Психометрические характеристики теста
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Коструктивная валидность

Оценка конструктной валидности КИСС основана на предположении о возможности КИСС воспроизведения реальной деятельности самооценивания. Доказано, что сравнение схематических изображений является основной составляющей процесса самооценивания, так же как выбор шкал, по которым происходит ранжирование, отражает реальный процесс оценки себя и других людей.

Эмпирическая валидность

Проверка эмпирической валидности методики КИСС была осуществлена на 50 испытуемых — 20 психически здоровых лицах и 30 больных неврозом. Сопоставление самооценки здоровых и больных неврозом показало значимые различия по параметрам «уровень» и «устойчивость» самооценки (р= 0,001).

Надёжность методики

Надежность процедуры ранжирования по отношению к выбранному стимульному материалу проверялась сравнением данных, полученных с помощью процедуры ранжирования, и рангов, полученных методом парного сравнения для конкретного испытуемого в рамках одной экспериментальной серии. Коэффициент ранговой корреляции между этими ранжировками в среднем равен 0,8 (граничное значение для 10 стимулов равно 0,69). Это означает, что ранжирование является достаточно надежной процедурой для данного набора объектов. Данные о валидности и надежности методики подтверждаются также исследованием самооценки «психических» и «физических» качеств у здоровых лиц и лиц с суицидальным поведением. Ценность и самооценка физических качеств у суицидентов значительно снижены (различия по χ² значимы на 0,001 уровне). Сниженным оказывается у них и общий уровень самоприятия: r=0,72 у нормы и r=0,38 — у суицидентов.

Сопоставление данных, полученных при апробации методики на разных клинических группах, поднимает вопрос о том, каков вклад каждой из составляющей эмоционально-ценностного отношения к себе в общий уровень самоприятия диагносцируемого КИСС. В частности, в ходе дальнейшей работы представляется необходимой проверка гипотезы о более тесной связи самоприятия и симпатии, чем самоприятия и самоуважения.

Процедура проведения

В качестве процедуры используется ранжирование «лиц» по параметрам, задаваемым экспериментатором. Испытуемому предлагается ознакомившись предварительно с набором карточек (10 штук — число, большее объема кратковременной памяти, но достаточно небольшое, чтобы испытуемый не мог «потеряться в материале»), разложить в ряд по степени убывания «приятности». После чего его просят описать, первое и последнее изображения. Эти описания фиксируются экспериментатором. Затем, смешав карточки, экспериментатор предлагает испытуемому разложить их по параметрам «ум», «доброта» и т. д. Часть этих параметров стандартна, т. е. предлагается всем испытуемым («ум», «здоровье», «доброта»), а другая часть предлагается экспериментатором на основе тех качеств, которые испытуемый назвал при описании первой и последней карточек. После чего испытуемому предлагается разложить карточки по «похожести на себя».

Инструкция испытуемому

«Проверим Ваше воображение. Перед Вами десять карточек со схематическими изображениями лиц. Разложите карточки в ряд, так чтобы слева была та, которая нравится Вам «больше всего, справа — меньше всего, а между ними карточки лежали бы в порядке убывания приятности.

Опишите человека, чье лицо изображено на карточке, которая понравилась Вам больше всего.

А теперь опишите человека, чье лицо изображено на карточке, которая понравилась Вам меньше всего.

Разложите карточки в ряд так, чтобы слева была та, на которой изображено самое умное лицо, справа — та, на которой изображено самое глупое лицо, а между ними карточки лежали в порядке убывания «ума» лиц, которые на них изображены, и т.д.»

Интерпретация

Дата: 2019-07-24, просмотров: 244.