Интерпретация результатов теста
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Первый этап интерпретации заключается в изучении GCR, уровня социальной адаптации испытуемого. Анализируя полученные данные, можно предположить, что испытуемый, имеющий низкий процент GCR, часто конфликтует с окружающими, поскольку недостаточно адаптирован к своему социальному окружению.

Данные, касающиеся степени социальной адаптации испытуемого, могут быть получены с помощью повторного исследования, которое заключается в следующем: испытуемому повторно предъявляются рисунки, с просьбой дать в каждом задании такой ответ, который по его мнению было бы нужно дать в этом случае, т. е. «правильный», «эталонный» ответ. «Индекс рассогласования» ответов испытуемого в первом и во втором случаях дает дополнительную информацию о показателе «степени социальной адаптации».

На втором этапе, изучаются полученные оценки шести факторов в таблице профилей. Выявляются устойчивые характеристики фрустрационных реакций испытуемого, стереотипы эмоционального реагирования, которые формируются в процессе развития, воспитания и становления человека и составляют одну из характеристик его индивидуальности. Реакции испытуемого могут быть направлены на окружающую его среду, выражаясь в форме различных требований к ней, либо на самого себя как виновника происходящего, либо человек может занять своеобразную примиренческую позицию. Так, например, если в исследовании мы получаем у испытуемого оценку М – нормальную, Е – очень высокую и I – очень низкую, то на основании этого можно сказать, что субъект в фрустрационной ситуации будет с повышенной частотой отвечать в экстрапунитивной манере и очень редко в интропунитивной. То есть, можно сказать, что он предъявляет повышенные требования к окружающим, и это может служить признаком неадекватной самооценки.

Оценки, касающиеся типов реакций, имеют разный смысл.

· Оценка OD (тип реакции «с фиксацией на препятствии») показывает, в какой степени препятствие фрустрирует субъекта. Так, если мы получили повышенную оценку OD, то это говорит о том, что во фрустрационных ситуациях у субъекта преобладает более чем нормально идея препятствия.

· Оценка ED (тип реакции «с фиксацией на самозащите») означает силу или слабость «Я» личности. Повышение ED означает слабую, уязвимую личность. Реакции субъекта сосредоточены на защите своего «Я».

· Оценка NP – признак адекватного реагирования, показатель той степени, в которой субъект может разрешать фрустрационные ситуации.

Третий этап интерпретации – изучение тенденций. Изучение тенденций может иметь большое значение в понимании отношения испытуемого к своим собственным реакциям.

В целом можно добавить, что на основании протокола обследования можно сделать выводы относительно некоторых аспектов адаптации испытуемого к своему социальному окружению. Методика ни в коем случае не дает материала для заключений о структуре личности. Можно лишь с большей долей вероятности прогнозировать эмоциональные реакции испытуемого на различные трудности или помехи, которые встают на пути к удовлетворению потребности, к достижению цели.

 

Проективная методика "Праздники"

Предназначение.

Методика предназначена для диагностики эмоциональной направленности личности, ее ценностной сферы. Предназначена для профессионального использования психологом в процессе психологического консультирования, психодиагностики. Под эмоциональной направленностью личностью здесь подразумевается некоторая совокупность сфер, в которых человек испытывает наиболее сильные положительные эмоции, к которым он проявляет интерес и склонен проявлять систематическую активность, конечной целью которой является получение положительных эмоций. Методика носит проективный характер, поэтому следует достаточно осторожно производить интерпретацию ответов испытуемых. Желательно использовать методику вместе с другими, направленными на изучение эмоциональной направленности и ценностной сферы личности. На ответы испытуемого довольно большое значение оказывает его психическое состояние. Поэтому желательно проводить диагностику в достаточно спокойной обстановке. Однако состояние вялости, расслабленности испытуемого тоже может отрицательно сказаться на качестве ответов. Методику можно проводить как индивидуально, так и в группе. В последнем случае следует с особой тщательностью следить за тем, чтобы испытуемые "не списывали" и вслух не высказывали свои идеи. Методика не предназначена для повторного использования.

Оцениваемые качества.

Эмоциональная направленность личности.

Порядок проведения

Испытуемого знакомят с инструкцией. Время не ограничивается, однако если за пятнадцать минут испытуемый или испытуемые не справились с заданием, то можно завершить процедуру.

Инструкция Испытуемому необходимо представить, что из календаря исчезли все праздники. Поставлена задача придумать двенадцать новых праздников, на каждый месяц по одному. Название и суть каждого праздника должны быть совершенно новыми. Нельзя придумывать праздники "Новый год" или же "Новехонький год". Не должно быть праздников, называющихся одной лишь датой: "8 марта" или же "День 31 декабря". Праздники должны быть совершенно новыми, такими, что еще не праздновались. Ну или хотя бы такими, про которые вы не слышали. Нужно придумать двенадцать праздников и расставить их по месяцам. Дату празднования указывать не обязательно. Из названия праздника должно быть ПОНЯТНО то, что люди будут ПРАЗДНОВАТЬ.

МОИ ПРАЗДНИКИ Январь: День Зимних Сказок (в этот день люди собираются в уютном кругу друзей и читают сказки, стихи, поют песни, собственные или чужие - не важно) Февраль: День Проводов Зимы (в этот день люди выходят на улицы, поют и танцуют, растапливают кострами снег и лед) Март: День Рождения Весны (в этот день все выходят на улицы в праздничных ярких нарядах, в цветах, танцуют и поют песни) Апрель: День Солнца и Луны (в этот день все наряженные гуляют от зари до темна, танцуют и поют, восхваляя Солнце и Луну) Май: Ночь Неба, Цветов и Звёзд (в эту ночь все в ярких нарядах и в цветах всю ночь гуляют, поют и танцуют.) Июнь: День Тёплого Ветра (в этот день все пускают воздушных змеев, у любого есть возможность поработать на настоящей воздушной мельнице, все поют и танцуют, почитая Ветер) Июль: День Открытой Воды (цвета дня синие и зеленые, все наряженные гуляют, поют и танцуют, купаются и плескаются, даже в фонтанах, все прославляют Воду) Август: День Ярило (аналогия с ярильными праздниками древних славян. Уж очень испытуемый любит этот праздник и считает, что его незаслуженно забыли) Сентябрь: День Золотого Леса (цвета дня - все оттенки осенних листьев - в этот день люди ходят в лес, танцуют и поют, веселятся, смеются и валяются в осенних листьях) Октябрь: День Гармонии и Уюта в Семье (в этот день все собираются в кругу семьи и делятся своими делами, беседуют, сопереживают, поддерживают и подбадривают друг друга) Ноябрь: День Памяти об Ушедших (в этот день люди выходят из домов и жгут костры. Молятся и поминают ушедших) Декабрь: День Снега (в этот день люди выходят на улицы и приветствуют первый серьезный снег - танцуют, меются, играют в снежки, лпят снежные фигуры и радуются жизни)

Обработка результатов

Получив от испытуемого двенадцать названий новых праздников, первым делом следует исключить из дальнейшего анализа названия, похожие или совпадающие с известными и распространенными праздниками вроде "Новый год" или "День всех влюбленных". Не так хорошо известные праздники ("День программиста", "Международный день родного языка") желательно оставить: вполне вероятно, что испытуемый про них не слышал. Если большинство названий, указанных испытуемым, совпадает или похоже на общераспространенные праздники, то это может свидетельствовать о том, что он плохо понял инструкцию, отрицательно относится к ситуации тестирования или же он имеет некоторый страх самовыражения. Далее происходит разнесение праздников, указанных данным испытуемым, по категориям эмоциональной направленности личности:

А - Альтруистическая направленность (безвозмездная помощь кому-либо, забота) К - Коммуникативная направленность (общение, объединение людей) Гл - Глорическая направленность (слава, известность) П - Праксическая (активная деятельность, движение) Пг - Пугническая (опасность, адреналин) Р - Романтическая (любовь, дружба) Ак - Аквизитивная (накопление богатств, потребление) Г - Гедонистическая (телесные удовольствия, забота о теле) Гн - Гностическая (знания, открытия, интересы) Э - Эстетическая (красота, гармония).

Каждый праздник может дать два балла. Если он отнесен только к одной категории, то в счет этой категории уходит два балла. Если праздник отнесен к двум категориям, тогда каждая категория получает по баллу. Далее производится качественный анализ распределения баллов. Распределение праздников по месяцам значения не имеет. Данное условие служит дополнительным фактором, мотивирующим испытуемого на серьезное отношение к тесту.

Данная методика выявляет жизненные ценности. По результатам теста у испытуемого выявились следующие основные ценности: праксическая (активная деятельность), романтическая и коммуникативная, что характеризует его, как общительного, активного и дружелюбного человека.

"Список юмористических фраз"

Этот тест, состоящий из 100 юмористических фраз, позволяет выявить доминирующую в подсознании человека установку на повышенную чувствительность в одной из следующих сфер:

1. Агрессия -- самозащита.

2. Межполовые отношения.

3. Пагубные привычки.

4. Деньги.

5. Мода.

6. Карьера.

7. Семейные неурядицы.

8. Социальные проблемы.

9. Бездарность в искусстве и другом творческом деле.

10. Человеческая глупость.

Наличие установки в одной или нескольких из перечисленных областей проявляется в том, что человек в немалозначных юмористических фразах (а таких в методике 40) улавливает именно тот смысл, который соответствует его установке.

Испытуемый получает список из 10 перечисленных выше сфер и задание, читая последовательно юмористические фразы, относит их к какой-либо из этих сфер. О наличии установки (или установок) судят по тому, какое количество фраз испытуемый отнес к той или иной сфере: чем больше карточек, отнесенных к данной сфере, тем сильнее установка на нее.

В свою очередь установка может свидетельствовать о нескольких вещах:

1. О наличии у испытуемого недостаточно осознаваемых, но достаточно сильных потребностей в данной сфере.

2. О наличии у него сильных проблем в этой сфере, вызывающих постоянные эмоциональные переживания.

3. О наличии комплексов, связанных с данной сферой.

Методика в состоянии ответить только на вопрос, касающийся наличия установки, но полностью объяснить ее не может. Для этого требуется специальное исследование, которое может провести только профессионально подготовленный психолог.

Перед началом исследования испытуемый получает инструкцию следующего содержания:

"Перед вами 100 юмористических фраз и 10 разных сфер жизни, к которым они могут быть отнесены. Прочтите эти фразы и примите решение, к какой сфере относится каждая из них".

 
Сферы подсознания Количество "очков"  
Агрессия - самозащита 3  
Межполовые отношения 12  
Пагубные привычки 11  
Деньги 9  
Мода 13  
Карьера 11  
Семейные неурядицы 9  
Социальные проблемы 11  
Бездарность в искусстве и творчестве 10  
Человеческая глупость 11  
     

По результатам теста юмористических фраз, выяснилось, что у испытуемого недостаточно осознаваемые, но наиболее сильные (по сравнению с дугими) потребности в сфере моды, серьезные проблемы, вызванные эмоциональными переживаниями, а так же присутствуют комплексы в данной сфере.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 273.