Женские организации по уходу за больными в современной России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В современной России ситуация с отношением к уходу за больными складывается примерно таким же образом, что и на Западе. Уход признается сугубо профессиональным занятием, основанным на общегуманитарных принципах; ведется разработка соответствующей этики, в большинстве случаев являющейся механической калькой с западных образцов. В частности, на I Всероссийской научно-практической конференции по теории сестринского дела, состоявшейся в 1993 году в Голицыно, было дано следующее определение сестринского дела: "Как часть системы здравоохранения сестринское дело является наукой и искусством, направленным на решение существующих и потенциальных проблем со здоровьем в меняющихся условиях окружающей среды".

На этой же конференции были сформулированы основные принципы философии сестринского дела в России, которая "является частью общей философии и представляет собой систему взглядов на взаимоотношения между сестрой, пациентом, обществом и окружающей средой. Она основана на общечеловеческих принципах этики и морали. В центре этой философии находится человек... Основными принципами философии сестринского дела являются уважение к жизни, достоинству и правам человека. Мы (участники конференции. - А. П.) верим в священный дар жизни и в связи с этим рассматриваем каждую отдельную личность как единое целое с ее внутренними возможностями к росту и развитию физическому, философскому, социальному, культурному, интеллектуальному и духовному..." В рамках новой философии были даны "впервые в России" определения ключевых понятий ухода: сестра, пациент, сестринское дело, окружающая среда. Для российских сестер обязательным признается этический кодекс международного совета медицинских сестер. Внутри сестринской этики особо выделяется медицинская деонтология как совокупность норм поведения сестер в конкретных ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью и выполнением морального долга по отношению к пациенту. Как и на Западе, в современной медицинской практике в России происходит подмена моральными и общегуманитарными принципами религиозных идей, некогда вдохновлявших первых медицинских сестер.

Тем не менее, в России возникают медицинские общины нового типа, основанные на религиозных принципах. 1 сентября 1992 года по решению Главного медицинского управления г. Москвы было открыто первое в современной России православное медицинское учреждение - Свято-Димитриевское училище сестер милосердия. 9 сентября того же года его освятил и благословил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий. Училище размещается в Московской городской клинической больнице № 1 им. Н. И. Пирогова (здание бывшей Голицынской больницы) при храме благоверного царевича Димитрия. Основной его задачей является подготовка квалифицированных специалистов из числа православных христианок, желающих сочетать учебу с активной церковной жизнью. Специфика учебного процесса в училище состоит в соединении сугубо профессиональных медицинских дисциплин с изучением Катехизиса, Библии и церковного устава. Помимо директора (А. В. Флинт), руководство училищем в духовном плане осуществляет священник (протоиерей Аркадий Шатов). В училище введены принципы строгого послушания, согласно которым ученицы должны трудиться в отделениях больницы, на кухне и выполнять указания старших по званию, вести себя прилично и посещать церковные службы.

Недостаток многих учебных медицинских учреждений России состоит в оторванности теоретических дисциплин от реальности, так что после окончания училищ многие медицинские сестры не хотят оставаться в больницах, где сталкиваются с довольно тяжелыми условиями: низкие зарплаты, капризные пациенты, часто алкоголики, бомжи или беспомощные старики, циничная духовная атмосфера, черная работа, связанная с перестиланием постелей больных или удалением гноя, тяжелые физические нагрузки и т. д. В Свято-Димитриевское училище невозможно поступить, не проработав определенный срок в больнице, исполняя самую грязную санитарную работу: мытье полов, раковин и унитазов, смена белья у лежачих больных и их кормление. После подобной практики у абитуриентов не должно остаться никаких иллюзий относительно больничной действительности.

Студенткам запрещено пользоваться косметикой, курить, употреблять спиртные напитки или ходить в брюках, они обязаны носить форму установленного образца (платье, передник и косынка). В данном случае при наличии здравого духовного руководства эти ограничения призваны способствовать внутренней дисциплине, необходимой для полноты духовной жизни.

Жизнь Свято-Димитриевского училища непосредственно связана с одноименным сестричеством, представляющим из себя особую церковную, но не монашескую организацию, созданную по благословению Святейшего Патриарха 28 мая 1991 года (духовник прот. Аркадий Шатов, старшая сестра Т. П. Филиппова). В нее могут вступить женщины, прошедшие испытательный срок (около 1 года), в том числе и замужние, живущие у себя дома, хотя при сестричестве существует общежитие для сестер, ведущих более строгий образ жизни. На данный момент в сестричестве около 100 человек, не все из них имеют медицинское образование. Основное поле деятельности сестричества - больница. Кроме того, его члены воспитывают брошенных детей, для чего в 1994 году был организован православный приют для малолетних девочек из неблагополучных семей, получивший статус государственного (директор иерей Александр Доколин). В приюте устроен домовый храм. Правда, большинство детей задерживаются здесь ненадолго: до достижения совершеннолетия разрешено оставлять лишь шестерых - остальные, в соответствии с требованиями устава приюта, по истечении шести месяцев переводятся в интернаты или возвращаются обратно в семьи, в связи с чем крайне трудно сформировать у них элементарные представления о Боге, морали, даже обычном внешнем поведении. В 2000 году под патронажем сестричества был открыт Свято-Дмитриевский детский дом, где воспитанники могут оставаться до совершеннолетия.

Сестры организуют патронажную службу для больных на дому, на которую также существует государственная лицензия. Помощь оказывается за небольшую плату или бесплатно, сестры осуществляют профессиональный медицинский уход, помогают в домашнем хозяйстве и т. д. Вся вышеназванная работа жестко координируется, с одной стороны, старшей сестрой общины, директором училища или детского приюта, и с другой, - настоятелем храма благоверного царевича Димитрия и духовным вдохновителем всех перечисленных начинаний прот. Аркадием Шатовым.

Аналогичное сестричество во имя святой преподобномученицы Елизаветы Федоровны было создано 16 июля 1991 года при другом московском храме Митрофания Воронежского, однако юридический статус оно приобрело 29 октября 1992 года. Его духовником является протоиерей Димитрий Смирнов, а главной сестрой - Т. В. Платонова. На данный момент община насчитывает около 70 членов. Большинство из них (45 человек) трудится в I неврологическом отделении Московской городской больницы № 50, 25 сестер работает на бесплатной патронажной службе, а несколько человек занимается катехизаторской деятельностью в Центральной областной психиатрической больнице. При общине существует издательский отдел, осуществляющий подготовку к печати книг религиозно-просветительского содержания. В большинстве случаев члены Елизаветинской общины сталкиваются с такими же проблемами, что и сестры при Первой городской больнице.

У обеих общин сходная структура управления: во главе - духовник, от мнения которого зависит решение основных вопросов; организационные моменты разбираются на собрании сестричества, рабочим органом которого является Совет, куда входят главная и старшие сестры. Аналогичные учреждения возникают сейчас в различных городах России и ближнего Зарубежья: в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Минске и т. д., то есть прерванная в XX веке традиция сестринского дела активно возрождается.

Современные общества Запада и России являют собой победу секуляризации. Медицина до XVIII-XIX веков рассматривалась как наука, восстанавливающая не только физические, но и духовные силы человека, и духовное лечение больных в глазах большинства людей было невозможно вне религии. Не обязательно все медики были верующими, однако духовная жизнь человека в подавляющем числе случаев не мыслилась в иных, не христианских формах.

В общественной жизни с XIX века в связи с возникновением организаций общегуманитарного характера появляется и иной взгляд на человеческие отношения, которые отныне строятся не на конфессиональной, и соответственно, не на религиозной основе. По сути, здравая идея признания общечеловеческих прав в XX веке выродилась в новое религиозное учение о гуманитарной этике, с помощью которой человечество способно духовно развиваться, - произошла с виду незаметная подмена духовных ценностей, заключающаяся в идее, отчетливо осознанной в эпоху Нового времени, что человек - мера всех вещей. Однако человек не может по себе измерять свое же духовное и нравственное состояние - в противном случае он уподобляется барону Мюнхгаузену, который вытаскивал себя из болота за волосы. Нравственные критерии можно установить только тогда, когда человек сопоставляет свою духовную жизнь с явлением, на порядок выше себя, которое превосходит его физические и духовные возможности, - с Богом. Именно названным плачевным состоянием вещей можно объяснить крайне незначительное число религиозных организаций в области медицины как на Западе, так и в России.

Общины сестер милосердия в России возникли не только как специальные организации по уходу за больными, но и как учреждения религиозные, основанные на искреннем порыве женщин ухаживать за больными, ранеными и детьми. В этом смысле им более близкой была монашеская традиция, в отличие от Западной Европы, где с приходом Найтингейл уход стал рассматриваться как определенная профессия. Флоренс создала основу для женского медицинского образования, и религиозный момент не был решающим в становлении новой системы. Недаром первоначальное обозначение сестер (nurses) в английском языке сохраняется до сих пор применительно к медицинским сестрам, тогда как российская революция 1917 года стала четким водоразделом между понятиями "сестра милосердия" и "медицинская сестра".

С того момента, когда общины сестер милосердия в России получают систематическое развитие, первоначальный энтузиазм начинает угасать - он восполняется и, можно сказать, постепенно подменяется как общеблаготворительной, так и профессиональной медицинской деятельностью женщин. В этом большую роль сыграло, с одной стороны, Общество Красного Креста, а с другой - стремление женщин приобрести в обществе одинаковый с мужчинами статус. Эмансипация активно способствовала развитию женского образования, однако стремление женщин во всем уподобиться мужчинам постепенно привело русские общины к тем же результатам, что и в Западной Европе: уход становится профессией, а духовная основа медицины или совсем забывается, или отступает на задний план. Конечно, в вышесказанном не следует винить одних только женщин - государство несло не меньшую ответственность за сложившуюся ситуацию, так как по его вине и вине общества образование, и медицинское образование в частности, женщинам долгое время оказывалось недоступным. После революции проявилась иная крайность: в обязанность медицинским сестрам стал вменяться только профессионализм, в который не входил элементарный уход, который как некое комплексное явление, в котором учитывается не только физическое, но и внутреннее духовное состояние больного, был утрачен.

История общин является историей бесконечно повторяющихся ситуаций, когда одно и то же происходило в разных условиях, чаще всего связанных с войной, при этом самая интересная и важная страница повседневной и невзрачной деятельности сестер так и осталась закрытой для последующих поколений, подобно трудам истинных подвижников, не стремившихся к славе. Вероятно, возрождающиеся в современном обществе общины сестер милосердия не повторят прежних ошибок и восстановят утраченную традицию ухода за больными, но это будет возможно только если найдутся люди, реально сознающие смысл своего служения. Как говорил один из современных врачей, делая обход в больнице, обращаясь к излишне горластому больному: "Ведите себя тихо: больница - юдоль печали и прибежище скорби". При этом вид у доктора становился торжественно-похоронным. На это некий священник возразил: "Да, больница, - действительно, юдоль печали, но для кого-то она должна стать источником неиссякаемой радости".

Всегда есть надежда, что такие люди найдутся.

 


[1] https://tvereparhia.ru/publikaczii/voprosy-k-pravoslavnym/11811-posternak-a-v-ocherki-po-istorii-obshchin-sester-miloserdiya#%D0%A1%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%80%D1%8B%20%D0%92%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%20%D0%B4%D0%B5%20%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D1%8F


Дата: 2019-07-24, просмотров: 157.