Государственный Университет Управления
Институт Управления и Предпринимательства
в Социальной Сфере
Р Е Ф Е Р А Т
на тему:
«Статистические методы в исследовании потребления населения»
Выполнил: студент МСС - IV, 1
Воркуева М.Н.
Проверил: Румянцев В.Н.
Москва 2003 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ИЗУЧЕНИЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ 4
Изучение потребления на макроуровне. 4
Изучение потребления населением основных продуктов питания 5
Изучение потребления на базе бюджетов домашних хозяйств 6
Таблица 1. Динамика потребления основных продуктов питания в среднем на душу населения в России 7
Изучение дифференциации потребления 15
Таблица 2. Дифференциация потребления кофе в крайних децильных группах домашних хозяйств 15
Таблица З. Результаты расчетакоэффициента Джини на примере 20
Прожиточный минимум и потребительский бюджет 20
Таблица 4. Состав продовольственной корзины 21
Динамика потребления населения и потребительских цен 23
Прогнозирование поведения потребителей 27
Модели потребления 30
Рисунок 1. Зависимость потребления малоценных продуктов питания от дохода 32
Рисунок 2. Зависимость потребления фруктов от дохода 32
Рисунок 3. Зависимость потребления товаров первой необходимости от дохода 33
Рисунок 4. Зависимость потребления предметов роскоши от дохода 33
Рисунок 5. 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38
ВВЕДЕНИЕ
Потребление является заключительной стадией воспроизводственного процесса, сводящейся к использованию произведенного продукта для удовлетворения определенных потребностей.[3]
Основные задачи статистики потребления населения как важнейшей составляющей уровня его жизни связаны с разработкой Системы показателей потребления, натуральных и стоимостных, индивидуальных, семейных и сводных потребительских бюджетов и потребительской корзины, исследованием структуры потребительских расходов, эластичности и дифференциации потребления, динамики потребления населения и потребительских цен, покупательной способности денег.
Для наиболее успешного исследования данной составляющей выделяют:
- промежуточное потребление (отражено в счете производства СНС) представляющее собой стоимость продуктов и рыночных услуг, потребленных и предоставленных в течение данного периода с целью производства других продуктов и услуг.
- конечное потребление, или собственно потребление населения (отражено в счете использования доходов СНС), — расходы хозяйственных единиц на продукты и услуги, используемые непосредственно для удовлетворения текущих индивидуальных и коллективных потребностей людей.
Поскольку структура потребления населения содержит потребительские товары (продукты питания, непродовольственные товары) и услуги (материальные и нематериальные, платные и бесплатные), различают платное и бесплатное потребление соответственно.
Данная работа представляет собой обзор статистических методов исследования потребления населения на столько полно, на сколько это возможно в рамках реферата, а также проиллюстрирована конкретными данными, расчетами и графиками по применяющимся на практике методам.
ИЗУЧЕНИЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ
Таблица 1
Динамика потребления основных продуктов питания в среднем на душу населения в России
Продукт питания | 1990г. | 1995г. | 1998г. | Рациональная норма |
Мясо и мясопродукты | 70 | 53 | 58 | 70 |
Молоко и молокопродукты | 378 | 249 | 245 | 360 |
Яйца | 231 | 191 | 198 | 265 |
Сахар | 32 | 27 | 44 | 35,3 |
Картофель | 94 | 112 | 111 | 105 |
Овощи и бахчевые | 85 | 83 | 83 | 140 |
Фрукты | 37 | 30 | 27 | 75 |
Душевое потребление основных продуктов питания в стране резко сократилось (исключение составляет только картофель), и по этому показателю Россия оказалась отставшей на много лет, а по некоторым продуктам потребление не отвечает не только рациональным, но даже минимальным нормам.
Важным показателем является уровень индивидуального потребления как средний размер потребления на душу населения. Он рассчитывается в виде отношения годового объема потребленных товаров по видам к средней годовой численности населения как в целом, так и по отдельным его социальным группам, группам по доходу, возрасту, характеру занятий, другим признакам.
В потреблении продовольственных товаров наука о питании выделяет 5 групп работников в зависимости от вида их трудовой деятельности:
I — занятые преимущественно умственным трудом;
II — занятые легким физическим трудом;
III — занятые средним по тяжести трудом;
IV — занятые тяжелым физическим трудом;
V — занятые особо тяжелым трудом.
Помимо потребления товаров и услуг на душу населения применяется расчет и на условную потребительскую единицу, или на эквивалентного потребителя. В качестве таковой признано потребление взрослого мужчины, занятого механизированным трудом. По отношению к нему разработана шкала переводных коэффициентов потребления продовольственных и непродовольственных товаров. Приняты 6 коэффициентов потребления для детей: до 1 года — 0,2; от 1 до 3 лет — 0,5; от 5 до 7 лет — 0,6; от 7 до 11 лет — 0,8; от 14 до 14 лет — 0,95; от 14 до 18 лет — 0,98 потребительской единицы, а также 4 коэффициента в зависимости от пола, возраста и рода занятий для взрослых: первый — 0,9; второй — 1,0; третий — 1,1; четвертый — 1,2 условной единицы. Так, семья из четырех человек (отец, мать и двое детей в возрасте до 6 и 13 лет) составляет 3,2 потребительской единицы. В международной статистике по Оксфордской шкале такая семья оценивается в 2,7 единицы {первый взрослый принимается за 1, второй взрослый и каждый следующий — за 0,7, каждый ребенок — за 0,5).
Изучение потребления непродовольственных товаров по программе выборки бюджетов домашних хозяйств осуществляется по следующим видам: расходы на одежду, белье, обувь, ткани, мебель и предметы домашнего обихода, товары культурно-бытового назначения, транспортные средства, гигиенические, парфюмерные и фармацевтические средства, табачные изделия, строительные материалы и другие непродовольственные товары. Натуральные показатели потребления вычисляются по потреблению обуви и тканей. По остальным непродовольственным товарам рассчитываются лишь стоимостные показатели, а также структура потребления.
Для исчисления показателей обеспеченности населения соответствующими предметами товары разбиваются на 3 группы: товары недлительного пользования (срок использования - до 3-х лет); товары длительного пользования (срок использования - более 3-х лет); товары однократного пользования (продукты питания).
Для ряда товаров длительного пользования, используемых, как правило, совместно членами домохозяйства, средний уровень потребления преимущественно рассчитывается на домохозяйство в натуральных единицах, а обеспеченность понимают, как степень распространенности данных товаров в личном пользовании граждан. Такого рода показатели лишь косвенно характеризуют потребление. Точнее раскрывает обеспеченность населения товарами длительного пользования показатель, используемый в зарубежной практике: он определяется долей домохозяйств, владеющих как минимум одним предметом данного вида (например, одним холодильником, одним телевизором и т. д.), и вычисляется как отношение числа домашних хозяйств, имеющих данный вид предмета, к общему их числу.
Годовое потребление предметов длительного и недлительного пользования представляет собой стоимостное выражение годового износа предметов. Эта величина исчисляется на основе норм годового износа, представляющих собой величину, обратную нормативному сроку службы предметов. Годовой износ исчисляется также путем деления стоимости наличного парка предметов у населения на срок их службы. В расчете на душу или домохозяйство износ этих предметов (их потребление) определяется отношением среднедушевой или средней на хозяйство обеспеченности данным предметом в стоимостной форме к нормативному сроку службы.
В социальной статистике США тем не менее начинают принимать во внимание специальные поправочные коэффициенты при определении величины годового износа предметов, полученные в ходе исследования большого массива выборочных данных и за длительный срок. При этом ограничиваются только товарами длительного пользования, и лишь они учитываются в составе домашнего имущества населения.
Подобные предложения имеются и в России. В товары длительного пользования предлагается включать только технически сложные изделия. Введенные ограничения, считают некоторые специалисты, позволяют строго очертить рамки этой группы и сделать ее более однородной. Однако товары длительного пользования удовлетворяют разные потребности человека, и поэтому они изначально разнородны, но все они должны учитываться в совокупном потреблении населения. Имеются также рекомендации о том, как учесть выбытие предметов длительного пользования в зависимости от фактических сроков их службы на базе метода, применяемого статистикой при изучении возрастной структуры основных фондов. При этом методе строится график "линии дожития" (по годам или агрегированного за период).
Учитывая практические трудности точного расчета стоимости ежегодно изнашиваемой части наличного парка предметов, их годовое потребление нередко оценивается по стоимости годовых покупок этих предметов. Недостаток такого способа состоит в том, что объем потребления оказывается завышенным, так как стоимость ежегодно продаваемых предметов, как правило, выше стоимости их годового износа. Это превышение обусловлено тем, что в объем продаж включается не только продажа предметов, идущих на восстановление ежегодно изнашиваемой их части, но и продажа их потребителям, впервые приобретающим данный предмет. Размеры годового потребления и годовых покупок будут совпадать только в том случае, когда и обеспеченность, и годовое потребление остаются неизменными.
Превышение объема годовых покупок (продаж) над размерами годового потребления предметов выражается соотношением этих двух величин и представляет собой коэффициент покупки.
Потребляемые населением товары удовлетворяют различные потребности. По степени их значимости они делятся на товары первой необходимости (продукты питания, жилье и т. п.), товары, менее необходимые (книги, телевизоры, стиральные машины и др.), предметы роскоши (деликатесные продукты питания, особо модная одежда, ювелирные изделия, дорогостоящая мебель и др.).
Возрастающую роль в потреблении населения играют разнообразные услуги. Оценка их имеет свою специфику. Услуги — особый вид потребительской стоимости, существующей в форме полезной деятельности для человека и общества. Время производства услуг совпадает со временем их потребления.
В статистике потребления объектом исследования выступают лишь услуги, оказываемые населению, удовлетворяющие потребности человека. Услуги же коллективного характера, удовлетворяющие общественные потребности (в сфере управления, обороны, правопорядка, науки и т. п.), к этой группе не относятся, хотя согласно международным статистическим стандартам они включаются в объем валового выпуска (производства) и потребления (промежуточного и конечного) услуг и отражаются в счетах производства и использования доходов Системы национальных счетов, в том числе и сектора домашних хозяйств.
В объеме услуг, производимых для собственного конечного использования, учитываются два вида услуг, включаемых по счету производства в общий выпуск товаров и услуг. Это услуги по проживанию в собственном жилище (они оцениваются приближенно, в размере затрат на обеспечение проживания в жилище) и домашние услуги, производимые наемными работниками (слугами, поварами, садовниками и т. п.). Их стоимость определяется оплатой труда этих работников, включая и все виды компенсаций в натуральной форме (питание, жилье и т. п.).
Текущая статистика не располагает данными об услугах, оказываемых населению частными лицами. На практике эта информация собирается в результате выборочного обследования семейных бюджетов, программа которого предусматривает соответствующую статью. Эта информация распространяется на всю совокупность семей и используется для нужд статистики потребления населения и национального счетоводства.
где qi факт — фактическое потребление i-го товара в среднем на душу населения;
qi норм — нормативный уровень потребления i-го товара в среднем
Nm – средняя численность населения m-ной потребительской группы.
Динамика общего и среднедушевого потребления изучается с помощью индексов. По отдельным видам товаров рассчитываются индивидуальные индексы изменения потребления:
где åqi1 и åqi0 - объемы потребления i-го товара в натуральном выражении в отчетном и базисном периодах;
среднедушевого потребления i-го товара
Разница между числителем и знаменателем индексов показывает абсолютное изменение общего и среднедушевого потребления i-го товара:
Обеспеченность населения услугами измеряется так же, как и товарами: фактическое потребление услуг в среднем на душу населения сравнивается с нормативным (эталонным) его значением:
Аналогично индивидуальным индексам потребления товаров строятся индексы потребления отдельных видов услуг:
При этом должна быть обеспечена сопоставимость цен (тарифов) на услуги в отчетном и базисном периодах, чтобы можно было определить динамику физического объема их потребления при погашении влияния цены. Это достигается или путем прямого использования сопоставимой (базисной) цены, или путем пересчета стоимости потребляемой услуги в отчетном периоде в цены (тарифы) базисного периода, т. е. методом дефлятирования.
Наряду с показателем расходов на конечное потребление в аналитических целях введен показатель фактического конечного потребления, представляющий собой стоимость фактически потребленных хозяйственными (институционными) единицами продуктов и услуг независимо от источников финансирования. В целом этот показатель равен показателю расходов на конечное потребление.
Помимо показателя общего конечного потребления с учетом его величины рассчитывается показатель конечного потребления на душу населения. Этот показатель нередко фигурирует в международных сравнениях, хотя в последнее время в статистических публикациях все чаще указывается показатель валового внутреннего продукта на душу населения. Такие средние показатели необходимы лишь как общий фон для системы дифференцированных оценок потребления населения с учетом его доходов, пола и возраста, социального положения, занятий, территории проживания и т. д.
Коэффициент удовлетворения потребностей населения по всем потребительским товарам и услугам (Кпо) в агрегатной форме определяется путем сравнения стоимости фактического потребления этих товаров и услуг å qp и å st) со стоимостью их нормативного набора (åqHp + å sнt):
где р — цена товара;
q — количество фактически потребленных товаров;
s — количество фактически потребленных услуг;
t — фактический тариф за определенную услугу;
q Н — норматив потребления определенного товара в расчете надушу населения;
sн — норматив потребления определенного вида услуг в расчете на душу населения;
N — средняя численность населения за период.
Стоимость нормативного набора рассчитывается исходя из установленных норм потребления в среднем на душу населения (норм, заложенных в нормативный потребительский бюджет) и численности населения.
При этом каждое фактическое потребление товаров и услуг принимается в объеме не выше нормативного, и, следовательно, критериальным значением КПД будет 1,0. Разность значений числителя и знаменателя Кпд покажет истинный размер недопотребления в среднем на душу населения по сравнению с нормативным уровнем: умножив эту разность на среднюю численность населения N, получим размер недопотребления в целом.
Оба показателя удовлетворения потребностей (общий и на душу населения) можно исчислить и в форме средней арифметической величины, где в качестве осредняемых величин выступят индивидуальные (по видам товаров и услуг) коэффициенты удовлетворения потребностей населения, а весами — доля стоимости нормативного потребления каждого вида товаров и услуг в общей стоимости всего их набора. Это позволяет провести сравнительную оценку индивидуальных коэффициентов и, более того, выявить влияние каждого из них на общий показатель. Их можно представить следующим образом:
Существенным фактором, воздействующим на уровень удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах, выступает насыщенность ими потребительского рынка, измеряемая коэффициентом и индексом насыщенности:
Коэффициент насыщенности определяется по данным наблюдения органами государственной статистики за изменением цен основных продовольственных и непродовольственных товаров по выборочной сети магазинов в 130 городах. Он рассчитывается как отношение количества городов, в которых на момент регистрации цен товар был в продаже, к общему числу обследуемых городов. Данный показатель не учитывает наличие товаров в неорганизованной торговле — на городских и неформальных рынках.
Индекс насыщенности определяется как соотношение коэффициентов насыщенности за соответствующие периоды с учетом сопоставимости ассортимента товаров.
где v1 и v0 — доли отдельных видов расходов домохозяиств в отчетном и базисном периодах.
Этот показатель будет равен нулю, если сравниваемые структуры остались неизменными; он будет равен единице, если сравниваемые структуры полностью изменились, т. е. О £ Ks £ 1. Его можно применить и для характеристики различий в структуре потребительских расходов домашних хозяйств, обусловленных дифференциацией доходов населения. В этом случае рассматриваемый коэффициент рассчитывается по следующей формуле:
j и i — номера сравниваемых групп населения по душевому доходу.
Таблица 2
Таблица З
Результаты расчета коэффициента Джини на примере первой децильной группы домохозяйств (наименее обеспеченных)
Потреб-ление ко-фе в год | Доля домохо-зяйств FH | Общий объем потребления | Накопленная час- тость по объему потребления cumFC | FH·FC | FH cumFC | CumFH | |
кг С 1 | долей к итогу FC | ||||||
Менее 3 | 0.38 | 76 | 0.164 | 0.164 | 0.06232 | 0.06232 | 0.38 |
3 – 5 | 0.22 | 88 | 0.190 | 0.354 | 0.04180 | 0.07788 | 0.60 |
5 – 7 | 0.18 | 108 | 0.233 | 0.587 | 0.04194 | 0.10566 | 0.78 |
7 – 9 | 0.14 | 112 | 0.241 | 0.828 | 0.03374 | 0.11592 | 0.92 |
9 и более | 0.08 | 80 | 0.172 | 1 | 0.01376 | 0.08000 | 1.00 |
Итого | 1 | 464 | 1 |
Модели потребления
Под моделями потребления понимаются уравнения или их система, отражающая зависимость показателей потребления товаров и услуг от комплекса социально-экономических факторов (совокупного расхода/дохода домохозяйства, уровня цен, размера и состава семьи и пр.)[3].
Существует множество моделей потребления, различающихся методами оценки их показателей, направлениями использования, включенными в модель переменными и т. д.
Показатели, содержащиеся в модели в качестве зависимых переменных, могут быть измерены на различных шкалах. Различают метрические, порядковые и номинальные шкалы измерения.
На основе метрических шкал построены количественные переменные, которые имеют единицы измерения, варьируют и с ними оправданы арифметические действия. К таким переменным относятся натуральные и стоимостные (относительные и абсолютные) показатели потребления (расходы на питание или доля расходов на питание в потребительских расходах).
Порядковая шкала позволяет ранжировать единицы, но не позволяет измерить расстояние между ними. На таких шкалах измеряются уровень образования, балл успеваемости и тому подобное.
На номинальных шкалах измеряются качественные показатели. Среди них выделяют бинарные переменные, принимающие два альтернативных значения, обычно обозначаемые 1 и О (в частности, решение покупать или не покупать товар длительного пользования, подписываться или нет на периодическую печать). Качественные переменные могут иметь несколько вариантов выбора.
При использовании в качестве зависимой переменной указателя, измеренного на метрической интервальной шкале (натуральные и стоимостные показатели потребления), различают следующие виды моделей:
q структурные;
q факторные модели зависимостей;
q макроэкономические модели спроса и предложения.
Параметры таких моделей наиболее часто определяются методом наименьших квадратов (МНК) и позволяют прогнозировать потребление и спрос, анализировать дифференциацию и эластичность потребления.
Если зависимая переменная представлена показателем, измеренным на метрической дискретной шкале, то используются числовые модели.
где Р(х) — вероятность того или иного значения признаках,
а = х — средняя арифметическая ряда.
Данный закон часто называют законом редких событий. Закон распределения Пуассона зависит от единственного параметра а, интерпретируемого как среднее число осуществления интересующего нас события в единицу времени. Пуассоновская случайная величина используется для описания числа требований на обслуживание, поступивших в единицу времени в систему массового обслуживания; описания закономерностей несчастных случаев, редких заболеваний и т. д.
Для бинарных зависимых переменных наиболее часто при oпределении функции, область значений которой находится в интервале [0, 1], используют функцию стандартного нормального распределения, соответствующую пробит (probit)-модели, или функцию логистического распределения, соответствующую логит (logit)-модели.
Модели множественного выбора, имеющие более чем две альтернативы, строятся на основе моделей бинарного выбора. При этом множественный выбор может быть представлен как последовательность бинарных выборов. Обобщением биномиального распределения на случай более чем двух возможных исходов является полиномиальный (мультиномиальный) закон распределения. Полиномиальное распределение используется при статистической обработке выборок большой совокупности, элементы которой разделяются более чем на две категории, применяются в социологических, социально-экономических и медицинских выборочных обследованиях.
Другие классы моделей связаны с цензурированными и урезанными выборками, при которых модели строятся не по всей совокупности обследуемых единиц, а по определенной группе единиц. Модель была предложена Дж. Тобином в 1958 г. и названа тобит-моделью. К урезанным выборкам относятся модели класса "времени жизни", в которых зависимая переменная характеризуется продолжительностью действия/занятия.
Рассмотрим модели спроса и предложения на микро- и макроуровнях, структурные и факторные модели.
Структурные модели вычисляются по однородным группам потребителей и характеризуют структуру их спроса (расходов)
С* — структура расходов в группе домохозяйств с доходом I *;
w* — частота (частость) распределения семей с доходом I *.
Немецкий статистик Э. Энгель в конце XIX в. сформулировал и построил модели зависимости потребления от дохода, по которым с ростом дохода доля расходов на питание сокращается; доля расходов на одежду и жилище не изменяется; доля затрат на образование и лечение возрастает (закон Эигеля).
Для различных видов товаров кривые Энгеля, характеризующие зависимость потребления (у) от дохода (z), имеют следующий вид:
где параметр а1 трактуется как эластичность потребления от дохода;
г) потребление предметов роскоши описывается уравнением параболы второго порядка
Рисунок 1. Рисунок 2.
Зависимость Зависимость
потребления малоценных потребления фруктов
продуктов питания от дохода от дохода
Рисунок 3. Рисунок 4.
Зависимость Зависимость
потребления товаров потребления предметов
первой необходимости от дохода роскоши от дохода [1]
Позже были найдены и другие эмпирические "законы" потребления: закон Швабе (1868 г.) — чем беднее семья, тем большая доля расходов тратится на жилище. Закон Райта (1875 г.) — чем выше доход, тем выше уровень сбережений и доля их в расходах. Закон Жини — если продовольственные расходы растут или убывают в арифметической прогрессии, то другие виды расходов стремятся измениться в обратном направлении и в геометрической прогрессии.
Регрессионные модели применяются и при исследовании эластичности потребления. Эластичность — мера реагирования одной переменной величины (в данном случае потребления) на изменение другой (цен или дохода). Рассчитываются теоретические и эмпирические коэффициенты эластичности, фиксирующие количественную зависимость потребления от того или иного фактора (наиболее часто от изменения уровня доходов), при условии, что остальные факторы потребления остаются неизменными. По значениям коэффициента регрессии а1 в уравнении регрессии
где z и у — начальные доход и потребление;
Δ z и ∆ y — их приращение за период (или при переходе от одной группы к другой).
где zi и yi — доходы и потребление группы населения с более низкими
доходами;
zi+1 и у i+1 — доходы и потребление группы населения с более высокими доходами.
Коэффициенты эластичности от доходов различны для разных товаров и услуг, вплоть до отрицательных коэффициентов для таких продуктов, как хлеб, продукты низких сортов и т. д, Товары, для которых Эп< 0, называются "малоценными". В этом случае коэффициент означает, что с ростом доходов потребление таких товаров не увеличивается, а уменьшается. Чем больше коэффициент эластичности, тем быстрее растет потребление товара при росте доходов (и наоборот).
Закономерности зависимости спроса от дохода были математически описаны в исследованиях шведского эконометрика Л. Торнквиста:
т. е. рост спроса на товары первой необходимости (у) по мере роста дохода (z) замедляется и имеет предел насыщения а1. Коэффициент эластичности потребления товаров первой необходимости изменяется от 0 до 1 (кривая \ на рис. 5);
Рисунок 5
Спрос
Доход
[5]
Динамическая модель потребления с учетом запасов разработана X. Хаутеккером и Л. Тейлором
С j = а0 + а1З + а2 I + ε,
где С j — потребление;
З — запас товара или привычка к его потреблению;
I — доход;
ε — случайная составляющая.
Динамические модели спроса характеризуют зависимость динамики потребления (С j ) от цены (р) и фактора времени (t):
С j = φ(р , t)
Коэффициенты эластичности спроса от цен отрицательны (для товаров неэластичного спроса > -1, со средней эластичностью = -1, с высокой эластичностью < -1 ).
К простейшим моделям спроса от цены относится модель
Cj = a0 + a1pj + a2t
где С j — спрос на данный товар;
pj — цена на данный товар;
Jpj/Jp — компаративный индекс цен, характеризующий соотношение изменения цен изданный товар и общего индекса цен.
Прямые коэффициенты эластичности отрицательны. Исключение составляет рост спроса на благо низшего порядка при росте цен и дефиците товаров (эффект Гиффена).
Однако спрос на товар зависит не только от цены на данный товар, но и от уровня цен на другие (заменяемые или сопутствующие) товары. Перекрестные коэффициенты эластичности показывают, на сколько процентов изменится спрос на данный товар при изменении цены на другой товар на 1% при условии, что остальные цены и доход не изменятся и останутся на уровне средней по
где pj — цена товара j;
С i — спрос на товар i.
Факторные модели покупательного спроса (аналитические) характеризуют зависимость потребления от уровня и состава денежных доходов, уровня цен и соотношения индексов цен. а также от социально-демографического состава и размера домохозяйства.
После изучения дифференциации доходов и эластичности потребления всего населения более тщательно анализируются определенные группы населения с различной платежеспособностью: малоимущего, среднего и высокодоходного населения.
На макроуровне зависимость объема потребления от дохода отражается в функции потребления. Дж. Кейнсом выявлено соотношение между обобщенными показателями дохода, потребления, капиталовложений и сбережений, состоящего в том, что в случае повышения дохода потребление тоже растет, но с меньшей скоростью. При определенном уровне потребления возникают сбережения.
Рассмотренные модели представляют классический вариант моделей потребления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Статистика потребления населения, не в пример другим наукам, имеет достаточно много трудных и спорных моментов ввиду своей тесной привязки к постоянно изменяющимся уловиям жизни и экономико-социальной ситуации в стране. Примером этому может служить блее, чем 100-летняя дискуссия в статистике относительно применения баэисно- и текуще-взвешенных индексов, больше перешедшее в русло практической применимости того и другого индекса при решении конкретных задач. При этом учитывается, что индекс Ласпейреса имеет тенденцию завышать увеличение цен, поскольку в течение периода, когда цены растут, потребители заменяют дорогие товары дешевыми. Индекс Пааше, наоборот, занижает реальные расходы потребителя в текущем периоде и потому имеет тенденцию занижать и динамику цен.
Еще один пример – практические трудности точного расчета стоимости ежегодно изнашиваемой части наличного парка предметов, и, как следствие, их потребление.
В работе приводится не мало подобных трудностей. Однако кроме вызываемых затруднений при практическом исследовании предмета, такие ньюансы нагладно демонстрируют real-time развитие науки о потреблении, выражающееся в постоянном дополнения и изыскании новых возможностей расчетов, точных нетенденциозных индексов и прочее. В свою очередь, перечисленная демонстрация обуславливает актуальность проведенной работы, что, несомненно, помимо поставленных в начале реферата задач, приносит автору удовлетворение.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Айвазян С. А., Мхитарян В. С. Прикладная статистика и основы эконометрики. - М.: ЮНИТИ, 2001.
2. Методологические положения по статистике. Вып. 1. - М.: Госкомстат России, 1999; Вып. 3. - М.: Госкомстат России, 2000.
3. Социальная статистика. Под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Финансы и статистика, 2002.
4. Российский статистический ежегодник. 2001 // Статистический сборник. - М.: Госкомстат России, 2001.
5. Система экономико-математических моделей для анализа и прогноза уровня жизни / Под ред. Н. П. Федоренко и Н. М. Римашевской. - М.: Наука, 1998.
Государственный Университет Управления
Институт Управления и Предпринимательства
в Социальной Сфере
Р Е Ф Е Р А Т
на тему:
«Статистические методы в исследовании потребления населения»
Выполнил: студент МСС - IV, 1
Воркуева М.Н.
Проверил: Румянцев В.Н.
Москва 2003 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ИЗУЧЕНИЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ 4
Изучение потребления на макроуровне. 4
Изучение потребления населением основных продуктов питания 5
Изучение потребления на базе бюджетов домашних хозяйств 6
Таблица 1. Динамика потребления основных продуктов питания в среднем на душу населения в России 7
Изучение дифференциации потребления 15
Таблица 2. Дифференциация потребления кофе в крайних децильных группах домашних хозяйств 15
Таблица З. Результаты расчетакоэффициента Джини на примере 20
Прожиточный минимум и потребительский бюджет 20
Таблица 4. Состав продовольственной корзины 21
Динамика потребления населения и потребительских цен 23
Прогнозирование поведения потребителей 27
Модели потребления 30
Рисунок 1. Зависимость потребления малоценных продуктов питания от дохода 32
Рисунок 2. Зависимость потребления фруктов от дохода 32
Рисунок 3. Зависимость потребления товаров первой необходимости от дохода 33
Рисунок 4. Зависимость потребления предметов роскоши от дохода 33
Рисунок 5. 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38
ВВЕДЕНИЕ
Потребление является заключительной стадией воспроизводственного процесса, сводящейся к использованию произведенного продукта для удовлетворения определенных потребностей.[3]
Основные задачи статистики потребления населения как важнейшей составляющей уровня его жизни связаны с разработкой Системы показателей потребления, натуральных и стоимостных, индивидуальных, семейных и сводных потребительских бюджетов и потребительской корзины, исследованием структуры потребительских расходов, эластичности и дифференциации потребления, динамики потребления населения и потребительских цен, покупательной способности денег.
Для наиболее успешного исследования данной составляющей выделяют:
- промежуточное потребление (отражено в счете производства СНС) представляющее собой стоимость продуктов и рыночных услуг, потребленных и предоставленных в течение данного периода с целью производства других продуктов и услуг.
- конечное потребление, или собственно потребление населения (отражено в счете использования доходов СНС), — расходы хозяйственных единиц на продукты и услуги, используемые непосредственно для удовлетворения текущих индивидуальных и коллективных потребностей людей.
Поскольку структура потребления населения содержит потребительские товары (продукты питания, непродовольственные товары) и услуги (материальные и нематериальные, платные и бесплатные), различают платное и бесплатное потребление соответственно.
Данная работа представляет собой обзор статистических методов исследования потребления населения на столько полно, на сколько это возможно в рамках реферата, а также проиллюстрирована конкретными данными, расчетами и графиками по применяющимся на практике методам.
ИЗУЧЕНИЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ
Изучение потребления на макроуровне.
Обобщение информации, характеризующей потребление населения, представляет собой сложный процесс балансовых разработок, нацеленный на увязку разнообразных источников данных. К основным источникам информации, характеризующим потребление населения, относятся:
§ данные выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, на базе которых строятся натуральные и стоимостные показатели потребления в расчете на душу населения и на потребительскую единицу; изучаются структура, динамика и дифференциация потребления;
§ данные торговой статистики об объеме и структуре розничного товарооборота;
§ баланс денежных доходов и расходов населения по данным финансовой статистики, определяющий соотношение в расходах населения на покупку товаров и услуг и на сбережения;
§ статистика деятельности предприятий и хозяйств (сельскохозяйственные предприятия, крестьянские и фермерские хозяйства, личные подсобные хозяйства и предприятия промышленности, оптовой и розничной торговли и потребкооперации), участвующих в формировании и использовании продовольственных ресурсов.
На ее базе строятся балансы продовольственных ресурсов, определяется фонд потребления населением основных продуктов питания и рассчитываются натуральные среднедушевые показатели потребления, изучается динамика потребления. В СНС на макроуровне обобщающим стоимостным показателем потребления являются расходы домашних хозяйств на конечное потребление, отражающиеся на счете использования располагаемого дохода и включающие расходы на:
1) конечное потребление домашних хозяйств (резидентов и нерезидентов) на экономической территории страны, охватывающее:
- расходы на покупку потребительских товаров (кроме домов, квартир, покупки стройматериалов собственниками жилищ, ценностей);
- расходы на оплату потребительских услуг (бытовых, пассажирского транспорта, связи, жилищно-коммунального хозяйства, туристско-экскурсионных, образования, культуры, здравоохранения, санаторно-курортных, физической культуры и спорта, правового характера) и финансовых услуг (банков, страховых компаний, организаций по проведению лотерей);
- конечное потребление товаров и услуг за счет доходов, полученных в натуральной форме в счет оплаты труда;
- потребление товаров и услуг, произведенных для собственного конечного потребления домашними хозяйствами в некорпоративных предприятиях (сельскохозяйственной продукции, произведенной в крестьянских, фермерских хозяйствах и личном подсобном хозяйстве населения, и жилищных услуг, произведенных для собственного потребления владельцами жилищ);
2) покупку потребительских товаров и услуг домашними хозяйствами-резидентами за границей;
3) покупку потребительских товаров и услуг домашними хозяйствами-нерезидентами на экономической территории страны.
Расходы на конечное потребление домашних хозяйств-резидентов определяются на основе рассмотренных ранее показателей 1), 2) и 3) как 1 + 2 - 3.
Однако рассмотренный обобщающий показатель не учитывает стоимости потребленных населением бесплатных услуг.
Другим обобщающим стоимостным показателем потребления выступает фактическое конечное потребление домашних хозяйств, отражающее реальную величину, которая обеспечивается как за счет располагаемого дохода, так и за счет социальных трансфертов в натуральной форме, предоставляемых населению органами государственного управления и некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства. Величина фактического конечного потребления отражается на счете использования скорректированного располагаемого дохода. Данный счет характеризует распределение скорректированного располагаемого дохода на фактическое конечное потребление и сбережение.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 226.