Кафедра стоматологии детского возраста
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Министерства здравоохранения Российской Федерации

(ФГБОУ ВО Тюменский ГМУ Минздрава России)

 

Кафедра стоматологии детского возраста

 

 

Методические рекомендации

К  производственной практике

Помощник Врача стоматолога

(Гигиенист)

ДЛЯ СТУДЕНТОВ 3 КУРСА

 СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

 

Тюмень. 2016

 

ВВЕДЕНИЕ

1. В целях улучшения профессиональной ориентации и практической подготовки студентов 3 курса стоматологического факультета по ФГОС ВО специальности Стоматология, введена базовая производственная практика в качестве помощника врача стоматолога (гигиенист).

2. Производственная практика проводится на 6 семестре после летней экзаменационной сессии в течение 6 дней, при 6-ти дневной неделе одна рабочая неделя составляет 36 часов. Ежедневная работа студента проходит под постоянным наблюдением заведующего отделением (врача-куратора).

3.  Базами проведения практики являются детские и взрослые стоматологические поликлиники, стоматологические отделения поликлиник общего профиля. Для работы по стоматологической диспансеризации детей используются школы, детские сады и другие коллективы.

Работа студента проходит в качестве гигиениста стоматологического и включает в себя следующее:

1. профессионально-практическая подготовка обучающихся, ориентированная на углубление теоретической подготовки и закрепление у студентов практических умений и компетенций по профилактике стоматологических заболеваний.

2. приобретение студентами умения проводить стоматологическое обследование детского и взрослого населения;

3. приобретение студентами умения выявлять и устранять факторы риска возникновения стоматологических заболеваний;

4. формирование студентами умения организации и реализации профилактических мероприятий среди различных контингентов населения на индивидуальном и групповом уровнях;

5. освоение студентами методов стоматологического просвещения и осуществление мотивации населения к поддержанию стоматологического здоровья;

6. формирование у студентов врачебного мышления и поведения, обеспечивающего решение профессиональных задач;

7. усвоение студентами основных принципов этики и деонтологии. Знакомство с организацией работы учреждения (порядок приема больных, хозяйственные вопросы, снабжение медикаментами, документами, бюджет и др.);

8. Выполнение санитарно-просветительной работы (лекции, беседы по гигиене полости рта и профилактике стоматологических заболеваний, уроки гигиены с детьми в детских дошкольных и школьных учреждениях, памятки, санбюллетени и т.д.).

 

I . ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИКИ

     Организация и проведение практики в течение 2-х недель студентом 3 курса стоматологического факультета регламентированы на основании стандарта подготовки врача-стоматолога МЗ РФ и комиссии по высшему образованию.

1. Организацию практики студентов возлагается на отдел производственной практики академии. Организацию практики на местах осуществляет руководитель базового учреждения, с которым институт предварительно договаривается.

2. Общее руководство и контроль над работой студентов осуществляется первым проректором  и регламентируется соответствующими приказами и распоряжениями.

3. Персональную ответственность за подготовку и руководство практикой несут  – зав. кафедрой и ответственные ассистенты кафедры.

4. Методическое руководство практикой осуществляет кафедра  стоматологии детского возраста. За каждым базовым учреждением закрепляется ассистент кафедры, который совместно с заведующим отделением составляет график работы студента с учетом учебной программы, осуществляет консультативную помощь, контроль за прохождением практики и участвует в аттестации студента по итогам практики.

5. Кафедра-куратор выделяет ответственных ассистентов (утверждаются приказом ректора) с возложением на них следующих обязанностей:

5.1. проведение паспортизации базы (ежегодно)

5.2 . заключение договора с администрацией лечебного учреждения (ежегодно)

5.3. обеспечение студентов рабочим местом, руководством со стороны медицинского персонала поликлиники.

5.4. проведение инструктажа по технике безопасности, знакомство с условиями и правилами работы

5.5. ведение строгого учета объема выполняемой работы студентами и ее соответствие программе. Контроль правильности записей в дневнике.

5.6. представление в отдел практики еженедельной сводки о ходе практики.

5.7. составление и доведение до студентов графиков приема зачета

5.8. проведение по окончании практики экзамена с отметкой по 5-ти бальной системе  в зачетной книжке и дневнике студента

Перечень учетно-отчетных документов :

1. приказ МЗ СССР от 12 июля 1984г. №670 «О мерах по дополнительному улучшению стоматологической помощи населению»

2.приказ МЗ СССР от 25 января 1988г. №50 «О переходе на новую систему учета труда врачами – стоматологического профиля и совершенствования формы организации стоматологического приема»

3. приказ МЗ РФ от 2 октября 1997г. №289 «О совершенствовании системы учета труда врачей стоматологического профиля»

4. приказ МЗ РФ от 31 июля 1978г. №720 «Об улучшении медицинской помощи больным с гнойно-хирургическими заболеваниями и усиления мероприятий по борьбе с внутрибольничной инфекцией»

5. приказ МЗ РФ от 12 июля 1989г. №408 «О мерах по снижению заболеваемости вирусными гепатитами в стране»

6. выписка из приказа №170 от 16.08.1994г.

«О мерах по совершенствованию профилактики и лечения ВИЧ-инфекции в Российской Федерации».

7. выписка из приказа №335 от 26.12.1988г.

«О дополнительных мерах по усилению борьбы с распространением СПИДа в РСФСР».

 8. При оказании платной медицинской помощи пациент знакомится и подписывает следующие документы:

А) Договор возмездного оказания платных услуг в 2-х экземплярах

Б) Информированное согласие на проведение различных медицинских манипуляций: эндодонтического лечения, лечение зубов по кариесу.

В) Анкета о состоянии здоровья

 9. Медицинская карта стоматологического больного Форма 043/у, утвержденная Минздравом СССР 04.1980г. №1030. Единый документ для всех видов приема. Обязательные вкладыши: осмотры на онкопатологию, учета рентгенонагрузки.

10. Листок ежедневного учета работы врача-стоматолога стоматологической поликлиники, отделения, кабинета Ф. № 037/у-88.

11. Сводная ведомость учета работы врача-стоматолога стоматологической поликлиники, отделения, кабинета Ф. №39/у-88.

 

Модульная единица 1.1

 Введение в курс профилактики

 Цель, задачи и методы профилактики. Современные направления, принципы организации и методы профилактики стоматологических заболеваний. Уровни внедрения профилактики в практическом здравоохранении. Цель и задачи ВОЗ по профилактике стоматологических заболеваний. Опыт зарубежных стран и России в профилактической и коммунальной стоматологии.

Модульная единица 1.2

Модульная единица 1.3

Дисциплинарный модуль 2

Модульная единица 2.1.

 Индивидуальная гигиена полости рта.

Предметы индивидуальной гигиены полости рта. Средства индивидуальной гигиены полости рта. Дополнительные предметы и средства индивидуальной гигиены.      Особенности ухода за полостью рта пациентов с различными стоматологическими заболеваниями (кариес, болезни пародонта, слизистой оболочки, зубочелюстными аномалиями, имеющими в полости рта ортодонтические и ортопедические конструкции). Методы использования мануальной, электрической щеток. Методы чистки зубов (Леонарда, Фонеса, Рейте, Баса, Смита-Бела, Чартера, Стилманса, стандартный метод Г.Н. Пахомова). Особенности обучения чистке зубов детей различного возраста и их родителей, взрослое население. Мотивация родителей в программе профилактике стоматологических заболеваний. Роль гигиениста стоматологического в профилактике стоматологических заболеваний. Медицинская деонтология в работе профилактического стоматологического кабинета.

Модульная единица 2.2  

Дисциплинарный модуль 3

Модульная единица 3.1

 Гигиеническое воспитание и санитарное просвещение.

Цель, методы, средства и формы стоматологического просвещения. Мотивация населения к поддержанию здоровья полости рта. Содержание, особенности и организация проведения стоматологического просвещения в женских консультациях, комнатах здорового ребенка, детских садах, школах, стоматологических поликлиниках. Персонал, участвующий в проведении стоматологического просвещения. Гигиеническое воспитание населения. Проведение "уроков здоровья», бесед, лекций в организованных детских и взрослых коллективах. Методы оценки эффективности стоматологического просвещения. Анкетирование населения

Трудоемкость модуля 1.0 зачетных единиц

Модульная единица 3.2

Принципы планирования, внедрения и оценки эффективности программ профилактики и стоматологических заболеваний

Этапы планирования программ профилактики. Ситуационный анализ - основа планирования программ профилактики. Цель, задачи программы, выбор методов и средств. Персонал, участвующий в выполнении программы, материальное обеспечение. Цели, задачи, этапы, методики, регистрация и анализ результатов эпиде­миологического стоматологического обследования населения. Методика об­следования по критериям ВОЗ (1995). Значение результатов эпидемиологиче­ского обследования для разработки и оценки эффективности программ про­филактики стоматологических заболеваний. Оценка эффективности программы. Прогнозирование стоматологической заболеваемости. Уровни внедрения программ: индивидуальный, групповой, популяционный. Организационные мероприятия по внедрению программы профилактики. 

 

Во время приема больного студент должен выясняет жалобы больного и анамнез заболевания, проводит клиническое обследование, которое включает внешний осмотр и осмотр полости рта, осматривает зубы, исследует их состояние, изучает данные лабораторных исследований и рентгенографии.

Врач-руководитель производственной практики предоставляет студенту возможность самостоятельно поставить диагноз и составить план лечения с применением методов, рекомендуемых в академии. В случае неясности, возникшей при постановке диагноза или при лечении больного обратиться за консультацией к куратору или назначить его на консультацию к преподавателю кафедры. Врач-руководитель должен помочь студенту проанализировать ошибки диагностики и лечения, если они имели место.

На амбулаторном приеме профилактического профиля студент должен освоить тактику работы в полости рта у пациентов разного возраста:

-проводить стоматологический осмотр пациента и оформлять историю болезни;

-записывать зубную формулу постоянных и временных зубов в соответствии с международной системой обозначения;

-определять состояние твердых тканей зубов с помощью индексов КПУ, кпу, кп зубов и поверхностей;

-определять распространенность и интенсивность стоматологических заболеваний в группе обследованных;

-определять гигиеническое состояние полости рта с применением индексов; определение гигиенических индексов по Федорову-Володкиной, Грин-Вермиллиону, РНР;

-осуществлять индивидуальный подбор средств гигиены полости рта пациенту в зависимости от возраста и состояния полости рта;

-выполнять различные методы чистки зубов на фантомах;

обучать методам чистки зубов детей и взрослых;

-проводить контролируемую чистку зубов;

-удалять над-и поддесневые зубные отложения, используя ручные, ультразвуковые инструменты.

-проводить диагностику и дифференциальную диагностику начальных форм кариеса и некариозных поражений;

-проводить витальное окрашивание очагов деминерализации эмали;

-применять реминерализирующие средства;

-использовать фторидсодержащие растворы;

-покрывать зубы фторидсодержащим лаком, гелем;

-проводить герметизацию фиссур зубов различными герметиками;

-проводить беседы (индивидуальные, групповые), лекции с различным контингентом населения по предупреждению возникновения и развития стоматологических заболеваний;

-проводить «уроки здоровья» в организованных детских и взрослых коллективах;

-разрабатывать материалы по стоматологическому просвещению.

-определение распространенности и интенсивности основных стоматологических заболеваний (кариеса, болезней пародонта) в группе обследованных.

-проведение анкетирования населения по вопросам гигиены полости рта

- уметь выписывать различные лекарственные вещества, необходимые при лечении заболеваний слизистой оболочки полости рта и тканей пародонта;

Студент должен показать себя профессионально грамотным, хорошо владеющим основными мануальными навыками; чутким и внимательным с детьми и родителями; честным, доброжелательным и, в то же время, принципиальным в решении производственных вопросов, внимательным к сотрудникам; нравственно чистым на работе и в быту; выполнять все правила этики и деонтологии.

Санитарно-просветительская работа студента

   Санитарно-просветительская работа, которую должен проводить студент, складывается из чтения лекций, бесед с больными (о профилактике осложнений, режиме питания, правилах гигиены полости рта и др.), оформления санитарных бюллетеней, памяток для родителей , брошюр и профилактических мероприятий, проводимых поликлиникой.

Цель - нау­чить сту­ден­тов на­вы­кам об­ще­ния с па­ци­ен­та­ми раз­но­го воз­рас­та и с раз­лич­ной пси­хи­кой, использовать методы мотивации в стоматологическом просвещении.

1. Индивидуальные беседы с родителями и детьми во время приема у гигиениста стоматолога – 5 мин.

2. Индивидуальные беседы с пациентами, родителями и детьми в холле стоматологической поликлиники, отделения, кабинета перед приемом у гигиениста стоматолога – 5 мин.

3. Проведение групповых бесед с пациентами, родителями и детьми в холле стоматологической поликлиники, отделения, кабинета перед приемом у стоматолога – 15 мин.

4. Составление памяток, брошюр для пациентов, родителей по профилактике стоматологических заболеваний.

5. Выпуск санитарных бюллетеней по основным разделам стоматологии и профилактике стоматологических заболеваний – 3 часа.

Перечень тем для санитарно-просветительской работы студента по плану отделения:

1. Особенности пси­хо­ло­гии де­тей раз­но­го воз­рас­та для ус­та­нов­ле­ния кон­так­та с ре­бен­ком при ос­мот­ре, ле­че­нии. Деонтологические принципы врач-ре­бе­нок, врач-ро­ди­те­ли.

2. Герметизация фиссур – современный метод профилактики кариеса у детей.

3. Гигиена полости рта у детей. Значение, правильный выбор предметов и средств гигиены с учетом возраста и наличия стоматологической патологии у детей.

4. Особенности течения кариеса временных зубов у детей.

5. Влияние антенатального периода на течение кариеса временных и постоянных зубов в различные возрастные периоды.

6. Зна­че­ние анам­не­за о бо­лез­нях ро­ди­те­лей, те­че­нии бе­ре­мен­но­сти и ро­дов.

7. Фак­то­ры, влияю­щие на уро­вень за­бо­ле­вае­мо­сти ка­рие­сом, по­ня­тие о вос­при­им­чи­во­сти и ре­зи­стент­но­сти зу­бов к ка­рие­су и спо­со­бы их оп­ре­де­ле­ния.

8. Одон­то­ген­ный очаг ин­фек­ции; воз­мож­ность воз­ник­но­ве­ния со­ма­ти­че­ских за­бо­ле­ва­ний.

9. Влия­ние ка­рие­са и его ос­лож­не­ний на раз­ви­тие че­лю­стей, фор­ми­ро­ва­ние при­ку­са.

10. Про­фи­лак­ти­ка ос­лож­нен­ных форм ка­рие­са.

К защите производственной практике студент предоставляет:

1. Дневник, заполненный согласно требованию, подписанный руководителями практики и объективную характеристику, заверенную печатью лечебного учреждения и подписью главного врача.

2. Сводный отчет по мануальным навыкам и санитарно-просветительной работе (в печатном виде лекции, беседы, в характеристике куратором отмечены темы санбюллетеней).

Защита производственной практики проводится строго по графику. Сдача зачета оценивается по 5-бальной системе на   кафедре  стоматологии детского возраста ГОУ ВПО ТюмГМА Минздрава России. Оценка за подписью руководителя практики заносится в зачетную книжку студента.

Студенты, не защитившие производственную практику без уважительной причины считаются как не выполнившие программу и план обучения IX семестра.

IV. Рекомендации по ведению текущей и отчётной документации

Отчётной документацией студента по производственной практике являются: дневник, соответствующий медицинской карте стоматологического больного (форма № 39/у), отчет о проделанной работе,  а также отзыв руководителя производственной практики.

Дневник и другие отчетные формы заполняются в строгом соответствии с общепринятыми правилами ведения медицинской документации.

 Все записи производятся четким, хорошо читаемым, разборчивым почерком. Недопустимы исправления и необоснованные сокращения слов.

Первичным является больной, впервые обратившийся в поликлинику в текущем году.

При заполнении первичной амбулаторной карты обязательным является заполнение всех её граф и разделов (диагноз, жалобы, перенесенные и сопутствующие заболевания, анамнез, внешний осмотр, внутриротовой осмотр, прикус, состояние слизистой оболочки полости рта, онкологический осмотр, описание рентгенограмм, лечение).

Дневник по производственной практике ведется в общей тетради (48-96 стр.).

На первой странице дневника должны быть указаны: 

- фамилия, имя, отчество студента (полностью),

- номер стоматологической группы,

- официальное название базы производственной практики, ФИО врача – непосредственного руководителя практики,

- сроки прохождения производственной практики

(см.  приложение 1).

На следующей странице и до конца дневника записи ведутся в форме таблицы (см. таб. 1)

Печать таблица 1.

Дата №№ ФИО, возраст Жалобы Объективно, диагноз по МКБ-10 Лечение
1 2 3 4 5
25.01. 2014г. 1. Петров А.Л. 6 лет,   Не менее 3-х жалоб со слов больного Основные и дополнительные методы обследования Комплексный план лечения включает: Профилактические методики (прописываются в соответствии клинической ситуации с названием методики, названия медицинских препаратов и стоматологических материалов), длительность курса и количество в год.   Терапевтическое лечение зубов и тканей пародонта и СОР (по необходимости) Хирургическое лечение (по необходимости) Ортодонтическое лечение (по необходимости)   Ортопедическое лечение (по необходимости)   Консультации нестоматологического профиля (по необходимости)   Если проводились манипуляции по профилактике: Вид обезболивания, Алгоритм проведенных манипуляций, названия медицинских препаратов и стоматологических материалов Врач-куратор _______ подпись

ПРИМЕЧАНИЕ: дневник ведется на листах А-4 альбомного формата в печатном виде. Все листы пронумерованы и сдаются скрепленные в папке.

Под таблицей дневника, по окончанию производственной практики обязательно ставят свои подписи:

Врач – куратор:

                                                                                        подпись

Гл. врач (нач.мед.):

                                                                                                 подпись

Студент ежедневно заполняет все графы дневника таким образом, чтобы можно было получить ясное представление о количестве и качестве самостоятельно выполненных манипуляций или при ассистировании врачу-куратору.

В первой колонке:

 в начале каждого рабочего дня указывается дата, затем – порядковый номер принятого больного в виде дроби:

· в числителе – порядковый номер больного в текущий рабочий день

·  в знаменателе – сквозная нумерация больных, принятых на этот момент за все время практики. 

Во второй колонке – необходимые паспортные данные больного

В третьей колонке - подробно формулируется жалобы со слов пациента или ребенка или сопровождающих лиц при проведении сбора анамнеза заболевания

В  четвертой колонке – запись данных осмотра полости рта и клинический диагноз, при этом недопустимо сокращение слов, использование символов и условных обозначений.

  В случае повторного посещения больного с тем же заболеванием, диагноз записывают, так же как и в первое посещение.

  В графе "Объективно, диагноз" объективные данные вносятся в объеме, необходимом для обоснования проводимого лечения. При этом следует перечислить данные основных и дополнительных методов обследования стоматологического больного с учетом возраста пациента, являющиеся обоснованием лечебных мероприятий.

В  пятой колонке  -  описываются самостоятельно выполненные студентом лечебные действия или при ассистировании куратору практики.

В комплексном плане лечения описать профилактические методики: коррекцию ИГПР с подбором техники чистки зубов, предметов и средств гигиены, методики профессиональной гигиены, рем- и фторпрофилактики, медицинские препараты и стоматологические материалы, рационально выбранные соответственно возраста пациента, диагноза и кариесогенной ситуации в полости рта.

При описании местного обезболивания необходимо указать какая методика местной анестезии используется. Особое внимание при этом следует обратить на соответствие применяемого обезболивания характеру и объему проводимого лечебного вмешательства соответственно возраста ребенка. В обязательном порядке следует указать наименование, количество и концентрацию введенного местного анестетика.

Правильность и достоверность записей в дневнике ежедневно проверяется врачом-куратором – непосредственным руководителем практики, который вносит в них свои замечания и ежедневно, после окончания рабочего дня заверяет их своей подписью. Все принятые студентом больные должны быть внесены в дневник и лист ежедневного учета работы врача-куратора.

В последний день практики:

Ø Студент должен полностью заполнить все разделы дневника

Ø  Составить отчёт о проделанной работе с подсчитанными итоговыми цифрами по разработанной на кафедре форме

(см. приложение 2)

Заведующий отделением и врач-куратор дают студенту характеристику-отзыв (см. приложение 3) и оценивают его работу по пятибалльной шкале, что будет учтено при выставлении итоговой экзаменационной оценки.

 При написании характеристики должны быть отражены:

ü степень владения практическими навыками и манипуляциями

ü уровень теоретической подготовки

ü  качество оформления медицинской документации

ü  активность в практической работе с больными

ü  участие в проведении санитарно-просветительской работы

ü соблюдение врачебной этики и деонтологии, а также трудовой дисциплины.

Характеристику и все отчетные документы подписывают врач-куратор, заведующий отделением и главный врач, подписи скрепляются круглой печатью лечебного учреждения.

ПАМЯТКА

для студентов 3 курса, проходящих производственную практику

по модулю «Профилактика и коммунальная стоматология»  Производственная практика является важнейшей частью учебного про­цесса. Невыполнение всей программы производственной практики слу­жит основанием для исключения из академии.

1. Отчет о прохождении производственной практики студент обязан сдать в течение 2-3 дней после ее окончания, но не позднее 1 февраля 2014 года. О лицах, не отчитавшихся о практике и не получив­ших зачет в срок, указанный выше, кафедрой подается представле­ние на отчисление из академии.

2. Отчет о производственной практике принимается на кафедре при на­личии следующих документов:

§ характеристики, заверенной главным врачом    

§ дневника со всеми заполненными графами, заверенного главным врачом

§ сводного отчета об объеме выполненной работы заверенной              главным врачом и реферат, бесед, лекций

§ зачетной книжки


Приложение 1                         ОБРАЗЕЦ

государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменский государственный медицинский университет»


Министерства здравоохранения Российской Федерации

(ГБОУ ВПО Тюменский ГМУ Минздрава России)

Кафедра стоматологии детского возраста

ДНЕВНИК

Производственной практики

ОБРАЗЕЦ - ХАРАКТЕРИСТИКА

Дана студенту 3 курса стоматологического факультета ___ группы Ф.И.О._______________________________________________проходившего производственную практику гигиениста стоматологического в (полное официальное название учрежден_____________________________________

Трудовую дисциплину выполнял (а). К работе относился (лась) добросовестно, активно. При освоении практических умений показал(а) ______________ (хороший, недостаточный и т.п.) уровень теоретической подготовки по вопросам стоматологии детского возраста. За время прохождения практики выполнил(а) программу практики в объеме ____%, освоил(а) практические умения в объеме _____%. Выполнял(а) санитарно-просветительную работу в отделении, подготовил(а) бюллетеней ____, провел(а) ___бесед с пациентами.

Нарушения трудовой дисциплины _________________ (имеет, не имеет).

В отношениях с персоналом, пациентами и их родственниками соблюдал (а) правила этики и деонтологии. Отношение с персоналом, пациентами, их родственниками ___________________(охарактеризовать).

Оценка по производственной практике _________________

 

М. П.

Учреждения

 

Подпись врача-куратора  
Подпись зав. отделением  
__________ 2015г. Подпись главного врача …  

приложение 2

Сводный отчёт  мануальных навыков

производственной практике по    профилактике и коммунальной стомтаологии

студента 3 курса      группы _____ _________________________________________

(ф.и.о.)

с ___ июля по ___ июля 201___ г.

 

( наименование лечебного учреждения)

Навыки и умения

Дата

 
                 
Проведение стоматологического обследования детей различного возраста и взрослых

 

                 

 

Запись зубной формулы и индекс КПУ, кп зубов

 

                 

 

CPITN  

 

                 

 

PМА  

 

                 

 

индекс Федорова-Володкной,  

 

                 

 

Грин-Вермиллиону  

 

                 

 

РНР  

 

                 

 

Витальное окрашивание очагов деминерализации эмали

 

                 

 

Подбор средств гигиены полости рта пациенту

 

                 

 

Обучение индивидуальной чистке зубов детей различного возраста и взрослых

 

                 

 

Проведение контролируемой чистке зубов

 

                 

 

Применение флоссов, эликсиров, ершиков

 

                 

 

Применение реминерализирующих средств

 

                 

 

Применение фторсодержащих препаратов

 

                 

 

Герметизация фиссур зубов

 

                 

 

Удаление над- и поддесневых минерализованных зубных отложений

 

                 

 

                           

                                                                           

М. П.

Учреждения

 

Подпись врача-куратора  
Подпись зав. отделением  
__________201____г. Подпись главного врача …  

Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля:

Основная литература (О.Л.)

1.Н.В.Курякина Стоматология профилактическая // Медицинская книга, Москва 2005

Дополнительная литература (Д.Л.)

2.Леонтьев В.К., Пахомов Г.Н. Профилактика стоматологических заболеваний // Москва 2006

Вопросы к зачету производственной практики

Приложение 3

Тесты для проверки знаний

Поверхностные образования на зубах

11

021. При определении индекса РНР поверхность обследуемого зуба делится на
количество участков:

1) 2

2) 3

3) 4

4) 5

5) 10

022. Источником минералов для образования наддесневого зубного камня преимуществен­ но является:

1) слюна

2) десневая жидкость

3) сыворотка крови

4) лимфа

5) эмаль

023. Пелликула зуба образована:

1) коллагеном

2) кератином

3) гликопротеидами слюны

4) органическими кислотами

5) минеральными веществами

024.К минерализованным зубным отложениям относится:

1) пищевые остатки

2) пелликула

3) зубной камень

4) мягкий зубной налет

5) налет курильщика

025. Зубное отложение, располагающееся над десневым краем, обычно белого или
беловато-желтого цвета, твердой или глинообразной консистенции
- это:

1) пелликула

2) мягкий зубной налет

3) налет курильщика

4) поддесневой зубной камень

5) наддесневой зубной камень

026. Зубной налет быстрее накапливается на вестибулярных поверхностях зубов:

1) верхних резцов

2) нижних резцов

3) верхних моляров

4) нижних моляров

5) одинаково во всех участках полости рта

 

 



Возраста (лет):

1) 1-1,5

2) 3-4

3) 5-6

4) 10-12

5) 16-18

030.В качестве пенообразующего компонента в состав зубных паст вводится:

1) дикальцийфосфат

2) лаурилсульфат натрия

3) полиэтиленгликоль

4) гидроколлоиды

5) фторид натрия

031. Гигиенические зубные пасты содержат в своем составе:

1) абразивные компоненты

2) солевые добавки

3) экстракты лекарственных растений

4) фториды

5) пирофосфаты

032.Противокариозное действие зубных паст преимущественно обусловлено введением в их состав:

1) фторидов

2) пирофосфатов

3) экстрактов лекарственных растений

4) хлоргексидина

5) карбамида

 

033. Глицерин входит в состав зубных паст как компонент:

1) абразивный

2) пенообразующий

3) увлажняющий

4) ароматизирующий

5) противовоспалительный

034. Гигиенические зубные пасты преимущественно обладают действием:

1) противокариозным

2) отбеливающим

3) очищающим

4) десенситивным

5) антисептическим

035. Зубные пасты с солевыми добавками относятся к группе:

1) противокариозных

2) противовоспалительных

3) препятствующих образованию зубного камня

4) отбеливающих

5) снижающих чувствительность твердых тканей зубов

036. Одним из основных компонентов зубных паст являются:

1) солевые добавки

2) экстракты лекарственных растений

3) пенообразующие вещества

4) витамины

5) антисептики

037. В качестве абразивного компонента в состав зубных паст вводят:

1) монофторфосфат натрия

2) хлорид натрия

3) глицерин

4) пирофосфаты

5) карбамид

038. Соединения кальция могут входить в состав зубных паст в качестве компонента:

1) связующего

2) отбеливающего

3) противокариозного

4) пенообразующего

5) противовоспалительного

039. Пластичность и однородность консистенции зубных паст обеспечивается
входящими в их состав компонентами:

1) абразивными

2) пенообразующими

3) связующими

4) ароматизирующими

5) противовоспалительными

 

040. Зубные пасты с высоким показателем абразивности предназначены для использования:

1) детьми дошкольного возраста

2) основной массой населения

3) пациентами с повышенной чувствительностью твердых тканей зубов

4) пациентами с заболеваниями пародонта

5) лицами, злоупотребляющими курением

041.Обязательными из основных компонентов зубных паст являются:

1) антисептики

2) экстракты лекарственных растений

3) витамины

4) солевые добавки

5) связующие вещества

042. В качестве абразивного компонента в состав зубных паст вводят:

1) монофторфосфат натрия

2) хлорид стронция

3) гидроксиапатит

4) пирофосфаты

5) дикальцийфосфат

043.Противокариозное действие зубных паст преимущественно обусловлено введением в их состав:

1) пирофосфатов

2) экстрактов лекарственных растений

3) хлоргексидина

4) соединений кальция

5) лаурилсульфата натрия

044. Пирофосфаты входят в состав зубных паст в качестве компонентов:

1) противокариозных

2) противовоспалительных

3) препятствующих образованию зубного камня

4) отбеливающих

5) абразивных

045. Зубную пасту рекомендуется использовать для ухода за полостью рта детей, начиная с возраста:

1) 6 месяцев

2) 1 года

3) 2 лет

4) 4 лет

5) 6


046. Зубные пасты с низким показателем абразивности предназначены для ис пользования:

1) пациентами с воспалительными заболеваниями пародонта

2) лицами, злоупотребляющими курением

3) пациентами с повышенной чувствительностью твердых тканей зубов

4) пациентами с брекет-системами

5) основной массой населения

О47.Для снижения чувствительности твердых тканей зубов в состав зубных паст в качестве активного компонента вводят:

1) пирофосфаты, солевые добавки

2) экстракты лекарственных растений, хлоргексидин

3) хлорид стронция, нитрат калия, гидроксиапатит

4) бикарбонат натрия, карбамид

5) ферменты, витамины

048. Зубные пасты с высоким показателем абразивности следует применять:

1) каждый день утром и вечером

2) каждый день утром

3) 1-2 раза в неделю

4) 2-3 раза в месяц

5) 1 раз в полгода

049. Лаурилсульфат натрия входит в состав зубных паст как компонент:

1) абразивный

2) пенообразующий

3) увлажняющий

4) ароматизирующий

5) противовоспалительный

050. Монофторфосфат натрия в составе лечебно-профилактических зубных
паст обуславливает их действие:

1) противовоспалительное

2) отбеливающее

3) противокариозное

4) по уменьшению образования зубного камня

5) по увеличению слюноотделения

051.Для уменьшения образования зубных отложений в состав зубных паст вводят:

1) фторид натрия

2) триклозан

3) экстракты лекарственных растений

4) карбамид

5) гидроксиапатит

 

052. Для уменьшения кровоточивости десен пациентам следует рекомендовать
использовать зубную пасту, содержащую:

1) фторид натрия

2) карбонат кальция

3) экстракты лекарственных растений

4) карбамид

5) хлорид стронция

053. Противопоказанием к использованию фторидсодержащих зубных паст является:

1) неудовлетворительное гигиеническое состояние полости рта

2) наличие у пациента большого количества пломб

3) высокое содержание фторида в питьевой воде

4) кровоточивость десен

5) системная гипоплазия эмали

054. В качестве фторидсодержащих компонентов в состав лечебно-профилактических зубных паст включают:

1) фторид натрия, монофторфосфат, фторид олова, фторид кальция

2) фторид натрия, аминофторид, фторид кальция, фторид железа

3) фторид натрия, монофторфосфат, фторид олова, аминофторид

4) фторид натрия, фторид олова, фторид кальция

5) фторид олова, аминофторид, фторид кальция

055. Витамины А и Е вводят в состав зубных паст для:

1) профилактики кариеса

2) уменьшения образования зубных отложений

3) ускорения регенерации слизистой оболочки полости рта

4) улучшения общего состояния организма

5) снижения чувствительности твердых тканей зубов

056. В качестве противовоспалительного компонента в состав ополаскивателей для полости рта вводят:

1) этиловый спирт

2) фторид олова

3) ксидифон

4) хлоргексидин

5) монофторфосфат натрия

057. Суперфлоссы - это зубные нити:

1) невощеные

2) вощеные

3) ароматизированные

4) пропитанные раствором фторида

5) с утолщением

058.Пациентам с брекет-системами для наиболее эффективного очищения пространства между дугой и зубами рекомендуется использовать:

1) зубную щетку с ровной подстрижкой щетины

2) электрическую зубную щетку

3) зубные ершики

4) зубочистки

5) жевательную резинку

059.Для очищения съемных ортодонтических и ортопедических конструкций рекомендуется использовать:

1) дистиллированную воду

2) раствор хлоргексидина 0,06%

3) раствор перекиси водорода 3%

4) дезинфицирующие таблетки

5) таблетки, содержащие эритрозин

ОбО.Для очищения контактных поверхностей зубов от налета наиболее целесообразно использовать:

1) зубную щетку и зубную пасту

2) вращающуюся щеточку и полировочную пасту

3) флоссы

4) зубочистки

5) жевательные резинки

061. Время, в течение которого целесообразно использовать жевательную ре­
зинку после приема пищи, составляет (минут):

1) 1-5

2) 5-10

3) 20-30

4) более 1 часа

5) неограниченно

062. Жевательную резинку рекомендуется использовать:

1) перед чисткой зубов

2) после чистки зубов

3) после приема пищи

4) перед сном

5) в любое время

063. Использование флоссов рекомендуется для удаления зубного налета с поверхностей зубов:

1) вестибулярных

2) окклюзионных

3) апроксимальных

4) оральных

5) со всех поверхностей

 

064.Зубочистки наиболее целесообразно использовать для удаления:

1) зубного налета с гладких поверхностей зубов

2) зубного налета с контактных поверхностей зубов

3) остатков пищи из межзубных промежутков

4) зубного камня

5) налета курильщика

065. Самостоятельное использование флоссов рекомендуется с возраста (лет):

1) 4-5

2) 6-8

3) 9-12

4) 15-16

5) возрастных ограничений нет

066. Использование жевательной резинки после еды способ­ствует:

1) увеличению скорости и количества слюновыделения

2) удалению зубного налета с контактных поверхностей зубов

3) снижению повышенной чувствительности эмали зубов

4) увеличению скорости образования зубного налета

5) уменьшению воспаления в тканях десны

067. Пациентам с брекет-системами для наиболее эффективного очищения
пространства между дугой и зубами рекомендуется использовать:

1) мануальную зубную щетку

2) электрическую зубную щетку

3) суперфлоссы

4) зубочистки

5) жевательную резинку

068. Большинство ополаскивателей для полости рта рекомендуется применять:

1) до чистки зубов

2) после чистки зубов

3) вместо чистки зубов

4) перед сном

5) не имеет значения

 

069.Индивидуальная гигиена полости рта осуществляется:

1) пациентом

2) гигиенистом стоматологическим

3) ассистентом врача-стоматолога

4) медицинской сестрой

5) врачом-стоматологом

070. Удаление минерализованных зубных отложений осуществляется при про­ ведении:

1) индивидуальной гигиены полости рта

2) контролируемой чистки зубов

3) профессиональной гигиены полости рта

4) реминерализирующей терапии

5) герметизации фиссур

071.Профессиональная гигиена полости рта включает в себя:

1) полоскание полости рта фторидсодержащими растворами

2) профессиональное удаление зубных отложений

3) герметизацию фиссур

4) пломбирование кариозных полостей

5) кюретаж пародонтальных карманов

072. Удаление зубных отложений в стоматологической практике осуществля­
ется для профилактики:

1) местной гипоплазии

2) флюороза

3) воспалительных заболеваний пародонта

4) зубочелюстных аномалий

5) заболеваний слизистой оболочки полости рта

073. При проведении профессиональной гигиены жевательную поверхность
зубов целесообразно очищать от налета с помощью:

1) резиновых колпачков и полировочных паст

2) щеточек и полировочных паст

3) флоссов

4) зубной щетки и пасты

5) ультразвуковых скалеров

074. Профессиональную гигиену полости рта необходимо проводить не менее чем:

1) 1 раз в неделю

2) 1 раз в месяц

3) 1 раз в 6 месяцев

4) 1 раз в год

5) 1 раз в 2 года

075. Первым этапом контролируемой чистки зубов является:

1) обучение пациента чистке зубов на моделях

2) самостоятельная чистка зубов пациентом

3) определение гигиенического состояния полости рта пациента

4) индивидуальный подбор пациенту средств гигиены полости рта

5) удаление над- и поддесневых минерализованных зубных отложений

076. После профессионального удаления зубных отложений наиболее целесообразно провести:

1) герметизацию фиссур

2) покрытие зубов фторлаком

3) окрашивание зубов йодсодержащими растворами

4) контролируемую чистку зубов

5) осмотр полости рта пациента

077. Для удаления зубного камня с помощью ультразвука используют аппарат:

1) «Pluraflex»

2) «Пьезон-Мастер»

3) «Диагнодент»

4) апекслокатор

5) вискозиметр                                             

 

078. При проведении профессиональной гигиены гладкие поверхности зубов целесообразнее очищать от налета с помощью:

1) резиновых колпачков и полировочных паст

2) щеточек и полировочных паст

3) флоссов

4) зубной щетки и пасты

5) ультразвуковых скалеров

079. При удалении зубных отложений с поверхности имплантатов используют
инструменты:

1) стальные

2) титановые

3) твердосплавные

4) пластиковые

5) специальных инструментов нет

080. Определение гигиенического состояния полости рта, обучение пациента
правильной методике чистки зубов и самостоятельная чистка зубов паци­
ентом под контролем врача подразумевает понятие:

1) индивидуальной гигиены полости рта

2) профессиональной гигиены полости рта

3) профессиональной чистки зубов

4) контролируемой чистки зубов

5) стоматологического просвещения

081. Контролируемая чистка зубов, профессиональное удаление зубных отло­
жений, устранение факторов, способствующих накоплению зубных отло­
жений, обучение правилам ухода за полостью рта и индивидуальный под­
бор средств гигиены подразумевает понятие:

1) индивидуальной гигиены полости рта

2) профессиональной гигиены полости рта

3) профессиональной чистки зубов

4) профилактики стоматологических заболеваний

5) стоматологического просвещения

082. В ультразвуковых аппаратах для удаления минерализованных зубных отложений частота колебаний составляет (кГц):

   1) 6

2) 10

3) 15

4) 45

5) 100

083. При проведении профессиональной гигиены контактные поверхности зубов целесообразнее очищать от налета с помощью:

1) резиновых колпачков и полировочных паст

2) щеточек и полировочных паст

3) флоссов

4) зубной щетки и пасты

5) зубочистки

 

084. Для удаления поддесневого зубного камня используют:

1) стоматологический зонд

2) пародонтальный зонд

3) пинцет

4) гладилку

5) кюреты

085. Для удаления зубного камня используют:

1) зонд, зеркало, пинцет

2) экскаватор, штопфер, гладилку

3) серповидные скейлеры, кюреты

4) дрильборы, пульпоэкстракторы

все перечисле

 

Поверхностные образования на зубах















001 – 3        005 – 3    009 – 2 013 – 3   017 – 2    021 – 4 025 - 5

002 – 2        006 – 3    010 – 2 014 – 3   018 – 2    022 – 1 026 - 3

003 – 4        007 – 3    011 – 2 015 – 3   019 – 1    023 - 3

004 – 4        008 – 2    012 – 2 016 – 2   020 – 1    024 - 3

001 – 2     016 – 2 031 – 1 046 – 3 061 – 2 076 - 2

002 – 5     017 – 2 032 – 1 047 – 3 062 – 3 077 - 2

003 – 2     018 – 2 033 – 3 048 – 3 063 – 3 078 - 1

004 – 1     019 – 1 034 – 3 049 – 2 064 – 3 079 - 4

005 – 1     020 – 4 035 – 2 050 – 3 065 – 3 080 - 4

006 – 1     021 – 3 036 – 3 051 – 2 066 – 1 081 - 2

007 – 1     022 – 3 037 – 3 052 – 3 067 – 3 082 - 4

008 – 5     023 – 2 038 – 3 053 – 3 068 – 2 083 - 3

009 – 4     024 – 4 039 – 3 054 – 3 069 – 1 084 - 5

010 – 4     025 – 3 040 – 5 055 – 3 070 – 3 085 - 3

011 – 1     026 – 3 041 – 5 056 – 4 071 - 2

012 – 1     027 – 1 042 – 5 057 – 5 072 - 3

013 – 3     028 – 3 043 – 4 058 – 3 073 - 2

014 – 5     029 – 2 044 – 3 059 – 4 074 - 3

015 - 1     030 – 2 045 – 3 060 – 3 075 - 3

приложение4

Должностная инструкция

Министерства здравоохранения Российской Федерации

(ФГБОУ ВО Тюменский ГМУ Минздрава России)

 

Кафедра стоматологии детского возраста

 

 

Методические рекомендации

Дата: 2019-07-24, просмотров: 235.