Поскольку невозможно вести критику некоторой теории "с никаких позиций", необходимо сразу охарактеризовать ту систему взглядов и ту методологию, на основе которых будет далее производиться анализ.
В данной работе автор предлагает рассмотреть в качестве альтернативы квантовому дуализму в версии Карманова радикальный конструктивизм (РК) в собственной версии.
Философия РК формировалась главным образом последние 20 лет, объединяя в себе выводы относительно природы знания, сделанные на основе научных исследований в таких областях как нейрофизиология (Г.Рот), биокибернетика (Х. Фон Фёрстер), теоретическая биология (У.Матурана, Ф.Варела), психология (Ж.Пиаже), психиатрия (П.Вацлавек), социология (Н.Луманн) и др. Основная заслуга в формировании РК как целостной парадигмы принадлежит Эрнсту фон Глазерсфельду, который объединил эпистемологические высказывания современных ученых с философской традицией скептицизма.
В моей интерпретации РК характеризуется следующими основными положениями:
Знание не обретается пассивным путем, оно активно конструируется познающим субъектом.
Функция познания носит адаптивный характер и служит для организации опытного мира, а не для открытия онтологической реальности
Любое познание есть не что иное как сенсорно-эффекторная корреляция.
Координация действий порождает коммуникацию, язык, понятия. Вместе с языком возникает и наблюдатель, как некая оязыченная сущность, порождающая себя и свои обстоятельства, как лингвистические распознавания своего участия в лингвистической области.
Разум не есть нечто такое, что находится в индивидуальном мозге. Посредством лингвистической сферы субъект разлит по всему человеческому сообществу, хотя он и осознает себя отдельно в каждом конкретном теле.
Вне наблюдателя ничего не существует до того, как будет им обособлено. Вместе с наблюдателем возникают также и объекты. Объективность возникает в пределах языка, как способ оперирования с объектами без определения тех действий, которые лежат в их основе.
Объективный мир в целом обладает уникальным онтологическим статусом, так как он есть единственная логически возможная "вещь в себе", соответствующая всему трансцендентальному универсуму как "вещи для нас". Любая другая "вещь для нас", может быть сконструирована субъектом так или иначе, а значит, соответствующая ей "вещь в себе" не может обладать независимостью от конструирующего сознания.
Нет достаточных оснований для автоматического самоотождествления "Я" с соответствующим телом-носителем. Как показывает практика, действующее сознание отождествляет себя со всей областью мира, которая его волнует, со всеми ситуациями, исход которых ему не безразличен. Этот объект можно определить как "человек и вся его жизнь". Именно в области "всей жизни" и могут находиться смыслы и ценности человеческого существования.
Как видно, по всем характеристическим позициям РК противоположен системе Карманова. Это моносубстанциализм, так как признается единственная субстанция - объективная реальность в целом. Это монизм, так как материя и сознание вообще не рассматриваются как независимые сущности, одна из которых могла бы быть в каком-то смысле первичной, но лишь как конструкты в лингвистической сфере. Наконец, это реализм, так как объективное бытие "отдельных вещей" признается в РК не более реальным, чем бытие любых других языковых конструктов.
Именно с гносеологических позиций РК я буду далее критиковать взгляды Карманова с целью показать ряд принципиальных логических противоречий в его концепции. Однако, даже в случае успеха такой критики, это еще не будет позитивным результатом исследования. Ведь затем нужно указать, как решаются ли хотя бы принципиально в рамках методологии РК те вопросы о природе идеального, которые поднял в своей работе Карманов. А именно: "Как вообще возможны идеальное и субъективное в монизме?", Что такое целостность объектов с точки зрения РК?", "Как связаны информационное и физическое описания мира?" и ряд других.
В результате ответов на эти вопросы, я надеюсь, возникнет некая метафизическая теория, которую я взял на себя наглость заранее охарактеризовать в заглавии как конструктивистский монизм.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 236.