Экономическая характеристика малых инновационных предприятий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Успех государственной инновационной политики во многом зависит от состояния и уровня развития малого предпринимательства, который является источником инноваций, а также каналом трансфера знаний и технологий. Особая роль здесь принадлежит той части малых предприятий, которые являются инновационно-активными, занимаются созданием инновационного продукта и доведением научно-технических новшеств до возможности их коммерческого использования.

Универсального определения малого инновационного предприятия (МИП) не существует. Более того, в зарубежной практике для этого используются различные количественные признаки: численность работников, в том числе научных сотрудников, объем произведенной инновационной продукции, число нововведений, патентов, количество публикаций по результатам исследований, объем средств, направляемых на научные исследования, а также уровень затрат на научные исследования и разработки.

Учитывая, что в России под инновационно-активной понимается такая организация, которая в течение последних трех лет имела завершенные инновации,[2] а также действует количественный принцип отнесения предприятий к малому предпринимательству, можно сформулировать следующее определение МИП: малое инновационное предприятие по количественным признакам относится к субъектам малого предпринимательства, занимается инновационной деятельностью и в течение отчетного периода имеет новые или значительно усовершенствованные продукты (услуги, производственные процессы), внедренные на рынке.

Для получения государственной поддержки необходимо предусмотреть жесткую регламентацию деятельности малых инновационных предприятий. Например, затраты на НИОКР не должны быть менее 10% в год от общей величины расходов предприятия, а доля отгруженной инновационной продукции не должна быть ниже 30% от общего объема реализации.

Как свидетельствует зарубежный опыт, малые инновационные предприятия – самая массовая и наиболее динамичная институциональная структура экономически развитых стран. В настоящее время их доля в общем числе промышленных предприятий составляет в Германии 62%, в Норвегии 49%, Франция 38%. Самая высокая доля инновационных предприятий среди предприятий промышленности отмечается в Ирландии, где показатель достигает 75%.[3]

МИП являются лидерами в зарождающихся отраслях экономики, они открывают новые сегменты рынка и способствуют развитию уже сложившихся рыночных структур. Они осваивают и внедряют новые технологии, повышают наукоемкость и конкурентоспособность производства и, тем самым, способствуют формированию новых технологических укладов.

Малые инновационные предприятия, создавая потенциал для изменения диспропорций в организации производства, способствуют специализации национальных инновационных систем, формированию рыночного спроса на новые технологии, материалы, продукты и взаимной увязке направлений развития науки и промышленности. Тем самым, малое инновационное предпринимательство придает импульс науке для изменения приоритетов в области прикладных исследований и разработок. С другой стороны, – оно стимулирует процесс производства и доводит до коммерческого результата деятельность научных организаций.

Активно используя интернет-технологии, МИП внедряют новую культуру бизнеса, формируют индивидуальный спрос на новые модели и модификации уже существующих товаров. Малые инновационные предприятия имеют большие возможности в короткие сроки освоить выпуск мелкосерийной, уникальной продукции, наладить производство новых изделий на современной технической основе, с меньшими затратами его перепрофилировать или изменить технологию. Существенна их роль в предоставлении дополнительных услуг по консультированию, наладке и вводу в эксплуатацию новой техники.

Малые предприятия являются своего рода полигонами для крупных компаний. Они активно участвуют в реализации первых этапов инновационного процесса, являющихся наиболее рисковыми, и подготавливают почву для промышленного освоения инноваций большим бизнесом.

Малое инновационное предпринимательство вносит существенный вклад в решение проблемы занятости, создавая наибольшую долю новых рабочих мест специалистов высокой квалификации. Например, в 2000 году 746.000 малых инновационных предприятий европейских стран обеспечивали занятость приблизительно 5 млн. человек, что составляло чуть менее половины всех занятых в отраслях высоких технологий.

МИП активно выходят не только на национальные, но и международные рынки. В настоящее время доля малых и средних фирм в промышленном экспорте инновационной продукции ряда развитых стран составляет: Германии и Нидерландов – примерно 40%, Италии – 20-25%, США и Японии – 15%, причем наибольшее значение здесь имеет международная торговля технологиями. Кроме этого, важными статьями экспорта малых предприятий является продукция машиностроительной, металлообрабатывающей, химической, электротехнической, текстильной и других отраслей промышленности.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 194.