Может ли субъект быть материальной субстанцией?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Увы, сам Карманов на протяжение всей книги борется именно против этого положения (считая, правда, что борется против материализма в целом), и борется вполне успешно.

Аргумент первый (Карманов, стр. 104). Материальные объекты подчиняются законам сохранения. Это универсальное свойство материи. Однако, при рождении нового человека каждый раз "из ничего" возникает новый субъект. Как такое может быть, если субъект - материальная субстанция?

Комментарий ЮР. Разумеется, никак. В рамках субстанционального подхода эта проблема не имеет решения. Но зато она просто не возникает, если считать субъект не субстанцией, а формой ее организации, информационно-управляющим процессом. А с самой материальной субстанцией здесь все в порядке - возникновение нового биологического организма происходит в точном соответствии со всеми законами сохранения материи и энергии.

Аргумент второй (Карманов, стр. 137). Материализм утверждает, что сознание связано с материей мозга. Как физическая субстанция, материя мозга на самом элементарном уровне имеет хорошо известную природу - это электроны и кварки, составляющие атомы. "Какая же из двух частиц может служить источником мыслей?" - спрашивает Карманов. Очевидно, что ни одна - это всего лишь элементарные частицы. Есть ли в мозге частицы другого типа? Нет. Значит, и никакой материальной "субстанции мысли" в мозге нет.

Комментарий ЮР. И опять же все правильно… с точки зрения субстанциалиста. Ведь субстанционализм предполагает, что мышление есть фундаментальное свойство субстанции, и следовательно должно проявляться на любом уровне рассмотрения материи, включая и микро уровень. Но с точки зрения структурного подхода это вовсе не так. Разум возникает только на уровне структур, достаточно сложных, чтобы обеспечить соответствующее сложное поведение, то есть не только не на уровне атомов и молекул, но даже и не на уровне отдельных клеток и простейших организмов. Лишь на уровне многоклеточных организмов с развитой нервной системой мы наблюдаем в природе проявление разума. Это всем известный факт. При чем же тут элементарные частицы?

Аргумент третий (Карманов, стр. 140). Материалисты часто говорят, что материя "порождает" сознание. Против этого у Карманова есть сразу три возражения. Первое: что может породить материя, кроме материи? А раз так - смотри предыдущий аргумент. Второе: что вообще способна породить материя? "Материя вообще ничего не порождает, она только распадается". Третье: если материя, как субстанция, способна порождать мышление, то почему мышление порождает не всякая материя, но только материя человеческого мозга? Ведь "мозг обезьяны практически ничем не отличается от мозга человека".

Комментарий ЮР. Также по пунктам.

что может породить материя, кроме материи? Этот аргумент мы уже рассмотрели выше.  

"Материя вообще ничего не порождает, она только распадается". Ну, это само по себе заявление довольно странное. А как же реакции ядерного синтеза в физике? А реакции синтеза сложных химических соединений в химии, в том числе - органических соединений? (этого Карманов не только не отрицает, но даже сам пишет об этом на стр. 162, упрекая, правда, материю в том, что она не идет дальше, и в колбе не возникает сразу живая клетка). Видимо, это положение следует трактовать в общем смысле как отсылку ко второму принципу термодинамики в известной "пессимистической" формулировке "будучи предоставлена самой себе, материя (термодинамическая система) стремится к наиболее хаотическому состоянию из всех возможных". Это действительно серьезный аргумент. Но на него также есть серьезный и именно научный ответ - теория самоорганизации, синергетика. Главный вывод этих теорий следующий: при общем глобальном нарастании однородности (хаоса) локально всегда имеет место обратный процесс - нарастание локальной неоднородности (порядка), так как часть системы никогда нельзя рассматривать как "предоставленную самой себе". Именно поэтому мы закономерно наблюдаем процессы самоорганизации в любой системе, имеющей приток внешней энергии (каковой, в частности, является Земля в лучах Солнца).  

почему мышление порождает не всякая материя, но только материя человеческого мозга? Также чисто субстанционалистский подход. Разумеется, мозг обезьяны и даже кошки не отличается от мозга человека на уровне элементарных частиц и химических элементов. Зато они очень даже отличаются на уровне структуры. Именно уникальная в животном мире структура мозга (особенно - лобных долей) и делает человека носителем разума. Способна ли другая материя, помимо материи человеческого мозга к аналогичной информационно-управляющей деятельности? А почему бы и нет? Насчет настоящего "искусственного интеллекта" у нас пока негусто, но в шахматы компьютер уже обыграл чемпиона мира среди людей. А материя компьютерных "мозгов" отличается от материи человеческого мозга куда сильнее, чем обезьянья.

Итак, выдумав себе противника в лице субстанционального материализма, Карманов его блистательно разгромил. Но кто, кроме него, утверждал, что сознание - это субстанция?

Дата: 2019-07-24, просмотров: 216.