Способностей дошкольников
После первоначального обследования и проведения дидактических игр проведена повторная диагностика дошкольников.
Брались те же диагностики: «10 картинок», «самое не похожее», и «расставь точечки».
В этой методике у детей повысился объем внимания:
Фамилия, имя ребенка | Карточки | Общая оценка | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||
1. Зайцев Витя | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 1 | 3 | 6 |
2. Кужелев Евгений | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 2 |
3. Суханов Артем | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 2 | 4 |
4. Съедин Дима | 0 | 0 | 0 | 1 | 2 | 2 | 4 | 9 |
5. Борткевич Ира | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 3 | 3 | 9 |
6. Волобуев Дима | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 2 | 4 |
7. Чурилов Артем | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 2 | 2 | 5 |
8. Кончев Илья | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 2 |
Сравнив, полученные данные с исходными, можно сказать, что объем внимания у детей повысился. Двое детей оказались на высоком уровне: это Кужелев Евгений и Кончев Илья. Чурилов Артем, Волобуев Дима, Суханов Артем, Зайцев Витя – на среднем уровне. И только два ребенка остались на низком уровне.
Контрольная диагностика умственных способностей у дошкольников в методике «самое непохожее» показала:
Фамилия, имя ребенка | Сравнительные действия ребенка | |||||
1 этап | Повторная диагностика | |||||
по цвету | по величине | по форме | по цвету | по величине | по форме | |
1. Зайцев Витя | — | — | — | + | — | + |
2. Кужелев Евгений | + | + | — | + | + | — |
3. Суханов Артем | + | — | + | + | — | + |
4. Съедин Дима | + | + | — | + | + | + |
5. Волобуев Дима | — | — | — | + | — | — |
6. Чурилов Артем | + | — | + | + | — | + |
7. Борткевич Ира | + | — | — | + | — | — |
8. Кончев Илья | + | — | — | + | + | + |
Дети сумели преодолеть трудности, правильно и точно выполняют все задания. Средний уровень у Борткевич И., Волобуева Д., Чурилова А., Зайцева В. А остальные поднялись на высокий уровень.
Рассмотрим в таблице, как повысился уровень умственных способностей дошкольников.
Фамилия, имя ребенка | 1 методика | 2 методика | 3 методика |
1. Зайцев Витя | Н | Н | С |
2. Кужелев Евгений | В | С | В |
3. Суханов Артем | С | С | В |
4. Съедин Дима | Н | Н | В |
5. Борткевич Ира | Н | С | С |
6. Волобуев Дима | С | С | С |
7. Чурилов Артем | С | С | С |
8. Кончев Илья | В | С | В |
При выявлении объема памяти мы увидели, что у детей сформировалась зрительная память, концентрация внимания. Это хорошо видно из методики «10 картинок».
Общая таблица
Фамилия, имя ребенка | Показатели первой диагностики | Показатели второй диагностики (повторной) |
1. Зайцев Витя | 5/5 | 5/6 |
2. Кужелев Евгений | 4/4 | 6/7 |
3. Суханов Артем | 3/4 | 5/5 |
4. Съедин Дима | 4/4 | 5/5 |
5. Борткевич Ира | 4/5 | 5/5 |
6. Волобуев Дима | 6/5 | 8/7 |
7. Чурилов Артем | 6/5 | 7/7 |
8. Кончев Илья | 6/6 | 8/9 |
Из данной таблицы видно, что дети поднялись на ступеньку выше. У кого был низкий уровень средний, а у кого средний поднялся на высокий.
Из этих показателей хорошо видно, что развивающие игры помогают детям расширять и углублять мыслительные операции; дают возможность лучше ориентироваться в пространстве, фантазировать.
Сравнив результаты диагностики на констатирующем этапе, мы составили сводный протокол, который выглядит следующим образом:
Н С В Н С В
Проанализировав протокол по результатам диагностики на разных этапах эксперимента, можно сделать следующие выводы: несмотря на то что эксперимент проводился не так долго как хотелось бы, все же у детей с более низким уровнем развития (Борткевич И., Съедин Д. ) стали заметны результаты, а Зайцев В., Кужелев Е., Кончев И., Суханов А. подтвердили свой высокий уровень развития умственных способностей. Все дети стали лучше рассуждать, словесно-логически мыслить, у них достаточно развиты такие мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение.
Работа по развитию умственных способностей в детей седьмого года жизни важна и необходима, т. к. это позволит успешно учиться в школе.
Заключение
В работах отечественных и зарубежных педагогов и психологов проблема умственного развития дошкольников изучена глубоко и основательно, представлены в развивающих играх. Но, к сожалению, на практике достижение учёных используются не в полной мере.
В дошкольных учреждениях педагоги должны накапливать определённую систему игровых материалов. Их необходимо пополнять новым содержанием. Эти игры должны соответствовать возрасту детей, индивидуальным особенностям. Особенно хотелось бы видеть цикл развивающих игр Никитиных, Венгера и других авторов, а также пособия для детей в классификации, обобщении, сравнении предметов.
Интеллектуальные развивающие игры должны проводиться в определённой системе, последовательно. При выборе игровых упражнений нужно исходить из полученных данных диагностики, которую педагог должен проводить ежегодно, желательно в начале, середине и конце года.
Чтобы проводимая работа давала ощутимые результаты, необходимо к ней приобщать родителей. Родителей необходимо убеждать в значимости, необходимости проведения интеллектуальных игр для успешной подготовки детей к школе в умственном развитии и в целом. Давать конкретные практические рекомендации по их использованию.
Необходимо отметить, что поставленная нами гипотеза была подтверждена: формирование умственных способностей дошкольников будет проходить наиболее успешно, если педагоги в своей деятельности будут опираться на знание уровня развития способностей детей дошкольного возраста, выявленного в процессе диагностики; обеспечивать разнообразие методов и приемов с целью развивающего обучения: учитывать в обучении возможности каждого ребенка; использовать в работе игры Никитиных.
Список литературы
1. Амоношвили Ш.Я. Созидал человека — М:, 1982.
2. Афонькина Ю. Спецкурс -психолого-педагогические проблемы педагогической игры. — Дошкольное воспитание №9, 1998. — с.91
3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя дет.сада. — М: Просвещение, 1985. — 176с., ил. – (Б-ка „Дет. сад на селе“).
4. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология: Учебное пособие для учащихся пед.училищ по специальности №2002 "Дошкольное воспитание" и №2010 "Воспитание в дошкольных учреждениях". —М.: Просвещение, 1989. — 336с.
5. Волошкина М.И. Дидактическая игра в подготовке ребёнка к обучению в школе: Учебное пособие. / Под ред. В. Г. Горецкого. — Москва-Белгород. 1995. — 152с.
6. Волошкина М.И. (автор-составитель) Развивающее обучение; история, теория, практика. Материалы зональной научно-практической конференции, октябрь 1998 г. / Под ред. М. И. Волошкиной: Приложение к журналу "Начальная школа"№1. — М.: Начальная школа, 1999. — 528с.
7. Воспитание и развитие дошкольника / Под ред. проф. И. П. Прокопьева и проф. П. Т. Фролова. — Москва - Белгород, 1995. — 280с.
8. Выготский Л.С. Собрание сочинений — М.: 1982. т.2
9. Гильбух Ю.З. Внимание: одарённые дети — М.: Знание, 1991, №9.
10. Давыдов В.В. Личность надо выделяться // с чего начинается личность. — М., 197с.
11. Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред.Л. А. Венгера. — М.: Просвещение, 1978.
12. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для учащихся пед.училищ по специальности 2002 "Дошкольное воспитание" и 2010 "Воспитатель в дошк. учреждении" / В.И. Ядошко, Ф.А. Сохин, Т.А.Ильина и др.; Под ред.В. И. Ядошко, Ф.А. Сохина. — 2 изд.,испр. и доп. — М.: Просвещение, 1986. — 415с.
13. Запорожец А. В. Избранные психологические труды — М.: Педагогика, 1986. — с.229
14. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. Книга для воспитателя детского сада / Л.А.Венгер, О. М. Дьяченко, Р. И. Говорова, Л.И. Цехонская; Сост.
Л.А.Венгер, О.М. Дьяченко. — М.: Просвещение, 1989. — 127с.: ил.
15. Лендрет Г.Л. Игровая терапия: Искусство отношений — М.: МПА, 1994.
16. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1977.
17. Масору Ибуко. После трёх уже поздно — М.: Знание, 1992.
18. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры — М.: Просвещение, 1991.
19. Никитина Б., Никитина Л. Мы, наши дети и внуки — М.: Молодая гвардия, 1989.
20. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. С.И.Рогов. — М.: Гуманист, изд. центр ВПА ДОС, 1999. — 448с.
21. Парамонова Л. Творческое конструирование; психические и педагогические основы его формирования — Дошкольное воспитание № 11, 2000. — с.58
22. Подъяков Н.Н. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. Н. Н. Подъяков и др.; Под ред. Н.Н. Подъякова, Ф.А.Сохина. — 2-е изд. дораб. — М.: Просвещение, 1988. — 198 с. ил.- /Б-ка воспитателя детского сада/.
23. Подъяков Н.Н. Игровая позиция - важнейшее качество личности дошкольника — Дошкольное воспитание №8, 1997. — с.66
24. Прокопьева И.Т., Смернова Е. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности — Дошкольное воспитание №11, 2002. — с.70
25. Рубинштейн Д.Б. Основы общей психологии : в 2-х т. Т. II — М.: Педагогика, 1989. — 328с. — Труды действ. членов и чл.-корр. АПН СССР.
26. Тендрякова М. Время в зеркале детской игры — Дошкольное воспитание №1, 2002. — с.80
27. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: Избранные психологические труды — М.: Институт практической психологии. Воронеж: НПО "Модэк", 1998. — 544с. — / сер." Психология Отечества"/.
28. Уроктаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии — М., 1999.
29. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Н.Н. Подъяков, С.И.Николаева, Л.А.Парамонова, Ф.А. Сохин — 2-е изд. дораб. — М.: Просвещение, 1988. — 192с.
30. Штерн В. Психология раннего детства (дошкольного возраста) — М.: Т. Г. 1972.
31. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды — М.: Педагогика, 1989. — 560с. ил. / Труды действ. членов и чл.-корр. АПН СССР/.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 226.