Жизнь и деятельность Заратуштры
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

При исследовании фактов о жизни Заратуштры большинство исследователей опирается на данные зороастрийской традиции, а не на древнегреческие источники, сохранившиеся до наших дней. Почему они так поступают? Ответ на этот вопрос даёт Р.Фрай при рассмотрении времени жизни Заратуштры: «Греческие авторы мало радуют своими сообщениями о Зороастре.… Из античных источников можно лишь заключить, что Зороастр жил в глубокой древности, сколько-нибудь точные даты вывести по ним невозможно. Совершенно ясно, что классические авторы не располагали надёжной информацией о жизни Зороастра, однако мы должны попытаться объяснить, почему у них не было такой информации. Некоторые источники, отодвигающие Зороастра на несколько тысяч лет, отражают иранское мифическое летосчисление, основанное не определённой эсхатологической доктрине – представлении о мировой эре. Являются ли эти или другие, явно фантастические, даты жизни Зороастра у греческих авторов результатом того, что персы сознательно вводили их в заблуждение, или же Зороастр был так отдалён временем и пространством от западного мира, что о нём знали только легенды? Если персы сообщали грекам заведомо ложные данные, то как могло случиться, что к античным авторам не просочилось никаких сведений, которые бы соответствовали действительному положению дел, и зачем было персам обманывать греков? При ответе на первый вопрос нужно учитывать, что персы вряд ли могли скрыть от греков правильную информацию, и если они и пытались так поступать, то это едва ли следует объяснять одним лишь упрямством или желанием освятить имя Зороастра седой древностью. Какой же вывод надлежит тогда сделать из греческих источников? Можно, видимо, полагать, что греки действительно получили информацию от персов, которые сами не знали точных дат Зороастра… Необходимо поэтому обратиться к иранским источникам – зороастрийской традиции». [1, с.51 - 52]

В продолжение темы времени жизни Зороастра хотелось бы отметить, что они определены весьма расплывчато. Согласно традиционной пехлевийской хронологии, которой следуют такие мусульманские авторы, как ал-Бируни, точная дата Зороастра – 258 лет до Александра Великого. Дело в том, что зороастрийцы вели счёт лет, отправляясь от какого-либо важного события в жизни пророка. В данном случае имеется в виду переход царской власти от Дария III к Александру Великому, который произошёл спустя 258 лет с начала эры Зороастра. Сначала у зороастрийцев существовала твёрдая «эра» - отсчёт годов от времени пророка, однако Александр настолько поразил их, что даже время жизни пророка они стали определять, используя формулу «за столько-то лет до Александра». Переход власти произошёл в 330 г. до н.э. Следовательно, мы получаем 588 г. до н.э. (258 + 330) в качестве даты начала эры Зороастра. Проведя ряд исследований, Р.Фрай называет дату 628 – 551 гг. до н.э. По другим подсчётам, Заратуштра жил с 660 по 583 г. до н.э.

Р.Фрай аргументирует свою версию тем, что время жизни Будды вычислено таким же способом – были использованы сведения о событиях из жизни пророка, происходивших за столько-то лет до царствования Ашоки.

Дж.Хиннелс на основании результатов современных лингвистических исследований называет дату 1200 г. до н.э., т.е. время, когда Персия выходила из каменного века. Он полагает, что «… это делает его первым из великих пророков всемирных религий». [5, с.81]

 Мэри Бойс в своих работах отчетливо доказывает, что никак нельзя датировать его рождение именно этим годом, а полагается всегда на разную дату в своих изданиях работ. В последнем издании дата рождения Заратустры колеблется между XV и XII веками до н.э.

Греческие авторы, о которых мы уже говорили выше, называют явно фантастическую дату – 6 тыс. лет до смерти Платона, что, скорее всего, является недоразумением, связанным с зороастрийской космической хронологией, о которой мы уже упоминали.

Что же касается родины великого пророка, то здесь мы опять сталкиваемся с различными гипотезами.

Например, в одном средневековом иранском источнике упоминается некая область Арьяна Вэджа (Арианам Вайджа), неизвестная до сих пор.

П. Глоба утверждает, что местом рождения Заратуштры является Россия. Он подкрепляет свою версию тем, что именно в степи между Челябинской, Оренбургской областей, Башкирией и Казахстаном археологи нашли древний город, храм и обсерваторию Аркаим. Вот что пишет по этому поводу сам П. Глоба: "Я считаю, что царство Виштаспы занимало пространство от Волги до Урала. Это Жигулевские холмы, Приволжская возвышенность. Большая территория, по площади сопоставимая с Францией. Столица была где-то в центре царства, на излучине рек в районе Самары, Жигулей. Климат тогда был другой, менее континентальный. После смерти царя Виштаспы и его детей туда опять пришли карапаны и выгнали зороастрийцев. Но это царство уже инициировано Заратуштрой, там осталось много его учеников".

М.Бойс также полагает, что родиной пророка следует считать Россию: «Долгое время считалось, что он [Заратуштра] жил в Азербайджане, на северо-западе древнего Ирана. Современные исследования показали, что такого быть не могло. Исходя из содержания и языка сложенных Зороастром гимнов, теперь установлено, что в действительности он жил в азиатских степях к востоку от Волги». [10,с. 9]

Р.Фрай рассматривает вопрос о родине Зороастра следующим образом: «Большинство исследователей ныне согласно в том, что пророк жил и выступил со своим учением в Восточном Иране. Зороастрийская традиция помещает пророка в Азербайджан, но географический горизонт Авесты ограничен Восточным Ираном, так что позднейшее перенесение его деятельности на территорию Западного Ирана должно объясняться политическими условиями…. Лингвистические данные также говорят в пользу отнесения пророка к Восточному Ирану». [1, с.53 - 54]

Теперь, когда мы более-менее разобрались со временем жизни и родиной Заратуштры, вкратце изложим его биографию, опираясь в первую очередь на «Гаты» - вдохновлённые гимны-изречения, предположительно сочинённые им самим. Зороастр предстаёт в Гатах как проповедник новой веры, профессиональный жрец, реформатор, борющийся и страдающий человек.

В Гатах, в частности, упоминается о том, что он вёл своё происхождение из небогато рода Спитамы. Его отца звали Поурушаспа, а мать Дугдова. Он не был богатым. Также в Гатах мы встречаем обещание некоего лица подарить ему одного верблюда и десяток лошадей. В другом варианте, наоборот, говорится, что род Спитамы был очень богатый.

Заратустра был третьим ребёнком из пяти в семье и в 15 лет стал священнослужителем. К этому времени он уже приобрёл репутацию мудрого человека. В возрасте 20 лет он ушёл из дома и отправился путешествовать по стране в поисках истины. Он также интересовался верой людей. Его странствования продолжались 10 лет.

Затем в возрасте 30 лет он встретился с самим Ахура-Маздой и его ангелами. Это было его первое и самое удивительное видение. Оно было дано ему на берегу реки Дайть, недалеко возле дома, где он жил. Перед Зороастром возникла фигура ростом "в девять раз выше человека". Это было не что иное, как главное божество верховной триады иранского пантеона богов - Вогу-Мано («Благая Мысль»). Он задал Зороастру несколько вопросов, а затем велел ему отделиться от своего материального тела и как бесплотная душа взойти к Ахура-Мазде. Интересно, что когда Зороастр появился на небесном собрании, он не увидел своей тени "по причине яркого света ангелов", окружавших его.

Затем он выдержал три страшных, нечеловеческих испытания, и тогда ему открылась истина. Ахура-Мазда дал Зороастру наставления по поводу своей религии и призвал его быть своим пророком. После этой встречи он сразу же стал активно проповедовать в своём родном селе. Местные жрецы, узнав об этом, решили его казнить, однако за него вступился местный князь Виштаспа, и Заратуштру освободили от казни.

Поначалу учение Заратустры не пользовалось успехом; единственным его последователем был его собственный брат. Даже князь, который симпатизировал Заратуштре и внутренне принял его учение, под давлением своих родственников был вынужден отказаться от него.

       Однако, в конце концов князь Виштаспа был обращён в зороастризм, и с этого момента началось распространение новой веры.

    Так Заратуштра в 42 года стал царским советником. Виштаспа приказал записывать его изречения на воловьих шкурах золотыми буквами и собрал целую библиотеку из 12 000 шкур. По преданию, это была полная запись Авесты. Но, к сожалению, Александр Македонский уничтожил эту коллекцию вместе со стихами Заратустры, которых, тоже по преданию, было два миллиона.

Заратустра был дважды женат, один раз на вдове, другой - на девственнице. От первого брака у него было два ребенка, а от второго - четыре, из которых только один мальчик.

Заратустра прожил 77 лет и 40 дней. Он знал заранее, что умрет насильственной смертью, а потому последние 40 дней провел в непрерывной молитве. По преданию, его убил жрец древней религии, которую отверг Заратуштра. Однако, как считают исследователи, такие данные очень условны и возвращают нас больше к мифологии, чем к реальным событиям.

    Следует также заметить, что описанную выше биографию Заратуштры следует считать пониманием её некоторыми исследователями на основании древних текстов.

Еще по одной версии Заратустра родился у Порушаспы после того, как тот выпил сок хаомы (сомы). Этот чудодейственный напиток играет немаловажную роль в зороастризме. Его связывают с коноплей, с эфедрой, и даже с мухомором, однако, что это за растение, твердо сказать нельзя. Порушаспа был четвёртым из людей, выпивших сока. После этого у него родился сын – великий пророк и мудрец.

В других вариантах образ Заратуштры полностью лишён человеческого начала: после сотворения мира Ахура-Мазда создал его духовную сущность, которую потом поместил в ствол дерева. После схватки добра со злом Заратустра воплотился в человека, после чего он был озарён светом истины, исходившим из ствола этого дерева. В этом рассказе Заратустра предстаёт как посредник между богом и людьми. Также в нём [рассказе] можно найти много совпадений с христианством и мифологией других древних народов, в частности, с мифом о Прометеем, давшем людям огонь.

Таким образом, мы видим, что мнение об историчности Зороастра имеет полное право на существование. Перейдём теперь к следующей части нашей работы – образе Заратуштры в книге Ф.Ницше «Так говорил Заратустра»

 

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 155.