Умственных способностей
Диагностика умственных способностей дошкольников показала, что у большинства детей слабо развиты психические процессы. Мы решили развить умственные способности детей. Для этого мы использовали развивающие игры Никитиных.
Все игры были предложены детям в интересной форме. Предлагались такие игры:
1. «Сложи узор»;
2. «Сложи квадрат»;
3. «Решки и вкладыши Монтессори»;
4. «Уникуб»;
5. «Дроби»;
6. «Точечки»;
7. «Кирпичики».
В начале мы преложили детям игру «Сложи узор».
Цель: учить детей по образцу складывать узор из кубиков. Затем ставится обратная задача – глядя на кубик – нарисовать узор, который они образуют. Развивать умственные способности детей, учить комбинировать и синтезировать.
Детям предложили 16 кубиков одинаковой окраски. Так же к ним предложены задания, – дети смотрят на карточки с заданиями и подбирают узор.
Суханов Артем: с серией А справился без трудностей, а в следующих сериях наблюдались некоторые сложности. Из 24 карточек он не справился с 4-мя (серия В), где узоры идут сложнее, трудности были с узорами под номерами 4, 8, 10, 16, 22. Собирал узоры внимательно, тщательно смотрел на карточку и подбирал узор. Через некоторое время ему легче собирать серии А, Б, В. Я предложила собрать узор из серии Г и Д. Он с удовольствием согласился и с трудностями справился самостоятельно.
Съедин Дима: с серией А справился методом проб и ошибок, но справился самостоятельно. Интерес проявлялся все больше и больше, и с трудностями складывал все узоры, которые находились в коробке.
Кужелев Евгений: внимательно рассмотрел карточку, предложенную ему, подсчитал сколько должно быть кубиков, отобрал, подобрал рисунок, сложил, проверил правильно ли, совпадает ли. Мальчик действовал самостоятельно, зрительно ориентировался на карточку. Таким образом, он постепенно собрал все серии этой игры.
Кончев Илья: после «знакомства» эта игра его заинтересовала и он без труда собрал серии А и Б. Сложности были в сериях В, Г, Д. От помощи отказывался, действовал самостоятельно, внимательно, сосредоточено.
Борткевич Ира: с серией А справилась с подсказками. Сначала ей давалась игра с затруднениями, а когда она стала под карточку ставить нужный кубик с узором она справлялась все лучше и лучше. Здесь она проявила хитрость.
Зайцев Витя: проявил интерес, сложил узоры без ошибок и привлекал остальных детей.
Кончев Илья: ориентировался на образец, представлял в уме образ и без ошибок складывал узоры.
Вывод: дети научились самостоятельно складывать узоры, исправлять свои ошибки самостоятельно, правильно комбинировать.
Для пространственного мышления знакомили детей с дидактической игрой «кирпичики».
„Кирпичики“
Эта игра – своеобразная гимнастика для ума. Она не только знакомит детей с основами черчения, но главное развивает пространственное мышление ребенка.
В этой игре выполняется 3 вида задания: построить модель из кирпичиков по чертежам – заданиями, сделать чертежи по построенной модели. Сконструировать новые модели и составить чертежи к ним. Это уже сложная творческая деятельность.
Детей знакомили с 3-мя видами (вид спереди, сверху, сбоку). Когда дети освоили эти задачи, приступили к «строительству» по заданию. Дети освоили все чертежи. Они были заинтересованы и с любопытством строили предметы.
Зайцев Витя: усвоил два вида (передний и боковой), тяжелее с верхним видом, требовалась подсказка взрослого. С более трудными заданиями он не справлялся.
Кужелев Евгений: предложенное задание он с легкостью и удовольствием решил самостоятельно.
Суханов Артем: со сложными заданиями не справился, просил помощи со стороны, а остальные строил самостоятельно.
Съедин Дима: выполнил самостоятельно первые 16 заданий, а где были большие конструкции, требовалась помощь. Через некоторое время самостоятельно строил детали и исправлял ошибки.
Борткевич Ира: строила то, что ей было интересно. Без ошибок, самостоятельно.
Волобуев Дима: допускал ошибки при виде сверху. Действовал спокойно, уверенно, настойчиво.
Чурилов Артем: действовал самостоятельно. Если допускал ошибки, сам исправлял. Играл с большим интересом, увлечением.
Кончев Илья: в данных чертежах быстро разобрался, тем самым сумел построить любую фигуры без ошибок.
Для развития логического мышления проводилась дидактическая игра «решки и вкладыши Монтессори».
Решки и вкладыши Монтессори
Цель: вырабатывать умение узнавать и различать форму плоских фигур и их положения на плоскости (зрительно и на ощупь). Готовить детей к овладению письмом и рисованием – вырабатывать умение владеть карандашом, различать границы фигур и видеть линии – контуры, знакомить с геометрическими фигурами – названием фигур.
Фамилия, имя ребенка | Задания, предлагаемые детям: | ||||
Найти вкладыш и вставить в них | Обвести контуры фигур | Обвести вкладыш | Раскрасить | Узнай фигуру на ошупь | |
Кужелев Е. | Без трудностей | Быстро, легко | С трудностями | Легко | Без сложностей |
Съедин Д. | Путем проб и ошибок | Спокойно | С трудностями | Легко | С трудностями |
Суханов А. | Без трудностей | Ровно, спокойно | Спокойно | Быстро, легко | Быстро все фигуры |
Чурилов А. | Небольшие трудности | Легко | Спокойно | Легко | Не все фигуры |
Кончев И. | Зрительно, быстро | Быстро, ровно | Спокойно | Легко | Все фигуры |
Борткевич И. | Трудности | Тяжело | Тяжело | Трудности | Не все фигуры |
Зайцев В. | Без трудностей | Тяжело | Тяжело | Трудности | Тяжело |
Волобуев Д. | Зрительно | Быстро | Спокойно | Легко | Не все фигуры |
Проанализировав полученные данные, можно сказать, что дети правильно называют геометрические фигуры, узнают их на ощупь. Тем самым можно сделать вывод, что у детей сформирована мелкая моторика рук и названия геометрических фигур.
Для пространственного мышления давалась дидактическая игра «Уникуб».
Уникуб
Цель: развивать пространственное мышление, повысить интеллект дошкольника. Учить собирать рисунок по образцу.
Детям предлагаются различные задания из 27 деревянных кубиков.
Борткевич Ира: смогла без трудностей сложить рисунки № 10, 12, 11, 13, 17, 18, 20, 21, 22, 27, 26, 25, 29. В остальных были трудности. Не могла ориентироваться в пространстве.
Кужелев Женя: почти все задания выполнил самостоятельно, без помощи. Собирал с интересом и восторгом.
Съедин Дима: с трудностью собирал рисунки. Внимательно смотрел на картинки, но трудно ориентировался.
Кончев Илья: быстро сориентировался, внимательно смотрел и собирал рисунок. Действовал самостоятельно.
Зайцев Витя: внимательно рассматривал карточки и старательно подбирал нужный кубик. Выполнял медленно, неторопливо. Если ошибался проверял и находил свои ошибки.
Суханов Артем: быстро ориентируется и подбирает кубик с нужным цветом. Самостоятельно выкладывает узор. Внимательно и без ошибок действует.
Волобуев Дима: внимательно рассматривает предложенное ему задание и строит из кубиков тот или иной предмет. Самостоятельно выполнял задания.
Чурилов Артем: с небольшой трудностью собирал конструкцию. Требовалась помощь со стороны взрослых.
Дети хорошо ориентируются в пространстве. У детей постепенно формируются мыслительные операции.
Для выделения целого из множества была предложена игра «Дроби». С развивающей игрой «Дроби » дети знакомились на занятиях. Эта игра предполагает развитие умения видеть целые части и соотносить их по цвету.
Фамилия, имя ребенка | Действия детей |
1. Зайцев В. | Быстро по цвету разлаживал. |
2. Борткевич И. | Были затруднения по количеству. |
3. Суханов А. | Четко выполнил все задания. |
4. Съедин Д. | Допускал ошибки при подборе цвета. |
5. Чурилов А. | Без особых осложнений. |
6. Кончев И. | С объяснениями все раскладывал. |
7. Волобуев Д. | Быстро по цвету разложил. |
В основном все дети справились с игрой. При дальнейших игровых действиях дети допускали меньше ошибок.
Следующую развивающую игру мы предложили «Точечки». Играя в развивающую игру «точечки» у детей четко формируется цвет, счет до 10, ориентация в пространстве.
Сначала предлагали детям справиться с более легкими заданиями: разложить по цвету; разложить по порядку. С этими заданиями все дети справились без трудностей. А вот с заданием № 7: «какие квадраты сложить по 2 вместе, чтобы получилось в каждой паре квадратов по 10 точек» (0+10; 1+9; 2+8 и т.д.)? сколько всех квадратов в игре? ; сколько точек в одном ряду? ; сколько точек в 3-х рядах квадратов? » дети уже затруднялись отвечать, требовалась помощь со стороны взрослых.
Постепенно дети одолели все трудности и выполнили все задания с энтузиазмом и интересом. Результаты можно увидеть в данной таблице:
Фамилия, имя ребенка | Задания, предложенные детям: | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | |
1. Зайцев В. | — | + | + | + | + | + | — | — | — | — | — | — | — |
2. Кужелев Е. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
3. Суханов А. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | — | + | — | — |
4. Съедин Д. | + | + | + | — | + | + | + | + | + | — | + | — | — |
5. Борткевич И. | + | + | + | — | — | — | — | + | + | — | + | — | — |
6. Волобуев Д. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | — | — |
7. Чурилов А. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | — | — |
8. Кончев И. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | — | + | — | — |
1 задание – разложить квадраты по цвету;
2 задание – разложить квадраты чуть-чуть по порядку;
3 задание – разложить красные квадраты по порядку;
4 задание – разложить все квадраты по порядку;
5 задание – предварительно убрать 0 и 10 карточку, после чего ребенок должен сосчитать оставшиеся квадраты;
6 задание – сколько точек на первых зеленых квадратах (желтых, красных);
7 задание – какие квадраты сложить по 2 вместе, чтобы получилось в каждой паре квадратов по 10 точек;
8 задание – сколько всего квадратов в игре;
9 задание – сколько точек в одном ряду квадратов (желтом, красном, зеленом);
10 задание – сколько точек к 3-х рядах квадратов;
11 задание – что одинакового в квадратах одного ряда;
12 задание – разложить все цветные квадраты в стопки по 10 точек, ( 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1);
13 задание – найти 2 одинаковых квадрата (разные, отличные друг от друга).
С целью развития зрительной памяти была предложена дидактическая игра «сложи квадрат». Цель игры: сложить из разных кусочков квадрат. Уметь подобрать цветовую гамму.
Фамилия, имя ребенка | 2 детали | Цвет | 3 детали | Цвет | 4 детали | Цвет | 5 деталей | Цвет | 6 деталей | Цвет | 7 деталей | Цвет |
1. Борткевич И. | + | + | — | + | + | + | — | + | — | + | — | — |
2. Кужелев Е. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
3. Съедин Д. | + | + | + | + | + | + | — | — | — | — | — | + |
4. Кончев И. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
5. Чурилов А. | + | + | + | + | + | + | — | — | — | — | — | + |
6. Зайцев В. | + | + | + | + | + | + | + | — | — | + | — | + |
7. Суханов А. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | — | + |
8. Волобуев Д. | + | + | + | + | + | — | + | + | — | + | — | + |
Как видно из таблицы, многие дети с легким заданием справляются без трудностей и только 2 ребенка из 8 детей справились со сложными заданиями. Дети правильно ориентируются по цвету, нужный цвет подбирают без ошибок, быстро и четко подбирают кусочки, правильно поворачивают, тем самым они показали, что владеют зрительной памятью, хорошо концентрируют внимание.
Борткевич Ира: было тяжело складывать квадрат из 3-х частей, но хорошо ориентировалась в цветовой гамме.
Кужелев Евгений: собирал без особого труда все квадраты и хорошо различает цвета и оттенки.
Съедин Дима: наблюдаются трудности с 5-ю деталями, а из семи не смог сложить. Все цвета знает, но путается в оттенках цветов.
Кончев Илья: подбирал нужный цвет, безошибочно складывал квадрат.
Чурилов Артем: трудности наблюдались в оттенках и с большими деталями квадрата.
Зайцев Витя: требовалась помощь со стороны взрослого в собирании квадрата из 6-7 деталей.
Суханов Артем: оттенки и цвета хорошо знает, отличает и подбирает. Все квадраты сложил, небольшую трудность составил сбор квадрата из семи деталей.
Волобуев Дима: плохо знает оттенки цвета. Затруднения были в собирании квадрата из шести-семи деталей.
Все игры Никитиных мы проводили, как на тематических занятиях, так и в повседневной деятельности. Сумели заинтересовать каждого ребенка, привлечь его внимание к новым развивающим играм. Тем самым мы предполагали, что у детей будут повышаться творчески действия, мыслительные операции. Данные игры учат преодолевать трудности, развивают стремление к самостоятельности.
Развивающие игры – дело новое, оно нуждается в дальнейшем совершенствовании. У детей формируются математические способности, а именно: умение ориентироваться в пространстве, развивается логическая память, формируются мыслительные операции (абстрагирование, сравнивание), расширяются знания о цвете и цветовой гамме, также тактильные ощущения.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 211.