В сырьевую зону входит Игринский, Як - Бодьинский, Селтинский районы. За 2008 год закуплено молока у сельхозпроизводителей 13026 тонн. Закупки сырья по районам отражены в таблице № 2.
Таблица 2. - закупки сырья по районам
Наименование / год | 2006 | 2007 | 2008 | % |
Игринский | 8288 | 7108 | 7600 | 107 |
Як-Бодьинский | 6664 | 6343 | 5225 | 82 |
Селтинский | 116 | 497 | 201 | 40 |
Итого: | 15839 | 13948 | 13026 | 93 |
Как видно из таблицы № 2 в целом по предприятию закупки понизились на 7%. Молоко доставляется на предприятие транспортом как самого предприятия, так и сельхозпроизводителей. В последние годы транспортные расходы по доставке молока значительно увеличились в связи с постоянным ростом цен на бензин, запчасти и т.д. Поэтому более выгодно поставлять молоко на предприятие в административных границах муниципального района и поселений. Но вследствие нехватки сырья предприятие вынуждено завозить молоко и из более отдаленных населенных пунктов, однако это не является постоянным и главным критерием при доставке молока. Другими факторами, определяющими географические границы рынка переработки молока, являются: загрузка производственных мощностей, ценовая политика, сложившиеся хозяйственные связи. Средняя сложившаяся цена на молоко-сырье по районам с НДС представлена в таблице № 3
Таблица 3. - цена на молоко-сырье по районам
Районы | 2006 | 2007 | 2008 | Рост, % |
Игринский | 6,66 | 8,04 | 10,60 | 132 |
Як-Бодьинский | 6,15 | 7,44 | 10,64 | 143 |
Селтинский | 7,36 | 6,93 | 9,09 | 131 |
В среднем по предприятию | 6,40 | 7,72 | 10,58 | 137 |
Из таблицы № 3 видно, что цена на закупаемое молоко-сырье повысилась на 37%. Повышение базовой цены на молоко-сырье положительно сказалось на росте закупочных цен, несмотря на понижение качества. Анализ ценовой политики показывает, что предприятие определяет цену сырого молока по главным критериям:
качество поставляемого молока (сортность, степень охлаждения,
бактериологические и химические показатели);
сезонность.
Молоко как продукт относится к социально значимой группе товаров. В молоке содержится свыше 100 ценнейших компонентов: до 20 сбалансированных аминокислот, почти столько же жирных кислот и сахарлактоза. Молоко включено в состав потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети). В связи с сезонностью производства молокосырья в период увеличения производства молока из-за снижения покупательской активности потребителя на рынке готовой продукции, возникает так называемая проблема "лишнего молока". Чтобы это условно "лишнее молоко" принять и переработать, предприятие идет на определенные издержки, связанные с закладкой этого молока в продукты с "длинным" сроком реализации (масло, казеин технический и т.д.)
Предприятие ОАО "Играмолоко" специализируется на производстве цельномолочной продукции, масле сливочном, казеине техническом и нежирной молочной продукции.
Показатели производственной деятельности представлены в таблице №4
Таблица 4. - показатели производственной деятельности
Наименование | Ед. из. | 2006 год | 2007 год | 2008 год | % |
Товарная продукция | тыс. руб. | 137723 | 143349 | 181605 | 127 |
Цельномолочная | тн | 8417 | 7606 | 7018 | 92 |
Масло сливочное | тн | 317 | 267 | 253 | 95 |
Казеин технический | тн | 145 | 110 | 107 | 97 |
Нежирная молочная продукция | тн | 1835 | 1971 | 1366 | 69 |
Данные показатели работы предприятия (таблица 4) свидетельствуют о том, что произошел рост товарной продукции и связан он с ростом оптово-отпускных цен на молочную продукцию. Это произошло вследствие роста цен на закупаемое молоко - сырье от сельхозтоваропроизводителей, а значит и ростом себестоимости молочной продукции.
Съем товарной продукции с 1 тонны закупленного молока составил в 2008 году 13942 руб. против 10277 руб. в 2007 году. Рост составил 136% к уровню прошлого 2007 года. Увеличилось производство молока 2,5% - рост составил 124% к уровню прошлого года, а именно выросло производство молока 2,5% в пакетах объемом 0,5 литра, увеличилось производство сметаны фляжной 115%, творога "Классического" фляжного - 153%, творога "Классического" в стаканчиках по 400 гр. С уменьшением закупок молока сократились объемы производства цельномолочной продукции в целом на 8%, масло сливочного на 5% и казеина технического на 3%. Рост потребительского спроса на молочную продукцию с каждым годом увеличивается, но главным сдерживающим фактором являются ограниченные ресурсные возможности потребителя, а именно покупательская способность. Потребители переходят на потребление молочной продукции в более мелкой фасовке, а так же потребление развесной продукции, как более дешевой. На предприятии мы сталкиваемся с проблемой координации продаж, производства, склада готовой продукции и транспорта. В итоге - задержки при погрузке готовой продукции, пересортица заказов, нехватка ресурсов, срывы сроков поставки и т.д. Все это влечет за собой низкий уровень логистического сервиса предприятия и большие издержки в системе товародвижения. Без системы управления взаимоотношений с клиентами, информацию о срыве поставок или производства клиент получает по факту. После отправки заказа на производство ситуация выходит из-под контроля. Не отслеживается движение заказа по цепочке. Не ведется статистика по претензиям и как следствие, нет системы реагирования и предотвращения сбоев. До руководства предприятия в основном доходят сведения лишь о самых серьезных проблемах. Все это влечет за собой излишние затраты и влияет на качество обслуживания клиентов.
За 2008 год получено прибыли 586 тыс. рублей, рентабельность составила 0,3%. То есть деятельность предприятия можно отнести к низкорентабельным предприятиям (норма от 1 до 5%).
Валюта баланса на 01.01.2008 года составила 27792 тыс. рублей против 31828 тыс. руб. на 01.01.2009 году. Внеоборотные активы предприятия снизились на 610 тыс. руб. и составили 10885 тыс. руб. или 34,2% от общей суммы актива баланса.
По сравнению с 2007 годом увеличилась стоимость сырья и материалов на 3%. Снизилась дебиторская задолженность покупателей (7359 тыс. руб). Дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты 323 тыс. руб.
В 2008году введено основных средств на сумму 510 тыс. рублей.
Для исполнения собственных оборотных средств использовались краткосрочные кредиты банков.
Предприятие постоянно работает над улучшением качества и расширением ассортимента выпускаемой продукции.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 198.