Глава 1. Зороастризм в контексте мировых религий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет международных отношений

 

Кафедра культурологии

 

 

Образ Заратуштры в истории и в произведениях Ф.Ницше

 

Реферат

студента 1 курса

отделения культурологии

(специализация – гебраистика)

 

Пипетя Максима Александровича

 

 

Научный руководитель –

преп. М.Ю.Шода

 

Минск 2006

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………...3

Глава 1. Зороастризм в контексте мировых религий…………………..5

     1.1 Истоки религии………………………………………………...5

      1.2 Пантеон…………………………………………………………6

 1.3 Священные тексты…………………………………………….7

 1.4 Место культа в зороастризме………………………………....9

 1.5 Концепция мироздания в зороастризме…………………….10

 1.6 Зороастризм в современности……………………………….10

Глава 2. Образ Заратустры в историческом контексте………………..12

     2.1 Можно ли считать Заратустру реальным историческим лицом?.............................................................................................................12

     2.2 Происхождение имени Заратустры…....................................13

     2.3 Жизнь и деятельность Заратустры………………………….14

Глава 3. Образ Заратустры в книге Ф.Ницше «Так говорил Заратустра»………………………………………………………………………...19

Заключение………………………………………………………………22

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов………………………………………………………………......23
Введение

 

Пророк Зороастр жил в такой глубокой древ­ности, что сами его последователи забыли, когда и где это было…

 

Зороастр (Заратустра, Заратуштра), пророк из Древней Персии, основатель зороастризма – «древнейшей из мировых религий откро­вения», по словам М.Бойс – личность крайне неординарная, человек, овеянный легендами. Посредством своего фундаментального учения он оказал огромное влияние на мировую культуру, дал пищу для раз­мышления многочисленным философам и мыслителям на сотни лет вперёд. Казалось бы, о таком человеке должны быть написаны много­томные издания, в которых самым подробным образом описывалась бы его жизнь и деятельность.

Однако до сих пор сведения о великом пророке, которыми мы на данный момент располагаем, противоречивы и скудны: нам неиз­вестно его происхождение, как неизвестно время и место его рожде­ния. Мифами и легендами обросла его жизнь. Даже имя пророка раз­ные исследователи толкуют по-разному. А если быть честным до конца, то со стопроцентной уверенностью никто не может сказать, яв­ляется ли Зороастр реальным историческим лицом, а не легендой. Эту мысль высказывает также Р.Фрай: «Можно попытаться выстроить в ряд свидетельства источников и заключить, что с его именем связана деятельность нескольких лиц или что его нельзя отнести к определён­ному периоду. Действительно, заслуживающих доверия сведений о пророке и времени его жизни почти нет». [1, с.49]

Это же мнение высказывает ряд других исследователей, напри­мер Дж. Хиннелс, С.Н.Соколов и другие.

Безусловно, данная проблема уже давно вызывает интерес у многих учёных.

Как уже упоминалось ранее, влияние идей Зороастра на мысли­телей последующих поколений колоссально. Учение древнего про­рока нашло своё отражение в работах многих философов, среди кото­рых не последнее место занимает Фридрих Ницше, гениальный не­мецкий мыслитель XIX века. Находясь под властью чар древнего мудреца, во многом отождествляя себя с ним и взяв за основу мысль о вечном возвращении, которая на тот момент царила в творчестве ве­ликого философа, Ницше, одинокий и забытый, слабый и болезнен­ный физически, создаёт поистине фундаментальный труд, жемчужину своего творчества – книгу «Так говорил Заратустра». В ней Заратустра предстаёт перед нами как реформатор, идущий по пути становления сверхчеловека.

Так благодаря Ницше, создавшего эту величественную поэму, образ великого мудреца вторично вошёл в историю мировой филосо­фии.

Однако, несмотря на скудность наших знаний о жизни древнего мудреца, нельзя не заметить, что образ Заратустры в книге Ницше ко­ренным образом отличается от имеющихся у нас реальных историче­ских данных. Другими словами, Ницше в своей работе интерпретиро­вал образ мудреца, наделив его чертами, которые соответствовали бы личному представлению философа о Зороастре и не противоречили бы его концепции вечного возрождения. Таким образом, Ницше устами великого пророка преподносит нам свои идеи, подкрепляя их непоко­лебимым авторитетом Заратустры.

Следует отметить, что Ницше не ошибся в выборе персонажа. В самом деле, ведь о Заратустре известно не так много; это позволяло Ницше искажать образ мудреца, подстраивать его под себя так, как ему представлялось удобным. Однако Ницше и не собирался приво­дить нам описание жизни древнего пророка на основе реальных исто­рических фактов, ему просто нужно было приковать внимание чита­теля с первой страницы своей книги, погрузить его в невероятную и загадочную атмосферу древнего мира. Достоверность же описывае­мых в книге событий отходила на второй план.

Здесь мы, собственно, и подошли к основной цели данной ра­боты, которая заключается в следующем: сопоставить образ Заратуш­тры как реальной исторической личности и как главного действую­щего лица произведения Ф.Ницше «Так говорил Заратустра».

Для достижения данной цели были поставлены следующие за­дачи:

· Выявить основные черты Заратустры как исторического деятеля, опираясь на имеющиеся научные данные;

· Рассмотреть зороастризм как результат деятельности Зара­тустры в контексте религий мирового масштаба;

· Раскрыть основные черты Заратустры в представлении Ф.Ницше;

· Сравнить два полученных образа, выявить их сходства и различия.

В ходе нашего исследования мы будем опираться на работы та­ких учёных, как М.Бойс, З.Косидовский, Р.Фрай, Дж. Хиннелс, С.Н.Соколов, а также на вышеупомянутое произведение Ф.Ницше.

В Заключении будут проведены основные итоги данного иссле­дования.

 


Истоки религии

Для начала разберёмся с её названием. В.А.Кулаков приводит следующие варианты названий этой религии: маздаизм (по главному богу, наиболее древнее ее название), авестизм (по названию священ­ного писания - Авесты), зороастризм (по имени ее пророка и основа­теля, Зороастра), огнепоклонство (по характерным особенностям ее обрядов), парсизм (от «парсы» – название ее современных последова­телей в Индии). Также одно из направлений зороастризма называется митраизм, по имени главного божества – Митры.

Зороастризм зародился, по данным различных источников, в Юго-западном Иране или на западном побережье Индии. Однако не все исследователи придерживаются данной точки зрения. Например, как полагает известная английская исследовательница Мери Бойс, «исходя из со­держания и языка сложенных Зороастром гимнов, теперь установлено, что пророк Зороастр жил в азиатских степях, к востоку от Волги».

Временные рамки возникновения зороастризма достаточно чётко определены. Одни исследователи приводят дату 1500 лет до н.э., другие полагают, что зарождение зороастризма произошло ок. 1 тыс. до н.э.

Первыми последователями зороастризма принято считать одну из групп индоевропейских племён; учёные называют её индоиран­ской. Сами себя эти племена называли ариями (арийцами), «благо­родными». Земли их обитания в древности представляли собой, по словам А.М.Прохорова, «"огромный котел", в котором кипела, а за­частую выплескивалась через край сложная, противоречивая и богатая национальная, духовная и политическая жизнь». [4, с.285]

О самом создателе зороастризма – Зороастре - мы поговорим подробнее в Главе 2 данной работы, а сейчас остановимся на божест­вах, составляющих зороастрийский пантеон.

 

Пантеон

С.Н.Соколов при систематизации божеств зороастрийцев счёл нужным разделить их на две группы: «Божества одной группы назы­вались дайва (древнеинд. дэва), а другой – асура (авест. ахура, древ­неинд. асура). В одних и тех же племенах могли почитаться и дайвы и асуры или же почитались только, скажем, дайвы, а асуры становились враждебными, или наоборот». [2, с.6]

Такое чёткое разделение божеств на две противостоящие группы – добрые, созидательные боги, олицетворяющие доброе, светлое начало (агуры, ахуры), и злые, разрушительные демоны (дэвы) - является ха­рактерной чертой зороастризма и называется дуализмом. Исходя из этого, можно назвать зороастризм типичной дуалистической рели­гией, в которой отсутствуют промежуточные состояния и «полутона» и всё делится на две части – добро и зло.

Во главе добрых богов стоял Ахура-Мазда (Ормазд в пехлевий­ском варианте и Ормузд – в древнегреческом). Имя бога в переводе означает "Господь Премудрый" или “Владыка Мудрости”. В религии древних персов всё время подчеркивается, что Ахура-Мазда – жрец, молитвенник, духовное начало, что коренным образом отличает её от остальных древних мифологий, где верховным богом был громовер­жец, воин (Зевс, Индра, Перун). Иногда Ахура-Мазда изображался в виде совершенного человека-царя с крыльями птицы, перья которой символизировали солнечные лучи. Однако какого-либо определенного изображения Ахура-Мазды, как и других богов, у древних персов не было.

Вообще для персидской религии характерны свои особенные черты, не встречающиеся больше ни в каких верованиях. Например, божества зороастрийцев олицетворяют собой абстрактные начала, та­кие как мысль, справедливость, воля, смирение, здоровье, совершен­ство, бессмертие и т.д. Этот факт представляет загадку для исследова­телей, так как в остальных мифологических религиях боги обычно связаны с силами природы, олицетворяют небо, землю и т.п., им также присущи антропоморфные (как у шумеров) и зооморфные (как у древних египтян) черты. По этому поводу Дж.Хиннелс пишет сле­дующее: «Они [индо-иранцы] не представляли своих богов в челове­ческом облике, а видели их в окружающих человека понятиях – боги Правды и Гостеприимства, боги Договора и Победы. Их демоны были такими же абстрактными: Ярость и Алчность, Ложь и Нерешитель­ность. Мир был полон духов, которых людям следовало опасаться и которым следовало делать щедрые приношения, чтобы они не разо­злились». [5,с. 80]

Ахура-Мазда с помощью Спента-Майнью (Святого Духа) со­творил шесть божеств - «бессмертных святых». Это были Воху-Мана (Бахман) — покровитель скота и одновременно Добрая Мысль, Аша Вахишта (Ордибехешт) — покровитель огня и Праведность, Хшатра Варья (Шахривар) — покровитель металла и Избранная Власть, Спента Армаити — покровитель Земли и Благочестие, Хаурватат (Хордад) — покровитель воды и Целостность, Амертат (Мордад) — покровитель растений и Бессмертие. Кроме того, у Ахура-Мазды были божества-спутники: Митра, Апам Напати (Варуна) — Внук вод, Сраоши — Послушание, Внимание и Дисциплина, и Аши — богиня Судьбы. Все эти боги под предводительством Ахура-Мазды стреми­лись к победе сил добра над силами зла.

Что же касается злых божеств, то в их главе стоял антипод Ахура-Мазды - Ангра-Майнью, олицетворявший собой всё тёмное и нечистое: грехи, чародейство, смерть, болезни, старость, зиму, пус­тыни... Согласно представлениям древних персов, он действует через свое воинство – дэвов. Именно он расколол единый мир на два начала – доброе и злое. Какого-либо изображения демонов зла в древнепер­сидской религии не было; они считались бесплотными. Злые силы жили, как считали персы, где-то на севере (откуда приходит холод и мрак) или в "бездне", в преисподней. Ангра-Майнью насылал на лю­дей 9999 болезней, лечение которых рассматривалось как изгнание злых сил. Он насылал на людей также и смерть, которая, согласно зо­роастризму, являлась победой злых сил, и чем праведнее был умер­ший при жизни, тем большей была победа. Это очень важная черта религиозных взглядов персов, которая нашла своё отражение в их по­гребальном обряде.

В свиту Ангра-Майнью входят злые духи, колдуны, злые вла­стители, которые наносят вред четырём стихиям природы: огню, земле, воде, небосводу. Помимо этого, в них также выражены худшие человеческие качества: зависть, лень, ложь и т.д.

 

Священные тексты

Говоря о священных текстах зороастрийцев, следует, прежде всего, упомянуть самый ранний и основной источник по религии древних персов – Авесту (“Знание”). Она представляет собой огром­ный сложный комплекс священных текстов, изначально передавав­шихся в устной форме; в середине I тыс. до н.э. они были записаны.                                                                                                                                       История изучения Авесты начинается в XVIII в., когда к европейцам попали её списки. Однако прочесть их сразу не удалось. Французский учёный Анкетиль Дюперон в 1775 г. отправился в Индию к последо­вателям зороастризма и прожил среди них 13 лет. Спустя многие годы ему удалось собрать книги, составляющие Авесту, а также открыть ключ к её чтению и переводу. С тех пор её тексты стали известны ев­ропейцам. Переводом и изучением Авесты занимались выдающиеся русские востоковеды – Б.А.Тураев, В.В.Струве и др.

Структура Авесты представлена 11 разделами: Гаты (Песнопе­ния), Ясна (Книга ритуала), Яшта (Книга гимнов), Вендидад (Кодекс против дэвов), Висперад (Книга обо всех высших существах), Нийай­ишн (Молитвы), Гах (Молитвы), Хорд (Ежедневные молитвы), Хадохт Наск (Книга писаний), Аокмаэга (Мы принимаем), Нирангистан (Пра­вила культа). Предполагается, что изначально Авеста состояла из 21 книги, но до нас дошли лишь отрывочные фрагменты.

Авторство текстов Авесты приписывается Заратустре, однако В.А.Кулаков полагает, что «…скорее всего, он написал только ее поздние части, где подробно изложено учение зороастризма».[6, с.103]

Авеста написана на мертвом авестийском языке, который отно­сится к иранской группе индоевропейской семьи языков; у зороаст­рийцев он используется для богослужения.

В связи с этим О.М.Чунакова полагает, что «…тексты Аве­сты…, которые зачитывают наизусть жрецы при богослужении, явля­ются тяжелыми для понимания и написаны на древнем пехлевийском языке. Но это придает некую мистичность и таинственность обрядам, делает их сакральными и возвеличенными». [7, с.82]

А вот как характеризует Авесту И.В.Рак: «Как и большинство свя­щенных писаний "мифологического периода" истории, Авеста имела энциклопедический характер и выражала собой полный комплекс представлений древних персов о мире. Самая древняя ее часть – Ясна представляет собой гимны и молитвы многочисленным богам – гаты. По языку и содержанию они очень напоминают тексты древнеарий­ских Вед. Это очень существенное наблюдение, оно позволяет сделать вывод об общих корнях авестийской и ведической рели­гий…Отголоски авестийских преданий сохранились в греческих, ла­тинских, арабских и древнеармянских источниках». [2, с.36]

К другим значительным зороастрийским произведениям отно­сятся также Зенд (Толкование Авесты), Бундахишн (Первотворение), Денкарт (Деяние веры), Сборник жреца Затспрама, Датисан-и-Диник жреца Манушчехра, Шканд-Гуманик Вичар (Полное истребление всех сомнений), Намак (Книга), Датисан-и Менок-и Храт. Почти все они созданы в IX веке на языке пехлеви.

                         

Место культа в зороастризме

Согласно В.А.Кулакову, «…культ занимает в зороастризме от­нюдь не главное место, но в то же время он очень интересен, загадо­чен и абсолютно неповторим в истории религий. Управляли культом жрецы-маги, которые, видимо, не составляли (как в Индии) замкнутой касты. Но, если человек совершал священные действия, не будучи жрецом, он мог быть подвергнут посажению на кол или сдиранию кожи». [6, с.114]

Мы рассмотрим два основных культа в зороастризме – культ огня и культ чистоты.

Что касается культа огня, то огнепоклонничество являлось стержнем религии древних персов. Храмов у них первоначально не было, они возникли в более поздний период. Священный огонь горел в специально приспособленном жертвеннике, который находился в абсолютно темном помещении. Никто не мог касаться священного огня, поэтому жрецы носили перчатки на руках и повязку на рту, чтобы не касаться огня дыханием. Дрова из деревьев ароматических пород подкладывались в огонь специальными щипцами. Огонь мог считаться осквернённым, если на него попадала убежавшая из горшка пища.

Кроме поклонения огню зороастрийцы практиковали также омовение в специальных бассейнах, жертвенное срезание ветвей с деревьев и ритуальное питье напитка из сока хаомы (сомы), смешанного с молоком.

Также большое внимание уделялось культу чистоты. Грязным считалось всё, что было связано со смертью. С этим, в частности, связан неповторимый обряд погребения зороастрийцев.

После того, как человек умер, в комнату, где лежал труп, вводили собаку, чтобы изгнать злые силы, а затем очищали помещение с помощью огня, причём пламя не должно было располагаться ближе трёх шагов к покойнику. Затем специально подготовленные носильщики, которые потом до конца своей жизни считались нечистыми, переносили труп к так называемым «башням молчания», или дакмам. Там тело оставляли для воздействия ветра, дождя и солнца, а дакму спустя несколько лет разрушали. Таким образом, мертвец не соприкасался ни с одной из «чистых» стихий. Однако такое отношение к телу вовсе не означает, что родственники умершего не заботились о его душе.

Зороастризм в современности

 

    Сегодня зороастризм можно назвать вымирающей религией, несмотря на то, что её адепты живут в разных странах и общаются между собой, пытаясь создать некую группировку. Действительно, в наши дни всё зависит не от массовости распространения религии: какая бы ни была мощная религиозная идея, она всё равно уходит в небытие.

    Так, незавидная участь постигла гебров – немногочисленных последователей зороастризма, оставшихся в Иране. Они, несомненно, чужаки в этом исламском государстве. Схожая ситуация и в Таджикистане, где также прошёл процесс исламизации населения. Остатки древней религии присутствуют в таджикском эпосе и сказках.

По имеющимся сведениям, храм огнепоклонников существовал в начале XX в. в Баку.

    В настоящее время зороастрийцы, помимо Ирана, Индии и Таджикистана проживают также в Пакистане, Шри-Ланке, Адене, Сингапуре, Шанхае, Гонконге, США, Канаде и Австралии; число последователей зороастризма по данным на 2003г. составляет около 130--150 тыс. человек.

Очевидно, что последователей этой древней религии сейчас меньше, чем последователей некоторых сект. Почему же она продолжает вызывать такой интерес? Чтобы ответить на этот вопрос, воспользуемся словами Л.С.Васильева: «Это в первую очередь связано с тем, что зороастризм оказал огромное влияние на духовную жизнь многих народов, в первую очередь европейских. Элементы зороастризма можно проследить у иудеев, христиан. В связи с этим напрашиваются подчас непонятные и труднообъяснимые параллели и прямые совпадения. На почве зороастризма выросли некоторые влиятельные секты в христианстве: манихейцы, павликиане, альбигойцы, катары, вальденсы, оказавшие заметное влияние на религиозную жизнь Европы». [8, с.47]

Похожее мнение высказывает и Е.А.Дорошенко: «Зороастризм, как основа религий и собрание изменяющихся вероучений Иранского нагорья, интересен в своем историческом смысле, ибо любая религия определяет менталитет и воспитание, общепринятые нормы, общества. Поэтому зороастризм подлежит еще долгому изучению, основанному на совокупности археологических, филологических, исторических и этимологических данных…» [9, с.52]

По мнению самих последователей зороастризма, их вера уникальна, а её положения глубоко нравственны. Для зороастрийца крайне важны такие понятия, как порядочность, доброта, истина, справедливость, а также святость слова.

    К тому же сегодня зороастризм, как и много лет назад, учит человека порядочности, честности, внутренней чистоте, благодарности к родителям, помощи товарищам по вере. По словам М.Бойс, «…проповедь Зороастра была и благородной, и требующей усилий от каждого человека, она призывала тех, кто принимал её, к решимости и отваге». [10, с.54]

Заключение

    Подводя итоги данного исследования, хотелось бы отметить следующее.

В нашей работе мы сравнили образ древнеиранского пророка Заратуштры, опираясь на исторические факты, с образом Заратуштры, созданным Ф.Ницше в его произведении «Так говорил Заратустра».

Мы выявили глубокие противоречия и многочисленные расхождения в характерных чертах этих двух образов. Другими словами, они кардинально различаются.

Причина этих различий кроется в том, что Ф.Ницше, создавая своё произведение, не ставил перед собой задачу максимально точно и достоверно отразить в нём какие-либо факты из биографии или вообще жизнь и деятельность Заратуштры в целом. Наоборот, используя своё воображение, под влиянием созревшей к тому времени у него в сознании концепции о Сверхчеловеке и просто черпая вдохновение из образа древнего мудреца, Ницше создал литературного героя, персонажа, который являлся своеобразным посредником между автором, то есть самим Ницше, и читателем. Загадочный образ Заратуштры, особое построение и композиция произведения, а также неповторимое своеобразие слога Ницше призваны были вызвать у читателя ассоциации с библейскими текстами и настроить его на соответствующее восприятие поэмы. Данный образ не имеет практически ничего общего с исторической личностью древнего мудреца Зороастра.

Что же касается исторического образа Заратуштры, то, рассмотрев мнения и комментарии различных исследователей, мы пришли к выводу, что современная наука не располагает сведениями, достаточными для того, чтобы чётко представить жизнь и деятельность Заратуштры в контексте всемирной истории.

Однако это отнюдь не означает, что Заратуштра является вымышленным или мифологическим персонажем. Нехватка данных объясняется отдалённостью эпохи, в которой жил великий пророк, и некоторыми другими объективными причинами. По результатам новейших лингвистических и других исследований, Заратуштра является реальным историческим лицом, создателем зороастризма, религии древних персов. Его роль, сыгранная им в мировой истории, а также влияние, оказанное им посредством его фундаментального учения на многие поколения вперёд, поистине неоценимы.

Именно поэтому жизнь и деятельность Заратуштры заслуживают пристального внимания и дальнейшего активного исследования и изучения.

 

 

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов

1. Р.Фрай. Наследие Ирана. – М., 2002.

2. Авеста в русских переводах (1861-1996) / Сост., общ. ред., примеч., справ. Разд. И.В. Рака. - СПб, 1997.

3. Ф.Ницше. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого. - М: Интербук,1990.-301с.

4. Большой энциклопедический словарь под ред. А.М. Прохорова – М., «Советская энциклопедия», 1991.

5. Дж.Хиннелс. Космическая битва: зороастризм. //Древние религии мира. В 2 т. Т.1. - М:Интербук, 2002.

6. В.А Кулаков «Религии мира» – М., 1996.

7. Зороастрийские тексты. Суждения Духа разума (Дадестан-и меног-и храд). Сотворение основы (Бундахишн) и другие тексты. Издание подготовлено О.М. Чунаковой. - М.: Издательская фирма "Восточная литература" РАH, 1997. (Памят­ники письменности Востока. CXIV).

8. Л.С. Васильев, История религий Востока. Учебное пособие для вузов. - 4-е изд. - М., 1999.

9. Е.А. Дорошенко Зороастрийцы в Иране, М., "Наука", 1982

10. Бойс Мэри. Зороастрийцы. Верования и обычаи, 3-е издание, СПб, 1994.

11. Стеблин-Каменский И.М. Предисловие // Авеста: Избранные гимны; Из Видевдата / Пер. с авест. И.Стеблин-Каменского. М., 1993.

12. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла; к генеалогии морали.А. Николаева, Е. Воронцова, В. Вейнштока. - Мн.:Беларусь,1992.-335с.

13. Немировская Л.З. Ницше: мораль «по ту сторону добра и зла». – М.: Знания, - 1991.

14. www.istina.rin.ru.

15. www.krugosvet.ru.

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет международных отношений

 

Кафедра культурологии

 

 

Образ Заратуштры в истории и в произведениях Ф.Ницше

 

Реферат

студента 1 курса

отделения культурологии

(специализация – гебраистика)

 

Пипетя Максима Александровича

 

 

Научный руководитель –

преп. М.Ю.Шода

 

Минск 2006

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………...3

Глава 1. Зороастризм в контексте мировых религий…………………..5

     1.1 Истоки религии………………………………………………...5

      1.2 Пантеон…………………………………………………………6

 1.3 Священные тексты…………………………………………….7

 1.4 Место культа в зороастризме………………………………....9

 1.5 Концепция мироздания в зороастризме…………………….10

 1.6 Зороастризм в современности……………………………….10

Глава 2. Образ Заратустры в историческом контексте………………..12

     2.1 Можно ли считать Заратустру реальным историческим лицом?.............................................................................................................12

     2.2 Происхождение имени Заратустры…....................................13

     2.3 Жизнь и деятельность Заратустры………………………….14

Глава 3. Образ Заратустры в книге Ф.Ницше «Так говорил Заратустра»………………………………………………………………………...19

Заключение………………………………………………………………22

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов………………………………………………………………......23
Введение

 

Пророк Зороастр жил в такой глубокой древ­ности, что сами его последователи забыли, когда и где это было…

 

Зороастр (Заратустра, Заратуштра), пророк из Древней Персии, основатель зороастризма – «древнейшей из мировых религий откро­вения», по словам М.Бойс – личность крайне неординарная, человек, овеянный легендами. Посредством своего фундаментального учения он оказал огромное влияние на мировую культуру, дал пищу для раз­мышления многочисленным философам и мыслителям на сотни лет вперёд. Казалось бы, о таком человеке должны быть написаны много­томные издания, в которых самым подробным образом описывалась бы его жизнь и деятельность.

Однако до сих пор сведения о великом пророке, которыми мы на данный момент располагаем, противоречивы и скудны: нам неиз­вестно его происхождение, как неизвестно время и место его рожде­ния. Мифами и легендами обросла его жизнь. Даже имя пророка раз­ные исследователи толкуют по-разному. А если быть честным до конца, то со стопроцентной уверенностью никто не может сказать, яв­ляется ли Зороастр реальным историческим лицом, а не легендой. Эту мысль высказывает также Р.Фрай: «Можно попытаться выстроить в ряд свидетельства источников и заключить, что с его именем связана деятельность нескольких лиц или что его нельзя отнести к определён­ному периоду. Действительно, заслуживающих доверия сведений о пророке и времени его жизни почти нет». [1, с.49]

Это же мнение высказывает ряд других исследователей, напри­мер Дж. Хиннелс, С.Н.Соколов и другие.

Безусловно, данная проблема уже давно вызывает интерес у многих учёных.

Как уже упоминалось ранее, влияние идей Зороастра на мысли­телей последующих поколений колоссально. Учение древнего про­рока нашло своё отражение в работах многих философов, среди кото­рых не последнее место занимает Фридрих Ницше, гениальный не­мецкий мыслитель XIX века. Находясь под властью чар древнего мудреца, во многом отождествляя себя с ним и взяв за основу мысль о вечном возвращении, которая на тот момент царила в творчестве ве­ликого философа, Ницше, одинокий и забытый, слабый и болезнен­ный физически, создаёт поистине фундаментальный труд, жемчужину своего творчества – книгу «Так говорил Заратустра». В ней Заратустра предстаёт перед нами как реформатор, идущий по пути становления сверхчеловека.

Так благодаря Ницше, создавшего эту величественную поэму, образ великого мудреца вторично вошёл в историю мировой филосо­фии.

Однако, несмотря на скудность наших знаний о жизни древнего мудреца, нельзя не заметить, что образ Заратустры в книге Ницше ко­ренным образом отличается от имеющихся у нас реальных историче­ских данных. Другими словами, Ницше в своей работе интерпретиро­вал образ мудреца, наделив его чертами, которые соответствовали бы личному представлению философа о Зороастре и не противоречили бы его концепции вечного возрождения. Таким образом, Ницше устами великого пророка преподносит нам свои идеи, подкрепляя их непоко­лебимым авторитетом Заратустры.

Следует отметить, что Ницше не ошибся в выборе персонажа. В самом деле, ведь о Заратустре известно не так много; это позволяло Ницше искажать образ мудреца, подстраивать его под себя так, как ему представлялось удобным. Однако Ницше и не собирался приво­дить нам описание жизни древнего пророка на основе реальных исто­рических фактов, ему просто нужно было приковать внимание чита­теля с первой страницы своей книги, погрузить его в невероятную и загадочную атмосферу древнего мира. Достоверность же описывае­мых в книге событий отходила на второй план.

Здесь мы, собственно, и подошли к основной цели данной ра­боты, которая заключается в следующем: сопоставить образ Заратуш­тры как реальной исторической личности и как главного действую­щего лица произведения Ф.Ницше «Так говорил Заратустра».

Для достижения данной цели были поставлены следующие за­дачи:

· Выявить основные черты Заратустры как исторического деятеля, опираясь на имеющиеся научные данные;

· Рассмотреть зороастризм как результат деятельности Зара­тустры в контексте религий мирового масштаба;

· Раскрыть основные черты Заратустры в представлении Ф.Ницше;

· Сравнить два полученных образа, выявить их сходства и различия.

В ходе нашего исследования мы будем опираться на работы та­ких учёных, как М.Бойс, З.Косидовский, Р.Фрай, Дж. Хиннелс, С.Н.Соколов, а также на вышеупомянутое произведение Ф.Ницше.

В Заключении будут проведены основные итоги данного иссле­дования.

 


Глава 1. Зороастризм в контексте мировых религий

«Их религия была религией горных вершин, храмом служил им небесный свод, центром их жертвопри­ношений являлся огонь, взятый из обычного домаш­него очага…»

Дж. Хиннелс

Очевидно, что невозможно полностью раскрыть образ Заратуш­тры, не рассмотрев результат его деятельности, плод всей его жизни, а именно учение великого мудреца – зороастризм. Поэтому вкратце рассмотрим основные черты этой религии.

 

Истоки религии

Для начала разберёмся с её названием. В.А.Кулаков приводит следующие варианты названий этой религии: маздаизм (по главному богу, наиболее древнее ее название), авестизм (по названию священ­ного писания - Авесты), зороастризм (по имени ее пророка и основа­теля, Зороастра), огнепоклонство (по характерным особенностям ее обрядов), парсизм (от «парсы» – название ее современных последова­телей в Индии). Также одно из направлений зороастризма называется митраизм, по имени главного божества – Митры.

Зороастризм зародился, по данным различных источников, в Юго-западном Иране или на западном побережье Индии. Однако не все исследователи придерживаются данной точки зрения. Например, как полагает известная английская исследовательница Мери Бойс, «исходя из со­держания и языка сложенных Зороастром гимнов, теперь установлено, что пророк Зороастр жил в азиатских степях, к востоку от Волги».

Временные рамки возникновения зороастризма достаточно чётко определены. Одни исследователи приводят дату 1500 лет до н.э., другие полагают, что зарождение зороастризма произошло ок. 1 тыс. до н.э.

Первыми последователями зороастризма принято считать одну из групп индоевропейских племён; учёные называют её индоиран­ской. Сами себя эти племена называли ариями (арийцами), «благо­родными». Земли их обитания в древности представляли собой, по словам А.М.Прохорова, «"огромный котел", в котором кипела, а за­частую выплескивалась через край сложная, противоречивая и богатая национальная, духовная и политическая жизнь». [4, с.285]

О самом создателе зороастризма – Зороастре - мы поговорим подробнее в Главе 2 данной работы, а сейчас остановимся на божест­вах, составляющих зороастрийский пантеон.

 

Пантеон

С.Н.Соколов при систематизации божеств зороастрийцев счёл нужным разделить их на две группы: «Божества одной группы назы­вались дайва (древнеинд. дэва), а другой – асура (авест. ахура, древ­неинд. асура). В одних и тех же племенах могли почитаться и дайвы и асуры или же почитались только, скажем, дайвы, а асуры становились враждебными, или наоборот». [2, с.6]

Такое чёткое разделение божеств на две противостоящие группы – добрые, созидательные боги, олицетворяющие доброе, светлое начало (агуры, ахуры), и злые, разрушительные демоны (дэвы) - является ха­рактерной чертой зороастризма и называется дуализмом. Исходя из этого, можно назвать зороастризм типичной дуалистической рели­гией, в которой отсутствуют промежуточные состояния и «полутона» и всё делится на две части – добро и зло.

Во главе добрых богов стоял Ахура-Мазда (Ормазд в пехлевий­ском варианте и Ормузд – в древнегреческом). Имя бога в переводе означает "Господь Премудрый" или “Владыка Мудрости”. В религии древних персов всё время подчеркивается, что Ахура-Мазда – жрец, молитвенник, духовное начало, что коренным образом отличает её от остальных древних мифологий, где верховным богом был громовер­жец, воин (Зевс, Индра, Перун). Иногда Ахура-Мазда изображался в виде совершенного человека-царя с крыльями птицы, перья которой символизировали солнечные лучи. Однако какого-либо определенного изображения Ахура-Мазды, как и других богов, у древних персов не было.

Вообще для персидской религии характерны свои особенные черты, не встречающиеся больше ни в каких верованиях. Например, божества зороастрийцев олицетворяют собой абстрактные начала, та­кие как мысль, справедливость, воля, смирение, здоровье, совершен­ство, бессмертие и т.д. Этот факт представляет загадку для исследова­телей, так как в остальных мифологических религиях боги обычно связаны с силами природы, олицетворяют небо, землю и т.п., им также присущи антропоморфные (как у шумеров) и зооморфные (как у древних египтян) черты. По этому поводу Дж.Хиннелс пишет сле­дующее: «Они [индо-иранцы] не представляли своих богов в челове­ческом облике, а видели их в окружающих человека понятиях – боги Правды и Гостеприимства, боги Договора и Победы. Их демоны были такими же абстрактными: Ярость и Алчность, Ложь и Нерешитель­ность. Мир был полон духов, которых людям следовало опасаться и которым следовало делать щедрые приношения, чтобы они не разо­злились». [5,с. 80]

Ахура-Мазда с помощью Спента-Майнью (Святого Духа) со­творил шесть божеств - «бессмертных святых». Это были Воху-Мана (Бахман) — покровитель скота и одновременно Добрая Мысль, Аша Вахишта (Ордибехешт) — покровитель огня и Праведность, Хшатра Варья (Шахривар) — покровитель металла и Избранная Власть, Спента Армаити — покровитель Земли и Благочестие, Хаурватат (Хордад) — покровитель воды и Целостность, Амертат (Мордад) — покровитель растений и Бессмертие. Кроме того, у Ахура-Мазды были божества-спутники: Митра, Апам Напати (Варуна) — Внук вод, Сраоши — Послушание, Внимание и Дисциплина, и Аши — богиня Судьбы. Все эти боги под предводительством Ахура-Мазды стреми­лись к победе сил добра над силами зла.

Что же касается злых божеств, то в их главе стоял антипод Ахура-Мазды - Ангра-Майнью, олицетворявший собой всё тёмное и нечистое: грехи, чародейство, смерть, болезни, старость, зиму, пус­тыни... Согласно представлениям древних персов, он действует через свое воинство – дэвов. Именно он расколол единый мир на два начала – доброе и злое. Какого-либо изображения демонов зла в древнепер­сидской религии не было; они считались бесплотными. Злые силы жили, как считали персы, где-то на севере (откуда приходит холод и мрак) или в "бездне", в преисподней. Ангра-Майнью насылал на лю­дей 9999 болезней, лечение которых рассматривалось как изгнание злых сил. Он насылал на людей также и смерть, которая, согласно зо­роастризму, являлась победой злых сил, и чем праведнее был умер­ший при жизни, тем большей была победа. Это очень важная черта религиозных взглядов персов, которая нашла своё отражение в их по­гребальном обряде.

В свиту Ангра-Майнью входят злые духи, колдуны, злые вла­стители, которые наносят вред четырём стихиям природы: огню, земле, воде, небосводу. Помимо этого, в них также выражены худшие человеческие качества: зависть, лень, ложь и т.д.

 

Священные тексты

Говоря о священных текстах зороастрийцев, следует, прежде всего, упомянуть самый ранний и основной источник по религии древних персов – Авесту (“Знание”). Она представляет собой огром­ный сложный комплекс священных текстов, изначально передавав­шихся в устной форме; в середине I тыс. до н.э. они были записаны.                                                                                                                                       История изучения Авесты начинается в XVIII в., когда к европейцам попали её списки. Однако прочесть их сразу не удалось. Французский учёный Анкетиль Дюперон в 1775 г. отправился в Индию к последо­вателям зороастризма и прожил среди них 13 лет. Спустя многие годы ему удалось собрать книги, составляющие Авесту, а также открыть ключ к её чтению и переводу. С тех пор её тексты стали известны ев­ропейцам. Переводом и изучением Авесты занимались выдающиеся русские востоковеды – Б.А.Тураев, В.В.Струве и др.

Структура Авесты представлена 11 разделами: Гаты (Песнопе­ния), Ясна (Книга ритуала), Яшта (Книга гимнов), Вендидад (Кодекс против дэвов), Висперад (Книга обо всех высших существах), Нийай­ишн (Молитвы), Гах (Молитвы), Хорд (Ежедневные молитвы), Хадохт Наск (Книга писаний), Аокмаэга (Мы принимаем), Нирангистан (Пра­вила культа). Предполагается, что изначально Авеста состояла из 21 книги, но до нас дошли лишь отрывочные фрагменты.

Авторство текстов Авесты приписывается Заратустре, однако В.А.Кулаков полагает, что «…скорее всего, он написал только ее поздние части, где подробно изложено учение зороастризма».[6, с.103]

Авеста написана на мертвом авестийском языке, который отно­сится к иранской группе индоевропейской семьи языков; у зороаст­рийцев он используется для богослужения.

В связи с этим О.М.Чунакова полагает, что «…тексты Аве­сты…, которые зачитывают наизусть жрецы при богослужении, явля­ются тяжелыми для понимания и написаны на древнем пехлевийском языке. Но это придает некую мистичность и таинственность обрядам, делает их сакральными и возвеличенными». [7, с.82]

А вот как характеризует Авесту И.В.Рак: «Как и большинство свя­щенных писаний "мифологического периода" истории, Авеста имела энциклопедический характер и выражала собой полный комплекс представлений древних персов о мире. Самая древняя ее часть – Ясна представляет собой гимны и молитвы многочисленным богам – гаты. По языку и содержанию они очень напоминают тексты древнеарий­ских Вед. Это очень существенное наблюдение, оно позволяет сделать вывод об общих корнях авестийской и ведической рели­гий…Отголоски авестийских преданий сохранились в греческих, ла­тинских, арабских и древнеармянских источниках». [2, с.36]

К другим значительным зороастрийским произведениям отно­сятся также Зенд (Толкование Авесты), Бундахишн (Первотворение), Денкарт (Деяние веры), Сборник жреца Затспрама, Датисан-и-Диник жреца Манушчехра, Шканд-Гуманик Вичар (Полное истребление всех сомнений), Намак (Книга), Датисан-и Менок-и Храт. Почти все они созданы в IX веке на языке пехлеви.

                         

Место культа в зороастризме

Согласно В.А.Кулакову, «…культ занимает в зороастризме от­нюдь не главное место, но в то же время он очень интересен, загадо­чен и абсолютно неповторим в истории религий. Управляли культом жрецы-маги, которые, видимо, не составляли (как в Индии) замкнутой касты. Но, если человек совершал священные действия, не будучи жрецом, он мог быть подвергнут посажению на кол или сдиранию кожи». [6, с.114]

Мы рассмотрим два основных культа в зороастризме – культ огня и культ чистоты.

Что касается культа огня, то огнепоклонничество являлось стержнем религии древних персов. Храмов у них первоначально не было, они возникли в более поздний период. Священный огонь горел в специально приспособленном жертвеннике, который находился в абсолютно темном помещении. Никто не мог касаться священного огня, поэтому жрецы носили перчатки на руках и повязку на рту, чтобы не касаться огня дыханием. Дрова из деревьев ароматических пород подкладывались в огонь специальными щипцами. Огонь мог считаться осквернённым, если на него попадала убежавшая из горшка пища.

Кроме поклонения огню зороастрийцы практиковали также омовение в специальных бассейнах, жертвенное срезание ветвей с деревьев и ритуальное питье напитка из сока хаомы (сомы), смешанного с молоком.

Также большое внимание уделялось культу чистоты. Грязным считалось всё, что было связано со смертью. С этим, в частности, связан неповторимый обряд погребения зороастрийцев.

После того, как человек умер, в комнату, где лежал труп, вводили собаку, чтобы изгнать злые силы, а затем очищали помещение с помощью огня, причём пламя не должно было располагаться ближе трёх шагов к покойнику. Затем специально подготовленные носильщики, которые потом до конца своей жизни считались нечистыми, переносили труп к так называемым «башням молчания», или дакмам. Там тело оставляли для воздействия ветра, дождя и солнца, а дакму спустя несколько лет разрушали. Таким образом, мертвец не соприкасался ни с одной из «чистых» стихий. Однако такое отношение к телу вовсе не означает, что родственники умершего не заботились о его душе.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 208.