Кариесогенная ситуация. Структура и свойства эмали Современные представления о ре- и деминерализации эмали. Кариесогенная ситуация в полости рта. Общие и местные факторы риска возникновения кариеса, механизм их действия. Влияние сопутствующих соматических заболеваний и функциональных нарушений в организме в развитии кариеса зубов в различных возрастных периодах. Оценка кариесогенной ситуации в полости рта. Способы устранения кариесогенной ситуации. Профилактика стоматологических заболеваний. Санация полости рта. Диспансеризация населения. Антенатальная профилактика. Профилактика тканей пародонта и некариозных заболеваний.
Модульная единица 1.3
Профилактическое обследование пациента у стоматолога.
Оборудование и оснащение кабинета профилактики. Порядок и методы обследования пациента. Медицинская карта стоматологического больного. Возрастные анатомо-физиологические особенности зубочелюстной системы. Поверхностные образования на зубах и зубные отложения. Методы оценки состояния твердых тканей зубов (осмотр, зондирование, витальное окрашивание эмали и др.). Индексы интенсивности кариеса зубов: КПУ, кп зубов и поверхностей. Роль аномалий слизистой оболочки полости рта (уздечек верхней и нижней губ, языка, мелкое преддверие полости рта) в возникновении и развитии стоматологических заболеваний. Методы исследования тканей пародонта, освоение индексов регистрации состояния тканей. Определение гигиенического состояния полости рта, методы выявления зубных отложений. Индексы гигиены.
Дисциплинарный модуль 2
Модульная единица 2.1.
Индивидуальная гигиена полости рта.
Предметы индивидуальной гигиены полости рта. Средства индивидуальной гигиены полости рта. Дополнительные предметы и средства индивидуальной гигиены. Особенности ухода за полостью рта пациентов с различными стоматологическими заболеваниями (кариес, болезни пародонта, слизистой оболочки, зубочелюстными аномалиями, имеющими в полости рта ортодонтические и ортопедические конструкции). Методы использования мануальной, электрической щеток. Методы чистки зубов (Леонарда, Фонеса, Рейте, Баса, Смита-Бела, Чартера, Стилманса, стандартный метод Г.Н. Пахомова). Особенности обучения чистке зубов детей различного возраста и их родителей, взрослое население. Мотивация родителей в программе профилактике стоматологических заболеваний. Роль гигиениста стоматологического в профилактике стоматологических заболеваний. Медицинская деонтология в работе профилактического стоматологического кабинета.
Модульная единица 2.2
Профессиональная гигиена полости рта.
Профессиональная гигиена полости рта и ее значение в профилактике стоматологических заболеваний. Методы и средства профессиональной гигиены (ручные инструменты, машинные и звуковые, ультразвуковые скейлеры). Возможные ошибки, приводящие к повреждению эмали зуба (микротрещины, гиперестезия эмали, выпадение пломбы или скол реставрации).
Дисциплинарный модуль 3
Модульная единица 3.1
Гигиеническое воспитание и санитарное просвещение.
Цель, методы, средства и формы стоматологического просвещения. Мотивация населения к поддержанию здоровья полости рта. Содержание, особенности и организация проведения стоматологического просвещения в женских консультациях, комнатах здорового ребенка, детских садах, школах, стоматологических поликлиниках. Персонал, участвующий в проведении стоматологического просвещения. Гигиеническое воспитание населения. Проведение "уроков здоровья», бесед, лекций в организованных детских и взрослых коллективах. Методы оценки эффективности стоматологического просвещения. Анкетирование населения
Трудоемкость модуля 1.0 зачетных единиц
Модульная единица 3.2
Принципы планирования, внедрения и оценки эффективности программ профилактики и стоматологических заболеваний
Этапы планирования программ профилактики. Ситуационный анализ - основа планирования программ профилактики. Цель, задачи программы, выбор методов и средств. Персонал, участвующий в выполнении программы, материальное обеспечение. Цели, задачи, этапы, методики, регистрация и анализ результатов эпидемиологического стоматологического обследования населения. Методика обследования по критериям ВОЗ (1995). Значение результатов эпидемиологического обследования для разработки и оценки эффективности программ профилактики стоматологических заболеваний. Оценка эффективности программы. Прогнозирование стоматологической заболеваемости. Уровни внедрения программ: индивидуальный, групповой, популяционный. Организационные мероприятия по внедрению программы профилактики.
Во время приема больного студент должен выясняет жалобы больного и анамнез заболевания, проводит клиническое обследование, которое включает внешний осмотр и осмотр полости рта, осматривает зубы, исследует их состояние, изучает данные лабораторных исследований и рентгенографии.
Врач-руководитель производственной практики предоставляет студенту возможность самостоятельно поставить диагноз и составить план лечения с применением методов, рекомендуемых в академии. В случае неясности, возникшей при постановке диагноза или при лечении больного обратиться за консультацией к куратору или назначить его на консультацию к преподавателю кафедры. Врач-руководитель должен помочь студенту проанализировать ошибки диагностики и лечения, если они имели место.
На амбулаторном приеме профилактического профиля студент должен освоить тактику работы в полости рта у пациентов разного возраста:
-проводить стоматологический осмотр пациента и оформлять историю болезни;
-записывать зубную формулу постоянных и временных зубов в соответствии с международной системой обозначения;
-определять состояние твердых тканей зубов с помощью индексов КПУ, кпу, кп зубов и поверхностей;
-определять распространенность и интенсивность стоматологических заболеваний в группе обследованных;
-определять гигиеническое состояние полости рта с применением индексов; определение гигиенических индексов по Федорову-Володкиной, Грин-Вермиллиону, РНР;
-осуществлять индивидуальный подбор средств гигиены полости рта пациенту в зависимости от возраста и состояния полости рта;
-выполнять различные методы чистки зубов на фантомах;
обучать методам чистки зубов детей и взрослых;
-проводить контролируемую чистку зубов;
-удалять над-и поддесневые зубные отложения, используя ручные, ультразвуковые инструменты.
-проводить диагностику и дифференциальную диагностику начальных форм кариеса и некариозных поражений;
-проводить витальное окрашивание очагов деминерализации эмали;
-применять реминерализирующие средства;
-использовать фторидсодержащие растворы;
-покрывать зубы фторидсодержащим лаком, гелем;
-проводить герметизацию фиссур зубов различными герметиками;
-проводить беседы (индивидуальные, групповые), лекции с различным контингентом населения по предупреждению возникновения и развития стоматологических заболеваний;
-проводить «уроки здоровья» в организованных детских и взрослых коллективах;
-разрабатывать материалы по стоматологическому просвещению.
-определение распространенности и интенсивности основных стоматологических заболеваний (кариеса, болезней пародонта) в группе обследованных.
-проведение анкетирования населения по вопросам гигиены полости рта
- уметь выписывать различные лекарственные вещества, необходимые при лечении заболеваний слизистой оболочки полости рта и тканей пародонта;
Студент должен показать себя профессионально грамотным, хорошо владеющим основными мануальными навыками; чутким и внимательным с детьми и родителями; честным, доброжелательным и, в то же время, принципиальным в решении производственных вопросов, внимательным к сотрудникам; нравственно чистым на работе и в быту; выполнять все правила этики и деонтологии.
Санитарно-просветительская работа студента
Санитарно-просветительская работа, которую должен проводить студент, складывается из чтения лекций, бесед с больными (о профилактике осложнений, режиме питания, правилах гигиены полости рта и др.), оформления санитарных бюллетеней, памяток для родителей , брошюр и профилактических мероприятий, проводимых поликлиникой.
Цель - научить студентов навыкам общения с пациентами разного возраста и с различной психикой, использовать методы мотивации в стоматологическом просвещении.
1. Индивидуальные беседы с родителями и детьми во время приема у гигиениста стоматолога – 5 мин.
2. Индивидуальные беседы с пациентами, родителями и детьми в холле стоматологической поликлиники, отделения, кабинета перед приемом у гигиениста стоматолога – 5 мин.
3. Проведение групповых бесед с пациентами, родителями и детьми в холле стоматологической поликлиники, отделения, кабинета перед приемом у стоматолога – 15 мин.
4. Составление памяток, брошюр для пациентов, родителей по профилактике стоматологических заболеваний.
5. Выпуск санитарных бюллетеней по основным разделам стоматологии и профилактике стоматологических заболеваний – 3 часа.
Перечень тем для санитарно-просветительской работы студента по плану отделения:
1. Особенности психологии детей разного возраста для установления контакта с ребенком при осмотре, лечении. Деонтологические принципы врач-ребенок, врач-родители.
2. Герметизация фиссур – современный метод профилактики кариеса у детей.
3. Гигиена полости рта у детей. Значение, правильный выбор предметов и средств гигиены с учетом возраста и наличия стоматологической патологии у детей.
4. Особенности течения кариеса временных зубов у детей.
5. Влияние антенатального периода на течение кариеса временных и постоянных зубов в различные возрастные периоды.
6. Значение анамнеза о болезнях родителей, течении беременности и родов.
7. Факторы, влияющие на уровень заболеваемости кариесом, понятие о восприимчивости и резистентности зубов к кариесу и способы их определения.
8. Одонтогенный очаг инфекции; возможность возникновения соматических заболеваний.
9. Влияние кариеса и его осложнений на развитие челюстей, формирование прикуса.
10. Профилактика осложненных форм кариеса.
К защите производственной практике студент предоставляет:
1. Дневник, заполненный согласно требованию, подписанный руководителями практики и объективную характеристику, заверенную печатью лечебного учреждения и подписью главного врача.
2. Сводный отчет по мануальным навыкам и санитарно-просветительной работе (в печатном виде лекции, беседы, в характеристике куратором отмечены темы санбюллетеней).
Защита производственной практики проводится строго по графику. Сдача зачета оценивается по 5-бальной системе на кафедре стоматологии детского возраста ГОУ ВПО ТюмГМА Минздрава России. Оценка за подписью руководителя практики заносится в зачетную книжку студента.
Студенты, не защитившие производственную практику без уважительной причины считаются как не выполнившие программу и план обучения IX семестра.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 240.