Особенности профилактики стоматологических заболеваний.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Кариесогенная ситуация. Структура и свойства эмали Современные представления о ре- и деминерализации эмали.  Кариесогенная ситуация в полости рта. Общие и местные факторы риска возникновения кариеса, механизм их действия. Влияние сопутствующих соматических заболеваний и функциональных нарушений в организме в развитии кариеса зубов в различных возрастных периодах. Оценка кариесогенной ситуации в полости рта. Способы устранения кариесогенной ситуации. Профилактика стоматологических заболеваний.  Санация полости рта. Диспансеризация населения. Антенатальная профилактика. Профилактика тканей пародонта и некариозных заболеваний.

Модульная единица 1.3

Профилактическое обследование пациента у стоматолога.

Оборудование и оснащение кабинета профилактики. Порядок и методы обследования пациента. Медицинская карта стоматологического больного. Возрастные анатомо-физиологические особенности зубочелюстной систе­мы. Поверхностные образования на зубах и зубные отложения.  Методы оценки состояния твердых тканей зубов (осмотр, зондирование, витальное окрашивание эмали и др.). Индексы интенсивности кариеса зубов: КПУ, кп зубов и поверхностей. Роль аномалий слизистой оболочки полости рта (уздечек верхней и нижней губ, языка, мелкое преддверие полости рта) в возникновении и развитии стоматологических заболеваний. Методы исследования тканей пародонта, освоение индексов регистрации состояния тканей. Определение гигиенического состояния полости рта, методы выявления зубных отложений. Индексы гигиены.

Дисциплинарный модуль 2

Модульная единица 2.1.

 Индивидуальная гигиена полости рта.

Предметы индивидуальной гигиены полости рта. Средства индивидуальной гигиены полости рта. Дополнительные предметы и средства индивидуальной гигиены.      Особенности ухода за полостью рта пациентов с различными стоматологическими заболеваниями (кариес, болезни пародонта, слизистой оболочки, зубочелюстными аномалиями, имеющими в полости рта ортодонтические и ортопедические конструкции). Методы использования мануальной, электрической щеток. Методы чистки зубов (Леонарда, Фонеса, Рейте, Баса, Смита-Бела, Чартера, Стилманса, стандартный метод Г.Н. Пахомова). Особенности обучения чистке зубов детей различного возраста и их родителей, взрослое население. Мотивация родителей в программе профилактике стоматологических заболеваний. Роль гигиениста стоматологического в профилактике стоматологических заболеваний. Медицинская деонтология в работе профилактического стоматологического кабинета.

Модульная единица 2.2  

Профессиональная гигиена полости рта.

Профессиональная гигиена полости рта и ее значение в профилактике стоматологических заболеваний. Методы и средства профессиональной гигиены (ручные инструменты, машинные и звуковые, ультразвуковые скейлеры). Возможные ошибки, приводящие к повреждению эмали зуба (микротрещины, гиперестезия эмали, выпадение пломбы или скол реставрации).

Дисциплинарный модуль 3

Модульная единица 3.1

 Гигиеническое воспитание и санитарное просвещение.

Цель, методы, средства и формы стоматологического просвещения. Мотивация населения к поддержанию здоровья полости рта. Содержание, особенности и организация проведения стоматологического просвещения в женских консультациях, комнатах здорового ребенка, детских садах, школах, стоматологических поликлиниках. Персонал, участвующий в проведении стоматологического просвещения. Гигиеническое воспитание населения. Проведение "уроков здоровья», бесед, лекций в организованных детских и взрослых коллективах. Методы оценки эффективности стоматологического просвещения. Анкетирование населения

Трудоемкость модуля 1.0 зачетных единиц

Модульная единица 3.2

Принципы планирования, внедрения и оценки эффективности программ профилактики и стоматологических заболеваний

Этапы планирования программ профилактики. Ситуационный анализ - основа планирования программ профилактики. Цель, задачи программы, выбор методов и средств. Персонал, участвующий в выполнении программы, материальное обеспечение. Цели, задачи, этапы, методики, регистрация и анализ результатов эпиде­миологического стоматологического обследования населения. Методика об­следования по критериям ВОЗ (1995). Значение результатов эпидемиологиче­ского обследования для разработки и оценки эффективности программ про­филактики стоматологических заболеваний. Оценка эффективности программы. Прогнозирование стоматологической заболеваемости. Уровни внедрения программ: индивидуальный, групповой, популяционный. Организационные мероприятия по внедрению программы профилактики. 

 

Во время приема больного студент должен выясняет жалобы больного и анамнез заболевания, проводит клиническое обследование, которое включает внешний осмотр и осмотр полости рта, осматривает зубы, исследует их состояние, изучает данные лабораторных исследований и рентгенографии.

Врач-руководитель производственной практики предоставляет студенту возможность самостоятельно поставить диагноз и составить план лечения с применением методов, рекомендуемых в академии. В случае неясности, возникшей при постановке диагноза или при лечении больного обратиться за консультацией к куратору или назначить его на консультацию к преподавателю кафедры. Врач-руководитель должен помочь студенту проанализировать ошибки диагностики и лечения, если они имели место.

На амбулаторном приеме профилактического профиля студент должен освоить тактику работы в полости рта у пациентов разного возраста:

-проводить стоматологический осмотр пациента и оформлять историю болезни;

-записывать зубную формулу постоянных и временных зубов в соответствии с международной системой обозначения;

-определять состояние твердых тканей зубов с помощью индексов КПУ, кпу, кп зубов и поверхностей;

-определять распространенность и интенсивность стоматологических заболеваний в группе обследованных;

-определять гигиеническое состояние полости рта с применением индексов; определение гигиенических индексов по Федорову-Володкиной, Грин-Вермиллиону, РНР;

-осуществлять индивидуальный подбор средств гигиены полости рта пациенту в зависимости от возраста и состояния полости рта;

-выполнять различные методы чистки зубов на фантомах;

обучать методам чистки зубов детей и взрослых;

-проводить контролируемую чистку зубов;

-удалять над-и поддесневые зубные отложения, используя ручные, ультразвуковые инструменты.

-проводить диагностику и дифференциальную диагностику начальных форм кариеса и некариозных поражений;

-проводить витальное окрашивание очагов деминерализации эмали;

-применять реминерализирующие средства;

-использовать фторидсодержащие растворы;

-покрывать зубы фторидсодержащим лаком, гелем;

-проводить герметизацию фиссур зубов различными герметиками;

-проводить беседы (индивидуальные, групповые), лекции с различным контингентом населения по предупреждению возникновения и развития стоматологических заболеваний;

-проводить «уроки здоровья» в организованных детских и взрослых коллективах;

-разрабатывать материалы по стоматологическому просвещению.

-определение распространенности и интенсивности основных стоматологических заболеваний (кариеса, болезней пародонта) в группе обследованных.

-проведение анкетирования населения по вопросам гигиены полости рта

- уметь выписывать различные лекарственные вещества, необходимые при лечении заболеваний слизистой оболочки полости рта и тканей пародонта;

Студент должен показать себя профессионально грамотным, хорошо владеющим основными мануальными навыками; чутким и внимательным с детьми и родителями; честным, доброжелательным и, в то же время, принципиальным в решении производственных вопросов, внимательным к сотрудникам; нравственно чистым на работе и в быту; выполнять все правила этики и деонтологии.

Санитарно-просветительская работа студента

   Санитарно-просветительская работа, которую должен проводить студент, складывается из чтения лекций, бесед с больными (о профилактике осложнений, режиме питания, правилах гигиены полости рта и др.), оформления санитарных бюллетеней, памяток для родителей , брошюр и профилактических мероприятий, проводимых поликлиникой.

Цель - нау­чить сту­ден­тов на­вы­кам об­ще­ния с па­ци­ен­та­ми раз­но­го воз­рас­та и с раз­лич­ной пси­хи­кой, использовать методы мотивации в стоматологическом просвещении.

1. Индивидуальные беседы с родителями и детьми во время приема у гигиениста стоматолога – 5 мин.

2. Индивидуальные беседы с пациентами, родителями и детьми в холле стоматологической поликлиники, отделения, кабинета перед приемом у гигиениста стоматолога – 5 мин.

3. Проведение групповых бесед с пациентами, родителями и детьми в холле стоматологической поликлиники, отделения, кабинета перед приемом у стоматолога – 15 мин.

4. Составление памяток, брошюр для пациентов, родителей по профилактике стоматологических заболеваний.

5. Выпуск санитарных бюллетеней по основным разделам стоматологии и профилактике стоматологических заболеваний – 3 часа.

Перечень тем для санитарно-просветительской работы студента по плану отделения:

1. Особенности пси­хо­ло­гии де­тей раз­но­го воз­рас­та для ус­та­нов­ле­ния кон­так­та с ре­бен­ком при ос­мот­ре, ле­че­нии. Деонтологические принципы врач-ре­бе­нок, врач-ро­ди­те­ли.

2. Герметизация фиссур – современный метод профилактики кариеса у детей.

3. Гигиена полости рта у детей. Значение, правильный выбор предметов и средств гигиены с учетом возраста и наличия стоматологической патологии у детей.

4. Особенности течения кариеса временных зубов у детей.

5. Влияние антенатального периода на течение кариеса временных и постоянных зубов в различные возрастные периоды.

6. Зна­че­ние анам­не­за о бо­лез­нях ро­ди­те­лей, те­че­нии бе­ре­мен­но­сти и ро­дов.

7. Фак­то­ры, влияю­щие на уро­вень за­бо­ле­вае­мо­сти ка­рие­сом, по­ня­тие о вос­при­им­чи­во­сти и ре­зи­стент­но­сти зу­бов к ка­рие­су и спо­со­бы их оп­ре­де­ле­ния.

8. Одон­то­ген­ный очаг ин­фек­ции; воз­мож­ность воз­ник­но­ве­ния со­ма­ти­че­ских за­бо­ле­ва­ний.

9. Влия­ние ка­рие­са и его ос­лож­не­ний на раз­ви­тие че­лю­стей, фор­ми­ро­ва­ние при­ку­са.

10. Про­фи­лак­ти­ка ос­лож­нен­ных форм ка­рие­са.

К защите производственной практике студент предоставляет:

1. Дневник, заполненный согласно требованию, подписанный руководителями практики и объективную характеристику, заверенную печатью лечебного учреждения и подписью главного врача.

2. Сводный отчет по мануальным навыкам и санитарно-просветительной работе (в печатном виде лекции, беседы, в характеристике куратором отмечены темы санбюллетеней).

Защита производственной практики проводится строго по графику. Сдача зачета оценивается по 5-бальной системе на   кафедре  стоматологии детского возраста ГОУ ВПО ТюмГМА Минздрава России. Оценка за подписью руководителя практики заносится в зачетную книжку студента.

Студенты, не защитившие производственную практику без уважительной причины считаются как не выполнившие программу и план обучения IX семестра.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 207.