Теоретическое обоснование изменения места малых предприятий в современной инфраструктуре рынка
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Заключение

 

Чтобы обеспечить конкурентную устойчивость, поддержку и защиту интересов малых предприятий России во внешнеэкономической деятельности (ВЭД), рост их экспортного потенциала и повышение доли наукоемкой продукции в объеме экспорта необходима, комплексная система мер государственной поддержки экспорта малых предприятий, которая должна предусматривать: реализацию программы по подготовке предпринимателей к выходу на внешние рынки; предоставление специального пакета помощи малым инновационным предприятиям в лицензировании продукции по международным стандартам, в кредитовании экспортной деятельности при условии гарантирования государством возврата займов, в обеспечении страхования политических, коммерческих, финансовых и других рисков, связанных с ВЭД, в организации информационно-консультационной поддержки экспортеров; содействие в проведении выставок и ярмарок инновационной продукции, организации рекламы и поиске партнеров за рубежом; совершенствование инновационно-технологической инфраструктуры; формирование условий по повышению конкурентоспособности отечественной продукции на международных рынках.

Данные направления государственной поддержки малых инновационных предприятий промышленности России позволят повысить экспортный потенциал этих субъектов хозяйствования и обеспечить высокую эффективность их внешнеэкономической деятельности.

Таким образом, государство и рынок должны содействовать расширению деятельности инновационного сектора экономики, обеспечить проведение эффективной национальной промышленной политики, стимулировать инновационную активность малых производственных предприятий, что, в свою очередь, будет способствовать инновационному прогрессу общества в целом.

Список использованной литературы

 

1. Шулятьева Н.А. Малый бизнес в условиях рынка. Ж. "Деньги и кредит", 1992, N 1

2. Афанасьев В. Малый бизнес: проблемы становления." Российский экономический журнал", 1993

3. Мягков П., Фесенко Е. Малое предпринимательство: государственная поддержка обязательна.

4. "Российский экономический журнал", 1993

5. Шахмалов Ф. Малое предпринимательство в системе рыночных реформ: проблемы роста или выживания. Ж. "Вопросы экономики", 1993

6. Разумнова И. Мелкие предприятия в промышленности США. Ж. «Проблемы теории и практики управления», 1990

7. Оноприенко В.И. «Малые предприятия: Опыт, проблемы» М.: Профиздат, 1991

8. Певзнер А.Г. «Новое о малых предприятиях» М.: АО "Факт", выпуск 2, 1990

9. Серегин А.С. «Эффективность малого бизнеса». М.: Экономика, 1990

10.  Новости Малого Бизнеса. Электронный журнал. Выпуск №44 от 02.11.98

11. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство М. ИНФРА-М, 1998


[1] Городская целевая программа поддержки и развития малого предпринимательства в инновационной сфере на 2004-2006 годы. Постановление Правительства Москвы от 02 ноября 2004 г., N 763-ПП

[2] Инструкция по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения № 4-инновация «Сведения об инновационной деятельности организации», утвержденная постановлением Госкомстата России от 22.07.2002 № 156

[3] Россия и страны мира: Стат.сб./ Росстат. - М., 2006

[4] Галиченко О.Г. Национальная инновационная система России и основные направления ее развития // инновации. 2003, № 6

[5] Российский статистический ежегодник.2005. – М.: Росстат, 2006 – 819 с.

[6] Бортник И.М. 10 лет развития малого инновационного предпринимательства в России // Инновации. 2004. № 1 (68). С.2

[7] Голиченко О. Инновационная система России: модель и перспективы ее развития – М., Изд-во РУДН, 2004

[8] Малое предпринимательство в России. 2006: Стат.сб./ Росстат. - М., 2006.

[9] Еременко Г.А. Малое инновационное предпринимательство в России: вопросы государственной поддержки. – М., ВНТИЦ, 1994. – С. 31.

[10] Дагаев А.А. Фактор НТП в современной рыночной экономике. – М.: Наука, 1994. – С. 99.

[11] Малое предпринимательство в России. 2005: Стат.сб./ Росстат. - М., 2005. - С. 91-95

[12] Шулус А., Малухов К., Трофимова И. Малое предпринимательство заявляет о себе // Российский экономический журнал. ‑ 1996. ‑ № 3-4


Теоретическое обоснование изменения места малых предприятий в современной инфраструктуре рынка

 

Научно-техническая революция, начавшаяся с середины 60-х годов прошлого века, повлияла на существенное изменение характера рыночной экономики, что, в свою очередь, вызвало необходимость формирования новой хозяйственной системы, выстроенной на основе гибкой специализации производства и способной оперативно обновлять номенклатуру выпускаемой продукции, удовлетворять любые требования потребителей.

Создать такую систему на базе крупных предприятий оказалось весьма проблематично. При этом формирование новой хозяйственной системы на базе малых и средних предприятий стало возможным, поскольку они обладали возможностью быстро и с меньшими затратами перестраиваться, были адекватны дифференцированной структуре рынка и готовы удовлетворять требования отдельных его «ниш». В условиях углубления специализации и диверсификации производства, расширения номенклатуры выпускаемых изделий субъекты малого предпринимательства могли быстро осваивать выпуск мелкосерийной и уникальной продукции, осуществлять производство новых моделей и модификаций уже существующих товаров.

Эти причины оказали существенное влияние на рост малых предприятий и превращение их в структурообразующий фактор экономики промышленно развитых стран мира. И, несмотря на то, что крупные предприятия являлись и являются стержнем хозяйственного развития, малое предпринимательство, будучи активно включённым в научно-технический прогресс, постепенно стало катализатором, инициирующего процесс производства. К началу 80-х годов XX века оно вышло за пределы своих традиционных сфер применения (торговля, общественное питание, сфера услуг) и стало участвовать в создании технических инноваций, осваивать новые виды производства и рынков, способствовать внедрению и распространению новых технологий и товаров, вовлекая в активную деятельность значительную часть населения, а также неиспользованные и вторичные ресурсы.

Гибкость, мобильность производства, возможности расширения рынков сбыта, а также удовлетворения разнообразных запросов потребителей – признаки, характерные для малых предприятий, позволили им активно встраиваться в работу крупных компаний, что способствовало созданию системы контрактных отношений между субъектами различных размерных классов, одинаково выгодной для всех сторон.

Крупные предприятия за счет интеграции с малыми и средними получили возможность расширения производственного комплекса, передачи партнерам части функций по снабжению, сбыту, разработке инноваций, повышению качества продукции, а также более оперативной реакции на изменения потребностей рынка и др.

Малые предприятия, вступая в интеграционные объединения со структурами более крупного размера, смогли повысить свою жизнеспособность за счет приобретения стабильных рынков сбыта продукции, получения заказов на производственную и коммерческую деятельность, а также поддержки со стороны промышленных гигантов в виде финансовых ресурсов и средств производства.

В настоящее время взаимодействие малых и крупных предприятий является следствием закономерных процессов, которые связаны с обострением конкуренции в глобальном масштабе, ориентацией производства на материало-, энерго- и трудосберегающие технологии, а также усилением тенденции к фрагментации потребительского спроса.

Объективные факторы развития экономики привели к тому, что субъекты малого предпринимательства перестали быть «второсортным» субъектом экономической деятельности, противопоставляться крупным производственным структурам, рассматриваться как их придаток, требующий только постоянного внимания и поддержки.

Сегодня малые и крупные предприятия выступают как взаимосвязанные и взаимозависимые звенья общественного производства, которые, используя конкурентные преимущества друг друга, обеспечивают достижение сбалансированного и устойчивого экономического роста национальной и мировой экономики. Это определило изменение и усложнение функций малых форм хозяйствования.

Создание рабочих мест для большинства трудоспособного населения, формирование «среднего класса» и конкурентной среды, утверждение демократических принципов и установление социальной стабильности в обществе – функции, традиционно присущие малым предприятиям, в современных условиях перестали быть определяющими. Под влиянием глобализации, информатизации, дематериализации, интеллектуализации всего экономического пространства и отдельных его составных частей роль малого предпринимательства в экономике усложнилась, а на передний план вышли иные характеристики: поддержание экономики в сбалансированном состоянии за счет формирования новой производственной системы, выстроенной на основе гибкой специализации; повышение инновационного потенциала отдельных предприятий, отраслей и экономики в целом, что способствует росту их конкурентоспособности; укрепление международных связей, что активизирует процессы интернационализации производства в мировой экономике, способствует сращиванию национальных хозяйств и усилению их взаимозависимости.

Во-первых, малое предпринимательство является инновационным по своей природе. Но в экономике, которая базируется на внедрении новых знаний и передовых технологий, это его качество усиливается, и малые предприятия превращаются в ключевой фактор трансформационных изменений. Они способствует повышению скорости проведения научных разработок, быстрой коммерциализации результатов исследований, а также адаптации к изменению условий во всех сферах деятельности, что оказывает значительное влияние на темпы инновационного развития страны.

Потребляя от 2 до 5% общего объема финансирования в научно-технической сфере, малые инновационные предприятия создают до 50% крупных нововведений и являются лицензиарами почти 50% инноваций на мировом рынке. В наиболее развивающихся отраслях промышленности (информатика, электроника и биомедицинская техника) из общего количества действующих фирм малые предприятия численностью до 100 человек составляют свыше 80%.[1]

Таким образом, малое предпринимательство становится не только фактором, но и необходимым условием функционирования экономики с инновационной доминантой в развитии. Оно вносит существенный вклад в изменение структуры различных секторов и отраслей национального хозяйства, выступает основой формирования новых рынков.

Во-вторых, экономическая значимость малого предпринимательства в современных условиях вытекает из необходимости поддержания экономики в сбалансированном состоянии за счет формирования новой производственной системы, выстроенной на основе гибкой специализации.

Как было отмечено выше, основным элементом новой производственной системы, сформированной под влиянием научно-технической революции, выступают малые и средние предприятия, которые наиболее соответствуют этой структуре и потребностям рынка, могут быстро и с меньшими затратами перестраиваться и осваивать выпуск мелкосерийной и уникальной продукции.

С другой стороны, определяющим фактором возникновения малого предпринимательства должна быть хозяйственная среда, обеспечивающая эффективное функционирование этого сектора экономики и формирующая условия для получения им необходимых для воспроизводства ресурсов и прибыли.

Опыт стран Запада (Италии, Германии, США) свидетельствует, что материальной основой развития малых форм хозяйствования является гибкая специализация, дающая возможность организации маневренного, маломасштабного производства и его быстрой реакции на изменения потребностей рынка.

Таким образом, для обеспечения сбалансированного развития экономики необходима гибкая производственная специализация, которая рассматривается как необходимое условие функционирования малого предпринимательства, а оно, в свою очередь, является наиболее соответствующей этой новой системе формой организации производства.

В-третьих, в условиях глобализации малые предприятия выступают как неотъемлемая часть национального хозяйства, ее значимый и весомый элемент, так и основной фактор международных экономических отношений.

Малые формы хозяйствования, с одной стороны, обеспечивают конкурентоспособность внутренней экономики и, тем самым, ее свободное взаимодействие с национальными экономиками других стран. С другой стороны, – создают проникающий эффект, в т.ч. и во внешнеэкономическую сферу, в силу своей маневренности, готовности освоить возникающие в результате дифференциации спроса небольшие «ниши» и сегменты мирового рынка, изначальной ориентации на эффективную разработку, освоение и реализацию любых технических разработок.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 162.