Изучение потребления на макроуровне.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Государственный Университет Управления

Институт Управления и Предпринимательства

в Социальной Сфере

 

 

Р Е Ф Е Р А Т

на тему:

«Статистические методы в исследовании потребления населения»

 

 

Выполнил: студент МСС - IV, 1

Воркуева М.Н.

Проверил: Румянцев В.Н.

 

Москва 2003 г.


 

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ИЗУЧЕНИЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ 4

Изучение потребления на макроуровне. 4

Изучение потребления населением основных продуктов питания 5

Изучение потребления на базе бюджетов домашних хозяйств 6

Таблица 1. Динамика потребления основных продуктов питания в среднем на душу населения в России 7

Изучение дифференциации потребления 15

Таблица 2. Дифференциация потребления кофе в крайних децильных группах домашних хозяйств 15

Таблица З. Результаты расчетакоэффициента Джини на примере 20

Прожиточный минимум и потребительский бюджет 20

Таблица 4. Состав продовольственной корзины 21

Динамика потребления населения и потребительских цен 23

Прогнозирование поведения потребителей 27

Модели потребления 30

Рисунок 1. Зависимость потребления малоценных продуктов питания от дохода 32

Рисунок 2. Зависимость потребления фруктов от дохода 32

Рисунок 3. Зависимость потребления товаров первой необходимости от дохода 33

Рисунок 4. Зависимость потребления предметов роскоши от дохода 33

Рисунок 5.  35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38


 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

 

Потребление является заключительной стадией воспроизводственного процесса, сводящейся к использованию произведенного продукта для удовлетворения определенных по­требностей.[3]

Основные задачи статистики потребления населения как важ­нейшей составляющей уровня его жизни связаны с разработкой Системы показателей потребления, натуральных и стоимостных, индивидуальных, семейных и сводных потребительских бюджетов и потребительской корзины, исследованием структуры потреби­тельских расходов, эластичности и дифференциации потребления, динамики потребления населения и потребительских цен, поку­пательной способности денег.

Для наиболее успешного исследования данной составляющей выделяют:

- промежуточное потребление (отражено в счете производства СНС) представляющее собой сто­имость продуктов и рыночных услуг, потребленных и предостав­ленных в течение данного периода с целью производства других продуктов и услуг.

- конечное потребление, или собственно потребление населения (отражено в счете использования доходов СНС), — расходы хозяйственных единиц на продукты и услуги, используемые непосредственно для удовлетворения текущих индивидуальных и коллективных потребностей людей.

Поскольку структура потребления населения содержит потребитель­ские товары (продукты питания, непродовольственные товары) и услуги (материальные и нематериальные, платные и бесплатные), различают платное и бесплатное потребление соответственно.

Данная работа представляет собой обзор статистических методов исследования потребления населения на столько полно, на сколько это возможно в рамках реферата, а также проиллюстрирована конкретными данными, расчетами и графиками по применяющимся на практике методам.


 


ИЗУЧЕНИЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ

 

 

Таблица 1

Динамика потребления основных продуктов питания в среднем на душу населения в России

Продукт питания 1990г. 1995г. 1998г. Рациональная норма
Мясо и мясопродукты 70 53 58 70
Молоко и молокопродукты 378 249 245 360
Яйца 231 191 198 265
Сахар 32 27 44 35,3
Картофель 94 112 111 105
Овощи и бахчевые 85 83 83 140
Фрукты 37 30 27 75

 

Душевое потребление основных продуктов питания в стране резко сократилось (исключение составляет только картофель), и по этому показателю Россия оказалась отставшей на много лет, а по некоторым продуктам потребление не отвечает не только рациональным, но даже минимальным нормам.

Важным показателем является уровень индивидуального по­требления как средний размер потребления на душу населения. Он рассчитывается в виде отношения годового объема потреб­ленных товаров по видам к средней годовой численности насе­ления как в целом, так и по отдельным его социальным группам, группам по доходу, возрасту, характеру занятий, другим призна­кам.

В потреблении продовольственных товаров наука о питании выделяет 5 групп работников в зависимости от вида их трудовой деятельности:

I — занятые преимущественно умственным трудом;

II — занятые легким физическим трудом;

III — занятые средним по тяжести трудом;

IV — занятые тяжелым физическим трудом;

V — занятые особо тяжелым трудом.

Помимо потребления товаров и услуг на душу населения при­меняется расчет и на условную потребительскую единицу, или на эквивалентного потребителя. В качестве таковой признано по­требление взрослого мужчины, занятого механизированным тру­дом. По отношению к нему разработана шкала переводных коэффициентов потребления продовольственных и непродовольственных товаров. Приняты 6 коэффициентов потребления для детей: до 1 года — 0,2; от 1 до 3 лет — 0,5; от 5 до 7 лет — 0,6; от 7 до 11 лет — 0,8; от 14 до 14 лет — 0,95; от 14 до 18 лет — 0,98 потребительской еди­ницы, а также 4 коэффициента в зависимости от пола, возраста и рода занятий для взрослых: первый — 0,9; второй — 1,0; третий — 1,1; четвертый — 1,2 условной единицы. Так, семья из четырех че­ловек (отец, мать и двое детей в возрасте до 6 и 13 лет) состав­ляет 3,2 потребительской единицы. В международной статистике по Оксфордской шкале такая семья оценивается в 2,7 единицы {первый взрослый принимается за 1, второй взрослый и каждый следующий — за 0,7, каждый ребенок — за 0,5).

Изучение потребления непродовольственных товаров по про­грамме выборки бюджетов домашних хозяйств осуществляется по следующим видам: расходы на одежду, белье, обувь, ткани, ме­бель и предметы домашнего обихода, товары культурно-бытового назначения, транспортные средства, гигиенические, парфюмер­ные и фармацевтические средства, табачные изделия, строитель­ные материалы и другие непродовольственные товары. Натураль­ные показатели потребления вычисляются по потреблению обуви и тканей. По остальным непродовольственным товарам рассчи­тываются лишь стоимостные показатели, а также структура по­требления.

 

Для исчисления показателей обеспеченности населения соответствующими предметами товары разбиваются на 3 группы: товары недлительного пользования (срок использования - до 3-х лет); товары длительного пользования (срок использования - более 3-х лет); товары однократного пользования (продукты питания).

Для ряда товаров длительного пользования, используемых, как правило, совместно членами домохозяйства, средний уровень потребления преимущественно рассчитывается на домохозяйство в натуральных единицах, а обеспеченность понимают, как степень распространенности данных товаров в личном поль­зовании граждан. Такого рода показатели лишь косвенно харак­теризуют потребление. Точнее раскрывает обеспеченность населения товарами длительного пользования показатель, используемый в зарубежной практике: он определяется долей домохозяйств, вла­деющих как минимум одним предметом данного вида (например, одним холодильником, одним телевизором и т. д.), и вычисляется как отношение числа домашних хозяйств, имеющих данный вид предмета, к общему их числу.

Годовое потребление предметов длительного и недлительного пользования представляет собой стоимостное выражение годового износа предметов. Эта величина исчисляется на основе норм годового износа, представляющих собой величину, обратную нормативному сроку службы предметов. Годовой износ исчисляется также путем деления стоимости наличного парка предметов у населения на срок их службы. В расчете на душу или домохозяйство износ этих предметов (их потребление) определяется отношением сре­днедушевой или средней на хозяйство обеспеченности данным предметом в стоимостной форме к нормативному сроку службы.

В социальной статистике США тем не менее начинают прини­мать во внимание специальные поправочные коэффициенты при определении величины годового износа предметов, полученные в ходе исследования большого массива выборочных данных и за длительный срок. При этом ограничиваются только товарами длительного пользования, и лишь они учитываются в составе домашнего имущества населения.

Подобные предложения имеются и в России. В товары дли­тельного пользования предлагается включать только технически сложные изделия. Введенные ограничения, считают не­которые специалисты, позволяют строго очертить рамки этой группы и сделать ее более однородной. Однако товары длитель­ного пользования удовлетворяют разные потребности человека, и поэтому они изначально разнородны, но все они должны учиты­ваться в совокупном потреблении населения. Имеются также рекомендации о том, как учесть выбытие предметов длительного пользования в зависимости от фактиче­ских сроков их службы на базе метода, применяемого статисти­кой при изучении возрастной структуры основных фондов. При этом методе строится график "линии дожития" (по годам или аг­регированного за период).

Учитывая практические трудности точного расчета стоимости ежегодно изнашиваемой части наличного парка предметов, их го­довое потребление нередко оценивается по стоимости годовых покупок этих предметов. Недостаток такого способа состоит в том, что объем потребления оказывается завышенным, так как стоимость ежегодно продаваемых предметов, как правило, выше стоимости их годового износа. Это превышение обусловлено тем, что в объем продаж включается не только продажа предметов, идущих на восстановление ежегодно изнашиваемой их части, но и продажа их потребителям, впервые приобретающим данный предмет. Размеры годового потребления и годовых покупок будут совпадать только в том случае, когда и обеспеченность, и годовое потребление остаются неизменными.

Превышение объема годовых покупок (продаж) над размерами годового потребления предметов выражается соотношением этих двух величин и представляет собой коэффициент покупки.

Потребляемые населением товары удовлетворяют различные потребности. По степени их значимости они делятся на товары пер­вой необходимости (продукты питания, жилье и т. п.), товары, ме­нее необходимые (книги, телевизоры, стиральные машины и др.), предметы роскоши (деликатесные продукты питания, особо мод­ная одежда, ювелирные изделия, дорогостоящая мебель и др.).

 

Возрастающую роль в потреблении населения играют разно­образные услуги. Оценка их имеет свою специфику. Услуги — особый вид потребительской стоимости, существующей в форме полезной деятельности для человека и общества. Время производства услуг совпадает со временем их потребления.

В статистике потребления объектом исследования высту­пают лишь услуги, оказываемые населению, удовлетворя­ющие потребности человека. Услуги же коллективного характе­ра, удовлетворяющие общественные потребности (в сфере управления, обороны, правопорядка, науки и т. п.), к этой группе не относятся, хотя согласно международным статистическим стан­дартам они включаются в объем валового выпуска (производства) и потребления (промежуточного и конечного) услуг и отражаются в счетах производства и использования доходов Системы наци­ональных счетов, в том числе и сектора домашних хозяйств.

В объеме услуг, производимых для собственного конечного использования, учитываются два вида услуг, включаемых по счету производства в общий выпуск товаров и услуг. Это услуги по про­живанию в собственном жилище (они оцениваются приближенно, в размере затрат на обеспечение проживания в жилище) и домаш­ние услуги, производимые наемными работниками (слугами, по­варами, садовниками и т. п.). Их стоимость определяется оплатой труда этих работников, включая и все виды компенсаций в нату­ральной форме (питание, жилье и т. п.).

Текущая статистика не располагает данными об услугах, ока­зываемых населению частными лицами. На практике эта инфор­мация собирается в результате выборочного обследования се­мейных бюджетов, программа которого предусматривает соответствующую статью. Эта ин­формация распространяется на всю совокупность семей и ис­пользуется для нужд статистики потребления населения и наци­онального счетоводства.

 

Сравнение фактического потребления отдельных товаров с нормативным уровнем позволяет определить уровень удовле­творения потребности населения в данном товаре. Коэффициент удовлетворения потребности в i-м товаре имеет вид:

где qi факт — фактическое потребление i-го товара в среднем на душу на­селения;

qi норм — нормативный уровень потребления i-го товара в среднем

 

на душу населения, здесь

 

— объем потребления i-го товара за определенный период; N — средняя численность населения за тот же период); если имеются нормативы потребления по группам населения, то

 

где qi норм – нормативный уровень потребления i-го товара в m-ной группе;

      Nm – средняя численность населения m-ной потребительской группы.

 

Динамика общего и среднедушевого потребления изучается с помощью индексов. По отдельным видам товаров рассчитыва­ются индивидуальные индексы изменения потребления:

 

общего объема потребления i-го товара

где åqi1 и åqi0 - объемы потребления i-го товара в натуральном выра­жении в отчетном и базисном периодах;

среднедушевого потребления i-го товара

 

где N1 и N0 — средняя численность населения за соответствующий отрезок времени в отчетном и базисном периодах.

Разница между числителем и знаменателем индексов пока­зывает абсолютное изменение общего и среднедушевого по­требления i-го товара:

 

Статистика услуг позволяет определить как общее, так и сред­недушевое потребление отдельных услуг населением, и для этого чаще всего используется их стоимостная оценка, особенно если речь идет о платных (рыночных) услугах.

Обеспеченность населения услугами измеряется так же, как и товарами: фактическое потребление услуг в среднем на душу насе­ления сравнивается с нормативным (эталонным) его значением:

 

где

 

В случае необходимости берется среднее нормативное по­требление

 

Как я упоминала ранее, в задачу статистики не входит ни раз­работка, ни обсуждение норм потребления населением товаров и услуг. Очевидно, что они призваны отражать современные научные представления о потребностях людей. Их разработка является сложным делом. Но какими бы они ни были, это единственный ин­струмент оценки удовлетворения потребностей населения. На ос­нове норм потребления отдельных товаров и услуг строится нор­мативный потребительский бюджет (в расчете на душу населения). Иногда нормативы устанавливаются статистическим путем. Так, международная практика в качестве норматива (эталона) по­требления бытовых, жилищно-коммунальных и других услуг ис­пользует среднюю геометрическую из данных потребления этих услуг по трем странам с лучшими показателями исходя из того, что средняя геометрическая предпочтительнее средней ариф­метической в тех случаях, когда изучаемое явление имеет устойчи­вые темпы роста. Этот же метод можно использовать при оценке уровня потребления услуг по отдельным территориям внутри стра­ны, когда в качестве норматива выступает средняя геометрическая из уровней по трем регионам с лучшими показателями.

Аналогично индивидуальным индексам потребления товаров строятся индексы потребления отдельных видов услуг:

 

в расчете на душу населения

 

где iN — индекс среднегодовой численности населения.

При этом должна быть обеспечена сопоставимость цен (тарифов) на услуги в отчетном и базисном периодах, чтобы можно было оп­ределить динамику физического объема их потребления при пога­шении влияния цены. Это достигается или путем прямого ис­пользования сопоставимой (базисной) цены, или путем пересчета стоимости потребляемой услуги в отчетном периоде в цены (та­рифы) базисного периода, т. е. методом дефлятирования.

Наряду с показателем расходов на конечное потребление в ана­литических целях введен показатель фактического конечного по­требления, представляющий собой стоимость фактически потреб­ленных хозяйственными (институционными) единицами продуктов и услуг независимо от источников финансирования. В целом этот показатель равен показателю расходов на конечное потребление.

Помимо показателя общего конечного потребления с учетом его величины рассчитывается показатель конечного потребления на душу населения. Этот показатель нередко фигурирует в междуна­родных сравнениях, хотя в последнее время в статистических пуб­ликациях все чаще указывается показатель валового внутреннего продукта на душу населения. Такие средние показатели необхо­димы лишь как общий фон для системы дифференцированных оценок потребления населения с учетом его доходов, пола и возраста, со­циального положения, занятий, территории проживания и т. д.

Коэффициент удовлетворения потребностей населения по всем потребительским товарам и услугам (Кпо) в агрегатной форме определяется путем сравнения стоимости фактического потреб­ления этих товаров и услуг å qp и å st) со стоимостью их нормативного набора (åqHp + å sнt):

 


где р — цена товара;

q — количество фактически потребленных товаров;

s — количество фактически потребленных услуг;

t — фактический тариф за определенную услугу;

q Н — норматив потребления определенного товара в расчете надушу населения;

sн — норматив потребления определенного вида услуг в расчете на душу населения;

N — средняя численность населения за период.

Стоимость нормативного набора рассчитывается исходя из установленных норм потребления в среднем на душу населения (норм, заложенных в нормативный потребительский бюджет) и численности населения.

 

Разность числителя и знаменателя Кпо определяет стоимость общего недопотребления товаров и услуг по сравнению с норма­тивным его уровнем. Однако они приводят к искажению истинной величины недопот­ребления. В связи с этим предлагается расчет показателя удов­летворения потребностей на душу населения:

При этом каждое фактическое потребление товаров и услуг принимается в объеме не выше нормативного, и, следовательно, критериальным значением КПД будет 1,0. Разность значений числителя и знаменателя Кпд покажет истинный размер недопотребления в среднем на душу населения по сравнению с нормативным уров­нем: умножив эту разность на среднюю численность населения N, получим размер недопотребления в целом.

Оба показателя удовлетворения потребностей (общий и на душу населения) можно исчислить и в форме средней арифмети­ческой величины, где в качестве осредняемых величин выступят индивидуальные (по видам товаров и услуг) коэффициенты удов­летворения потребностей населения, а весами — доля стоимости нормативного потребления каждого вида товаров и услуг в общей стоимости всего их набора. Это позволяет провести сравнительную оценку индивидуальных коэффициентов и, более того, выявить влияние каждого из них на общий показатель. Их можно предста­вить следующим образом:

 

где

 

 

Существенным фактором, воздействующим на уровень удов­летворения потребностей населения в товарах и услугах, выступает насыщенность ими потребительского рынка, измеряемая коэф­фициентом и индексом насыщенности:

Коэффициент насыщенности определяется по данным на­блюдения органами государственной статистики за изменением цен основных продовольственных и непродовольственных товаров по выборочной сети магазинов в 130 городах. Он рассчитывается как отношение количества городов, в которых на момент регист­рации цен товар был в продаже, к общему числу обследуемых го­родов. Данный показатель не учитывает наличие товаров в неор­ганизованной торговле — на городских и неформальных рынках.

Индекс насыщенности определяется как соотношение коэф­фициентов насыщенности за соответствующие периоды с учетом сопоставимости ассортимента товаров.

 

Важной задачей статистики является исследование структуры потребления населения. У каждой группы населения своя структура и свой определенный тип потребления. Для оценки структурных различий в потребительских расходах можно использовать интегральный коэффициент структурных сдвигов К. Гатева (Болгария):

 

где   v1 и v0 — доли отдельных видов расходов домохозяиств в отчетном и базисном периодах.

Этот показатель будет равен нулю, если сравниваемые структу­ры остались неизменными; он будет равен единице, если сравни­ваемые структуры полностью изменились, т. е. О £ Ks £ 1. Его мо­жно применить и для характеристики различий в структуре потребительских расходов домашних хозяйств, обусловленных дифференциацией доходов населения. В этом случае рассматри­ваемый коэффициент рассчитывается по следующей формуле:

 

где   vj и vi — доли отдельных видов расхода домохозяиств двух разных групп населения в одном из исследуемых периодов;

j и i — номера сравниваемых групп населения по душевому доходу.

 

 



















Таблица 2

Таблица З

Результаты расчета коэффициента Джини на примере первой децильной группы домохозяйств (наименее обеспеченных)

Потреб-ление ко-фе в год

Доля домохо-зяйств

FH

Общий объем потребления

Накопленная час- тость по объему потребления cumFC

FH·FC

FH cumFC

CumFH

кг С 1 долей к итогу FC
Менее 3 0.38 76 0.164 0.164 0.06232 0.06232 0.38
3 – 5 0.22 88 0.190 0.354 0.04180 0.07788 0.60
5 – 7 0.18 108 0.233 0.587 0.04194 0.10566 0.78
7 – 9 0.14 112 0.241 0.828 0.03374 0.11592 0.92
9 и более 0.08 80 0.172 1 0.01376 0.08000 1.00
Итого 1 464 1        

 

 

Модели потребления

 

Под моделями потребления понимаются уравнения или их система, отражающая зависимость показателей потребления то­варов и услуг от комплекса социально-экономических факторов (совокупного расхода/дохода домохозяйства, уровня цен, раз­мера и состава семьи и пр.)[3].

Существует множество моделей потребления, различающихся методами оценки их показателей, направлениями ис­пользования, включенными в модель переменными и т. д.

Показатели, содержащиеся в модели в качестве зависимых переменных, могут быть измерены на различных шкалах. Различают метрические, порядковые и номинальные шкалы измерения.

На основе метрических шкал построены количествен­ные переменные, которые имеют единицы измерения, варьиру­ют и с ними оправданы арифметические действия. К таким пере­менным относятся натуральные и стоимостные (относительные и абсолютные) показатели потребления (расходы на питание или доля расходов на питание в потребительских расходах).

Порядковая шкала позволяет ранжировать единицы, но не по­зволяет измерить расстояние между ними. На таких шкалах из­меряются уровень образования, балл успеваемости и тому подобное.

На номинальных шкалах измеряются качественные по­казатели. Среди них выделяют бинарные переменные, принима­ющие два альтернативных значения, обычно обозначаемые 1 и О (в частности, решение покупать или не покупать товар длительно­го пользования, подписываться или нет на периодическую печать). Качественные переменные могут иметь несколько вариантов выбора.

При использовании в качестве зависимой переменной указателя, измеренного на метрической интервальной шкале (натуральные и стоимостные показатели потребления), различают следующие виды моделей:

q структурные;

q факторные модели зависимостей;

q макроэкономические модели спроса и предложения.

Параметры таких моделей наиболее часто определяются ме­тодом наименьших квадратов (МНК) и позволяют прогнозиро­вать потребление и спрос, анализировать дифференциацию и эластичность потребления.

Если зависимая переменная представлена показателем, из­меренным на метрической дискретной шкале, то используются числовые модели.

 

При анализе числа наступлений определенного случайного события за единицу времени, когда факт наступления этого со­бытия не зависит от того, сколько раз и в какие моменты времени оно происходило в прошлом и не влияет на будущее, а испытания проводятся в стационарных условиях, то для описания данной случайной величины используется модель на базе закона Пу­ассона (1837 г.):

где Р(х) — вероятность того или иного значения признаках,

а = х — средняя арифметическая ряда.

Данный закон часто называют законом редких событий. За­кон распределения Пуассона зависит от единственного параме­тра а, интерпретируемого как среднее число осуществления ин­тересующего нас события в единицу времени. Пуассоновская случайная величина используется для описания числа требова­ний на обслуживание, поступивших в единицу времени в систему массового обслуживания; описания закономерностей несчастных случаев, редких заболеваний и т. д.

Для бинарных зависимых переменных наиболее часто при oпределении функции, область значений которой находится в ин­тервале [0, 1], используют функцию стандартного нормального распределения, соответствующую пробит (probit)-модели, или функцию логистического распределения, соответствующую логит (logit)-модели.

Модели множественного выбора, имеющие более чем две альтернативы, строятся на основе мо­делей бинарного выбора. При этом множественный выбор мо­жет быть представлен как последовательность бинарных выборов. Обобщением биномиального распределения на случай более чем двух возможных исходов является полиномиальный (муль­тиномиальный) закон распределения. Полиномиальное распре­деление используется при статистической обработке выборок большой совокупности, элементы которой разделяются более чем на две категории, применяются в социологических, социально-экономических и медицинских выборочных обследованиях.

Другие классы моделей связаны с цензурированными и урезанными выборками, при которых мо­дели строятся не по всей совокупности обследуемых единиц, а по определенной группе единиц. Модель была предложена Дж. Тобином в 1958 г. и названа тобит-моделью. К урезанным выборкам относятся модели класса "времени жизни", в которых зависимая переменная характеризуется продолжительностью действия/занятия.

Рассмотрим модели спроса и предложения на микро- и макроуровнях, структурные и факторные модели.

Структурные модели вычисляются по однородным группам потребителей и характеризуют структуру их спроса (расходов)

 

где С — общая структура расходов по выборке бюджетов домохозяйств;

С* — структура расходов в группе домохозяйств с доходом I *;

w* — частота (частость) распределения семей с доходом I *.

Немецкий статистик Э. Энгель в конце XIX в. сформулировал и построил модели зависимости потребления от дохода, по ко­торым с ростом дохода доля расходов на питание сокращается; доля расходов на одежду и жилище не изменяется; доля затрат на образование и лечение возрастает (закон Эигеля).

Для различных видов товаров кривые Энгеля, характеризую­щие зависимость потребления (у) от дохода (z), имеют следую­щий вид:

 

а) для малоценных продуктов питания (хлеба и картофеля) за­висимость потребления от дохода описывается уравнением рав­носторонней гиперболы:

 

б) при пропорциональном изменении потребления (одежды, фруктов) и дохода функция Энгеля приобретает линейный вид:

 

в) по мере роста дохода потребление товаров первой необхо­димости отстает от роста дохода, а зависимость описывается степенной функцией:

где параметр а1 трактуется как эластичность потребления от дохода;

г) потребление предметов роскоши описывается уравнением параболы второго порядка

 

 








Рисунок 1.                             Рисунок 2.

Зависимость                                                  Зависимость

потребления малоценных                    по­требления фруктов

продуктов питания от дохода                       от дохода


 

Рисунок 3.                             Рисунок 4.

Зависимость                                         Зависимость

по­требления товаров                           по­требления предметов

первой необходимости от дохода       рос­коши от дохода      [1]

 

Позже были найдены и другие эмпирические "законы" потреб­ления: закон Швабе (1868 г.) — чем беднее семья, тем большая до­ля расходов тратится на жилище. Закон Райта (1875 г.) — чем вы­ше доход, тем выше уровень сбережений и доля их в расходах. Закон Жини — если продовольственные расходы растут или убывают в арифметической прогрессии, то другие виды расходов стремятся измениться в обратном направлении и в геометриче­ской прогрессии.

Регрессионные модели применяются и при исследовании эластичности потребления. Эластичность — мера реагирования одной переменной величины (в данном случае потребления) на изменение другой (цен или дохода). Рассчитываются теоретиче­ские и эмпирические коэффициенты эластичности, фиксирую­щие количественную зависимость потребления от того или иного фактора (наиболее часто от изменения уровня доходов), при усло­вии, что остальные факторы потребления остаются неизменными. По значениям коэффициента регрессии а1 в уравнении регрессии

 

можно сделать вывод о том, насколько в среднем изменится у (потребление) при изменении х (дохода) на одну единицу в пределах фактической вариации данного фактора х.

 

Коэффициент эластичности потребления (Э) показывает, на сколько процентов в среднем изменится величина у с изменени­ем величины х на один процент. Для разных форм связи этот по­казатель имеет вид:

 

Коэффициенты эластичности рассчитываются по выравнен­ным данным и поэтому рассматриваются как теоретические. Эм­пирические коэффициенты эластичности потребления в зависи­мости от изменения доходов (любого другого фактора) вычисляются по фактическим данным по формуле Маршалла:

где z и у — начальные доход и потребление;

Δ z и ∆ y — их приращение за период (или при переходе от одной группы к другой).

 

При сравнении эластичности потребления двух групп населе­ния с разным уровнем доходов применяется формула

где zi и yi — доходы и потребление группы населения с более низкими

доходами;

zi+1 и у i+1 — доходы и потребление группы населения с более высо­кими доходами.

Коэффициенты эластичности от доходов различны для разных товаров и услуг, вплоть до отрицательных коэффициентов для та­ких продуктов, как хлеб, продукты низких сортов и т. д, Товары, для которых Эп< 0, называются "малоценными". В этом случае коэф­фициент означает, что с ростом доходов потребление таких това­ров не увеличивается, а уменьшается. Чем больше коэффициент эластичности, тем быстрее растет потребление товара при росте доходов (и наоборот).

Закономерности зависимости спроса от дохода были мате­матически описаны в исследованиях шведского эконометрика Л. Торнквиста:

 

а) для предметов первой необходимости

т. е. рост спроса на товары первой необходимости (у) по мере роста дохода (z) замедляется и имеет предел насыщения а1. Коэффи­циент эластичности потребления товаров первой необходимости изменяется от 0 до 1 (кривая \ на рис. 5);

 

б) для предметов второй необходимости

 

функция имеет предел насыщения а2, но более высокого порядка. Спрос на такие товары появляется после того, как доход достиг­нет величины Ь2. Эластичность спроса таких товаров близка к 1 (кривая II на рис. 5):

 

в) для предметов роскоши (мехов, ковров)

 

 











Рисунок 5

Спрос

Доход

 

функция не имеет предела, спрос на товары роскоши возникает после превышения дохода величины Ь3. Эластичность таких то­варов больше 1 (кривая III на рис. 5)

[5]

Динамическая модель потребления с учетом запасов раз­работана X. Хаутеккером и Л. Тейлором

С j = а0 + а1З + а2 I + ε,

где С j —  потребление;

З  —  запас товара или привычка к его потреблению;

I  —  доход;

ε   —  случайная составляющая.

Динамические модели спроса характеризуют зависимость динамики потребления j ) от цены (р) и фактора времени (t):

С j = φ(р , t)

Коэффициенты эластичности спроса от цен отрицательны (для товаров неэластичного спроса > -1, со средней эла­стичностью = -1, с высокой эластичностью < -1 ).

К простейшим моделям спроса от цены относится модель

Cj = a0 + a1pj + a2t

 

или модель с учетом соотношения в индексах цен

где С j  —  спрос на данный товар;

pj —  цена на данный товар;

Jpj/Jp — компаративный индекс цен, характеризующий соотношение изменения цен изданный товар и общего индекса цен.

 

Различают прямые и перекрестные коэффициенты эластично­го спроса от цены. Прямые коэффициенты эластичности спроса от цены характеризуют, на сколько процентов изменяется спрос от его среднего значения при изменении цены на данный товар на 1% среднего уровня:

Прямые коэффициенты эластичности отрицательны. Исклю­чение составляет рост спроса на благо низшего порядка при ро­сте цен и дефиците товаров (эффект Гиффена).

Однако спрос на товар зависит не только от цены на данный товар, но и от уровня цен на другие (заменяемые или сопутствую­щие) товары. Перекрестные коэффициенты эластичности показы­вают, на сколько процентов изменится спрос на данный товар при изменении цены на другой товар на 1% при условии, что осталь­ные цены и доход не изменятся и останутся на уровне средней по

 

совокупности домохозяйств.

где pj       —  цена товара j;

С i —  спрос на товар i.

Факторные модели покупательного спроса (аналитичес­кие) характеризуют зависимость потребления от уровня и состава денежных доходов, уровня цен и соотношения индексов цен. а также от социально-демографического состава и размера домохозяйства.

После изучения дифференциации доходов и эластичности потребления всего населения более тщательно анализируются определенные группы населения с различной платежеспособностью: малоимущего, среднего и высокодоходного населения.

На макроуровне зависимость объема потребления от дохода отражается в функции потребления. Дж. Кейнсом выявлено соотношение между обобщенными показателями дохода, потребления, капиталовложений и сбережений, состоящего в том, что в случае повышения дохода потребление тоже растет, но с меньшей скоростью. При определенном уровне потребления возникают сбережения.

Рассмотренные модели представляют классический вариант моделей потребления.


 






ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Статистика потребления населения, не в пример другим наукам, имеет достаточно много трудных и спорных моментов ввиду своей тесной привязки к постоянно изменяющимся уловиям жизни и экономико-социальной ситуации в стране. Примером этому может служить блее, чем 100-летняя дискуссия в статистике относительно применения баэисно- и текуще-взвешенных индексов, больше перешедшее в русло практической примени­мости того и другого индекса при решении конкретных задач. При этом учитывается, что индекс Ласпейреса имеет тенденцию завышать увеличение цен, поскольку в течение периода, когда цены растут, потребители заменяют дорогие товары дешевыми. Индекс Пааше, наоборот, занижает реальные расходы потреби­теля в текущем периоде и потому имеет тенденцию занижать и динамику цен.

Еще один пример – практические трудности точного расчета стоимости ежегодно изнашиваемой части наличного парка предметов, и, как следствие, их потребление.

В работе приводится не мало подобных трудностей. Однако кроме вызываемых затруднений при практическом исследовании предмета, такие ньюансы нагладно демонстрируют real-time развитие науки о потреблении, выражающееся в постоянном дополнения и изыскании новых возможностей расчетов, точных нетенденциозных индексов и прочее. В свою очередь, перечисленная демонстрация обуславливает актуальность проведенной работы, что, несомненно, помимо поставленных в начале реферата задач, приносит автору удовлетворение.


 


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Айвазян С. А., Мхитарян В. С. Прикладная статистика и основы эконометрики. - М.: ЮНИТИ, 2001.

2. Методологические положения по статистике. Вып. 1. - М.: Госкомстат России, 1999; Вып. 3. - М.: Госкомстат России, 2000.

3. Социальная статистика. Под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Финансы и статистика, 2002.

4. Российский статистический ежегодник. 2001 // Статистический сборник. - М.: Госкомстат России, 2001.

5. Система экономико-математических моделей для анализа и прогноза уровня жизни / Под ред. Н. П. Федоренко и Н. М. Римашевской. - М.: Наука, 1998.

Государственный Университет Управления

Институт Управления и Предпринимательства

в Социальной Сфере

 

 

Р Е Ф Е Р А Т

на тему:

«Статистические методы в исследовании потребления населения»

 

 

Выполнил: студент МСС - IV, 1

Воркуева М.Н.

Проверил: Румянцев В.Н.

 

Москва 2003 г.


 

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ИЗУЧЕНИЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ 4

Изучение потребления на макроуровне. 4

Изучение потребления населением основных продуктов питания 5

Изучение потребления на базе бюджетов домашних хозяйств 6

Таблица 1. Динамика потребления основных продуктов питания в среднем на душу населения в России 7

Изучение дифференциации потребления 15

Таблица 2. Дифференциация потребления кофе в крайних децильных группах домашних хозяйств 15

Таблица З. Результаты расчетакоэффициента Джини на примере 20

Прожиточный минимум и потребительский бюджет 20

Таблица 4. Состав продовольственной корзины 21

Динамика потребления населения и потребительских цен 23

Прогнозирование поведения потребителей 27

Модели потребления 30

Рисунок 1. Зависимость потребления малоценных продуктов питания от дохода 32

Рисунок 2. Зависимость потребления фруктов от дохода 32

Рисунок 3. Зависимость потребления товаров первой необходимости от дохода 33

Рисунок 4. Зависимость потребления предметов роскоши от дохода 33

Рисунок 5.  35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38


 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

 

Потребление является заключительной стадией воспроизводственного процесса, сводящейся к использованию произведенного продукта для удовлетворения определенных по­требностей.[3]

Основные задачи статистики потребления населения как важ­нейшей составляющей уровня его жизни связаны с разработкой Системы показателей потребления, натуральных и стоимостных, индивидуальных, семейных и сводных потребительских бюджетов и потребительской корзины, исследованием структуры потреби­тельских расходов, эластичности и дифференциации потребления, динамики потребления населения и потребительских цен, поку­пательной способности денег.

Для наиболее успешного исследования данной составляющей выделяют:

- промежуточное потребление (отражено в счете производства СНС) представляющее собой сто­имость продуктов и рыночных услуг, потребленных и предостав­ленных в течение данного периода с целью производства других продуктов и услуг.

- конечное потребление, или собственно потребление населения (отражено в счете использования доходов СНС), — расходы хозяйственных единиц на продукты и услуги, используемые непосредственно для удовлетворения текущих индивидуальных и коллективных потребностей людей.

Поскольку структура потребления населения содержит потребитель­ские товары (продукты питания, непродовольственные товары) и услуги (материальные и нематериальные, платные и бесплатные), различают платное и бесплатное потребление соответственно.

Данная работа представляет собой обзор статистических методов исследования потребления населения на столько полно, на сколько это возможно в рамках реферата, а также проиллюстрирована конкретными данными, расчетами и графиками по применяющимся на практике методам.


 


ИЗУЧЕНИЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ

 

 

Изучение потребления на макроуровне.

 

Обобщение информации, характеризующей потребление населения, представляет собой сложный процесс балансовых разработок, нацеленный на увязку разнообразных источников данных. К основным источникам информации, характеризующим потребление населения, относятся:

§ данные выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, на базе которых строятся натуральные и стоимо­стные показатели потребления в расчете на душу населения и на потребительскую единицу; изучаются структура, дина­мика и дифференциация потребления;

§ данные торговой статистики об объеме и структуре розни­чного товарооборота;

§ баланс денежных доходов и расходов населения по данным финансовой статистики, определяющий соотношение в рас­ходах населения на покупку товаров и услуг и на сбережения;

§ статистика деятельности предприятий и хозяйств (сельско­хозяйственные предприятия, крестьянские и фермерские хозяйства, личные подсобные хозяйства и предприятия про­мышленности, оптовой и розничной торговли и потребкоо­перации), участвующих в формировании и использовании продовольственных ресурсов.

На ее базе строятся балансы продовольственных ресурсов, определяется фонд потреб­ления населением основных продуктов питания и рассчи­тываются натуральные среднедушевые показатели по­требления, изучается динамика потребления. В СНС на макроуровне обобщающим стоимостным пока­зателем потребления являются расходы домашних хо­зяйств на конечное потребление, отражающиеся на счете ис­пользования располагаемого дохода и включающие расходы на:

1) конечное потребление домашних хозяйств (резидентов и нерезидентов) на экономической территории страны, охватыва­ющее:

- расходы на покупку потребительских товаров (кроме домов, квартир, покупки стройматериалов собственниками жилищ, ценностей);

- расходы на оплату потребительских услуг (бытовых, пасса­жирского транспорта, связи, жилищно-коммунального хо­зяйства, туристско-экскурсионных, образования, культуры, здравоохранения, санаторно-курортных, физической куль­туры и спорта, правового характера) и финансовых услуг (банков, страховых компаний, организаций по проведению лотерей);

- конечное потребление товаров и услуг за счет доходов, по­лученных в натуральной форме в счет оплаты труда;

- потребление товаров и услуг, произведенных для собственно­го конечного потребления домашними хозяйствами в некор­поративных предприятиях (сельскохозяйственной продук­ции, произведенной в крестьянских, фермерских хозяйствах и личном подсобном хозяйстве населения, и жилищных ус­луг, произведенных для собственного потребления вла­дельцами жилищ);

2) покупку потребительских товаров и услуг домашними хо­зяйствами-резидентами за границей;

3) покупку потребительских товаров и услуг домашними хозяй­ствами-нерезидентами на экономической территории страны.

Расходы на конечное потребление домашних хозяйств-рези­дентов определяются на основе рассмотренных ранее показате­лей 1), 2) и 3) как 1 + 2 - 3.

Однако рассмотренный обобщающий показатель не учитывает стоимости потребленных населением бесплатных услуг.

Другим обобщающим стоимостным показателем потреб­ления выступает фактическое конечное потребление домаш­них хозяйств, отражающее реальную величину, которая обеспечи­вается как за счет располагаемого дохода, так и за счет социальных трансфертов в натуральной форме, предоставляемых населению органами государственного управления и некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства. Величина фактического конечного потребления отражается на счете исполь­зования скорректированного располагаемого дохода. Данный счет характеризует распределение скорректированного располагае­мого дохода на фактическое конечное потребление и сбережение.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 189.