоятельности в числе таких мер установлены: перепрофилирование производства; закрытие нерентабельных производств; взыскание дебиторской задолженности; продажа части имущества должника; уступка требований должника; исполнение обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами; увеличение уставного капитала должника за счёт взносов участников и третьих лиц; размещение дополнительных обыкновенных акций должника; продажа предприятия должника; замещение активов должника; иные меры по восстановлению платежеспособности должника.
В целом, нормотворчество последних лет характерно высокой активностью российских органов государственной власти в части принятия правовых мер, направленных на улучшение финансового состояния и восстановление платежеспособности хозяйствующих субъектов. На наш взгляд, с одной стороны, можно обоснованно говорить о формирующейся государственной политике регулирования данной сферы, с другой стороны, изучение указанных законодательных предписаний необходимо для эффективного управления финансами и предупреждения банкротства каждому предприятию.
Итак, финансовое оздоровление предприятия это приведение его в состояние, которое позволяет своевременно и в полном объёме исполнять денежные обязательства и платежи, обеспечивать надлежащий оборот потоков финансовых ресурсов, исключающий их дисбаланс и проявление признаков неплатежеспособности. Ключом для достижения положительного результата финансового оздоровления является своевременное начало и системный характер соответствующих мероприятий.
Реформирование российской экономики обусловливает большой научно-практический интерес к проблеме финансового оздоровления производственных компаний, причём по взаимосвязи с мерами государственного регулирования, финансирования и контроля, а также с инвестиционно-проектной ролью кредитных организаций в этом процессе. Системный подход к соответствующим экономическим решениям должен состоять в сочетании активной финансовой политики государства с усилиями самих производственных компаний. Это позволит постоянно осуществлять: 1) регулярный мониторинг и диагностику платежеспособности промышленных предприятий; 2) оздоровление их финансов, 3) обновление основных средств; 4) оптимизацию структуры капитала.
Первая группа проблем связана с разработкой теоретических и методологических основ финансового оздоровления российских промышленных предприятий для восстановления платежеспособности.
Финансовые отношения на предприятии получают свое реальное наполнение через финансовые ресурсы - денежные средства и производные от них финансовые инструменты. Финансовые активы (ресурсы) находятся в состоянии баланса с финансовыми обязательствами. И те, и другие, в совокупности с обязательствами и активами сторонних компаний, участвующих в хозяйственном обороте, образуют финансовые потоки - форму движения финансовых ресурсов.
На основе уточнения сущности финансов предприятий и понятийного финансового аппарата содержание понятия «финансовое оздоровление предприятия» в системе управления финансами мы понимаем как систему форм, моделей и методов приведения финансовых обязательств и требований хозяйствующего субъекта в состояние, которое позволяет своевременно и в полном объёме исполнять денежные обязательства и платежи, обеспечивать надлежащий оборот потоков финансовых ресурсов, исключающий их дисбаланс и проявление признаков неплатежеспособности. Несмотря на широкое использование термина «финансовое оздоровление» в практической и законотворческой деятельности полноценное научное обоснование этого явления ещё не звучало.
Цель финансового оздоровления предприятий - восстановление их платежеспособности до начала процедуры банкротства. Предупредительное (досудебное) принятие мер по финансовому оздоровлению, именно для целей восстановления платежеспособности производственной компании, представляет собой системную работу и обязанность каждого добросовестного предпринимателя. Влияние внешних и внутренних факторов на ухудшение финансовой состоятельности предприятий и формирование финансовой стратегии, построенной на нарушениях платёжно-расчётной дисциплины и нерационально отсроченных платежах, аргументируются инерционным вое производство м нерыночного хозяйственного поведения предприятий. Существующая система проблемных факторов втягивает хозяйствующие субъекты в состояние застойной неплатежеспособности.
Платежеспособность есть результирующее состояние экономики и финансов хозяйствующего субъекта, определяемое качеством его финансовых потоков. Система таких межсубъектных денежных отношений имеет неразрывную и взаимообусловленную внутреннюю связь: финансовые потоки всех участников платёжного оборота взаимодействуют и взаимозависят «по горизонтали», «по вертикали» на отраслевом, на макро- и микроуровне.
Следует активизировать государственную политику регулирования, контроля и мониторинга финансового состояния хозяйствующих субъектов современной отечественной промышленности. Целесообразна государственная программа финансового оздоровления предприятий, основанная на консолидации финансовых и мониторинговых механизмов Министерства экономического развития и торговли РФ и Банка России. Текущий период благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры должен быть использован в первую очередь на воссоздание отечественной обрабатывающей промышленности, которая возродится быстро и качественно именно на имущественно-финансовой основе существующих производственных компаний, при условии оздоровления их финансов, обновления основных фондов, оптимизации структуры капитала. Треть, как валютных резервов, так и Стабилизационного фонда государства необходимо активно использовать в долгосрочных лизинговых операциях, применяя механизмы централизованных капиталовложений, в том числе кредитования предприятий-заёмщиков под залог их векселей, авалируемых Банком России.
Вторая группа проблем связана с разработкой обшей концепции финансового оздоровления промышленных предприятий для восстановления их платежеспособности.
Необходимо концентрировать в единый комплекс нормативно закреплённые механизмы снижения дебиторско-кредиторской задолженности с использованием таких финансовых инструментов, как факторинг, перевод долга, уступка требований, обмен требований на акции (доли участия), налоговый кредит, новация долга.
Следует также систематизировать нормативно закреплённые финансовые инструменты наращивания входящих и рационализации исходящих финансовых потоков предприятия (увеличение уставного капитала, товарный и коммерческий кредит, финансовый лизинг, выпуск облигаций, коммерческая концессия, бюджетный кредит).
Применима разработанная и на конкретных предприятиях апробированная функциональная модель оздоровления финансов для восстановления платежеспособности хозяйствующих субъектов, основанная на матричной форме взаимодействия финансовых инструментов.
Третья группа проблем связана с разработкой стратегии использования финансового лизинга для обновления основного капитала и восстановления платежеспособности российских промышленных предприятий в ходе реализации государственной программы их финансового оздоровления, а также построением модели управления кредитными рисками в лизинговых операциях.
Восстанавливающая платежеспособность производственная компания сможет решить эту комплексную проблему только при существенном обновлении основных средств. Восстановление платежеспособности любого предприятии имеет смысл, даст положительный и долгосрочный эффект лишь в рамках реализации инвестиционного проекта. В условиях, когда хозяйствующий субъект стремится наращивать входящий финансовый поток и экономить исходящий, финансовый лизинг становится незаменимым механизмом кредитования капитальных вложений в новые машины и оборудование. Лизинговый финансовый механизм представляется обязательным элементом государственной программы финансового оздоровления промышленных предприятий.
Четвертая группа проблем связана с формированием модели оптимизации структуры капитала как неотъемлемой части стратегии финансового оздоровления российских промышленных предприятий для восстановления платежеспособности.
По своему содержанию структурная оптимизация капитала, направленная на финансовое оздоровление и обеспечивающая восстановление платежеспособности предприятия, есть стратегия приведения состава его капитала, отдельных подразделений и имущественного комплекса в целом к таким пропорциям, которые способствуют минимизации задолженностей, наращиванию входящих и экономии исходящих финансовых потоков.
Практически финансовая политика оптимизации структуры капитала промышленного предприятия может иметь два направления восстановления его платежеспособности;
1) внутренняя реструктуризация активов и организационных подразделений действующего хозяйствующего субъекта с сохранением, развитием и укрупнением его самого;
2) реорганизация хозяйствующего субъекта с формированием на базе его имущественного комплекса новых предприятий (бизнес-единиц).
В ходе структурной оптимизации также применима разработанная функциональная модель оптимизации структуры капитала для восстановления платежеспособности производственной компании, интегрирующая в себе финансовые инструменты и механизмы внутренней структурной оптимизации капитала и финансово-хозяйственные мероприятия внешней структурной оптимизации.
Причины утраты платежеспособности какой-либо производственной компанией, а также возникшие вследствие этого финансовые задолженности, имеют некоторые индивидуальные особенности. Однако, сбалансированные решения по оздоровлению финансов, обновлению основных средств, улучшению структуры капитала дадут положительный финансовый результат каждому предприятию и в системной связи с предложенными принципами оперативно-предупредительной диагностики обеспечат восстановление его платежеспособности.
Названные четыре направления реализации комплексной финансовой политики составляют одновременно содержание системы форм и методов финансового оздоровления для восстановления платежеспособности российских производственных компаний Ожидаемым положительным итогом такой политики финансового оздоровления должно быть восстановление платежеспособности производственных компаний, необязательно находящихся, и даже в большей степени не находящихся в данный момент, в состоянии банкротства. Даже успешные предприятия должны заботиться об укреплении своего финансового «здоровья» с целью дальнейшего развития.
Необходимо также уточнить, что производственная компания определяется как система экономических интересов, основанная на людских, интеллектуальных и материальных ресурсах, жизнедеятельность и хозяйственные связи которой обеспечиваются рациональными оборотами финансовых ресурсов (финансовыми потоками), когда входящий и исходящий финансовые потоки сбалансированы, а денежные отношения предприятия со всеми контрагентами осуществляются надлежащим образом. В противоположном случае возникают конфликты с кредиторами и государством, наступают неплатежеспособность и банкротство. Вместе с тем, надо уделять особое внимание научному осмыслению, государственно-правовому обеспечению комплексной политики финансового оздоровления и восстановления платежеспособности промышленных предприятий именно в ракурсе системного подхода, поскольку иначе не будут достигнуты высокие темпы экономического роста и не будет решена глобальная задача догоняющего развития России в логике постиндустриализма. Основной вектор усилий по финансовому оздоровлению предприятия должен быть нацелен на конечный положительный результат - достижение долгосрочной платежеспособности предприятия, поскольку она является стержнем его финансовой состоятельности.
Выводы и рекомендации
Нерешенность задач финансовой стабилизации на макроэкономическом уровне особенно остро проявляется в финансовом положении предприятий и организаций, которое для большей их части продолжает оставаться сложным.
Различные санкции, предъявляемые предприятиям всеми инстанциями и кредиторами, направлены, прежде всего, на изъятие оборотных активов и в конце концов приводят к полному прекращению производственной и хозяйственной деятельности организации.
Необходимость повышения уровня управляемости промышленным предприятием предполагает решение ряда сложных задач в области производственного и финансового менеджмента. На практике эти задачи сводятся к построению такой системы финансового управления предприятием, которая минимизирует издержки, формирующие себестоимость продукции.
Предприятия не могут нормально функционировать, поскольку вынуждены отдавать все имеющиеся у них средства на погашение задолженности бюджету, что делает бессмысленным получение любого кредита, с другой стороны, сокращаются бюджетные налоговые поступления, так как частично неработающие предприятия не могут платить налоги.
В условиях рыночной экономики, для того чтобы выжить, предприятие должно быть платежеспособным и устойчивым.
Проведенный анализ финансового состояния предприятия за 2008 год показал, что предприятие является финансово независимым, производство является рентабельным – с каждого вложенного рубля предприятие получило 28 копеек прибыли. Однако шахта испытывает нехватку денежных средств, так же наблюдается рост дебиторской задолженности – эта тенденция ставит предприятие в зависимость от финансового состояния партнеров, так же присутствует значительное превышение кредиторской задолженности над дебиторской – это создает угрозу финансовой устойчивости предприятия. На данный момент показатели ликвидности свидетельствуют, что предприятие неплатежеспособно и не имеет возможности быстро ее восстановить.
Из факторов, влияющих на финансовую устойчивость предприятия, целесообразно акцентировать внимание на следующих:
- Улучшение организации финансовой работы на предприятиях;
- Развитие производственной и инновационной деятельности;
- Улучшение маркетинговой деятельности предприятия;
- Развитие сотрудничества с другими предприятиями в целях экономии от роста масштабов производства, стабилизации внешней среды;
- Осуществление инвестиций в «человеческий капитал»;
- Оптимизация организационных моментов деятельности предприятия;
Исследуемому предприятию рекомендуется проводить операционный анализ «Издержки – Объем – прибыль». Данный метод позволяет выявить зависимость изменения его издержек, цен, объемов производства и сбыта продукции. С помощью операционного анализа можно решить широкий спектр аналитических и управленческих задач, а именно: оценить прибыльность производственной деятельности, планировать рентабельность на основе запаса финансовой прочности; определить предпринимательский риск; разработать ассортиментную политику предприятия; выбрать оптимальный путь выхода из кризиса.
Вместе с тем, как показывают результаты проведенного анализа, предприятие располагает достаточными резервами для существенного улучшения своего финансового состояния. Для этого необходимо:
- Более оперативно реагировать на конъюнктуру рынка, при необходимости менять ценовую политику;
- Более полно использовать производственную мощность, сократив простои машин, оборудования, материальных и финансовых ресурсов;
- Стремиться к сокращению кредиторской задолженности, т.к. она может быть следствием увеличения оборотных средств, а это не является перспективным источником пополнения оборотного капитала и увеличения более ликвидных активов.
Все эти меры позволят предприятию повысить уровень рентабельности, пополнить собственный оборотный капитал, собственные оборотные средства, достичь оптимальной структуры баланса. В финансовой политике предприятия необходимо пересмотреть программу действий с возможным эффектом в будущем, основной целью которой является обеспечение предприятия необходимыми и достаточными денежными ресурсами, получение прибыли, а соответственно рассмотрение факторов, влияющих на прибыль. Получение прибыли является главной задачей любого хозяйствующего субъекта для своего существования и функционирования. Для этого необходимо проводить анализ и оценку текущего финансового состояния тогда, когда главной целью является увеличение уровня рентабельности, получение максимальной прибыли, распределение ее в резервный и другие фонды накопления средств, а также разрабатывать планы на перспективу.
Библиографический список
1 Скамай Л.Г., Трубочкина Л.И. Экономический анализ деятельности предприятий. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 296 с. – (Серия «Высшее образование»).
2 Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности: Практикум.—М.: Издательство «Дело и сервис»,2005.-144 с.
3 Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие для вузов/под редакцией Бердникова Т.Б. – М.:ИНФРА-М, 2007.-213 с.
4 Бухгалтерский учет финансово-хозяйственной деятельности организаций: методология, задачи, ситуации/Бабаева В.А., Терехова Т.Н., Шеина Л.И., Ларина И.П. и др. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 534с.
5 Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: Учебник / В.И. Стражев, Л.А. Богдановская, О.Ф. Мигун и др.; Под общ. ред. В.И. Стражева.- 5-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Выш.шк., 2006. – 480 с.
6 Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности предприятия: Учеб. Пособие / Э.И. Крылов, В.М. Власова, М.Г. Егорова и др. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 192 с.
7 Зимин Н.Е. Анализ и диагностика финансового состояния предприятий: Учебное пособие/Н.Е. Зимин. – М.:ИКФ – ЭКМОС,2006. – 240 с.
8 Абрютина М.С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебно-практическое пособие / М.С. Абрютина, А.В. Грачев. – 2-е издание испр. - М.: 2007. - с.255.
9 Дронов Р.И. Оценка финансового состояния предприятия / Р.И. Дронов, А.И. Резник, Е.М. Бунина // Финансы. – 2006. -- № 4. – с. 15-19.
10 Кутелев П.В. Реинжиринг кризисной компании: концепция, методология, условия внедрения / В.П. Кутелев // Известия вузов Северо-Кавказский регион, Общественные науки. – 2008. - № 3. – с. 84- 89.
11 Крылов Э.И. Методологические вопросы анализа финансового состояния во взаимосвязи с инвестиционной привлекательностью предприятий / Э.И. Крылов, В.М. Власова, И.В. Журавкова // Финансы и кредит. – 2007. – № 15 – с. 27-35.
12 Дуброва Т.А. Многомерный статистический анализ финансовой устойчивости предприятий / Т.А. Дуброва, Н.П. Осипова // Вопросы статистики. – 2006. – № 3. с.3-10.
13 Ахрамейко А.А. Методика многоуровневой агрегированной оценки и прогнозирования финансового состояния предприятий / А.А. Ахрамейко, Б.А. Железко, А.Н. Морозевич // Аудит и финансовый анализ.—2006. – № 1 (I квартал). – с. 138-142.
14 Илышева Н.Н. Управление финансовыми потоками организации и финансовый анализ как его обеспечивающая функция / Н.Н. Илышева, С.И. Крылов // Финансы и кредит. – М., 2008. – № 4 (февраль). – с. 5-11.
15 Глазунов В.Н. Обеспечение текущей платежеспособности предприятия / В.Н. Глазунов // Финансы. – М., 2005. – № 3. – с. 67-69
16 Илясов Г. Оценка финансового состояния предприятия / Г. Илясов // Экономист. – М., 2005. – № 6. – с. 49-54.
17 Хамидуллина Г.Р. Анализ и оценка финансового состояния потребительских обществ / Г.Р. Хамидуллина // Аудит и финансовый анализ. – 2007. – № 3. – с. 92-111
18 Макиян М. Нужен ли начальнику финансовый менеджмент? / Макиян М. // Экономист. – М., 2005. – № 4. – с. 30-32
19 Яшина Н.И. Инструментарий прогнозирования финансового состояния организаций на основе теории регрессивного анализа, методов Парето и ранговой корреляции / Н.И. Яшина, С.Н. Яшин // Финансы и кредит. – М., 2004. – № 5 (март). – с. 26-36.
20 Бородкин К.В. Анализ инструментария финансовой диагностики / К.В. Бородкин, Б.Г. Преображенский // Финансы. – М., 2005. – № 3. – с. 65-66.
21 Гончаров А.И. Понятие «Финансовое оздоровление предприятия» в системе управления финансами / А.И. Гончаров // Финансы. – М., 2004. – № 4. – с. 71-72.
22 Гончаров А.И. Финансовое оздоровление промышленности / А.И. Гончаров
// Финансы. – 2005. – № 7. –с. 64-65
23 Райзберг Б. Антикризисное управление – основа оздоровления предприятий / Б. Райсберг, Н. Костецкий, Е. Янковский // Экономист. – 2006. – № 10. – с. 31-36
24 Трененков Е.М. Диагностика в антикризисном управлении / Е.М. Трененков, С.А. Дведенидова // Менеджмент в России и за рубежом. – 2005. – № 1. – с. 3-5.
25 Панков В.В. Аудит в условиях антикризисного управления / В.В. Панков
// Аудит и финансовый анализ. – 2005. – № 4 (IV квартал). – с.182- 184.
26 Миронов С. Создание электронных архивов бухгалтерской документации / Миронов С., Сленко В. // Бухгалтер и компьютер. – 2006. – № 9. – с. 20-23.
27 Плаксина Е. Принципы построения информационной системы управления производственным предприятием / Плаксина Е. // Бухгалтер и компьютер. – 2007. – № 4. – с. 26-30.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 257.