Прогнозирование поведения потребителей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

С целью прогнозирования поведения потребителей рассчи­тываются специальные показатели: индекс потребительских на­строений и индекс потребительских ожиданий населения. Ин­декс потребительских настроений (ИПН) рассчитывается специализированным Фондом. Индекс потребительских ожиданий (ИПО) рассчитывается Госкомстатом России.

Изучение динамики ИПН в россии дает возможность мак­роэкономического анализа влияния конечных потребителей (население) на развитие экономики (в этом состоит основная цель расчетов таких показателей), позволяет количественно описать процессы формирования рыночного сознания и по­требительского поведения.

ИПН строится на данных опросов общественного мнения по вопросам, относящимся к текущему экономическому поло­жению населения и экономики в целом, к оценке ближайших пер­спектив их развития. Для каждого вопроса предлагается набор вариантов ответов, из которых необходимо выбрать один.

Методика построения ИПН базируется на том, что этот индекс агрегирует частные мнения отдельных людей, не зависящих друг от друга и не влияющих друг на друга. В результате ИПН — неза­висимый показатель, отражающий динамику экономического развития страны. Динамика индекса связана с поведением массо­вого потребителя.

Измерения ИПН осуществлялись по выборке, репре­зентирующей мнение взрослого (старше 15 лет) населения страны. К главным характеристикам выборки относятся: число точек оп­роса — 101, число опрошенных — 2400. В зависимости от ответов респондентов на каждый вопрос строятся частные индексы дина­мики отдельных факторов, формирующих потребительское по­ведение населения.

Частные индексы разрабатываются следующим образом: из доли положительных ответов вычитается доля отрицательных и к этой разнице прибавляется 100, чтобы исключить появление от­рицательных величин. Совокупный индекс рассчитывается как средняя арифметическая из частных индексов. Значения индекса могут изменяться в пределах от 0 до 200. Значение индекса равно 200, когда все население положительно оценивает экономическую ситуацию. Индекс равен 100, когда доля положительных и отри­цательных оценок одинакова. Снижение индекса ниже 100 озна­чает преобладание негативных оценок в обществе.

Обследование потребительских ожиданий населения органи­зуется ежеквартально в 88 субъектах РФ. На базе обследования строится индекс потребительских ожиданий — ИПО. Целью обследования является определение особенностей измене­ния потребительских ожиданий различных групп населения России.

Обследование потребительских ожиданий населения организуется как выборочное. Применяется территориальная много­ступенчатая выборка. Базой для выборки является сеть домохо­зяйству подлежащих текущему обследованию бюджетов. Выборка домохозяйств, подлежащих бюджетному обследованию, пред­ставляет собой многомерную территориальную двухступенчатую выборку, отражающую социально-экономическую и демографи­ческую структуру всех типов домохозяйств, за исключением кол­лективных (лиц, долговременно находящихся в больницах, до­мах-интернатах для престарелых, школах-интернатах и Других институциональных заведениях, монастырях/религиозных об­щинах и прочих коллективных жилых помещениях).

Формирование стратифицированной (территориальной) вы­борки, которая была использована для отбора конкретных домо­хозяйств в выборочную совокупность обследования потреби­тельских ожиданий населения, проводилось с учетом следующих обобщенных условий и ограничений:

 

если

30 ≤ ni ≤ win ,

где n — объем выборочной совокупности;

ni — объем подвыбoрки по страте (в качестве страт рассматриваются регионы);

 i — номер субъекта РФ, где проводится обследование потребительских ожиданий населения; i = 1 , . . . , 88;

w — доля взрослого населения региона в общей численности взрослого населения России.

Для корректировки выборки применяется специ­альная техника взвешивания с учетом показателей, определяе­мых в качестве контрольных: пол, возраст, тип населенных пунк­тов и их размер по численности населения, региональная структура численности населения России. Процедура взвешива­ния разрабатывается на основе данных о структуре населения России в периоде, наиболее приближенном к периоду опроса. Для каждого респондента рассчитывается система весов для проведения взвешивания в пределах регионов и для проведения взвешивания в целом по России.

 

В общем виде формула для расчета весов имеет вид:

где ig - вес по признаку g;

wg - доля населения в генеральной совокупности, обладающего характеристикой g ;

n - общее число опрошенных;

nqчисло опрошенных, обладающих характеристикой g .

Результаты обследования потребительских ожиданий насе­ления предоставляют возможность:

- проводить анализ экономического развития России;

- объяснять социально-экономические процессы с учетом специфики поведения определенных групп населения;

- принимать определенные прогнозные решения;

- участвовать в международных сравнениях оценок мнений потребителей;

- в совокупности с вычисляемыми и публикуемыми Государственным комитетом РФ по статистике показателями деловой активности в промышленности, строительстве и розничной торговле рассчитывать агрегированный индекс-показатель "экономического настроения".

 

 



Модели потребления

 

Под моделями потребления понимаются уравнения или их система, отражающая зависимость показателей потребления то­варов и услуг от комплекса социально-экономических факторов (совокупного расхода/дохода домохозяйства, уровня цен, раз­мера и состава семьи и пр.)[3].

Существует множество моделей потребления, различающихся методами оценки их показателей, направлениями ис­пользования, включенными в модель переменными и т. д.

Показатели, содержащиеся в модели в качестве зависимых переменных, могут быть измерены на различных шкалах. Различают метрические, порядковые и номинальные шкалы измерения.

На основе метрических шкал построены количествен­ные переменные, которые имеют единицы измерения, варьиру­ют и с ними оправданы арифметические действия. К таким пере­менным относятся натуральные и стоимостные (относительные и абсолютные) показатели потребления (расходы на питание или доля расходов на питание в потребительских расходах).

Порядковая шкала позволяет ранжировать единицы, но не по­зволяет измерить расстояние между ними. На таких шкалах из­меряются уровень образования, балл успеваемости и тому подобное.

На номинальных шкалах измеряются качественные по­казатели. Среди них выделяют бинарные переменные, принима­ющие два альтернативных значения, обычно обозначаемые 1 и О (в частности, решение покупать или не покупать товар длительно­го пользования, подписываться или нет на периодическую печать). Качественные переменные могут иметь несколько вариантов выбора.

При использовании в качестве зависимой переменной указателя, измеренного на метрической интервальной шкале (натуральные и стоимостные показатели потребления), различают следующие виды моделей:

q структурные;

q факторные модели зависимостей;

q макроэкономические модели спроса и предложения.

Параметры таких моделей наиболее часто определяются ме­тодом наименьших квадратов (МНК) и позволяют прогнозиро­вать потребление и спрос, анализировать дифференциацию и эластичность потребления.

Если зависимая переменная представлена показателем, из­меренным на метрической дискретной шкале, то используются числовые модели.

 

При анализе числа наступлений определенного случайного события за единицу времени, когда факт наступления этого со­бытия не зависит от того, сколько раз и в какие моменты времени оно происходило в прошлом и не влияет на будущее, а испытания проводятся в стационарных условиях, то для описания данной случайной величины используется модель на базе закона Пу­ассона (1837 г.):

где Р(х) — вероятность того или иного значения признаках,

а = х — средняя арифметическая ряда.

Данный закон часто называют законом редких событий. За­кон распределения Пуассона зависит от единственного параме­тра а, интерпретируемого как среднее число осуществления ин­тересующего нас события в единицу времени. Пуассоновская случайная величина используется для описания числа требова­ний на обслуживание, поступивших в единицу времени в систему массового обслуживания; описания закономерностей несчастных случаев, редких заболеваний и т. д.

Для бинарных зависимых переменных наиболее часто при oпределении функции, область значений которой находится в ин­тервале [0, 1], используют функцию стандартного нормального распределения, соответствующую пробит (probit)-модели, или функцию логистического распределения, соответствующую логит (logit)-модели.

Модели множественного выбора, имеющие более чем две альтернативы, строятся на основе мо­делей бинарного выбора. При этом множественный выбор мо­жет быть представлен как последовательность бинарных выборов. Обобщением биномиального распределения на случай более чем двух возможных исходов является полиномиальный (муль­тиномиальный) закон распределения. Полиномиальное распре­деление используется при статистической обработке выборок большой совокупности, элементы которой разделяются более чем на две категории, применяются в социологических, социально-экономических и медицинских выборочных обследованиях.

Другие классы моделей связаны с цензурированными и урезанными выборками, при которых мо­дели строятся не по всей совокупности обследуемых единиц, а по определенной группе единиц. Модель была предложена Дж. Тобином в 1958 г. и названа тобит-моделью. К урезанным выборкам относятся модели класса "времени жизни", в которых зависимая переменная характеризуется продолжительностью действия/занятия.

Рассмотрим модели спроса и предложения на микро- и макроуровнях, структурные и факторные модели.

Структурные модели вычисляются по однородным группам потребителей и характеризуют структуру их спроса (расходов)

 

где С — общая структура расходов по выборке бюджетов домохозяйств;

С* — структура расходов в группе домохозяйств с доходом I *;

w* — частота (частость) распределения семей с доходом I *.

Немецкий статистик Э. Энгель в конце XIX в. сформулировал и построил модели зависимости потребления от дохода, по ко­торым с ростом дохода доля расходов на питание сокращается; доля расходов на одежду и жилище не изменяется; доля затрат на образование и лечение возрастает (закон Эигеля).

Для различных видов товаров кривые Энгеля, характеризую­щие зависимость потребления (у) от дохода (z), имеют следую­щий вид:

 

а) для малоценных продуктов питания (хлеба и картофеля) за­висимость потребления от дохода описывается уравнением рав­носторонней гиперболы:

 

б) при пропорциональном изменении потребления (одежды, фруктов) и дохода функция Энгеля приобретает линейный вид:

 

в) по мере роста дохода потребление товаров первой необхо­димости отстает от роста дохода, а зависимость описывается степенной функцией:

где параметр а1 трактуется как эластичность потребления от дохода;

г) потребление предметов роскоши описывается уравнением параболы второго порядка

 

 








Рисунок 1.                             Рисунок 2.

Зависимость                                                  Зависимость

потребления малоценных                    по­требления фруктов

продуктов питания от дохода                       от дохода


 

Рисунок 3.                             Рисунок 4.

Зависимость                                         Зависимость

по­требления товаров                           по­требления предметов

первой необходимости от дохода       рос­коши от дохода      [1]

 

Позже были найдены и другие эмпирические "законы" потреб­ления: закон Швабе (1868 г.) — чем беднее семья, тем большая до­ля расходов тратится на жилище. Закон Райта (1875 г.) — чем вы­ше доход, тем выше уровень сбережений и доля их в расходах. Закон Жини — если продовольственные расходы растут или убывают в арифметической прогрессии, то другие виды расходов стремятся измениться в обратном направлении и в геометриче­ской прогрессии.

Регрессионные модели применяются и при исследовании эластичности потребления. Эластичность — мера реагирования одной переменной величины (в данном случае потребления) на изменение другой (цен или дохода). Рассчитываются теоретиче­ские и эмпирические коэффициенты эластичности, фиксирую­щие количественную зависимость потребления от того или иного фактора (наиболее часто от изменения уровня доходов), при усло­вии, что остальные факторы потребления остаются неизменными. По значениям коэффициента регрессии а1 в уравнении регрессии

 

можно сделать вывод о том, насколько в среднем изменится у (потребление) при изменении х (дохода) на одну единицу в пределах фактической вариации данного фактора х.

 

Коэффициент эластичности потребления (Э) показывает, на сколько процентов в среднем изменится величина у с изменени­ем величины х на один процент. Для разных форм связи этот по­казатель имеет вид:

 

Коэффициенты эластичности рассчитываются по выравнен­ным данным и поэтому рассматриваются как теоретические. Эм­пирические коэффициенты эластичности потребления в зависи­мости от изменения доходов (любого другого фактора) вычисляются по фактическим данным по формуле Маршалла:

где z и у — начальные доход и потребление;

Δ z и ∆ y — их приращение за период (или при переходе от одной группы к другой).

 

При сравнении эластичности потребления двух групп населе­ния с разным уровнем доходов применяется формула

где zi и yi — доходы и потребление группы населения с более низкими

доходами;

zi+1 и у i+1 — доходы и потребление группы населения с более высо­кими доходами.

Коэффициенты эластичности от доходов различны для разных товаров и услуг, вплоть до отрицательных коэффициентов для та­ких продуктов, как хлеб, продукты низких сортов и т. д, Товары, для которых Эп< 0, называются "малоценными". В этом случае коэф­фициент означает, что с ростом доходов потребление таких това­ров не увеличивается, а уменьшается. Чем больше коэффициент эластичности, тем быстрее растет потребление товара при росте доходов (и наоборот).

Закономерности зависимости спроса от дохода были мате­матически описаны в исследованиях шведского эконометрика Л. Торнквиста:

 

а) для предметов первой необходимости

т. е. рост спроса на товары первой необходимости (у) по мере роста дохода (z) замедляется и имеет предел насыщения а1. Коэффи­циент эластичности потребления товаров первой необходимости изменяется от 0 до 1 (кривая \ на рис. 5);

 

б) для предметов второй необходимости

 

функция имеет предел насыщения а2, но более высокого порядка. Спрос на такие товары появляется после того, как доход достиг­нет величины Ь2. Эластичность спроса таких товаров близка к 1 (кривая II на рис. 5):

 

в) для предметов роскоши (мехов, ковров)

 

 











Рисунок 5

Спрос

Доход

 

функция не имеет предела, спрос на товары роскоши возникает после превышения дохода величины Ь3. Эластичность таких то­варов больше 1 (кривая III на рис. 5)

[5]

Динамическая модель потребления с учетом запасов раз­работана X. Хаутеккером и Л. Тейлором

С j = а0 + а1З + а2 I + ε,

где С j —  потребление;

З  —  запас товара или привычка к его потреблению;

I  —  доход;

ε   —  случайная составляющая.

Динамические модели спроса характеризуют зависимость динамики потребления j ) от цены (р) и фактора времени (t):

С j = φ(р , t)

Коэффициенты эластичности спроса от цен отрицательны (для товаров неэластичного спроса > -1, со средней эла­стичностью = -1, с высокой эластичностью < -1 ).

К простейшим моделям спроса от цены относится модель

Cj = a0 + a1pj + a2t

 

или модель с учетом соотношения в индексах цен

где С j  —  спрос на данный товар;

pj —  цена на данный товар;

Jpj/Jp — компаративный индекс цен, характеризующий соотношение изменения цен изданный товар и общего индекса цен.

 

Различают прямые и перекрестные коэффициенты эластично­го спроса от цены. Прямые коэффициенты эластичности спроса от цены характеризуют, на сколько процентов изменяется спрос от его среднего значения при изменении цены на данный товар на 1% среднего уровня:

Прямые коэффициенты эластичности отрицательны. Исклю­чение составляет рост спроса на благо низшего порядка при ро­сте цен и дефиците товаров (эффект Гиффена).

Однако спрос на товар зависит не только от цены на данный товар, но и от уровня цен на другие (заменяемые или сопутствую­щие) товары. Перекрестные коэффициенты эластичности показы­вают, на сколько процентов изменится спрос на данный товар при изменении цены на другой товар на 1% при условии, что осталь­ные цены и доход не изменятся и останутся на уровне средней по

 

совокупности домохозяйств.

где pj       —  цена товара j;

С i —  спрос на товар i.

Факторные модели покупательного спроса (аналитичес­кие) характеризуют зависимость потребления от уровня и состава денежных доходов, уровня цен и соотношения индексов цен. а также от социально-демографического состава и размера домохозяйства.

После изучения дифференциации доходов и эластичности потребления всего населения более тщательно анализируются определенные группы населения с различной платежеспособностью: малоимущего, среднего и высокодоходного населения.

На макроуровне зависимость объема потребления от дохода отражается в функции потребления. Дж. Кейнсом выявлено соотношение между обобщенными показателями дохода, потребления, капиталовложений и сбережений, состоящего в том, что в случае повышения дохода потребление тоже растет, но с меньшей скоростью. При определенном уровне потребления возникают сбережения.

Рассмотренные модели представляют классический вариант моделей потребления.


 






ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Статистика потребления населения, не в пример другим наукам, имеет достаточно много трудных и спорных моментов ввиду своей тесной привязки к постоянно изменяющимся уловиям жизни и экономико-социальной ситуации в стране. Примером этому может служить блее, чем 100-летняя дискуссия в статистике относительно применения баэисно- и текуще-взвешенных индексов, больше перешедшее в русло практической примени­мости того и другого индекса при решении конкретных задач. При этом учитывается, что индекс Ласпейреса имеет тенденцию завышать увеличение цен, поскольку в течение периода, когда цены растут, потребители заменяют дорогие товары дешевыми. Индекс Пааше, наоборот, занижает реальные расходы потреби­теля в текущем периоде и потому имеет тенденцию занижать и динамику цен.

Еще один пример – практические трудности точного расчета стоимости ежегодно изнашиваемой части наличного парка предметов, и, как следствие, их потребление.

В работе приводится не мало подобных трудностей. Однако кроме вызываемых затруднений при практическом исследовании предмета, такие ньюансы нагладно демонстрируют real-time развитие науки о потреблении, выражающееся в постоянном дополнения и изыскании новых возможностей расчетов, точных нетенденциозных индексов и прочее. В свою очередь, перечисленная демонстрация обуславливает актуальность проведенной работы, что, несомненно, помимо поставленных в начале реферата задач, приносит автору удовлетворение.


 


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Айвазян С. А., Мхитарян В. С. Прикладная статистика и основы эконометрики. - М.: ЮНИТИ, 2001.

2. Методологические положения по статистике. Вып. 1. - М.: Госкомстат России, 1999; Вып. 3. - М.: Госкомстат России, 2000.

3. Социальная статистика. Под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Финансы и статистика, 2002.

4. Российский статистический ежегодник. 2001 // Статистический сборник. - М.: Госкомстат России, 2001.

5. Система экономико-математических моделей для анализа и прогноза уровня жизни / Под ред. Н. П. Федоренко и Н. М. Римашевской. - М.: Наука, 1998.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 202.