Священная книга ислама — Коран. Свод правил поведения в быту — шариат.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Арабские племена объединились с. целью противостояния внешним завоеваниям и признали новую религию (630).

Первый выборный халиф (преемник пророка Мухаммеда) Абу Бекр начал завоевания вне Аравии (632-634). При его преемнике Омаре арабы завоевали Сирию, Палестину, Египет, Ливию и Ирак (634-644). При третьем халифе Османе арабы захватили Иран (644—656). Так возникла новая ближневосточная империя, получившая название Арабского халифата. Столицами поочередно были Мекка, Дамаск, Багдад.

Во время правления четвертого выборного халифа Али произошел религиозный раскол (656-661). Часть мусульман отказалось признать священной, наряду с Кораном, книгу жизнеописаний Мухаммеда — Сунну. Эти мусульмане стали именоваться шиитами. Шиизм утвердился в Иране. На мусульманском Западе возобладал суннизм.

Особенности государственного управления: Халиф сосредоточил в руках духовную (имамат) и светскую (эмират) власть. Такой тип государства называется теократия. Его признаки: - Разветвленный бюрократический аппарат. - Связь с далекими окраинами осуществлялась за счет хорошо налаженной почты. - Центральная власть опиралась на полицию и армию, которая получала жалованье от казны или земельные наделы. - Право государственной собственности на землю. - Частное землевладение не имело крупных размеров. - Государственную землю занимали общины, выплачивавшие казне ренту-налог. - Часть казенных земель власть раздавала за службу.

Ислам способствовал расцвету культуры. В разное время в халифате творили математик Мухаммед аль-Хорезми, медики ар-Рази, Ибн Сина (Авиценна), аз-Захрави Ибн Зухр (Авензоар), философ Аверроэс (Мухаммед Ибн Рушд), поэт Саади и др.

К IX в. халифат стал распадаться на части. Со временем на месте распавшегося халифата появились государства: держава Сефевидов в Персиии государству Великих Моголов в Индии. Преемницей халифата считала себя Османская империя.

7. Особенности развития Византийской империи. Окончательное разделение Римской империи на Восточную и Западную произошло после смерти Феодосия I Великого (395). Главным отличием Византии от Западной Римской империи было преобладание на ее территории греческой культуры.

Византия существовала на протяжении всего средневековья, на территории Балканского полуострова, Малой Азии, Сирии, Египта, Палестины и др. земель (395-1453). Столица — Константинополь.

 

В первые века своего существования в Византии господствовал антично-рабовладельческий способ производства (V-VI вв.). Было сильное централизованной государство. Сохранялись крупные города с развитым ремеслом и торговлей (Александрия, Антиохия, Константинополь). Экономика была стабильной. Развивалась торговля с Западной Европой и Востоком (торговые пути: «Великий шелковый путь» в Китай; «путь благовоний» через Аравию к Персидскому заливу и Индийскому океану).

Расцвет Византии приходится на правление императора Юстиниана I (527-565), который завоевал североафриканское Вандальское королевство (543), италийское Остготское королевство (555), южную Испанию (555).

Юстиниан изменил систему государственного управления: - ограничил привилегий старой сенатской знати; - расширил права военной знати; - усилил бюрократический аппарат управления; - принял «Свод гражданского права» (Кодекс Юстиниана); - значительно повысил налоги.

Из-за повышения налогов в Константинополе вспыхнуло восстание «Ника» (победа), которое едва не закончилось свержением императора (532).

При Юстиниане построен храм св. Софии (Божественной Мудрости) (538). Его современниками были: историк Прокопий Кесарийский, медики Александр Тралльский и Павел Эгинский, архитекторы Исидор Милетский и Анфимий Тралльский, географ Козьма Индикоплов.

В последние годы правления Юстиниана в государстве стали заметны кризисные проявления. Общественное недовольство проявлялось в широком распространении различных ересей — отклонение от норм господствующей религии, противоречащее церковным догматам

Дата: 2019-07-24, просмотров: 177.