Методические основы организации учета наличных и безналичных расчетов.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1. Методические основы организации учета наличных и безналичных расчетов. 7
1.1. Задачи и основы организации учета денежных средств  
1.2. Основные нормативные документы учета наличных и безналичных расчетов 8
1.3. Особенности деятельности организации и их влияние на организацию учета наличных и безналичных расчетов. 11
1.4. Применение ЭВМ в организации учета денежных средств и расчетов. 18
Глава 2. Учет наличных и безналичных расчетов 21
2.1. Порядок осуществления и бухгалтерский учет наличных форм расчетов  
2.2. Порядок осуществления и бухгалтерский учет безналичных форм расчетов 33
Глава 3. Аудит наличных и безналичных расчетов предприятия 41
3.1. Аудит кассовых операций  
3.2. Аудиторская проверка операций по расчетному счету 45
3.3. Аудит расчетов с поставщиками, покупателями и заказчиками 46
3.4. Аудит расчетов с дебиторами и кредиторами 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 65-

ВВЕДЕНИЕ

Рыночные отношения предусматривают хозяйственные связи – это необходимое условие деятельности предприятий, так как они обеспечивают бесперебойность снабжения, непрерывность процесса производства и своевременность отгрузки и реализации продукции. Оформляются и закрепляются хозяйственные связи договорами, согласно которых одно предприятие выступает поставщиком товарно-материальных ценностей, работ или услуг, а другое – их покупателем, потребителем, а значит и плательщиком.

Такая организация расчетов между поставщиками и покупателями оказывает непосредственное влияние на ускорение оборачиваемости оборотных средств и своевременное поступление денежных средств.

У предприятия возникают взаимоотношения с персоналом, выполняющим производственное задание, что также влечет за собой расчеты с работниками предприятия, с органами социального обеспечения и другими организациями и лицами. Все эти расчеты осуществляются в денежной форме.

Между предприятиями, учреждениями и организациями расчеты производятся безналично. Безналичные расчеты ведутся путем перечисления (перевода) денежных средств со счета плательщика на счет получателя с помощью различных банковских операций (кредитных и расчетных), замещающих наличные деньги в обороте. При этом посредником при расчетах

между предприятиями и организациями выступают соответствующие учреждения банков (государственные и коммерческие)

Отношения между банком и клиентом носят договорный характер. Клиенты самостоятельно выбирают банки для кредитно-расчетного обслуживания и могут производить все виды банковских операций в одном (по расчетным операциям или нескольких банках по кредитным операция).

Кредитные отношения банков с предприятиями оформляются кредитными договорами. Кроме расчетных счетов, в банках открываются текущие и специальные счета для хранения средств строго целевого назначения (приватизационный фонд, аккредитивы и чековые книжки).

Вообще рациональная организация контроля за состоянием наличных и безналичных расчетов способствует укреплению и соблюдению платежной дисциплины, выполнению обязательств перед поставщиками и заказчиками, сокращению дебиторской и кредиторской задолженности, ускорению оборачиваемости оборотных средств и, следовательно, улучшению финансового состояния предприятий.

Методические основы организации учета наличных и безналичных расчетов.

Учет наличных и безналичных расчетов

Аудит наличных и безналичных расчетов предприятия.

 

Аудит кассовых операций.

При проведение аудиторской проверки необходимо провести инвентаризацию денежных средств в кассе предприятия и составить акт инвентаризации кассы установленного образца.

Инвентаризация должна проходить в присутствии кассира и главного бухгалтера. Порядок проведения инвентаризации кассы может быть следующим: при наличии нескольких касс аудитор отчитывать их, чтобы предотвратить возможность доступа. Кассир должен составить кассовый отчет о кассовых операциях за каждый день вывести остаток денег в кассовой книге на день проверки .

Одновременно с кассира берется расписка, что все приходные документы включены им в отчет и к моменту инвентаризации кассы неоприходованных и несписанных в расход денег не имеется. Затем начинается полистный пересчет наличных денег. Если во время инвентаризации кассы имеются частично оплаченные платежные ведомости на выплату заработной платы, пособий и т.д., аудитор подсчитывает в них итог и выплаченную по ним сумму, принимает к зачету, о чем делается отметка в акте. После пересчета денег и других ценностей, хранящихся в кассе, полученный остаток сверяется с данными учета по кассовой книге.

Результаты проверки оформляются с составлением акта, который подписывают аудитор, главный бухгалтер и кассир.

В случае выявления излишков или недостач денежных средств или денежных документов и. др. ценностей необходимо взять письменное объяснение у кассира. При выявлении крупной недостачи денежных средств аудитор может поставить вопрос перед руководителем предприятия об отстранении кассира от его обязанностей до окончания проверки.

При инвентаризации кассы необходимо проверить: имеется ли приказ о назначении кассира, заключен ли с кассиром договор о полной индивидуальной материальной ответственности установленной формы. Соответствует ли помещение кассы рекомендациям по обеспечению сохранности денежных средств, по технической укрепленности и оснащенности средствами охранно-пожарной сигнализации.

После инвентаризации кассы нужно проверить, соответствует ли ведение кассовых операций на предприятии Порядку ведения кассовых операций в народном хозяйстве, утвержденному ЦБ РФ 22.09.9.3г. № 40, а именно:

- созданы ли условия, необходимые для обеспечения сохранности денежных средств при доставке их из банка и при сдаче в банк;

- полноту и своевременность оприходования денег, полученных по чекам из банка.

Сверка производится с выписками банка. В случае выявления в выписках исправлений, подчисток и т.д. нужно провести встречную проверку в банке (либо сделать письменный запрос в банк);

- полноту оприходования других поступлений (квартального плана, плата родителей за содержание детей в детских учреждениях и т.п.).

Сверка производится по данным бухгалтерского учета (по лицевым счетам кварт съемщиков и т.п.);

- правильность оформления приходных и расходных кассовых ордеров, кассовой книги, журнала регистрации приходных и расходных кассовых ордеров;

- имеются ли подписи в получении денег, выборочно проверить соответствии подписей на получение денег в расходных ордерах и ведомостях подписям в других документах (заявление о приеме на работу, трудовое соглашение и т д). Особое внимание следует обратить на соответствие подписей при выплате депонированной суммы;

- правильность ведения кассовой книги и выведение в ней остатков на конец дня;

- погашены ли приходные документы штампом "Получено", а расходные,- "Оплачено" с указанием даты;

- правильность подсчета итогов в ведомостях;

- правильность оформления документов при депонировании заработной платы;

- с целью выявления "подставных лиц" выборочно проверить соответствие фамилий в платежных ведомостях с другими документами (приказами о зачислении на работу, трудовыми соглашениями и т.п.);

- правильность выдачи денег по доверенности;

- соблюдается ли лимит хранения наличных денег в кассе, а также порядок расчетов наличными деньгами с юридическими лицами. Лимит хранения денежных средств в кассе устанавливает учреждения банка, в котором обслуживается предприятие;

- где храня та дубликаты ключей от сейфов кассы. Они должны храниться в опечатанных кассиром пеналах (пакетах и т.д.) у руководителя предприятия;

- создана ли на предприятии комиссия по проведению инвентаризации кассы и осуществляет ли она свои обязанности (посмотреть акты);

- нужно также проверить выполнение Закона РФ от 18.06.93г. № 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением и др. нормативных документов, изданных в соответствии с данным Законом, а именно:

- принимаются ли контрольно-кассовые аппараты при осуществлении расчетов с населением, соблюден ли порядок регистрации ККМ в налоговых органах, который утвержден Приказом Госналогслужбы РФ от 11.08.93r.№ ВТ-3-14/71;

- при работе ККМ применяется ли контрольно-кассовая книга;

- правильность оформления и ведения книги кассира-операциониста;

- правильность составления бухгалтерских проводок. Особое внимание следует уделить операциям, которые по бухгалтерскому учету списаны (минуя счета расчетов) на затраты производства (счет 20,23,25,26) или издержки обращения (сч.44);

- соответствие записей кассовой книги записям в журнале-ордере 1 и ведомости 1 по счету 50 "Касса" и главной книге за соответствующий период (при журнально-ордерной Форме учета).

В ЗАО, КИП-Агентство "Дело" во время аудиторской проверки была проведена инвентаризация кассы. По результатам был составлен акт и подписан аудитором, главным бухгалтером и кассиром (Приложение 10).

Касса на предприятии оборудована несгораемым шкафом, охранно-пожарной сигнализацией, металлической дверью, отдельным входом. Договор о материальной ответственности имеется в наличии (Приложение 11).

Приходные и расходные документы оформлены правильно. Лимит кассы, установленный в размере 5000 рублей соблюдается. Подписи соответствуют действительным. Регистрация приходных, расходных документов ведется в книге регистрации. Кассовая книги прошнурована, пронумерована и скреплена печатью, ведется правильно (Приложение 12).

Штампа "Погашено" и "Оплачено" на предприятии нет. Ведомости на выдачу заработной платы подсчитывается на компьютере. Фамилии в платежных ведомостях соответствуют приказом о приеме на работу.

Проводки составляются правильно, согласно плану счетов. Записи кассовой книги соответствуют записям журнала-ордера и ведомости по счету 50 «Касса» и главной книги. (Приложение 6).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

По предложенному диплому "Учет и аудит наличных и безналичных расчетов предприятия на примере КИП-Агентства "Дело" можно сделать следующие краткие выводы.

КИП-Агентство "Дело" занимается продажей специализированной литературы и СПС "Гарант". Все основные платежи предприятие производит по безналичному расчету через свой расчетный счет в МДМ-Банке, наличные же расчеты в основном применяются только с покупателями.

Фирма кассовых аппаратов не имеет и поэтому оформляет продажу первичными документами: приходными кассовыми ордерами и счетами- фактурами, так как ведет торговые отношения только с юридическими лицами, а это значительно снижает размер ежемесячной выручки. Если же КИП-Агентство "Дело" начнет работать не только с юридическими, но и с физическими лицами, что особенно актуально для такого товара как книги, то это резко повысит объем продаж, а, следовательно, и размер выручки.

Необходимо отметить, что фирма производит расчеты наличными с покупателями и заказчиками и другими только до 10000 рублей.

Лимит кассы предприятия на конец дня, установленный МДМ-Банком равен 5000 рублей. Все денежные средства, превышающие этот лимит сдаются в банк в виде торговой выручка.

Один раз в год банк проводит проверку ведения кассового учета на предприятии.

Предварительное ознакомление с данными годовой отчетности КИП-Агентства "Дело" показало, что совокупное увеличение денежных средств за 1998 год составило 552 тысячи рублей. Это произошло за счет повышения денежных поступлений от покупателей. А изучение дебиторской и кредиторской задолженности показало, что на конец года она составили 41 и 237 тысяч рублей соответственно. Чтобы добиться снижения размера дебиторской и кредиторской задолженности необходимо предприятию увеличить количество актов сверки дебиторов и кредиторов - это повлечет за собой строгий контроль за происходящими взаимными неплатежами.

На предприятии бухгалтерский учет автоматизирован с помощью программы "1С- Бухгалтерия", но в силу своей специфики для большей автоматизации учета и расчетов с поставщиками, покупателями и заказчиками, а также внутреннего учета движения товаров следует начать применение такой компьютерной программы, как "1С-Торговля".

Исследование системы учета показало, что фирма текущих и валютных счетов не имеет. Прием и выдача денег или безналичные перечисления КИП-Агентство "Дело" осуществляет через банк с помощью платежных поручений, объявлений на взнос наличными и чеками.

Ведение наличных форм расчетов предприятия поставлено в соответствии c Инструкцией банка России от 4 октября 1993 года "О порядке ведения кассовых операций в РФ". Следует отметить, что за всю свою деятельность КИП-Агентство «Дело» ни разу не было оштрафовано за порядок ведения кассовых операций.

Безналичные формы расчетов на предприятии основаны на Положении "О безналичных расчетах в Российской Федерации" (утверждено Центробанком РОФСР 9 июля 1992 года № 14 и Гражданским кодексом РФ). Фирма имеет свой расчетный счет в МДМ-Банке, который она открыла в сентябре 1998 года. Текущих, валютных и специальных счетов КИП-Агентство «Дело» не имеет. Аккредитивами не пользуется.

Правильное ведение наличных и безналичных форм расчетов на предприятии подтверждено проведенной аудиторской проверкой.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 и 2

2. Инструкция о порядке открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации. Утверждена Центробанком России 16 июля 1993г. № 16.

3. Инструкция о безналичных расчетах. Утверждена Центробанком РФ от 9 июля 1992г. № 14.

4. Инструкция о расчетных, текущих и бюджетных счетах открываемых в учреждениях Госбанка СССР. Утверждена Госбанком 30 октября 1986г. № 28 (с последующими изменениями и дополнениями).

5. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995г. № 49.

6. О годовой бухгалтерской отчетности организации Приказ Минфина РФ от 12 ноября 1996г. № 97. Приложения 1,2 к приказу Минфина РФ от 12 ноября 1996г. № 97.

7. О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением. Закон Российской Федерации от 18 июня 1993г. № 5215-1.

8. О Центральном банке Российской Федерации. Федеральный закон РФ от 2 декабря 1990г. № 394-1.

9. О мерах по выполнению сборов налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения. Указ Президента РФ от 18 августа 1996г. № 1212.

10. Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами. Письмо ЦБ РФ от 29 сентября 1997г. № 525.

11. Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей. Указ Президента РФ от 23 мая 1994г. № 1006.

12. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Министерства финансов от 1 ноября 1991г. № 56 и рекомендованы для применения на территории управления Российской Федерации письмом Министерства экономики и Министерства финансов РСФСР от 19 декабря 1991г. № 18-5 с изменениями, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 1994г. № 173, от 28 июля 1995г., № 81 и от 17 февраля 1997г. № 15

13. Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ. ЦБ РФ от 5 января 1998г. № 14-П

14. Положение по бухгалтерскому учету "Учет имущества и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте". Утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995г. № 50.

15. Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26 декабря 1994г. № 170.

16. Положение по применению контрольно-кассовых машин при осуществление денежных расчетов с населением и Перечень отдельных категорий предприятий, которые могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин. Утверждено Постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 30 июля 1993г. № 745.

17. Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации. Инструкция Центрального банка РФ от 4 октября 1993г. № 18.

18. Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 21 ноября 1996г. № 129-ФЗ.

19. Абашина А.М., Маковский А.А., Симонова М.Н., Талье И.К. «Бухгалтерский учет на производстве», М.;1998 г. – 374 с.;

20. Алборов Р.А. «Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК», М.; 1998 г. - 464 с.;

21. Барышников Н.П. «Бухгалтерский учет, отчетность и налогообложение» Том I, II, М.; 1998г. – 400, 432 с.;

22. Верховцев А.В. «Делопроизводство в бухгалтерии» М.; 1999г. – 122,с.;

23. Камышанов П.И. «Бухгалтерский учет и аудит», М.;1998 г. – 319 с.;

24. Канцепольский В.Б. «Бухгалтерский учет для начинающих», М.;1999 г. – 110 с.;

25. Кирьянова З.В. «Теория бухгалтерского учета», М.;1999 г. – 254 с.;

26. Козлов Е.П., Парашутин Н.В., Бабченко Т.Н., Галанина Е.Н. «Бухгалтерский учет»,М; 1998г. – 567с.

27. Кондраков Н.П. «Бухгалтерский учет», М.;1999 г. – 584 с.;

28. Кондраков Н.П. «Самоучитель по бухгалтерскому учету», М.;1998 г. – 415 с.;

29. Ковалев А.И., Привалов В.П. «Анализ финансового состояния предприятия», М.; 1997 г. – 192 с.;

30. Ларионов А.Д. «Сборник задач по бухгалтерсому учету», М.; 1998 г. – 295 с.;

31. Никитин В.М., Никитина Д.А., Самохвалова Ю.Н., Кондраков Н.П. «Схема корреспонденции счетов», М.;1999 г. – 111 с.;

32. Подольский В.И., Поляк Г.Б., Савин А.А., Сотникова Л.В. “Аудит”, М.; 1997г. – 432 с.;

33. Пошестник Е.Б., Мейксин М.С. «Бухгалтерский учет совремненной производственной компании», М.-С-П.;1998 г. – 412 с.;

34. Савицкая Г.В. «Анализ хозяйственной деятельности предприятия», М.; 1998 г. – 498 с.;

35. Терехов А.А. «Аудит», М., 1998г. – 511с.;

36. Тяжких Д.С. «Бухгалтерский учет», С-П.;1998 г. – 380 с.;

37. Ульянов И.П., Попова Л.В. “БУХУЧЕТ”, М.; 1999 г. – 292 с.;

38. Щадилова С.Н. «Основы бухгалтерского учета», М.;1998 г. – 558 с.;

39. Энтони Р.Н. «Самоучитель по бухучету»,М.1998г.,-299с

40. Справочно-правовая Система “Гарант-МАКСИМУМ”.

 


* Инструкция о безналичных расчетах. Утверждена Центробанком РФ от 9 июля 1992г. № 14.

* Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ. ЦБ РФ от 5 января 1998г. № 14-П

* . Положение по применению контрольно-кассовых машин при осуществление денежных расчетов с населением и Перечень отдельных категорий предприятий, которые могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин. Утверждено Постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 30 июля 1993г. № 745.

1 Указание Центробанка России от 29.09.97г. № 525

* О годовой бухгалтерской отчетности организации Приказ Минфина РФ от 12 ноября 1996г. № 97

* Инструкция о расчетных, текущих и бюджетных счетах открываемых в учреждениях Госбанка СССР. Утверждена Госбанком 30 октября 1986г. № 28

* Указание Центробанка России от 29.09.97г. № 525.

* Указ Президента РФ от 20 декабря 1994 г. №2204 "Об обеспечении правопорядка при

осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнения работ или оказания услуг)" СПС «Гарант».

*Указание Центробанка №525 от 29.09.1997года


Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1. Методические основы организации учета наличных и безналичных расчетов. 7
1.1. Задачи и основы организации учета денежных средств  
1.2. Основные нормативные документы учета наличных и безналичных расчетов 8
1.3. Особенности деятельности организации и их влияние на организацию учета наличных и безналичных расчетов. 11
1.4. Применение ЭВМ в организации учета денежных средств и расчетов. 18
Глава 2. Учет наличных и безналичных расчетов 21
2.1. Порядок осуществления и бухгалтерский учет наличных форм расчетов  
2.2. Порядок осуществления и бухгалтерский учет безналичных форм расчетов 33
Глава 3. Аудит наличных и безналичных расчетов предприятия 41
3.1. Аудит кассовых операций  
3.2. Аудиторская проверка операций по расчетному счету 45
3.3. Аудит расчетов с поставщиками, покупателями и заказчиками 46
3.4. Аудит расчетов с дебиторами и кредиторами 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 65-

ВВЕДЕНИЕ

Рыночные отношения предусматривают хозяйственные связи – это необходимое условие деятельности предприятий, так как они обеспечивают бесперебойность снабжения, непрерывность процесса производства и своевременность отгрузки и реализации продукции. Оформляются и закрепляются хозяйственные связи договорами, согласно которых одно предприятие выступает поставщиком товарно-материальных ценностей, работ или услуг, а другое – их покупателем, потребителем, а значит и плательщиком.

Такая организация расчетов между поставщиками и покупателями оказывает непосредственное влияние на ускорение оборачиваемости оборотных средств и своевременное поступление денежных средств.

У предприятия возникают взаимоотношения с персоналом, выполняющим производственное задание, что также влечет за собой расчеты с работниками предприятия, с органами социального обеспечения и другими организациями и лицами. Все эти расчеты осуществляются в денежной форме.

Между предприятиями, учреждениями и организациями расчеты производятся безналично. Безналичные расчеты ведутся путем перечисления (перевода) денежных средств со счета плательщика на счет получателя с помощью различных банковских операций (кредитных и расчетных), замещающих наличные деньги в обороте. При этом посредником при расчетах

между предприятиями и организациями выступают соответствующие учреждения банков (государственные и коммерческие)

Отношения между банком и клиентом носят договорный характер. Клиенты самостоятельно выбирают банки для кредитно-расчетного обслуживания и могут производить все виды банковских операций в одном (по расчетным операциям или нескольких банках по кредитным операция).

Кредитные отношения банков с предприятиями оформляются кредитными договорами. Кроме расчетных счетов, в банках открываются текущие и специальные счета для хранения средств строго целевого назначения (приватизационный фонд, аккредитивы и чековые книжки).

Вообще рациональная организация контроля за состоянием наличных и безналичных расчетов способствует укреплению и соблюдению платежной дисциплины, выполнению обязательств перед поставщиками и заказчиками, сокращению дебиторской и кредиторской задолженности, ускорению оборачиваемости оборотных средств и, следовательно, улучшению финансового состояния предприятий.

Методические основы организации учета наличных и безналичных расчетов.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 239.