Проблемы психологической готовности ребенка к обучению в школе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

Введение

1. проблемы психологической готовности ребенка к обучению в школе

1.1 Понятие психологической готовности к школе

1.2 Ориентировка в окружающем мире, запас знаний, отношение к школе      

1.3 Умственное и речевое развитие. Развитие движений

2  ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИАГНОСТИКЕ И КОРРЕКЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

2.1 Диагностика психического развития дошкольников, готовности их к школе

2.2 Формирующий эксперимент

2.3 Контрольный эксперимент

Заключение

Список использованных источников

Приложение



Введение

 

Сегодня дети попадают в школу, как правило, минуя все возможные варианты подготовки. Тогда основная нагрузка по подготовке дошкольника к процессу обучения ложится на педагогов начальных классов и школьных психологов.

Тема курсовой работы – «Психологическая готовность детей к обучению в школе».

Цель – особенность диагностики и коррекции психологической готовности ребенка к обучению в школе.

Задачи исследования:

1. Теоретически исследовать проблемы психологической готовности дошкольников к обучению в школе.

2. Отобрать методики, необходимые для диагностики и коррекции психологической готовности дошкольников к школе.

3. Провести опытно-экспериментальную работу по изучению психологической готовности дошкольников к обучению.

Предмет исследования – психологическая готовность ребенка к обучению в школе.

Объект исследования – дошкольники.

Гипотеза исследования: если своевременно использовать диагностику и коррекцию психологической готовности ребенка к обучению в школе, это способствует развитию психологических умений и навыков, необходимых для обучения в школе, и в дальнейшем значительно повысит вероятность высокой успеваемости ребенка.

В работе использованы методы анализа теоретической, методической, практической литературы по данной проблеме, метод статистических данных при оценке результатов проведенных экспериментов.

База исследования: подготовительная группа «Б» детского сад № 11 г. Павлодара.

Гипотеза исследования: если своевременно провести диагностику и развитие психологической готовности дошкольников к школе, это значительно повысит их уровень адаптации к школе и способность обучаться.



Проблемы психологической готовности ребенка к обучению в школе

Экспериментальная работа по диагностике и коррекции психологической готовности дошкольников к обучению в школе

Методика «Узор».

 

Таблица 3 – Результаты проведения методики «Узор»

Уровни Кол-во детей %
Отличный 6 29
Хороший 10 48
Средний 3 14
Низкий 2 9

 


6 человек (29%) показали достаточно высокий уровень умения действовать по правилам, то есть в работе одновременно учитывали несколько правил. У 10 человек (48%) умение действовать по правилам сформировано не до конца, могут удерживать при работе ориентацию только на одно правило. 3 (14%) человека обнаружили низкий уровень умения действовать по правилу, постоянно сбивались и нарушали правило, хотя и старались на него ориентироваться. У двух человек (9%) умение действовать по правилу не сформировано.


Методика «Графический диктант».

 

Таблица 4 – Результаты проведения методики «Графический диктант»

Уровни Кол-во детей %
Высокий 5 24
Хороший 11 52
Средний 3 14
Низкий 2 10

 

Определяя уровень развития произвольной сферы ребенка, а также изучения возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства, мы выявили, что 5 человек (24%) обладают высоким уровнем развития, 11 человек (52%) – хорошим, 3 человека (14%) – средним, 2 человека (10%) – низким.

 

Формирующий эксперимент

 

Диагностика сформированности предпосылок учебной деятельности младших школьников выявила необходимость в коррекции и развитии.

Для коррекционных и развивающих занятий мы поставили следующие задачи:

1) развить способность самоконтроля в обучающей деятельности;

2) развивать творческие способности и воображение, формировать представления об окружающем мире, формируя интерес к познавательной деятельности;

3) развивать интеллектуальные способности.

Развитие самоконтроля

Самоконтроль является составной частью любого вида деятельности человека и направлен на предупреждение возможных или обнаружение уже совершенных ошибок. Иначе говоря, с помощью самоконтроля человек всякий раз осознает правильность своих действий, в том числе в игре, учебе и труде.

Одним из существенных отличий в познавательной деятельности "успешных" и "неуспешных" учеников является различие в умении осуществлять самоконтроль и саморегуляцию своих действий. "Неуспешные" школьники даже при знании и понимании правила, по которому нужно действовать, затрудняются в самостоятельном выполнении задания, где требуется в определенной последовательности выполнить ряд умственных операций, и им необходима постоянная помощь взрослого. Развитие способности к самоконтролю и саморегуляции начинается уже в дошкольном возрасте и происходит естественнее и эффективнее всего в процессе разнообразных "игр с правилами".

Также умение сличить свою работу с образцом и сделать выводы, обнаружить ошибку или убедиться в правильности выполнения задания, - важный элемент самоконтроля, которому нужно учить.

Для развития навыков самоконтроля у детей мы использовали следующие упражнения.

Ученику дается карточка с нарисованными цветными кольцами и с учетом их размеров:


 

Ребенок должен надеть кольца в соответствии с образцом, после чего написать на карточке, каким по счету было кольцо каждого цвета, считая сверху или снизу.

Это же задание усложняется. Каждому ученику дается карточка с нарисованными незакрашенными кружочками.

 

 

Ученики должны их закрасить, ориентируясь на образец:

5 – красный

4 – синий

3 – желтый

2 – коричневый

1 – черный

Выполнив работу, ученики самостоятельно проверяют ее по образцу.

2. Игра "Сохрани слово в секрете".

Сейчас мы поиграем в такую игру. Я буду называть тебе разные слова, а ты будешь их четко за мной повторять. Но помни об одном условии: названия цветов - это наш секрет, их повторять нельзя. Вместо этого, встретившись с названием цветка, ты должен молча хлопнуть один раз в ладоши.

Примерный список слов:

окно, стул, ромашка, ириска, просо, плечо, шкаф, василёк, книга и т. д.

Основная задача упражнений на развитие произвольности и саморегуляции - научить ребенка длительное время руководствоваться в процессе работы заданным правилом, "удерживать" его. При этом безразлично, какое именно правило выбрано - подойдет любое.

Варианты:

1. нельзя повторять слова, начинающиеся на звук [р];

2. нельзя повторять слова, начинающиеся с гласного звука;

3. нельзя повторять названия животных;

4. нельзя повторять имена девочек;

5. нельзя повторять слова, состоящие из 2-х слогов, и т. д.

Когда ребенок станет хорошо и постоянно удерживать правило, можно переходить к игре с одновременным использованием двух правил.

Например:

1. нельзя повторять названия птиц, надо отмечать их одним хлопком;

2. нельзя повторять названия предметов, имеющих круглую форму (или зеленый цвет), надо отмечать их двумя хлопками.

Можно ввести элемент соревнования и за каждую ошибку начислять одно штрафное очко. Результат игры записывать и каждый последующий сравнивать с предыдущим. Ребенок должен убедиться, что чем больше он играет, учитывая правила, тем лучше у него получается.

3. Как превратить "о" в "и".

Ученик доброй феи говорил: "Я не волшебник, я только учусь". Эти слова относятся и к нам: мы еще не умеем делать серьезных превращений, но превратить одну букву в другую нам под силу. Попробуем? Ниже напечатаны слоги. Не просто читай их, но во всех случаях, когда встречается звук [о], меняй его на [и].


Столбики со слогами:

 

1. пропускать (не читать) все слоги, начинающиеся на звук [п] или [к] или на гласный звук. Вместо этого надо произносить слово "лишний";

2. менять в слогах звук [п] на звук [с];

3. слоги, оканчивающиеся на гласный, читать наоборот.

4. Помоги пчёлке собрать урожай.

Настоящая пчела - очень трудолюбивое насекомое. Целыми днями она работает, собирает нектар, двигаясь от одного цветка к другому.

Наша пчела тоже трудолюбивая, но летает она не по цветочному, а по буквенному полю. Вместо нектара она собирает буквы. Если пчелка соберет буковки правильно, у нее получится целое слово.

Если ты будешь четко следить за моими командами и записывать буквы, на которых пчела делает остановку, то в конце путешествия пчелы ты сможешь прочесть полученное слово. Запомни: за каждую команду пчела перелетает только на соседнюю клеточку, далеко летать она не умеет.

Эту игру можно использовать много раз. Старайтесь, чтобы за перелетами пчелы ребенок следил только глазами, не водя пальцем по полю.

Задание: Пчелка сидела на букве Ш. Запиши эту букву. Затем пчела полетела. Следи за направлением полета и остановками.

Вверх, вверх, вверх, остановка. Вниз, остановка. Направо, вверх, остановка. Влево, влево, вниз, остановка. Какое слово получилось?



Контрольный эксперимент

 

После проведения коррекции и развития вновь провели диагностику, используя те же задания и вариантный материал к ним и получили следующие результаты.

Методика «Бусы».

 

Таблица 5 – Результаты проведения методики «Бусы»

эксперимент

уровни

Констатирующий

Формирующий

Кол-во % Кол-во %
Высокий 3 14 4 19
Хороший 12 58 13 62
Средний 3 14 3 14
Низкий 3 14 1 5

 

Рисунок 1 – Результаты проведения методики «Бусы»

 

В формирующем эксперименте несколько выросли показатели высокого и хорошего уровней, и соответственно, снизились низкого, среднего остались без изменения. В целом отмечен прирост качества на 9 процентов.

Методика «Домик».

 

Таблица 11 – Результаты проведения методики «Домик»

эксперимент

уровни

Констатирующий

Формирующий

Кол-во % Кол-во %
Высокий 2 10 5 23,5
Хороший 9 43 10 48
Средний 5 23,5 4 19
Низкий 5 23,5 2 9,5

 


Рисунок 2 – Результаты проведения методики «Домик»

 

Показатель умения ориентироваться на образец, точно скопировать его, степень развития произвольного внимания, сформированность пространственного восприятия в достаточной степени с 53 % детей увеличился до 71,5 %. Прирост качества составил 18,5 %.

Методика «Узор».

 

Таблица 7 – Результаты проведения методики «Узор»

эксперимент

уровни

Констатирующий

Формирующий

Кол-во % Кол-во %
Высокий 6 29 9 43
Хороший 10 48 11 52
Средний 3 14 1 5
Низкий 2 9 0 0

 

Рисунок 3 – Результаты проведения методики «Узор»


Вместо шести девять человек (43%) показали достаточно высокий уровень умения действовать по правилам, то есть в работе одновременно учитывали несколько правил. В результате формирующего эксперимента нет ни одного ребенка в группе, у которого умение действовать по правилу не было бы сформировано. Качественный прирост составил 18 процентов.

Методика «Графический диктант».

 

Таблица 8 – Результаты проведения методики «Графический диктант»

эксперимент

уровни

Констатирующий

Формирующий

Кол-во % Кол-во %
Высокий 5 24 9 43
Хороший 11 52 9 43
Средний 3 14 3 14
Низкий 2 10 0 0

 

Рисунок 4 – Результаты проведения методики «Графический диктант»

 

Определяя уровень развития произвольной сферы ребенка, а также изучения возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства, мы выявили, что 9 человек (43%) обладают высоким уровнем развития, что на 4 человека (19%) больше по сравнению с констатирующим экспериментом. Низкий уровень не зафиксирован. Прирост качества составляет 29%.

Таким образом, в результате проведенного эксперимента мы можем заключить, что гипотеза, выдвинутая нами, целиком подтвердилась и эксперимент проведен успешно.

 





Заключение

 

Несмотря на наличие разнообразных отечественных систем развивающего обучения в начальной школе, доминирование воспроизводящей деятельности учащихся над творческой остается, а количество неуспешных и проблемных детей возрастает из года в год. Причин здесь много: неэффективная служба родовспоможения, в результате чего значительное количество детей рождается с задержкой психического развития: отсутствие серьезной социальной защиты детства и семьи со стороны государства привело к снижению материального положения и росту неблагополучных семей; слабый медицинский контроль за здоровьем детей увеличил заболеваемость детей и ослабление их организма. Недостатки в организации учебно-воспитательного процесса также вызывают ряд негативных последствий в обучении и развитии детей, тревожность и закомплексованность учащихся, слабая мотивация учения, несформированность рациональных способов в работе с учебным материалом, слабое развитие приемов логического мышления, способов систематизации учебного материала и комбинаторных действий и т.п. Эти и другие причины снижают устойчивость внимания, прилежание, работоспособность у значительной части младших школьников.

Основной стратегией современного общего образования является повышение его качества. Имеется в виду, прежде всего, совершенствование ведущего вида деятельности в начальной школе – учебной, чтобы каждый ученик научился ставить перед собой цель при выполнении задания; осознавать, чем это задание отличается от предыдущих и чему он научился при выполнении этого задания; какие практические и умственные действия ему в этом помогут, какими способами он может осуществить самоконтроль и попытаться выделить трудности, с которыми он встретился, чтобы задать учителю вопрос и убедиться, правильно ли он выбрал способ их преодоления. Несомненно, все это связано с гуманизацией отношений между учителем и учащимися. Учитель должен не только вести ребенка к успеху в учении, но и давать каждому ученику право на ошибку, помогать ему в поиске способов преодоления этих ошибок, тем самым снимая тревогу и неуверенность перед учебным трудом.

Отбирая знания для изучения новой темы, учителю целесообразно подумать о качественных характеристиках усвоения этих знаний: их полноте (в объеме, предусмотренном учебной программой), действенности и гибкости (умении использовать их в нестандартных ситуациях), системности (умении устанавливать связи между изучаемыми объектами, например, между фактами по природоведению или в рассказах по истории, усвоении знаний в структурированной форме), прочности (умение сохранять знания в памяти и актуализировать их в нужный момент).

Важную роль в повышении эффективности учебно-познавательной деятельности дошкольников играет усиление коммуникативной стороны процесса обучения, то есть использование диалоговых форм в организации занятия. Этот прием позволяет обеспечить активную позицию каждого будущего школьника на уроке, учит их взаимодействовать при выполнении заданий, доверяя друг другу ошибки, одновременно осуществляя взаимопроверку и элементы самоанализа удач и недостатков выполненного задания, осознанно и с уверенностью обсуждать правильность выполнения работы.

Разнообразие коммуникации и последовательность включения в них учащихся открывает обучаемых к контакту, преодолевает их страхи и неуверенность в учении, расширяет сферу общения, позволяет высказать догадку, то есть приводит к взаимообогащению каждого.

Констатирующий этап проведенного нами эксперимента позволил установить пробелы в психологической готовности ребенка к школе. В процессе формирующего этапа мы имели возможность развивать отсутствующие или недостаточно развитые умения дошкольников, необходимые ему в школьном обучении. По результатам контрольного этапа мы можем заключить, что гипотеза, выдвинутая нами, целиком подтвердилась и эксперимент проведен успешно.



Приложение А

 

Приложение Б

 

Результаты трех диктантов методики «Узор»

п/п

Ф.И. ребенка

Диктант

Уровень

1 2 3
1 Абдрахманов К. 12 18 17 47 Средний
2 Базанов Н. 20 18 21 59 Хороший
3 Бастемиева А. 10 14 12 36 Средний
4 Брюханова Д. 21 20 20 61 Отличный
5 Гилязова Р. 15 20 18 53 Хороший
6 Жандосов Р. 14 19 12 45 Средний
7 Зеленский Г. 24 24 24 72 Отличный
8 Кабылбеков С. 18 19 18 55 Хороший
9 Куприянова А. 20 18 22 60 Отличный
10 Мамонтов Л. 20 15 21 56 Хороший
11 Мамыров Д. 10 9 12 31 Низкий
12 Оспанова А. 12 17 19 48 Хороший
13 Осташкина Л. 20 18 18 56 Хороший
14 Папрыкин В. 5 7 9 21 Низкий
15 Полубатонова О. 24 22 22 68 Отличный
16 Рахметов И. 20 18 19 57 Хороший
17 Светленький Д. 18 19 22 59 Хороший
18 Солнцева Ж. 24 22 23 69 Отличный
19 Султанова К. 18 19 22 59 Хороший
20 Фендрик Т. 16 16 20 52 Хороший
21 Чистякова А. 20 18 22 60 Отличный

 



Приложение В

 

Результаты воспроизведения трех узоров в методике «Графический диктант»

п/п

Ф.И. ребенка

Диктант

Уровень

1 2 3
1 Абдрахманов К. 2 1 2 5 Средний
2 Базанов Н. 3 3 3 9 Хороший
3 Бастемиева А. 2 3 3 8 Средний
4 Брюханова Д. 3 3 4 10 Отличный
5 Гилязова Р. 2 2 3 7 Хороший
6 Жандосов Р. 1 1 2 4 Средний
7 Зеленский Г. 3 4 4 11 Отличный
8 Кабылбеков С. 2 2 3 7 Хороший
9 Куприянова А. 4 3 4 11 Отличный
10 Мамонтов Л. 3 3 3 9 Хороший
11 Мамыров Д. 0 0 1 1 Низкий
12 Оспанова А. 2 3 3 8 Хороший
13 Осташкина Л. 2 3 4 9 Хороший
14 Папрыкин В. 0 1 1 2 Низкий
15 Полубатонова О. 2 3 3 8 Хороший
16 Рахметов И. 3 2 3 8 Хороший
17 Светленький Д. 3 3 3 9 Хороший
18 Солнцева Ж. 3 3 4 10 Отличный
19 Султанова К. 3 3 3 9 Хороший
20 Фендрик Т. 2 3 3 8 Хороший
21 Чистякова А. 3 4 3 10 Отличный

 

Содержание

Введение

1. проблемы психологической готовности ребенка к обучению в школе

1.1 Понятие психологической готовности к школе

1.2 Ориентировка в окружающем мире, запас знаний, отношение к школе      

1.3 Умственное и речевое развитие. Развитие движений

2  ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИАГНОСТИКЕ И КОРРЕКЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

2.1 Диагностика психического развития дошкольников, готовности их к школе

2.2 Формирующий эксперимент

2.3 Контрольный эксперимент

Заключение

Список использованных источников

Приложение



Введение

 

Сегодня дети попадают в школу, как правило, минуя все возможные варианты подготовки. Тогда основная нагрузка по подготовке дошкольника к процессу обучения ложится на педагогов начальных классов и школьных психологов.

Тема курсовой работы – «Психологическая готовность детей к обучению в школе».

Цель – особенность диагностики и коррекции психологической готовности ребенка к обучению в школе.

Задачи исследования:

1. Теоретически исследовать проблемы психологической готовности дошкольников к обучению в школе.

2. Отобрать методики, необходимые для диагностики и коррекции психологической готовности дошкольников к школе.

3. Провести опытно-экспериментальную работу по изучению психологической готовности дошкольников к обучению.

Предмет исследования – психологическая готовность ребенка к обучению в школе.

Объект исследования – дошкольники.

Гипотеза исследования: если своевременно использовать диагностику и коррекцию психологической готовности ребенка к обучению в школе, это способствует развитию психологических умений и навыков, необходимых для обучения в школе, и в дальнейшем значительно повысит вероятность высокой успеваемости ребенка.

В работе использованы методы анализа теоретической, методической, практической литературы по данной проблеме, метод статистических данных при оценке результатов проведенных экспериментов.

База исследования: подготовительная группа «Б» детского сад № 11 г. Павлодара.

Гипотеза исследования: если своевременно провести диагностику и развитие психологической готовности дошкольников к школе, это значительно повысит их уровень адаптации к школе и способность обучаться.



проблемы психологической готовности ребенка к обучению в школе

Дата: 2019-07-24, просмотров: 216.